Июнь 26, 2019

Импорт рабочей силы

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Иностранная рабочая сила

1.1.      Режим иностранной рабочей силы

1.2.      Уполномоченный орган

1.3.      Корпоративное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

1.3.1.        Документы для получения Разрешения

1.3.2.        Документы для продления Разрешения

1.3.3.        Сроки принятия решений и размер Сбора

1.3.4.        Размер сбора за выдачу Разрешения

1.4.      Индивидуальное разрешение на работу

1.4.1.        Виза кандидата на получение Индивидуального разрешения на работу

1.4.2.        Период принятия решений

1.4.3.        Размер сбора за выдачу Подтверждения

1.4.4.  Привлечение на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников

2.Местная рабочая сила

2.1.      Представительный орган работников или профсоюз

2.2.      Коллективный договор

2.3.      Правила внутреннего трудового распорядка

2.4.      Индивидуальные трудовые договоры

2.4.1.        Язык трудового договора

2.4.2.        Срочные трудовые договоры

2.4.3.   Наем узбекских сотрудников иностранными представительствами аккредитованными в Узбекистане

2.4.4.        Список документов, необходимых для приема на работу

1.           Иностранная рабочая сила

1.1.   Режим иностранной рабочей силы

В целом отсутствуют какие-либо ограничения для ввоза иностранной рабочей силы, особенно специалистов руководящего уровня.

Иностранный гражданин может быть принят на работу на территории Республики Узбекистан, если имеет индивидуальное разрешение на работу (Индивидуальное разрешение на работу), выданное принимающему юридическому лица-резиденту. Юридическое лицо-нерезидент, которое выступает работодателем нерезидента в свою очередь должно иметь разрешение на ввоз иностранной рабочей силы (Корпоративное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы).

Основными нормативными актами, регулирующими импорт рабочей силы в Узбекистан, являются:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.11.2018 г. № ПП-4008 «О мерах по созданию благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан квалифицированными специалистами иностранных государств»;
  2. Постановление Кабинета Министров № 244 от 25.03.2019 г. «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан»;
  3. Инструкция о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан (Зарегистрирована МЮ N 285 от 20.11.1996 г., утверждена Минтрудом N 44-II от 15.07.1996 г.) (на практике не применяется, но пока не отменено).

1.2.   Уполномоченный орган

Органом, в который подаются обращения в процессе импорта рабочей силы является Агентство по вопросам внешней трудовой миграции Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (Агентство или Агентство по иностранной рабочей сил).

Агентство по внешней трудовой миграции выдает и продлевает Корпоративные разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а также предоставляет Индивидуальные разрешения на работу иностранным гражданам на территории Республики Узбекистан.

Для получения разрешения необходимо:

  • Обратиться в явочном порядке в Центр государственных услуг; или
  • подать заявку в электронной форме через Единый портал государственных услуг (my.gov.uz); или
  • подать заявку через онлайн-площадку (еще не созданы).

1.3.   Корпоративное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Перед трудоустройством иностранных граждан юридическое лицо Узбекистана должно получить Корпоративное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. А каждый иностранный гражданин, работающий в Узбекистане должен получить индивидуальное подтверждение на работу. Оба этих документа должны быть выданы Агентством по иностранной рабочей силе.

1.3.1.Документы для получения Разрешения

При обращении в явочном порядке (в Центр государственных услуг) или в электронном порядке (через ЕПИГУ или онлайн-площадку) работодатель должен представить следующие документы:

  • заявление;
  • копия паспорта работодателя — физического лица или руководителя юридического лица.

Заявление и приложенные документиы должны быть заверены ЭЦП. В случае отсутвия ЭЦП, последнее может быть получено там же, в Центре государственных услуг.

За рассмотрения заявления взимается сбор в размере 1 МРЗП (примерно 25$ США).

1.3.2.Документы для продления Разрешения

Для продления срока действия Корпоративного разрешения, работодатель или его представитель должны представить в явочном или электронном порядке следующие документы:

  • заявление, заверенное ЭЦП работодателя;
  • копия паспорта работодателя  — физического лица или руководителя юридического лица.

Для продления срока действия Корпоративного разрешения работодатель обращается за 20 рабочих дней до истечения срока действия Корпоративного разрешения.

1.3.3.Сроки принятия решений и размер Сбора

Решение о Корпоративное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы производится в течение 15 рабочих дней.

Разрешение действует в течение одного (1) года.

Разрешение выдается работодателю в Центре государственных услуг (при обращении в явочном порядке) или направляется Агентством напрямую через ЕПИГУ или онлайн-площадку.

1.3.4.Размер сбора за выдачу Разрешения

Работодатель в течение 5 рабочих дней после поступления уведомления о выдаче разрешения осуществляет оплату сбора за выдачу разрешения в размере 50 МРЗП.

1.4.   Индивидуальное разрешение на работу

На основании Корпоративного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, работодатели заключают предварительный трудовой договор с иностранным гражданином, проживающим за границей на трудоустройство по определенной вакансии, на которую они хотят привлечь или использовать иностранного работника в качестве специалиста.

