Декабрь 9, 2020

Нотаризация, легализация, апостилизация в Узбекистане

1. Нотариальное удостоверение сделок

1.1. Понятие нотариального удостоверения сделок

1.2. Правовая база для совершения нотариального удостоверения сделок

1.3. Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению

1.4. Лица, уполномоченные на осуществление нотариального удостоверения

1.5. Процедура осуществления нотариального удостоверения

1.6. Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки

2. Легализация

2.1. Понятие консульской легализации

2.2. Правовая база осуществления консульской легализации

2.3.  Документы, требующие консульской легализации

2.4. Органы, уполномоченные на осуществление консульской легализации

2.5. Требования к легализуемым документам и актам

2.6. Легализация документов и актов консульскими учреждениями РУз

2.7. Легализация документов и актов в РУз

3. Апостилизация

3.1. Понятия апостиля и проставления апостиля

3.2. Правовая база проставления апостилизации

3.3. Документы, на которых проставляется апостиль

3.4. Органы, уполномоченные на проставление апостиля

3.5. Процедура проставления апостиля

1. Нотариальное удостоверение сделок

1.1. Понятие нотариального удостоверения сделок

Под нотариальным удостоверением понимается совершение на документе, соответствующем требованиям, предъявляемым к письменной форме сделки, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

Также существуют сделки, приравненные к нотариально удостоверенным.

1.2. Правовая база для совершения нотариального удостоверения сделок

  • Гражданский кодекс Республики Узбекистан;
  • Закон Республики Узбекистан №343-I от 26.12.1996 г. «О нотариате»;
  • Закон Республики Узбекистан №ЗРУ-517 от 17.01.2019 г. «Об утверждении Консульского устава Республики Узбекистан»;
  • Закон Республики Узбекистан №ЗРУ-600 от 06.01.2020 г. «О государственной пошлине»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №106 от 27.02.2017 г. «О мерах по совершенствованию порядка нотариального удостоверения сделок с применением межведомственного электронного взаимодействия»;
  • Постановление Министерства Юстиции Республики Узбекистан №21 и Министерства Иностранных Дел Республики Узбекистан №1 от 31.01.2011 г. «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий консулами консульских учреждений Республики Узбекистан» (Зарегистрировано МЮ №2191 от 31.01.2011 г.);
  • Приказ Министра Юстиции Республики Узбекистан №2-мх от 04.01.2019 г. «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» (Зарегистрирован МЮ №3113 от 04.01.2019 г.);
  • Приказ Министра Юстиции Республики Узбекистан №111-мх от 25.05.2011 г. «Об утверждении Инструкции о порядке удостоверения завещаний, доверенностей и заявлений, приравниваемых к нотариально удостоверенным» (Зарегистрирован МЮ №2231 от 25.05.2011 г.);
  • Иные нормативно-правовые акты, включая консульские и иные Конвенции РУз.

1.3. Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению

Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

  • в случаях, указанных в законе;
  • по желанию сторон.

Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению согласно законодательству Республики Узбекистан:

  • Ст.271 ГК РУз: Договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением договоров об ипотеке и залоге при приобретении недвижимости и транспортных средств на первичном рынке.
  • Ст.386 ГК РУз: Договор купли-продажи автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен, за исключением случаев, установленных правительством Республики Узбекистан.
  • Ст.490 ГК РУз: Договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему документов, указанных в части второй статьи 491 настоящего Кодекса, и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
  • Ст.497 ГК РУз: Договор мены автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен.
  • Ст.504 ГК РУз: Договор дарения недвижимого имущества должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации. Договор дарения автомототранспортных средств, подлежащих в установленном законодательством порядке государственной регистрации, должен быть нотариально удостоверен.
  • Ст.513 ГК РУз: Договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, также государственной регистрации.
  • Иные основания.

