Март 20, 2024

Штрафы за нарушения экологического законодательства и меры их предотвращения.

В последние годы в Республике Узбекистан наблюдается значительное ухудшение экологической ситуации, что в части объясняется увеличением количества экологических правонарушений. Загрязнение воздуха и водоемов, незаконная вырубка деревьев и кустарников, нарушение правил охоты и рыболовства – лишь одни из многочисленных правонарушений в сфере экологии. В связи с этим недавно были внесены изменения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и другие нормативно-правовые акты, а также был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа».

Законодательство.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (далее «КоАО»);

Уголовный Кодекс Республики Узбекистан;

Закон Республики Узбекистан № 363 «Об экологическом контроле» от 27.12.2013;

Закон Республики Узбекистан №754 «Об охране природы» от 09.12.1992;

Закон Республики Узбекистан № 73-II «Об экологической экспертизе» от 25.05.2000;

Закон Республики Узбекистан № 362-II «Об отходах» от 05.04.2002;

Закон Республики Узбекистан № 495 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в том числе питьевой воды» от 10.10.2018;

Указ Президента № 81 «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа» от 31.05.2023;

Постановление Кабинета Министров № 216 «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного экологического контроля» от 05.08.2014;

Постановление Кабинета Министров № 737 «О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республики Узбекистан» от 05.09.2019;

Постановлением Кабинета Министров № 80 «Правила рыболовства в естественных водоемах Республики Узбекистан» от 09.02.2024.

В последние годы в Республике Узбекистан наблюдается значительное ухудшение экологической ситуации, что в части объясняется увеличением количества экологических правонарушений. Загрязнение воздуха и водоемов, незаконная вырубка деревьев и кустарников, нарушение правил охоты и рыболовства – лишь одни из многочисленных правонарушений в сфере экологии. В связи с этим недавно были внесены изменения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и другие нормативно-правовые акты, а также был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа».

  1. Понятие экологических правонарушений и ответственность юридических и физических лиц.

Экологическое правонарушение – противоправное виновное деяние, действие или бездействие, нарушающее природоохранное законодательство РУз. Оно является основанием для привлечения к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности. [1]

За виновное действие или бездействие, посягающее на природную среду, юридические лица привлекаются в основном к административной ответственности. Административную ответственность за совершение такого рода правонарушений, как правило, будут нести должностные лица[2], ответственные за соблюдение правил и законных требований в сфере охраны природной среды. Так, в соответствии с КоАО существуют следующие виды административных мер за правонарушения физических и должностных лиц в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования:

  • наложение штрафа;
  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;
  • лишения специального права, предоставленного данному лицу.

А за экологические преступления, повлекшие тяжкие последствия или причинение крупного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность. Уголовный Кодекс РУз относит к экологическим преступлениям нарушение правил обращения с вредными химическими веществами, нарушение условий пользования водами и водоемами, а также загрязнение окружающей среды, повлекшее массовое заболевание людей и гибель животных, или иные тяжкие последствия и т.д. В качестве санкций применяются штрафы (максимальный размер которых составляет 600 Базовых Расчетных Величин. На дату написания настоящего меморандума 1 БРВ равна 340 000 сум), лишение определенного права, обязательные общественные работы, исправительные работы, ограничение свободы (максимально до 3 лет) и лишение свободы (максимально до 5 лет).

В таблице указаны виды административных правонарушений в соответствии с КоАО (глава 8 «Административная ответственность за правонарушения в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования»).

  1. Виды экологических правонарушений.

Нарушения, за которые предусмотрены административные штрафы, можно условно разделить на четыре категории:

  1. нарушение базовых природоохранных требований (например, представление недостоверной экологической отчетности);
  2. нарушение общих положений об охране окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, лесов и т.д.);
  3. нарушение положений об особо охраняемых территориях (например, заповедниках);
  4. нарушение экологических требований к хозяйственной деятельности.