Трудовой договор подписывается обеими сторонами, после чего работодатель или его уполномоченный представитель в явочном порядке (через Центр государственных услуг) или в электронном виде (через ЕПИГУ или специализированную онлайн-площадку) подает в Агентство заявление для получения индивидуального разрешения на работу для соответствующего иностранного специалиста, заверенное ЭЦП работодателя. К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. анкета на иностранного специалиста (заверенная ЭЦП работодателя) (по стандартной форме);
  2. проект трудового договора, подтверждающий предварительную договоренность с работодателем о намерении и условиях привлечения иностранного работника на территорию Республики Узбекистан, с указанием заработной платы;
  3. обязательство руководителя, заверенное ЭЦП работодателя (по стандартной форме);
  4. фотография размером 3 x 4;
  5. копия национального паспорта иностранного работника (с указанием срока действия въездной визы);
  6. сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный медицинскими учреждениями Республики Узбекистан;
  7. документы, подтверждающие квалификацию иностранного работника (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников);
  8. краткие сведения о работодателе (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников);
  9. копия паспорта работодателя- физического лица или руководителя работодателя (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников).

За рассмотрение заявления на получение Подтверждения взимается сбор в размере 1 МРЗП.

1.4.1.Виза кандидата на получение Индивидуального разрешения на работу

В случае, когда на момент подачи заявки в Агентство для Индивидуального разрешения на работу, иностранный работник находится в Узбекистане, то документы принимаются, если иностранный работник имеет одну из следующих виз:

  • рабочая виза «E»,
  • бизнес-виза «B-1» или «B-2» или
  • рабочая виза «S-3».

В отношении иностранных специалистов, пребывающих в Республике Узбекистан с просроченной визой или без регистрации в ОВД более 3-х дней, исключая выходные и праздничные дни, или въехавших в Республику Узбекистан по туристической гостевой визе, пакет документов на получение «подтверждения» на право трудовой деятельности не принимается.

1.4.2.Период принятия решений

Срок рассмотрения данной категории запросов составляет  15 рабочих дней.

1.4.3.Размер сбора за выдачу Подтверждения

Работодатель в течение 5 рабочих дней после поступления уведомления о выдаче Подтверждения осуществляет оплату сбора за выдачу Подтверждения в следующих размерах:

  1. для высококвалифицированных специалистов, а также преподавателей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентские школы и высшие учебные заведения – 1 МРЗП;
  2. для квалифицированных специалистов – 2 МРЗП;
  3. для соотечественников – 2 МРЗП;
  4. для иных иностранных граждан – 30 МРЗП.

1.4.4.Привлечение на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников

Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, отвечающие следующим требованиям:

  1. окончившие высшие образовательные учреждения, занимающие первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно-признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education, Academic Ranking of World Universities);
  2. имеющие опыт работы не менее 5 лет по заявленной специальности либо специальности по диплому; и
  3. условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 60 тыс. долларов США в год;

Квалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, отвечающие следующим требованиям:

  1. имеющие высшее образование;
  2. имеющие опыт работы не менее 5 лет по заявленной специальности либо специальности по диплому; и
  3. условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 30 тыс. долларов США в год;

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-4008 от 07.11.2018, с 1 декабря 2018 года:

  1. Для привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов требуется получение только Подтверждения (Разрешение получать не требуется);
  2. За оформление и выдачу (продление) Подтверждения взимается плата в размере 1 МРЗП (для высококвалифицированных специалистов) и 2 МРЗП (для квалифицированных специалистов);
  3. Срок действия Подтверждения составляет (по желанию заявителя) до 3 лет со дня выдачи, с возможностью продления, но не более чем на 3 года в каждом случае.

Высококвалифицированным и квалифицированным специалистам предоставлены следующие условия работы в Узбекистане:

  • высококвалифицированные и квалифицированные специалисты имеют право работать по совместительству на территории Республики Узбекистан без получения подтверждения для работы по совместительству;
  • многократная рабочая виза высококвалифицированным и квалифицированным специалистам выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не свыше 3 лет;
  • продление срока действия выданных высококвалифицированным и квалифицированным специалистам рабочих виз осуществляется без необходимости их выезда с территории Республики Узбекистан на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на 3 года в каждом случае;
  • на срок действия трудового или гражданско-правового договора высококвалифицированным специалистам и членам их семей по желанию оформляется вид на жительство;
  • после досрочного расторжения договора с работодателем высококвалифицированные и квалифицированные специалисты вправе искать нового работодателя в течение 30 рабочих дней, в период которых действие ранее выданных им подтверждений, виз и видов на жительство сохраняется.
1.4.4.1. Налогообложение доходов иностранных высококвалифицированных специалистов

С 1 января 2019 года с высококвалифицированных специалистов взимается налог на доходы физических лиц в размере 50 % от его установленной ставки (ставка налога на доходлы физических лиц в 2019 году составляет 12 %).

