Сентябрь 13, 2024

Услуги резидентов в зарубежных сделках и их обложение НДС

1. Общая информация про НДС

1.1. Налогоплательщики НДС

1.2. Объект налогообложения

1.3. Налоговая база НДС

2. Место реализации

3. Оборот, облагаемый налогом по нулевой ставке

3.1. Налогообложение услуг, связанных с международными перевозками

3.2. Отдельные случаи применения нулевой ставки

3.3. Порядок исчисления и уплаты налогов

4. Зачет НДС

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость (НДС) играет ключевую роль в налогообложении розничных услуг за рубежом. Понимание правил и требований, связанных с налогообложением НДС в международном контексте, является важным аспектом успешного ведения бизнеса и соблюдения законодательства.

Этот меморандум предназначен для предоставления понимания основных правил и требований, связанных с налогообложением розничных услуг за рубежом с учетом НДС, а также для использования в качестве руководства для лиц, занимающихся международными сделками и налоговым планированием в контексте НДС.

1. Общая информация про НДС

1.1. Налогоплательщики НДС

Согласно 237 статье Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее НК), налогоплательщиками НДС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели с определенным уровнем дохода от реализации товаров или услуг. Также иностранные юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Узбекистана, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу страны. Налогоплательщики обязаны встать на специальный регистрационный учет в налоговых органах.

Кабинет Министров устанавливает порядок выдачи, приостановления, прекращения и обжалования свидетельства о регистрации в качестве плательщика НДС.

1.2. Объект налогообложения

Статья 238 НК устанавливает объект налогообложения НДС, согласно которому объектом налогообложения является оборот по реализации товаров или услуг на территории Узбекистана, а также ввоз товаров на эту территорию. Для иностранных юридических лиц, действующих через постоянные учреждения, оборот определяется исходя из деятельности этих учреждений.

Не считаются объектом налогообложения такие операции, как реализация личного имущества индивидуальным предпринимателем, передача имущества при реорганизации юридического лица или доверительного управления имуществом, а также операции, связанные с обращением валюты за исключением нумизматических целей.

В свою очередь оборотом по реализации товаров, в силу статьи 239 НК, можем считать различные виды передачи товаров на возмездной основе, такие как продажа, безвозмездная передача, финансовая аренда (лизинг) и передача товара на условиях рассрочки платежа. Оборотом по реализации услуг считается любая деятельность, отличная от реализации товаров, включая оказание услуг на возмездной основе и безвозмездное оказание услуг.

Безвозмездная передача товаров или оказание услуг признается экономически оправданным при соблюдении определенных условий, таких как связь с получением дохода, необходимость для сохранения или развития предпринимательской деятельности или соответствие требованиям законодательства.

Кроме того, статья описывает специфические случаи, которые также признаются оборотом по реализации товаров или услуг, такие как передача товаров в качестве вклада в уставный фонд юридического лица, передача товаров при реорганизации юридического лица и другие.

Также, в статье указывается, что реализация или безвозмездная передача ваучеров, предоставляющих право на получение товаров или услуг, признается оборотом по реализации указанных товаров или услуг.

1.3. Налоговая база НДС

Как указывается в статье 247 НК, налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров или услуг.

Для определения налоговой базы учитывается выручка от реализации товаров или услуг, полученная в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Если выручка или расходы выражены в иностранной валюте, они пересчитываются в национальную валюту по курсу Центрального банка Узбекистана на дату совершения операции.

Также, статья регулирует ситуации, когда договором между сторонами предусмотрена оплата в национальной валюте, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, и если дата оплаты не совпадает с датой совершения операции, то разница в курсах валют не учитывается при определении налоговой базы. Эта разница подлежит учету продавцом в составе доходов или расходов в соответствии с налоговым кодексом.

2. Место реализации

Из вышесказанного ясно что, объектом налогообложения НДС является оборот по реализации товаров или услуг на территории Узбекистана, а так же их ввоз. Соответственно, чтоб появилось обязанность по уплате НДС нужно возникновение объекта налогообложения. Для этого необходимо определить в каких случаях реализация товаров и услуг считается реализованным на территории Республики Узбекистан.   

Как указано в статье 240 НК, если товар находится на территории Республики Узбекистан и в результате сделки не покидает ее территорию, также если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находился на территории Республики Узбекистан, то местом реализации считает территория Республика Узбекистан.