Так, согласно ЗРУ «Об охране природы», за нижеперечисленные виды правонарушений предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность:

– нарушение стандартов, норм, правил и иных нормативно-технических требований, предъявляемых к охране природы, в том числе и нарушение установленной экологической емкости территории, экологических норм, правил при планировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации или ликвидации предприятий, сооружений, транспортных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции;

– самовольное использование природных ресурсов, невыполнение требований государственной экологической экспертизы;

– отказ от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, а также компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее;

– невыполнение планов строительства природоохранных объектов, других мероприятий по охране природы;

– непринятие мер по восстановлению окружающей природной среды, ликвидации последствий вредного на нее воздействия и воспроизводству природных ресурсов;

– невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за охраной природы;

– нарушение правового режима объектов охраны природы и охраняемых природных территорий;

– нарушение правил учета вредного воздействия на окружающую природную среду;

– нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов, средств химизации, а также радиоактивных и вредных химических веществ;

– воспрепятствование посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охраны окружающей природной среды, а отдельным лицам и общественным природоохранным организациям — в реализации их прав и обязанностей;

– отказ от предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и использовании ее ресурсов и др.

Предприятия, учреждения, организации и отдельные лица, причинившие вред окружающей природной среде, обязаны его возместить, включая упущенную выгоду, в соответствии с законодательством РУз. Кроме того, за нерациональное специальное природопользование, сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов предприятия, учреждения, организации и отдельные лица подлежат повышенному налогообложению.

  1. Экологический контроль.

Для предотвращения, выявления и пресечения вышеперечисленных правонарушений, специально уполномоченные государственные органы и органы государственной власти на местах, вправе осуществлять экологический контроль. В их обязанности входит проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ и мониторинг окружающей среды.

Формами реализации экологического контроля являются:

  • выдача юридическому или физическому лицу предписания об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • принятие решения специально уполномоченного государственного органа, органа государственной власти на местах об ограничении, приостановлении деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов на срок не более десяти рабочих дней в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и угрозы жизни и здоровью населения в связи со сверхнормативным загрязнением окружающей природной среды;
  • обращение в суд специально уполномоченного государственного органа, органа государственной власти на местах с заявлением об ограничении, приостановлении, прекращении и (или) перепрофилировании деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, жизни и здоровью граждан;
  • направление специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах в правоохранительные органы материала о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах и граждан о результатах общественного экологического контроля;
  • внесение предложений в соответствующие государственные органы для принятия мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и др.

К специально уполномоченным государственным органам в сфере экологического контроля относятся:

  • Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
  • Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;
  • Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан;
  • Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;
  • Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан;
  • Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан;
  • Агентство по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан;
  • Комитет ветеринарии и развития животноводства Республики Узбекистан при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.

Ниже приведена схема осуществления экологического контроля.

 (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 05.08.2014 г. № 216 «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного экологического контроля).

Для реализации своих функций, специализированные органы имеют право посещать в установленном порядке предприятия, организации, учреждения, объекты юридических и физических лиц для осуществления экологического контроля;  предъявлять к юридическим и физическим лицам требования о возмещении ущерба за вред, причиненный окружающей среде, жизни и здоровью граждан; направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; требовать от руководителей юридических лиц создания на подведомственных объектах пунктов (постов), оборудованных средствами непрерывного контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; запрашивать и на безвозмездной основе в установленном порядке и формах получать от юридических и физических лиц необходимую информацию и разъяснения, относящиеся к охране природы и использованию природных ресурсов.

Но при этом, вышеперечисленные органы не должны создавать препятствий для функционирования хозяйствующих субъектов. Порядок проведения государственного экологического контроля разъяснен в Положении Кабинета Министров № 216 от 05.08.2014 (пункты 34-42).

  1. Экологическая экспертиза.

Еще одним методом предотвращения экологических правонарушений является проведение экологической экспертизы. Экологическая экспертиза проводится для определения соответствия экологическим требованиям хозяйственной деятельности до принятия решения об ее реализации, если она может оказать, либо оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан. Специально уполномоченный орган в данной процедуре — Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды.

Экологическая экспертиза осуществляется в виде государственной и общественной экологической экспертизы, а также экологического аудита.

Государственная экологическая экспертиза проводится специализированными экспертными подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента. В то время как общественная экологическая экспертиза — по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Однако заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер.

  1. Права и обязанности хозяйствующих субъектов.