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора по основаниям, связанным с виновными действиями работника, сумма налога, неуплаченная в связи с предоставлением вышеуказанной налоговой льготы, взыскивается с него в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

2.           Местная рабочая сила

2.1.   Представительный орган работников или профсоюз

Трудовое законодательство Республику Узбекистан предусматривает, что интересы работников могут быть представлены профсоюзами или других выборными органами работников. Выборы представительных органов работников осуществляется общим собранием работников (конференция).

Создание корпоративной профсоюзной организации не является обязательным.

В соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Узбекистана, право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем принадлежит профсоюзу в лице его уполномоченного органа, другого представительного органа, уполномоченного работниками, или непосредственно общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

2.2.   Коллективный договор

В соответствии со статьей 31 Трудового кодекса, любая из сторон имеет право инициировать переговоры о заключении и изменении коллективного договора работников. В соответствии с частью первой статьи 177 Трудового кодекса Республики Узбекистан, работодатель обязан заключить коллективный договор. Однако, если работники не инициировали заключение коллективного договора, работодатель не обязан его заключить.

В то же время, трудовые органы Узбекистана считают, что заключение коллективного договора, желательно как для работодателя, так и работников, поскольку позволяет урегулировать ряд вопросов, которые не отражены в законодательстве. Но опять же стороны не обязаны заключать его.

Несмотря на то, что коллективный договор зависит от особенностей труда, социально-экономических и профессиональных отношений конкретных организаций, тем не менее он должен быть основан на следующих принципах, установленных законом:

  • соблюдение норм законодательства;
  • полномочность представителей сторон;
  • равноправие сторон;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
  • добровольность принятия обязательств;
  • реальность обеспечения принимаемых обязательств;
  • систематичность контроля;
  • неотвратимость ответственности.

2.3.    Правила внутреннего трудового распорядка

Работодатель должен разработать:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка; и
  • некоторые другие корпоративные документы.

2.4.   Индивидуальные трудовые договоры

2.4.1.Язык трудового договора

Трудовой договор должен быть оставлен на узбекском языке, а в случае, если большинство сотрудников не понимают по-узбекски, то он должен быть выполнен на двух языках: на узбекском языке и на соответствующем другом языке (включая английский).

Важное примечание: принуждение работника подписать трудовой контракт на языке, который он (она) не понимает может рассматриваться как нарушение трудовых прав работника.

Аналогичные требования распространяются на все уведомления и дополнения к трудовому договору.

2.4.2.Срочные трудовые договоры

Существуют общие ограничения в отношении срочных трудовых договоров.

В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса Республики Узбекистан трудовые договоры могут заключаться:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет;
  • на время выполнения определенной работы.

Трудовой договор, заключенный на срок выполнения определенной работы является срочным трудовым договором. Статья 76 Трудового кодекса предусматривает, что срочные трудовые договоры могут заключаться только в том случае трудовые договоры на неопределенный срок не могут быть заключены в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса.

Законодательство определяет такие обстоятельства, включая, но не ограничиваясь следующим:

  1. характер предполагаемой работы;
  2. условия выполнения работ;
  3. интересы работника; и
  4. другие случаи, предусмотренные законодательством.

2.4.3.Наем узбекских сотрудников иностранными представительствами аккредитованными в Узбекистане

Исполнение трудовых обязанностей сотрудниками представительства иностранной коммерческой организации аккредитованной в Узбекистане регулируется законодательством Республики Узбекистан. Узбекское законодательство устанавливает ряд требований к оформлению трудовых отношений.

При принятии на работу узбекского сотрудника, головная компания обязана выполнить следующие действия:

  1. проверить, имеет ли узбекский работник все необходимые документы (см ниже);
  2. заключить трудовой договор с каждым узбекским сотрудником и хранить подписанные трудовые контракты в Представительстве;
  3. получить от каждого узбекского сотрудника его трудовую книжку или справку о трудовых записях c предыдущего места работы или справку с основного места работы, если работник нанимается по совместительству. Каждый узбекский работник должен представить его / ее трудовую книжку в Представительство. Если узбекский сотрудник нанимается впервые, то Представительство должно оформить ему новую трудовую книжку;
  4. выдать каждому узбекскому сотруднику приказ о приеме его на работу;
  5. проинформировать каждого узбекского работника об условиях труда, рисках профессиональных или иных заболеваний, льготах и компенсациях, а также о средствах индивидуальной защиты;
  6. проинформировать каждого узбекского работника о правилах внутреннего трудового распорядка и о порядке приема на работу и собрать их подписи, подтверждающие факт такого ознакомления.

2.4.4.Список документов, необходимых для приема на работу

При приеме на работу работник предоставляет следующие документы:

  1. Паспорт или заменяющий его документ;
  2. Трудовая книжка (за исключением лиц, принимаемых на работу впервые)[1];
  3. Военный билет или приписное свидетельство (для военнообязанных);
  4. Диплом об окончании высшего или среднего специального, профессионального учебного заведения;
  5. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  6. ИНПС (индивидуальный накопительный пенсионный счет).

[1] Лица, поступающие на работу по совместительству, предоставляют справку с основного места работы вместо трудовой книжки.