К сделкам (завещание, доверенность, заявление), приравненным к нотариально удостоверенным, относятся:

  • завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;
  • завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, ходящих под флагом Республики Узбекистан, удостоверенные капитанами этих судов;
  • завещания граждан, находящихся в разведочных или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;
  • завещания, доверенности и заявления военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания, доверенности и заявления работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей, кроме доверенностей на управление и распоряжение автомототранспортными средствами;
  • завещания, доверенности и заявления лиц, находящихся в местах лишения свободы или содержащихся под стражей, удостоверенные начальниками соответствующих учреждений, кроме доверенностей на управление и распоряжение автомототранспортными средствами;
  • доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами этих учреждений, кроме доверенностей на управление и распоряжение автомототранспортными средствами.

1.4. Лица, уполномоченные на осуществление нотариального удостоверения

Нотариальное удостоверение, как правило, осуществляется нотариусами или иными лицами, уполномоченными на такое нотариальное действие, например, консулами. Лица, осуществляющие удостоверение сделок (завещание, доверенность, заявление), приравненных к нотариально удостоверенным, приведены в пункте 1.3 (причем этот перечень нельзя толковать расширенно).

1.5. Процедура осуществления нотариального удостоверения

При осуществлении нотариального удостоверения нотариус или иное уполномоченное лицо (н-р, консул), устанавливает личность обратившихся и представителей юридических лиц (на основании паспорта, свидетельства о рождении, удостоверения личности, выдаваемое командованием воинских частей и военных учреждений, или военного билета и тд.), а также их дееспособность (устанавливается при личном общении) и правоспособность (на основании учредительных документов юридического лица и наличии его государственной регистрации).

Нотариальное удостоверение сделки осуществляется на основании заявления, подаваемого сторонами соответствующему нотариусу, при этом само заявление в нотариальном порядке не свидетельствуется.

При этом нотариус, к которому обратилась первая сторона сделки, осуществляет следующие действия:

  • изучает законность документа, подтверждающего право собственности, документа, удостоверяющего личность (копию документа, удостоверяющего личность второй стороны сделки) и других документов, представленных первой стороной сделки;
  • при удостоверении сделки посредством видеоконференцсвязи создает соответствующую карточку сделки и вводит данные в автоматизированную информационную систему «Нотариус» (далее — Система);
  • при непосредственном общении с первой стороной сделки нотариусом разъясняется сделка какого вида заключается, содержание и значение сделки, проверяется соответствие содержания сделки настоящим целям сторон и непротиворечие ее требованиям закона, уточняется осуществление расчетов между сторонами и после полного ознакомления сторон с текстом сделки и зачитыванием нотариусом его вслух подписывается первой стороной сделки, а процедура сканирования отпечатков пальцев посредством видеоконференцсвязи фиксируется в Системе;
  • на основании сведений о сторонах и других взаимосогласованных ими условий составляет в электронной форме проект сделки;
  • распечатывает проект сделки, размещенный в системе, и на соответствующей части сделки проставляется подпись первой стороны, а также посредством видеоконференцсвязи фиксирует в Системе весь процесс сканирования отпечатков пальцев, который хранит вместе со сделкой.

В сделке должна быть указана удостоверительная надпись.

Нотариальное удостоверение сделки осуществляется на государственном языке. По требованию граждан текст оформленного документа нотариусом или лицом, совершающим нотариальное удостоверение, выдается на русском языке или, при наличии возможности, — на другом приемлемом языке.

1.6. Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки

Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от нотариального оформления сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное оформление сделки не требуется. Более того, в таком случае, сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении сделки.

2. Легализация

2.1. Понятие консульской легализации

Консульская легализация документов и актов иностранного государства заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах, полномочий лица, подписавшего документ или акт, подлинности печати или штампа, которым скреплены представленные на легализацию документ и акт, и соответствия их законодательству государства пребывания консульского учреждения. Консульская легализация документов и актов подтверждает их правомочность в международном общении.

2.2. Правовая база осуществления консульской легализации

  • Закон Республики Узбекистан №ЗРУ-517 от 17.01.2019 г. «Об утверждении Консульского устава Республики Узбекистан»;
  • Инструкция о консульской легализации, утверждена Министерством иностранных дел Республики Узбекистан от 14.02.1997 г. (Зарегистрирована МЮ №313 от 12.03.1997 г.);
  • Иные нормативно-правовые акты.