В целях охраны окружающей среды хозяйствующие субъекты обязаны:

  • соблюдать природоохранное законодательство;
  • осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
  • разрабатывать и соблюдать экологические нормативы, регламентирующие максимально допустимое воздействие на окружающую среду;
  • устранять выявленный в ходе экологического контроля факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В частности, хозяйствующими субъектами высокого и среднего риска воздействия на окружающую среду, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды, в обязательном порядке проводится производственный мониторинг окружающей природной среды.[3]

Так как одной из самых актуальных тем в сегодняшнее время является обращение с отходами, на примере рассмотрим права и обязанности юридических лиц в соответствии с ЗРУ «Об отходах».

Законодательство Узбекистана предусматривает следующие права юридических лиц в данной области:

  • право получения информации о санитарных нормах и правилах от уполномоченных государственных органов;
  • право хранения отходов на объектах размещения согласно санитарным нормам;
  • право внесения предложений о размещении, проектировании строительства, а также эксплуатации объектов обращения с отходами уполномоченным государственным органам, а также органам власти на местах;
  • право участия в разработке государственных программ обращения с отходами;
  • право на возмещение вреда, причиненного другими лицами в результате обращения с отходами.[4]

Обязанности юридических лиц включают в себя соблюдение санитарных норм и правил, нормативов, ведения учета отходов, разработка проектов нормативов образования отходов, а также определение степени опасности отходов для жизни и здоровья населения, а также возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, юридическим лицам в результате обращения с отходами[5].

  1. Какие меры предпринимаются в последние годы в Республике для понижения уровня преступности в области экологии?

Выявление и предотвращение правонарушений в сфере охраны природы является одной из самых актуальных проблем в связи с ухудшением состояния экологии, которое оказывает воздействие на здоровье миллионов людей. Для понижения уровня преступности в данной сфере было принято постановление президента «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа».

В соответствии с данным постановлением:

Увеличены размеры административных штрафов за экологические правонарушения. К примеру, за нарушение требований охраны природы в процессе сбора, транспортировки, размещения, обеззараживания, хранения, утилизации, переработки и реализации промышленных, бытовых и иных отходов, а также за выброс в неустановленных местах твердых бытовых и строительных отходов и сброс жидких бытовых отходов — размер штрафов увеличился в 10 раз. При этом в дополнительном порядке будут применяться финансовые санкции к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного БРВ.

Увеличены размеры административных штрафов за нарушение требований введенного моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, в 5 раз. При этом установление в дополнительном порядке обязательства по посадке вместо незаконно срубленного дерева саженцев компенсационного дерева именно в том месте, где прорастало срубленное дерево, а также к юридическим лицам могут дополнительно применяться финансовые санкции в размере от 100-кратного до 300-кратного БРВ.

Преступления, связанные с нанесением ущерба экологии и окружающей среде, уничтожением или нанесением повреждения объектам растительного и животного мира, будут отнесены к категории тяжких преступлений.

По лесному фонду будет введена отдельная административная и уголовная ответственность за незаконное предоставление и использование земель.

С 1 июля 2023 года внедрена система «Общественный экологический контролер». Общественные экологические контролеры обязаны обеспечивать прозрачность, противодействовать коррупции, а также объективно подготавливать достоверные данные в процессе выявления и оформления правонарушений.

Введена должность заместителя Генерального прокурора, ответственного за соблюдение и надзор за исполнением законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и лесного хозяйства.

Также Постановлением Кабинета Министров №80 от 09.02.2024 года утверждены Правила рыболовства в естественных водоемах Республики Узбекистан, обязательные для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в естественных водоемах. Теперь запрещается ловля рыбы в определенных периодах и использование некоторых средств ловли.

Таким образом, последней тенденцией можно считать предприятие активных попыток со стороны государства для снижения уровня преступности в сфере экологических правонарушений в связи с повышенным вниманием общественности к экологическим проблемам в Республике Узбекистан.

[1] Статья 47 ЗРУ «Об охране природы»

[2] Должностное лицо –– это лицо, занимающее должность на предприятии, в учреждении, организации, независимо от форм собственности, если на него возложены руководящие, организационные, распределительные, контрольно-надзорные функции либо обязанности, связанные с движением материальных ценностей.

[3]  Производственный мониторинг представляет собой наблюдения за объемами выбросов (сбросов) загрязняющих веществ на источниках загрязнения, а также в населенных пунктах, прилегающих к ним.(  737-сон 05.09.2019. О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республики Узбекистан (lex.uz)

[4] статья 14 ЗРУ «Об отходах»

[5] Подробнее в статье 15 Закона «Об отходах»