Август 23, 2019

Энергетический сектор Узбекистана

  1. Государственное регулирование

1.1.        Государственные корпорации в области энергетики

1.2.        Органы государственного управления в области энергетики

  1. Налоговые и таможенные льготы.

2.1.        Общие налоговые льготы в случаях модернизации производственных мощностей

2.2.        Таможенные льготы в сфере гидроэнергетики

2.3.        Льготы производителям приборов учета электрической энергии

2.4.        Налоговые льготы производителям энергии из возобновляемых источников

2.5.        Компенсационные выплаты

  1. Лицензирование

3.1.        Лицензии для осуществления проектно-строительной деятельности

3.1.1.    Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств

3.1.2.    Разработка архитектурно-градостроительной документации

3.1.3.    Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма

3.1.4.    Аккредитация юридических лиц, осуществляющих экспертизу строительных проектов

3.1.5.    Лицензирование проектов на условиях «под ключь» (Engineering Procurement Construction)

3.2.        Иные разрешительные документы и экспертные заключения

  1. Государственно-частное партнерство в сфере возобновляемой энергетики

 

1. Государственное регулирование

1.1. Государственные корпорации в области энергетики

До недавнего времени Государственная Акционерная Компания «Узбекэнерго» была единственным участником энергетического рынка (естественная монополия). За последнее время данная государственная корпорация перетерпела ряд изменений и в результате правительство делегировало административно-регулятивные полномочия по управлению энергетическим сектором другим (новым) участникам рынка. Но данная компания все еще существует и на данном переходном этапе имеет следующие основные полномочия в сфере энергетики:

  1. разрабатывает программы развития электроэнергетики;
  2. осуществляет модернизацию генерирующих мощностей и электрических сетей (за исключением гидроэнергетики);
  3. устанавливает режим функционирования единой электроэнергетической системы;
  4. управляет магистральными электрическими сетями (данное полномочие передается АО «НЭС Узбекистана»);
  5. разрабатывает нормативные документы в области электроэнергетики;
  6. проводит работу по демонополизации предприятий энергетической отрасли.

Первой большой государственной корпорацией выделенной из состава АО «Узбекэнерго» был АО «Узбекгидроэнерго». Все активы гидроэлектрического направления деятельности Узбекэнерго (т. е. дочерние компании) и Объединение «Узсувэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства были переданы в состав Узбекгидроэнерго. На данный момент, Узгидроэнерго имеет следующие основные полномочия в сфере энергетики:

  • реализует Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017-2021 годы;
  • осуществляет централизованное технологическое управление объектами гидроэнергетики;
  • реализует инвестиционные проекты по строительству новых и модернизации действующих гидроэлектростанций;
  • сотрудничает с международными компаниями и финансовыми институтами по привлечению иностранных инвестиций;
  • осуществляет оперативно-диспетчерское управление через Национальный диспетчерский центр;
  • осуществляет 100-процентную закупку электроэнергии, производимой предприятиями АО «Узбекгидроэнерго».

Следует отметить, что согласно Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики ожидается реорганизация АО «Узбекэнерго» с созданием на его базе трех акционерных обществ: АО «Тепловые электрические станции», АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и AО«Региональные электрические сети».

На данный момент АО «НЭС Узбекистана» осуществляет функцию Единого закупщика электрической энергии. Более того, транспортировка по республиканским магистральным сетям и международного транзита энергии будет осуществляться исключительно данным обществом. Также АО «НЭС Узбекистана» будет выполнять функции единого оперативно-диспетчерского управления производителей (включая частных)  электрической энергии и магистральных (региональных) электрических сетей. Задачи связанные с осуществлением управления предприятиями территориальных электрических сетей, которые распределяют и непосредственно продают электроэнергию конечным потребителям будут решаться АО «Региональные электрические сети». АО «Тепловые электрические станции» будут непосредственно управлять отраслью теплоэнергетики.

Наряду с вышеперечисленными корпорациями существуют АО «национальная энергосберегающая компания». Основной задачей данной компании является внедрение современных энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях и в силу этого выступает единственным поставщиком товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных технологий в государственный сектор.

