Ноябрь 2, 2020

Лицензирование в Узбекистане

Введение

Нормативно правовая база

Основные термины

Компетентные органы

Особенности лицензирования

Процедуры и стоимость

Лицензионные соглашения

Приостановление, прекращение и аннулирование лицензии

Реестр лицензий

Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Реформы в сфере лицензирования

Введение

Лицензирование — один из наиболее распространенных инструментов государственного контроля в Узбекистане.

Так, под лицензией понимается  разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу (ст.3 Закона РУз №71-II от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием(ст.7 Закона РУз №71-II от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Подробный перечень видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию на территории Узбекистана можно найти здесь. Кроме того, о видах лицензируемой деятельности, а также об их лицензионных требованиях и условиях можно подробно ознакомиться на Портале электронного лицензирования.

Нормативно правовая база

В Республике Узбекистан эту сферу регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Закон РУз №71-II от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  2. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5409 от 11.04.2018г. «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса»;
  3. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-2164 от 15.04.2014 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и предоставлением государственных услуг»;
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №236 от 28.06.2002 г. «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  5. Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан №222-II от 12.05.2001 г. «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии»;
  6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №488 от 20.12.2000 г. «Об утверждении положений о порядке изготовления бланков лицензий и о порядке формирования и ведения реестра лицензий на территории Республики Узбекистан»;
  7. и др.

В целом правовой режим лицензирования в Узбекистане можно разделить на две группы — общие положения и лицензирование отдельных видов деятельности (по каждому из видов такой деятельности принято отдельное Положение, регулирующее лицензирование в заданной области).

Основные термины

  • лицензирование — комплекс мероприятий, связанный с процессом подачи и рассмотрения заявления о выдаче лицензии, приостановления или прекращения действия лицензии, а также ее аннулирования и переоформления;
  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных законодательством требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  • лицензирующие органы — специально уполномоченные органы, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством;
  • соискатель лицензии — юридическое или физическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности;
  • лицензиат — юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на осуществление лицензируемого вида деятельности;
  • лицензионное соглашение — договор, заключаемый между лицензирующим органом и соискателем лицензии, регулирующий отношения между ними по поводу получения и использования лицензиатом лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности;
  • реестр лицензий — совокупность баз данных лицензирующих органов, содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных, переоформленных, аннулированных лицензиях, а также о лицензиях, действие которых прекращено.

Компетентные органы

Согласно ст.4 Закона РУз №71-II от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» государственное регулирование в области лицензирования на территории Узбекистана осуществляет Кабинет Министров и лицензирующие органы, перечень которых указан в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан №236 от 28.06.2002 г. «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствующих Положениях, регулирующих лицензирование в соответствующих областях.

Особенности лицензирования

Лицензии бывают двух видов — типовые (простые) и индивидуальные (Ст. 10 Закона РУз №71-II от 25.05.2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

К типовым (простым) лицензиям относятся лицензии, выдаваемые неограниченному кругу юридических и физических лиц, в случае, если они отвечают единым условиям и требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида деятельности.

К индивидуальным лицензиям относятся лицензии, выдаваемые юридическим и физическим лицам на основе особых требований и условий, предоставляющие лицензиатам исключительные права при осуществлении данного вида деятельности, и ограниченные в количестве. Индивидуальные лицензии ограничиваются в количестве по территории действия, по объекту деятельности либо по иным основаниям, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Такой вид лицензий, как правило, выдается на основе конкурса (тендера). Так например, это указано в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан №592 от 20.12.2004 г. «О мерах по обеспечению эффективного использования радиочастотного спектра в области телерадиовещания», а именно в Положении о порядке конкурсного распределения радиочастот и выдачи индивидуальных лицензий на право осуществления деятельности в области телерадиовещания (Приложение к ПКМ №592 от 20.12.2004 г.).

Лицензия на каждый вид лицензируемой деятельности выдается отдельно. Некоторые из них могут выдаваться как на неограниченный срок, в то время как другие — на ограниченный.

Процедуры и стоимость

Несмотря на то, что у каждого вида лицензируемых видов деятельности существует особая процедура получения лицензии, существуют также и общие требования к процедуре, применимые ко всем видам такой деятельности. Так например, при получении лицензии подаются следующие виды документов в лицензирующий орган:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в учреждении банка для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина,  для физического лица; лицензируемого вида деятельности (его части), который юридическое или физическое лицо намерено осуществлять, а также в случаях, предусмотренных законодательством, срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. В заявлении о выдаче лицензии может быть указан электронный адрес соискателя лицензии;
  • документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, в случаях, предусмотренных законодательством;
  • другие документы, подтверждающие возможность выполнения соискателем лицензии требований и условий, предъявляемых для получения лицензии на отдельный вид деятельности и определяемых законодательством.

Запрещено запрашивать документы, не указанные в актах законодательства по лицензированию отдельных видов деятельности. Государственная пошлина за рассмотрение документов варьируется в зависимости от вида деятельности, однако не может превышать 5 БРВ. Сроки принятия решения о выдаче или отказе от выдачи типовой (простой) лицензии компетентным органом тоже варьируются, но общий срок выдачи лицензии не может превышать 30 дней. А после принятия решения соискатель должен быть уведомлен не позднее 3-х дней.

Отказ в выдаче лицензии может быть в случаях:

  • представление соискателем лицензии ненадлежащим образом оформленных документов;
  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;
  • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также условиям конкурса (тендера).

Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается. И конечно, решение контролирующего органа соискатель всегда может оспорить.

Лицензионные соглашения

Лицензионное соглашение является документом, определяющим взаимные права и обязанности лицензирующего органа и лицензиата.

Лицензионное соглашение должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество, должность лиц, подписавших соглашение;
  • реквизиты сторон;
  • наименование вида деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату;
  • срок действия лицензии — для лицензий, выдаваемых на ограниченный срок действия;
  • ответственность сторон за нарушение требований и условий лицензионного соглашения;
  • порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения;
  • другую информацию в соответствии с положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах — по одному экземпляру для лицензиата и лицензирующего органа.

Приостановление, прекращение и аннулирование лицензии

Лицензия приостанавливается, если контролирующий орган выявляет нарушение лицензионных требований и условий, указанных в лицензионном соглашении, и лицензиат не исправляет допущенные нарушения несмотря на соответствующее решение контролирующего органа. Действие лицензии может быть приостановлено контролирующим органом (на срок не более 10 дней) или судом (на срок более 10 дней). Если обстоятельства приостановления лицензии были устранены лицензиатом, то контролирующий орган или суд, принявший решение о приостановлении возобновляет действие лицензии в трехдневный срок со дня получения свидетельства об устранении таких обстоятельств.

Лицензия прекращается, если:

  • об этом обращается сам лицензиат с заявлением о прекращении действия лицензии;
  • ликвидируется юридическое лицо-лицензиат — с момента ликвидации или прекращается его деятельности в результате реорганизации — с момента реорганизации, за исключением его преобразования, а также слияния при наличии у реорганизуемых юридических лиц на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же лицензируемого вида деятельности;
  • прекращается действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • ограничивается в установленном порядке дееспособности индивидуального предпринимателя или признания его недееспособным;
  • лицензиат нарушает лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении систематически или в результате однократного грубого нарушения;
  • не устраняется лицензиатом обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;
  • устанавливается незаконность решения лицензирующего органа о выдаче лицензии;
  • прекращается срока действия лицензии.

Лицензия аннулируется, если:

  • лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензирующий орган вправе аннулировать указанную лицензию.
  • лицензиат обращается с заявлением об аннулировании лицензии;
  • устанавливается факта получения лицензии с использованием подложных документов.

При аннулировании лицензии она считается аннулированной с момента ее выдачи.

Сведения о приостановлении, прекращении и аннулировании лицензии подлежат публикации в средствах массовой информации, а также на официальном веб-сайте лицензирующего органа.

Реестр лицензий

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий отдельно на каждый вид деятельности, лицензирование которого они осуществляют.

В каждом реестре лицензий должны быть указаны:

  • основные сведения о лицензиатах;
  • даты выдачи и номера лицензий;
  • сроки действия лицензий — для лицензий, выдаваемых на ограниченный срок действия;
  • основания и даты переоформления, приостановления и возобновления действия лицензий;
  • основания и даты прекращения действия лицензий;
  • основания и даты аннулирования лицензий;
  • иные сведения, определенные положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Ведение лицензионных реестров регулируется Положением «О порядке формирования и ведения реестра лицензий на территории Республики Узбекистан».

Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Лица, виновные в нарушении законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, несут ответственность в установленном порядке. В частности, по ст.165, ст.176-3, ст.241-5 Кодекса об Административной ответственности Республики Узбекистан; ст.190, ст.192-5 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан; ст.117 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Так об этом упоминается и в п.5 Постановления пленума Верховного суда Республики Узбекистан №9 от 15.03.1996 «О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли».

Реформы в сфере лицензирования

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан №6044 от 24.08.2020 г., с 1 января 2020 года отменяется лицензирование 37 видов деятельности, путем объединения отменяется лицензирование 16 видов деятельности, путем внедрения уведомительного порядка отменяются 17 лицензий. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

Но в то же время, появляются новые виды лицензируемой деятельности. Так например, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №663 от 28.10.2020 было утверждено Положение «О порядке лицензирования деятельности в области использования атомной энергии». Более подробно об этом можно прочитать здесь.