Что касается услуг, статья 241 НК устанавливает, что   местом реализации услуг признается территория Республики Узбекистан при условии, что покупатели таких услуг осуществляют деятельность или находятся на территории Республики Узбекистан. Местом реализации услуг является Узбекистан, если покупатель услуги  фактически присутствует на указанной территории на основе государственной регистрации юридического лица (его филиалов или представительств) или физического лица. При отсутствии государственной регистрации фактическое присутствие покупателя услуг на территории Республики Узбекистан устанавливается на основании места, указанного в учредительных документах юридического лица, или его места управления, места нахождения его постоянного учреждения (если услуги приобретены через это постоянное учреждение), места жительства физического лица.

Кроме этого, местом реализации считается Узбекистан, если:

  • услуги, связанные с недвижимым имуществом на территории Узбекистан (например, строительные работы, ремонт, озеленение, аренда недвижимости);
  • услуги, связанные с движимым имуществом, оказываемые на территории Узбекистана (например, монтаж, обработка, ремонт движимого имущества);
  • широкий спектр услуг в различных сферах, таких как общественное питание, туризм, гостиничное обслуживание, культура, спорт и образование, осуществляющееся на территории Узбекистана;
  • услуги по перевозке и транспортировке товаров, если пункт отправления и/или назначения находятся на территории Узбекистана.
  • услуги, связанные с перевозкой товаров под таможенной процедурой транзита на территории Узбекистана;
  • обслуживание воздушных судов в аэропортах и в воздушном пространстве Узбекистана;
  • организация транспортировки природного газа трубопроводным транспортом на территории Узбекистана;
  • услуги по краткосрочной аренде транспортных средств на территории Узбекистана;
  • размещение рекламы на территории Узбекистана в средствах массовой информации;
  • услуги в электронной форме, приобретаемые лицами, находящимися или осуществляющими деятельность на территории Узбекистана.

Республика Узбекистан не признается местом реализации услуг, если это не соответствует установленным в законе критериям. Также, если услуги имеют вспомогательный характер, их местом реализации считается место основных услуг.

Исходя из этого можно сделать вывод, что если место реализации товаров и услуг не считается территория Узбекистана, то объекта налогообложения в контексте НДС тоже нет.  Следовательно, при вывозе товаров из территории Узбекистана для реализации тоже не платиться НДС.

3. Оборот, облагаемый налогом по нулевой ставке

В соответствии со статьей 260 НК, налогообложение производится по нулевой ставке при реализации:

  • товаров, вывезенные за пределы Узбекистана в рамках таможенной процедуры экспорта;
  • товаров, ранее помещенные под процедуру переработки на таможенной территории Узбекистана, а также товаров и продуктов переработки, полученных в результате этой переработки;
  • припасы, вывезенные за пределы Узбекистана, такие как топливо и смазочные материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов;
  • услуги, непосредственно связанные с перевозкой товаров в режиме таможенного транзита через территорию Узбекистана;
  • услуги, связанные с международными перевозками.

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки налога, должны представляться вместе с налоговой отчетностью.

Статья 261 НК устанавливает перечень документов, которые являются подтверждением  право на применение нулевой ставки налога. Таковыми являются:

  • Контракт или его заверенная копия;
  • Грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа, выпускающего товары для вывоза;
  • Товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа на пункте пропуска.

При реализации товаров через комиссионера также требуется предоставление договора комиссии или поручения между комитентом и комиссионером. Для различных видов деятельности могут потребоваться и другие документы, утвержденные Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

3.1. Налогообложение услуг, связанных с международными перевозками

Согласно статье 263 устанавливается налогообложение различных услуг,  связанных с международными перевозками. Это касается услуг по международной перевозке товаров, услуг, связанных с таможенным транзитом и перевозкой иностранных товаров через территорию Узбекистана, а также услуг по перевозке пассажиров, почты и багажа, если отправление или назначение находится за пределами страны. Кроме этого, под нулевой ставкой налогообложения попадают услуги, предоставляемые в аэропортах и в воздушном пространстве Узбекистана для обслуживания воздушных судов.

3.2. Отдельные случаи применения нулевой ставки

Статья 264 Налогового кодекса Узбекистана определяет случаи применения нулевой ставки налогообложения, при которой оборот по реализации товаров или услуг может быть облагаем путем возмещения или возврата уплаченного налога. Эти случаи включают:

  • Приобретение иностранными дипломатическими представительствами

Иностранные дипломатические и аналогичные им организации могут получить возмещение налога при покупке товаров или услуг для официального и личного использования своего персонала и членов семей.