На сегодняшний день вместо исторического АО «Узбекэнерго» существуют следующие компании:

  1. АО «Тепловые электрические станции»,
  2. АО «Узбекгидроэнерго»,
  3. АО «Национальные электрические сети Узбекистана»,
  4. AО«Региональные электрические сети».

1.2. Органы государственного управления в области энергетики:

Кабинет министров Республики Узбекистан

  • принимает государственные программы в данной сфере;
  • формирует баланс производства и потребления электрической энергии;
  • определяет порядок финансирования объектов электроэнергетики;
  • содействует реализации проектов по производству электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии;
  • формирует тарифную политику на рынке возобновляемых источников энергии.

Министерство энергетики Республики Узбекистан

  • является органом государственного управления в сфере энергетики;
  • реализует инвестиционные проекты в топливно-энергетической отрасли;
  • привлекает частный капитал в процессы добычи и производства энергоресурсов;
  • учувствует от имени Узбекистана, реализует соглашения о разделе продукции;
  • выдает лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в сфере энергетики
  • согласовывает типовые договоры на поставку энергоресурсов (электроэнергия, природный газ и др.);
  • обеспечивает разработку и реализацию инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в сферах нефти, газа, электроэнергетики, использования атомной энергии в мирных целях и угольной промышленности;
  • реализует права собственности на свое имущество, осуществляет управление государственными акциями;
  • разрабатывает и формирует политику развития возобновляемых источников энергии;
  • координирует работы по строительству объектов возобновляемых источников энергии.

 

«Узэнергоинспекция» при Минэнерго

  • участвует в процедуре определения готовности к эксплуатации объектов электроэнергетики и потребителей;
  • осуществляет контроль за выполнением обеспечения безопасности в сфере производства и потребления энергии.

 

Министерство экономики и промышленности

  • разрабатывает программные меры в сфере снижения ресурсоемкости и капиталоемкости объектов социальной сферы;
  • проектирует городские агломераций с учетом внедрения энергосберегающих, экологически чистых технологий;
  • внедряет энергетические установки с использованием возобновляемых источников энергии, в том числе альтернативных и низкосортных видов топлива;
  • подготавливает аналитические материалов о состоянии развития промышленности, в том числе локализации, ходе реализации мер по повышению энергоэффективности производства.

 

Секретариат по вопросам развития топливно-энергетической и базовых отраслей промышленности

  • экспертизу предложений по модернизации топливно-энергетической отрасли, атомной и альтернативной энергетики путем внедрения новых технологий на условиях ГЧП;
  • разработку нормативно-правовых актов в сфере мирного использования атомной и возобновляемой энергии;
  • реализацию задач по дальнейшей локализации производства импортозамещающих продукций на базе местных сырьевых ресурсов.

 

2. Налоговые и таможенные льготы

2.1. Общие налоговые льготы в случаях модернизации производственных мощностей
Налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму: средств,
  • направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства;
  • приобретение нового технологического оборудования;
  • расширение производства в форме нового строительства;
  • реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд;
  • а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли производится в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию — с момента ввода его в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 221 НК РУз от налога на добавленную стоимость освобождается импорт:

  1. технологического оборудования, ввозимого на территорию РУз по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования;
  2. имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

2.2. Таможенные льготы в сфере гидроэнергетики

Для целей реализации Программы мер по развитию гидроэнеретики сроком до 1 января 2022 года от таможенных платежей освобождаются:

  • оборудование;
  • сырье и материалы;
  • комплектующие, приборы, запасные части;
  • технологическую документацию,

не производимые в республике, ввозимые в рамках реализации инвестиционных проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.

2.3. Льготы производителям приборов учета электрической энергии

Отечественные производители приборов учета электрической энергии на срок до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввоз комплектующих, сырья и материалов, используемых для производства приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования, поставляемых по заключенным договорам с АО «Узбекэнерго», а также налога на добавленную стоимость при реализации указанных приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования.