2.3. Документы, требующие консульской легализации

Учреждения и организации Республики Узбекистан принимают к рассмотрению документы и акты, исходящие от учреждений и организаций иностранного государства, лишь при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан или международным договором, участниками которого являются Республика Узбекистан и государство, от учреждений и организаций которого исходят эти документы и акты.

Легализация доверенностей на совершение всякого рода действий за границей от имени организаций и учреждений Республики Узбекистан, правомочных совершать такие операции, а также других документов, связанных с деятельностью указанных организаций и учреждений, производится Консульско-правовым департаментом МИД Республики Узбекистан.

Легализация не требуется, если:

  • на документах проставлен апостиль;
  • международными договорами Республики Узбекистан установлены, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Легализации не подлежат:

  • документы и акты, которые противоречат законодательству Республики Узбекистан;
  • документы и акты, которые могут по своему содержанию нанести вред интересам государства;
  • документы и акты, которые оформлены с нарушением инструкций, регламентирующих оформление документов, предназначенных для использования за границей, или  содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

Не могут быть легализованы также подлинники и копии следующих документов: паспортов, документов о принадлежности к партиям, профсоюзных билетов, трудовых книжек, военных билетов, подлинники документов об образовании внутриреспубликанского образца, водительских прав, о принадлежности к сословиям и вероисповеданиям и другие документы на имущество, изъятое из гражданского оборота.

2.4. Органы, уполномоченные на осуществление консульской легализации

Функции консульской легализации выполняют:

  • за границей — консульские учреждения Республики Узбекистан;
  • в Республике Узбекистан — Консульско-правовой департамент Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

2.5. Требования к легализуемым документам и актам

Документы  и  акты,  представляемые  для легализации, должны быть написаны ясно и  четко, а упомянутые в документе или акте суммы  и числа,  номера и сроки должны быть обозначены  прописью. Подписи должностных лиц и оттиски печати должны быть отчетливыми.

Пробелы на  документах и  актах следует  прочеркнуть. Поправки и приписки  в  тексте  необходимо  указать  перед подписью лиц, заверивших документ,  и  повторить  в  легализационной  надписи.  Эти  приписки   и поправки  должны  быть  сделаны  так,  чтобы  все ошибочно написанное, а затем исправленное  и зачеркнутое  можно было  прочесть в первоначальном виде. Если  поправки и  приписки сделаны  в легализационной  надписи, то они оговариваются и подписываются только должностным лицом,  совершающим легализацию.

2.6. Легализация документов и актов консульскими учреждениями РУз

Для осуществления  легализации документов и актов консул должен иметь образцы подписей  и печатей  должностных лиц консульского округа, уполномоченных удостоверять документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государства пребывания.

В случае поступления от отдельных граждан, организаций и учреждений на легализацию документов и актов, составленных на территории Республики Узбекистан, но не легализованных в Министерстве иностранных дел  Республики  Узбекистан,  консул должен направить такие документы и акты в Министерство иностранных дел Республики  Узбекистан для определения их подлинности. При получении положительного ответа консул  легализует  такие  документы  и  акты  в общем порядке.

В необходимых случаях консул может легализовать документы  и акты, предназначенные для  действия на территории третьего государства. Для того чтобы такой документ или акт был действительным на  территории третьего государства, он должен быть легализован также в  консульстве этого  государства, находящемся в государстве пребывания консула Республики Узбекистан.

2.7. Легализация документов и актов в РУз

Консульско-правовой департамент  МИД Республики Узбекистан  легализует документы и акты,  исходящие от иностранных  организаций и учреждений  и легализованные  иностранными  дипломатическими  представительствами  или консульскими учреждениями, аккредитованными в Республике Узбекистан и  в Российской  Федерации,  при  наличии  образцов  подписей  и печатей этих иностранных дипломатических представительств.

Когда документ или акт, исходящий от организаций или учреждений иностранного государства, не может быть легализован в установленном для этого порядке, Консульско-правовой департамент МИД Республики Узбекистан вправе совершать на документе или акте  особую отметку о том, что не встречается возражений к принятию официальными учреждениями Республики Узбекистан к своему  рассмотрению настоящего документа.

В этом случае признание юридической силы за такими документами и актами, по  совокупности обстоятельств  дела, лежит  всецело на органах, их принимающих.