  • Приобретение по Соглашению о разделе продукции

Налогоплательщики, участвующие в деятельности по Соглашению о разделе продукции, также могут воспользоваться возмещением налога при приобретении товаров или услуг, если это соглашение предусматривает применение нулевой ставки налогообложения.

Для применения нулевой ставки в соответствии с первым пунктом статьи требуется, чтобы законодательством соответствующего иностранного государства был установлен аналогичный порядок для дипломатических представительств Узбекистана и их персонала, либо если такое положение предусмотрено международным договором Узбекистана.

Также, нулевая ставка применяется в отношении реализуемых драгоценных металлов производителями этих металлов уполномоченному органу по приобретению драгоценных металлов.

3.3. Порядок исчисления и уплаты налогов

В соответствии со статьей 265 НК сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода исходя из налоговой базы операций по реализации товаров (услуг), даты совершения оборотов которых относятся к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Как было определено реализация товаров и услуг за пределами республики Узбекистан облагаются нулевой ставкой НДС. Соответственно уплаченная сумма налога подлежит к возврату в соответствии со статьей 266 НК.

4. Зачет НДС

Согласно статье 266 НК, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, путем зачета уплаченного налога по фактически полученным товарам или услугам. Для этого должны соблюдаться определенные условия:

  1. товары или услуги, по которым уплачен налог, должны использоваться в рамках деятельности налогоплательщика, связанной с производством или реализацией товаров, или оказанием услуг, обороты по которым подлежат налогообложению, включая обороты по нулевой ставке налога;
  2. налогоплательщик должен иметь счет-фактуру или другой документ, выданный поставщиком товара или услуги, где отдельно указана сумма налога, и поставщик должен быть зарегистрирован как налогоплательщик;
  3. в случае ввоза товаров налог должен быть уплачен в бюджет;
  4. также должны быть учтены случаи, предусмотренные другими статьями Налогового кодекса.

Дополнительно, если речь идет об экспорте товаров, облагаемых по нулевой ставке налога, требуется предоставить выписку банка, подтверждающую оплату со стороны иностранного покупателя. Это означает, что налогоплательщик должен документально подтвердить факт получения платежа за экспортируемые товары.

Часть третья статьи 266 НК дополняет условия зачета уплаченного налога при экспорте товаров, облагаемых по нулевой ставке. Она указывает, что сумма налога, подлежащая уплате по таким товарам, принимается к зачету вне зависимости от поступления валютной выручки на счета налогоплательщика в банках Узбекистана, при условии, что налогоплательщик отнесен к категории дисциплинированных налогоплательщиков, обеспечивающих своевременное поступление валютной выручки за прошедший год и не имеющих просроченной дебиторской задолженности по экспортным контрактам.

Также, если экспорт товаров, облагаемых по нулевой ставке, осуществляется через комиссионера, налог принимается к зачету в доле от суммы валютной выручки, поступившей насчет комиссионера или налогоплательщика.

Стоит упомянуть, что при возвращении сумм уплаченного налога,  лицам, осуществляющим экспорт и приравненные к ним операции, — в части суммы, образовавшейся в результате применения нулевой ставки, применяется укоренный порядок возмещения налога, в таком случае данный процесс занимает 7 дней, в соответствии со статьей 274 НК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно делать следующие выводы:

  1. Розничная торговля или оказание услуг резидентом Республики Узбекистан за рубежом не является объектом НДС, так как для этого товары и услуги должны реализоваться на территории Узбекистана. Такая деятельность облагается нулевой ставкой НДС.
  2. Нулевой ставкой облагаются: экспортные и приравненные к ним операции; услуги, связанные с международными перевозками; приобретения иностранными дипломатическими представительствами; приобретения по Соглашению о разделе продукции.
  3. Уплаченный НДС по фактически полученным товарам и услугам, оборот которых подлежит налогообложению по нулевой ставке, подлежит зачету. Также зачету подлежит экспорт товаров, при наличии выписки банка, подтверждающую оплату со стороны иностранного покупателя.
  4. При реализации товаров и услуг резидентом Узбекистана, НДС подлежит оплате в той стране, на территории в которой реализация таких товаров и услуг была осуществлена.