2.4. Налоговые льготы производителям энергии из возобновляемых источников

Организации-производители с момента ввода в эксплуатацию установок по производству энергии из возобновляемых источников освобождаются сроком на 10 лет от уплаты

  • налога на имущество в части установок по производству энергии из возобновляемых источников;
  • и земельного налога по участкам, занятым этими установками;
  • а также налога на добавленную стоимость; и

обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан в части объемов энергии, реализуемых структурным предприятиям ГАК «Узбекэнерго».

Организации, специализирующихся на выпуске установок по производству энергии из возобновляемых источников, сроком на 5 лет с даты их государственной регистрации:

  • от всех видов налогов; а также
  • обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

2.5. Компенсационные выплаты

С 2020 года Правительство будет оказывать активное содействие внедрению энергоэффективных технологий, а именно за счет средств государственного бюджета будет предоставлять физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по банковским кредитам на приобретение установок возобновляемых источников энергии и другого энергоэффективного оборудования:

физическим лицам – по кредитам до 500 миллионов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования, но не более чем на 8 процентных пунктов;
юридическим лицам – по кредитам до 5 миллиардов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования, но не более чем на 5 процентных пунктов.

3. Лицензирование

3.1. Лицензии для осуществления проектно-строительной деятельности

В области строительство объектов энергетики лицензиаром является Минстрой РУз. Необходимо получить следующие виды лицензий и свидетельств:

  • Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (срок действия лицензии 5 лет).
  • Разработка архитектурно-градостроительной документации (с неограниченным сроком действия).
  • Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма (выдается сроком на 5 лет).
  • Экспертиза строительных проектов (аккредитация лиц, осуществляющих такую деятельность).

При проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений в обязательном порядке предусматриваются: (1) обеспечение энергоэффективности зданий; (2) предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации. Следует отметить, что нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений находятся на стадии разработки.

3.1.1. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств

Для получения данной лицензии заявитель-юридическое лицо должен иметь в своем штате специалистов (главных инженеров и главных архитекторов проекта, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному оборудованию, сетям и системам, специальным разделам проекта), со стажем работы в этой отрасли не менее пяти лет, представив следующие документы:

  1. заявление о выдаче лицензии, копию свидетельства о госрегистрации и документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления;
  2. характеристику технических средств, необходимых для проектирования, строительства, эксплуатации этих объектов.
  3. список сотрудников, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией объектов повышенного риска и потенциально опасных производств, с указанием
  • занимаемых должностей,
  • специальности по образованию,
  • стажа работы по специальности,
  • перечня основных объектов, в проектировании которых эти сотрудники принимали участие.

3.1.2. Разработка архитектурно-градостроительной документации

Лицензионные требования по разработке архитектурно-градостроительной документации различаются в зависимости от класса документации и категорий сложности объекта. Большинство объектов энергетики подпадают под третью категорию сложности и в группа «А» класса. Учитывая эти обстоятельства, законодательство, среди прочего, требует от заявителя удовлетворения следующих условий:

  1. осуществления деятельности не менее одного года;
  2. наличие у заявителя необходимых условий для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  3. наличие в штате не менее 25 специалистов, в том числе директора, не менее 3 главных инженеров проектов, 1 главного архитектора проектов и 3 архитектора по основному месту работы, остальные 17 специалистов по основному месту работы или по совместительству;
  4. копии приказов о приеме на работу на предприятие;
  5. наличие документов, подтверждающих профподоготовку специалистов;
  6. опыт работы персонала в данной отрасли;
  7. наличие документов системы контроля качества разрабатываемой документации и авторского надзора;
  8. список всех выполненных работ по проектированию не менее десяти объектов.

3.1.3. Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма

К лицензионным требованиям относятся:

  1. наличие в штате не менее двух специалистов с документами (свидетельства, удостоверения, сертификаты о специальной подготовке), имеющих стаж практической работы не менее трех лет в данной области;
  2. наличие у заявителя необходимого оборудования, инвентаря и снаряжения, а также других специальных технических средств, обеспечивающих соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет следующие документы:

  1. заявление о выдаче лицензии, копию свидетельства о госрегистрации и документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления;
  2. список специалистов, имеющих документы на право производства ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах с указанием занимаемых должностей, специальности по образованию и стажа работы по специальности;
  3. характеристику технических средств, необходимых для производства работ на высотах.