Консульско-правовой департамент МИД Республики Узбекистан заверяет подпись ответственного сотрудника Министерства юстиции Республики Узбекистан, который в свою очередь заверяет подпись нотариуса. Данная процедура заверения подписей установлена для заверения копий документов органов ЗАГС внутреннего образца для предъявления за границей, а также других документов.

3. Апостилизация

3.1. Понятия апостиля и проставления апостиля

Апостиль — специальный штамп, проставляемый в целях использования за рубежом на официальном документе в соответствии с Конвенцией (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов — Гаага, 05.10.1961 г., далее — Конвенция), удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым скреплен документ.

Проставление апостиля — формальная процедура, необходимая для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности оттиска печати или штампа, которым скреплен документ.

3.2. Правовая база проставления апостилизации

  • Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов — Гаага, 05.10.1961 г., вступило в силу для Республики Узбекистан с 15 апреля 2012 г. в соответствии с соответствующим Законом РУз №ЗРУ-279 от 04.04.2011 г.;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1566 от 05.07.2011 г. «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №307 от 17.11.2011 г. «Об утверждении Положения о порядке проставления апостиля»;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 134 от 15.02.2019 г. «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг в сфере органов записи актов гражданского состояния и нотариата, а также по проставлению апостиля на официальные документы»;
  • Иные нормативно-правовые акты.

3.3. Документы, на которых проставляется апостиль

Апостиль проставляется на официальных документах для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности оттиска печати или штампа, которым скреплен документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют дополнительного заверения.

Апостиль не проставляется на:

  • документах, совершенных посольствами или консульскими учреждениями Республики Узбекистан за границей;
  • документах, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям;
  • паспорте, военном билете.

Проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в которое представляется документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, упрощают или освобождают документ от легализации.

3.4. Органы, уполномоченные на проставление апостиля

Согласно №ПП-1566 от 05.07.2011 и Положению о порядке проставления апостиля к органам, уполномоченным на проставление апостиля, относятся:

  • Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента — на соответствующей территории на официальных документах, исходящих из органов и учреждений юстиции и органов, регистрирующих акты гражданского состояния;
  • Верховный суд Республики Узбекистан — на официальных документах, исходящих из судов;
  • Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан — на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, следствия и дознания и осуществляющие доследственную проверку;
  • Государственную инспекцию по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан — на официальных документах, исходящих из организаций сферы образования и науки;
  • Министерство иностранных дел Республики Узбекистан — на всех иных официальных документах.

Проставление апостиля возможно и через Центры государственных услуг вместо непосредственного обращения к уполномоченному органу.

3.5. Процедура проставления апостиля

Процедура проставления апостиля включает следующие действия:

  • прием и регистрация документов;
  • установление отсутствия оснований для отказа в проставлении апостиля, включая проверку соответствия подписи должностного лица и оттиска печати организации на официальном документе имеющимся образцам;
  • проставление апостиля (при отсутствии оснований для отказа в проставлении апостиля);
  • отказ в проставлении апостиля (при установлении оснований для отказа в проставлении апостиля);
  • выдача документов.

Для проставления апостиля представляются:

  • заявление о проставлении апостиля на официальном документе (отдельные формы для физических и юридических лиц);
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • официальный документ, подлежащий использованию на территории иностранного государства — участника Конвенции;
  • документ об уплате сбора за проставление апостиля.

За рассмотрение заявления о проставлении апостиля взимается сбор:

  • по официальным документам, исходящим из организаций сферы образования и науки — Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в размере 20 процентов от базовой расчетной величины;
  • по другим документам — уполномоченным государственным органам в размере 10 процентов от базовой расчетной величины.

В случае отказа заявителя от поданного заявления сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.

В случае отказа в проставлении апостиля по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, уведомление об отказе направляется (вручается) заявителю в письменной форме с указанием причин отказа и срока (30 календарных дней), в течение которого заявитель, устранив указанные причины, может представить официальные документы для повторного рассмотрения. За повторное рассмотрение заявления сбор не взимается.

Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе, считается вновь поданным.

Пошаговая схема оказания государственной услуги по проставлению апостиля (через Центры государственных услуг):

Форма оттиска апостиля: