Октябрь 25, 2024

Система налогов и сборов в Узбекистане

Содержание:

  1. Законодательство (законы и подзаконные акты);
  2. Система налогообложения;
  3. Уполномоченные органы;
  4. Виды налогов;
  5. Порядок утверждения;
  6. Ставки;
  7. Налоговая база; 
  8. Особенности уплаты;
  9. Налоговая отчетность;
  10. Избежание двойного налогообложения (страны, особенности регулирования);
  11. Постоянные учреждения;
  12. Образования ПУ;
  13. Постановка ПУ на учет в налоговых органах. 

1. Законодательство (законы и подзаконные акты)

Основными нормативно-правовыми актами в сфере налогообложения являются:

  • Конституция Республики Узбекистан;
  • Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года, №ЗРУ-599;
  • Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год» от 17.11.2018 г. N 2119-III;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» 29 июня 2018 года, № УП-5468;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы» от 26 декабря 2018 года, № ПП-4086;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан» от 26 сентября 2019 года, № УП-5837;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» от 27 июня 2019 года, № УП-5755.

2. Система налогообложения

Прежде всего, следует отметить, что Налоговый кодекс Республики Узбекистан (далее в тексте – «НК РУз») был пересмотрен и принят в новой редакции в следующих годах:

  • с 1 января 1998 годадо 1 января 2008 года (в течение десяти лет) действовал налоговый кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года №396-I;
  • с 1 января 2008 годадо 1 января 2020 года (в течение двенадцати лет) действовал налоговый кодекс Республики Узбекистан утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года №ЗРУ-136;
  • с 1 января 2020 годаНалоговый кодекс введен в действие в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года №ЗРУ-599.

В соответствии со ст. 17 НК РУз в новой редакции, система налогообложения, состоит из налогов и сборов. Ниже приводятся общие сведения о соответствующих налогах и сборах.

3. Уполномоченные органы

В соответствии со ст. 25 НК РУз уполномоченными органами сфере налогообложения являются:

1) налоговые органы— Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также государственные налоговые инспекции районов (городов);

2) таможенные органы — Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, управления Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, специализированный таможенный комплекс «Ташкент-АЭРО» и таможенные посты;

3) государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию сборов.                                                   

4. Виды налогов

В соответствии со статьей 17 НК существуют следующие виды налогов:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог за пользование недрами;
  • специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог за пользование водными ресурсами;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • социальный налог.

5. Порядок утверждения

В соответствии со ст. 93 Конституции РУз установление налогов и других обязательных платежей относится к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики. Следует иметь в виду, что понятие «другие обязательные платежи» в новой редакции НК РУз отсутствует и вместо него используется понятие «сборов».

6. Ставки

Согласно ст. 72 НК РУз налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы в процентах или абсолютной сумме. По общему правилу, налоговые ставки устанавливаются настоящим Кодексом. Однако, ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц в фиксированной сумме устанавливаются Законом о Государственном бюджете. Ставки акцизного налога могут пересматриваться решениями Президента Республики Узбекистан в течение года исходя из динамики цен и объема реализации продукции.

6.1 Налоги и сборы[1]

В системе налогов и сборов, также действует система упрощенного порядка исчисления налоговой базы.

7. Налоговая база

Налоговая база – один из обязательных элементов налогообложения, который должен быть определен законодательно (ст. 69 НК РУз). В соответствии с НК РУз налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 71 НК РУз).

Понятия объекта налогообложения и налоговой базы взаимосвязаны. Объектом налогообложения является имущество, действие, результат действия или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика налогового обязательства (ст. 70 НК РУз).

Вопросов по поводу стоимостной характеристики не возникает, если объектом является, допустим, прибыль или сумма дохода.

А как определить налоговую базу, например, по земельному налогу с юридических лиц? В налоговом законодательстве Республики Узбекистан объектом налогообложения земельным налогом с юридических лиц являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды (ст. 426 НК РУз). При определении налогооблагаемой базы для земельного участка учитывается общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 427 НК РУз. Из этого следует, что для каждого налога установлен свой порядок определения налоговой базы.

8. Особенности уплаты

Помимо обязанности исчислить налог, налогоплательщик обязан правильно и в установленный срок уплатить этот налог. Если говорить о сроках уплаты налогов, то эти сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Например, согласно ст. 293 НК РУз уплата акцизного налога производится ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за налоговым периодом.

9. Налоговая отчетность

Налоговая отчетность это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, составляется по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан по согласованию с  Министерством финансов Республики Узбекистан  (ст. 81 НК РУз).

10. Избежание двойного налогообложения (страны, особенности регулирования)

Двойное налогообложение — это одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Во избежание подобных коллизий, страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время Узбекистан заключил более 50 соглашений об избежании двойного налогообложения.

Особенности регулирования. Если действующее соглашение устанавливает правила, отличающиеся от предусмотренных налоговым законодательством Узбекистана, должны применяться правила соглашения. Однако необходимо помнить, что в Узбекистане существует механизм применения правил соглашений, который базируется на тезисе о том, что иностранное юридическое лицо, желающее получить льготу (в части понижения ставки налогообложения вплоть до нулевой), должно доказать, что оно имеет постоянное местопребывание именно в той стране, на соглашение с которой оно ссылается.

11. Постоянные учреждения

Под постоянным учреждением иностранного юридического лица в Республике Узбекистан (далее по тексту – ПУ) признается постоянное место деятельности, через которое это иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан (ч.1., ст. 36 НК РУз).

Под постоянным учреждением понимается, в частности:

  1. любое место управления, филиал, отделение, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория;
  2. место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки и упаковки товара;
  3. любое место, в том числе склад, используемое в качестве торговой точки;
  4. рудник (шахта), нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
  5. установка или сооружение (включая его монтаж), используемое для изучения (разведки), разработки, добычи и (или) эксплуатации природных ресурсов, но только при условии, что установка или сооружение используется или готово к использованию в течение более ста восьмидесяти трех дней;
  6. любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом;
  7. любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов.

Постоянным учреждением признается также:

  1. строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект либо связанная с ними надзорная (контрольная) деятельность, при условии, что такая площадка, объект или деятельность существуют или продолжаются более ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода;
  2. оказание услуг, включая консультационные услуги, выполняемых этим иностранным юридическим лицом посредством своих служащих или другого нанимаемого им персонала для этих целей, при условии, что такая деятельность продолжается (для одного и того же или связанного проекта лица или связанной стороны иностранного юридического лица) не менее ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода (ст. 36 НК РУз).

12. Образования ПУ

Деятельность иностранного юридического лица образует постоянное учреждение в соответствии с положениями статьи 36 НК с даты начала осуществления такой деятельности в Республике Узбекистан.

Датой начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Республике Узбекистан в целях применения НК признается дата:

  1. заключения любого следующего контракта (договора, соглашения) на:
    • оказание услуг в Республике Узбекистан, в том числе в рамках договора о совместной деятельности;
    • предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Республике Узбекистан;
    • приобретение товаров в Республике Узбекистан для использования или реализации на территории Республики Узбекистан;
    • приобретение услуг для оказания услуг в Республике Узбекистан;
  2. заключения первого трудового договора (соглашения, контракта) в целях осуществления деятельности в Республике Узбекистан;
  3. прибытия в Республику Узбекистан физического лица — нерезидента, найма работника или иного персонала иностранным юридическим лицом для выполнения условий контракта (договора, соглашения), указанного в вышеперечисленных пунктах 1 или 2 (ч.13-14 ст. 36 НК РУз).

13. Постановка ПУ на учет в налоговых органах

Юридическое лицо — нерезидент Республики Узбекистан, осуществляющее деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, не позднее ста восьмидесяти трех календарных дней со дня начала осуществления этой деятельности обязано представить в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика. К этому заявлению прилагаются оригиналы или нотариально заверенные копии, переведенные на государственный язык:

  1. документа, подтверждающего государственную регистрацию в стране, в которой учреждено это юридическое лицо — нерезидент Республики Узбекистан;
  2. специальных разрешительных документов или лицензий (при их наличии);
  3. доверенности или иного документа (при их наличии), удостоверяющего право на совершение от имени юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан действий в Республике Узбекистан;
  4. договора (при наличии), исполнение которого приводит к образованию постоянного учреждения.

Однако, факт постановки на учет в органе государственной налоговой службы постоянного учреждения не является моментом образования этого постоянного учреждения. Постоянное учреждение нерезидента будет считаться образованным вне зависимости от воли нерезидента.

[1] Представленная информация не является исчерпывающей. 

[2] Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему (ст.23 НК РУз).

[3] В Республике Узбекистан базовая расчетная величина установлена в размере 340 000сум, что эквивалентно 28долларам США

[4] Данный налог введен вместо Единого налогового платежа (ЕНП).