3.1.4. Аккредитация юридических лиц, осуществляющих экспертизу строительных проектов

Ниже приведены требования и условия для аккредитации:

  1. отсутствие в составе учредителей и (или) бенефициаров органов экспертизы должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и (или) их аффилированных лиц;
  2. наличие соответствующих зданий и сооружений, технико-технологических и аппаратно-программных средств, необходимых для осуществления деятельности органа экспертизы на основе имущественного права или иного вещного права;
  3. наличие в штате претендента не менее пяти специалистов (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и строительству, конструкторов, технологов, инженерного оборудования, сетей и систем, специалистов по транспорту и специальным разделам проекта), имеющих соответствующее профессиональное образование по проведению экспертизы строительных проектов и стаж работы не менее пяти лет по проектным работам;
  4. формирование базы данных, содержащей нормативно-правовые акты и нормативные акты в области технического регулирования.

Заявителю необходимо заполняет анкету и приложить (1) копии документов, подтверждающих принадлежность зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления деятельности по экспертизе прав собственности, к потребителю и (2) копии дипломов специалистов.

3.1.5. Лицензирование проектов на условиях «под ключь» (Engineering Procurement Construction)

В виде исключения, Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее — НАПУ) вправе единовременно допускать подрядчиков, в том числе иностранных, к реализации проектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction) (далее — ЕРС-подрядчики) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупк и строительные работы), включенных в государственные программы развития Республики Узбекистан, без получения соответствующей лицензии и (или) разрешения в сфере строительства при условии возложения на ЕРС-подрядчиков полной ответственности за качественную реализацию проектов; Но при этом, ЕРС-подрядчики должны иметь практический опыт по аналогичным проектам, определенные финансовые показатели, численность компетентного инженерного состава и соответствовать другим критериям, установленным НАПУ. Данное Агентство также имеет право определять требования и согласовывать использование ЕРС-подрядчиками международных и (или) национальных нормативных документов в области технического регулирования.

3.2. Иные разрешительные документы и экспертные заключения:

  1. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
  2. Разработка предпроектной и проектной документации проектов по техническому заданию государственного органа (инициатора), если сумма проекта составляет больше 10 млрд. сумов;
  3. Согласование проектно-сметной документации;
  4. Заключение экспертизы промышленной безопасности;
  5. Заключение государственной экологической экспертизы;
  6. обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
  7. Согласование проектной документации с архитектурно-градостроительным советом при Минстрое в части ее соответствия архитектурно-планировочному заданию;
  8. Заключение государственной экспертизы на предмет противопожарной безопасности и сейсмостойкости объекта;
  9. Разрешение на производство строительно-монтажных работ;
  10. Разрешение на специальное водопользование;
  11. Получение технических условий на подключение к единой электроэнергетической системе электроустановок производителей;
  12. Разработка проекта подключения электроустановок производителей к единой электроэнергетической системе;
  13. Подключение юридических лиц-потребителей к электрическим сетям;
  14. Лицензирование экспорта и импорта специфических товаров;
  15. Сертификация импортных товаров;
  16. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;
  17. Подтверждения права на трудовую деятельность.

4. Ценообразование и тарифы

В Узбекистане установлен государственный механизм ценообразования на энергоресурсы. Правительство периодически принимает акт, где указывает основные расценки за потребляемую электрическую энергию. Данные тарифы устанавливаются при продажи электроэнергии потребителям. В зависимости от объема используемой энергии, потребители делятся на группы с соответствующими ценовыми категориями. На данный момент существует четыре группы потребителей электрической энергии.

По законодательству производители электрической энергии обязаны продавать электроэнергию Единому закупщику электрической энергии – АО «Национальные электрические сети» и его территориальным подразделениям, а также АО «Узгидроэнерго» на договорной основе. Производители энергии из возобновляемых источников также могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы потребителей электрической энергии на условиях блок-станций.

Цена за переданную электрическую энергию из возобновляемых источников определяется в следующем порядке: [Оптовая цена за электрическую энергию = Тарифы для потребителей – НДС[1] – величина себестоимости передачи единицы электроэнергии – величина стоимости распределения и продажи].

При этом, показатели величины себестоимости передачи и стоимости распределения и продажи определяются в зависимости от географического расположения производителя от ближайших магистральных линий электропередачи, потери при передаче и от мощностей производителя. Но цена для конечных потребителей не может быть выше установленного Правительством верхнего предела.

5. Государственно-частное партнерство в сфере возобновляемой энергетики

С принятием закона об использовании возобновляемых источников энергии данная отрасль стала приобретать частный коммерческий интерес. В данном направлении энергетики Правительство за последние годы приняло два государственных программ: на 2015-2019 и на 2017-2021 годы; Согласно Программе за 2017-2021 годы предусматривается реализация 810 проектов на общую сумму 5,3 миллиарда долларов в период 2017-2025 годы.

Правительство приняло акт по привлечению частных инвестиций в данную отрасль для (1) создания фотоэлектрических станций с объемом инвестиций до одного миллиарда долларов США и (2) модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1 984 МВт и проектной стоимостью 2,6 млрд долл. США. Экспериментально первый проект был запущен на территории Наваинской области.

Исполнительным органом выступает АО «Узбекэнерго» (Публичный партнер). С сентября 2019 года на основе опыта постройки фотоэлектрических станций, проекты распространятся на другие площадки.  Процедура отбора инвестора будет проходить в рамках ЗРУ от 10.05.2019 г. «О государственно-частном партнерстве» ЗРУ-537, но с учетом особенностей энергетической отрасли, где, например, тендерная документация будет разрабатываться международными финансовыми институтами и консалтинговыми компаниями. В силу того, что размеры инвестиций в проект по созданию фотоэлектрических станций превышал USD 1 000 000, тендер проводится в два этапа. Двухэтапный тендер включает в себя этапы предварительной квалификации и отбора победителя тендера:

  • на первом этапе рассматриваются заявки и оцениваются тендерные предложения, разработанные на основе концептуальных и технических решений, указанных в условиях тендерной документации. Допускается проведение переговоров с претендентами по параметрам предмета тендера;
  • на втором этапе рассматриваются и оцениваются внесенные технические и коммерческие (финансовые) предложения с учетом уточненных параметров предмета тендера, с обязательным указанием цены (тарифа).

Данная процедура будет осуществляться в следующей последовательности:

  • В энергетике, в основном, Публичный партнер или соответствующие государственные органы будут инициировать концепцию проекта государственного частного партнерства (далее — ГЧП).
  • Агентство по развитию государственного частного партнерства одобряет концепцию проекта ГЧП.
  • Концепция проекта ГЧП, в зависимости от объема инвестиций, утверждается Публичным партнером или Кабинетом министров.
  • Агентство по развитию ГЧП включает концепцию проекта ГЧП в Реестр проектов государственного-частного партнерства.
  • Государственный партнер принимает решение о создании тендерной комиссии.
  • После разработки тендерной документации Тендерная комиссия утверждает предварительную тендерную документацию.
  • Тендерная комиссия объявляет тендер с приложением документов по предварительной квалификации.
  • После получения заявок на предварительную квалификацию, Тендерная комиссия проводит оценку данных заявок и отбор инвесторов, прошедших предварительную квалификацию.
  • Государственный партнер проводит конференцию участников тендера и с учетом поступивших предложений от участников тендера предоставляет Правительству окончательный проект тендерной документации.
  • Тендерная комиссия утверждает окончательную тендерную документацию и публикует ее.
  • Тендерная комиссия проводит тендер и вскрытие тендерных предложений.
  • На основе результатов оценки тендерных предложений Публичный партнер вместе с Министерством инвестиций и внешней торговли принимает решение о реализации проекта ГЧП.
  • Публичный партнер подписывает соглашение с победившим в тендере инвестором.

[1]При этом, расчеты без учета налога на добавленную стоимость производятся в период действия льгот и преференций по освобождению от налога на добавленную стоимость.