Декабрь 26, 2024
Контракты на перевозку грузов в Узбекистане
3. Обязанности и ответственность сторон
4. Экспедиторские услуги и экспедитор
Законодательная база
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан;
- Воздушный кодекс;
- Закон Республики Узбекистан «О транспорте» № 706 от 09.08.2021;
- Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков» от 26.05.2015 №-386;
- Закон Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте» № 674-I от 29.08.1998;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании регулирования деятельности транспортных экспедиторских предприятий и транспортно-экспедиторской деятельности в Республике Узбекистан» № 348 от 09.09.2000.
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан» № 213 от 01.08.2014.
1. Введение
Контракты на перевозку играют важную роль в секторах логистики и транспорта. Национальное законодательство Узбекистана предусматривает два основных типа контрактов в этой области: контракты на перевозку и контракты на экспедирование. Основное различие между этими двумя контрактами заключается в том, что в контракте экспедирования агент берет на себя ответственность за организацию всего процесса перевозки груза для заказчика, а также за выполнение других обязательств, указанных в контракте. Контракты на транспортные услуги имеют схожие правила и условия с обычными контрактами на оказание услуг. Контракт составляется для регулирования всех основных вопросов, касающихся предоставления транспортных услуг одной стороной – перевозчиком, для другой стороны – заказчиком.
К контракту на предоставление транспортных услуг могут прилагаться смета, спецификация работ и другие дополнительные документы. Принятие и передача по контракту осуществляются путем подписания акта приема выполненных работ (оказанных услуг) и выдачи счета-фактуры.
2. Требования к контракту
Перевозка товаров, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, рассматривается как бизнес-соглашение в соответствии с статьей 3 Закона «О договорно-правовой основе деятельности хозяйствующих субъектов» и подлежит его положениям. Оба типа контрактов на перевозку должны заключаться в письменной форме. По необходимости выдается доверенность экспедиторам.
При заключении контракта на оказание транспортных услуг необходимо указать следующие сведения и условия: дата и место заключения контракта; реквизиты подрядчика и заказчика; предмет контракта с подробным описанием условий перевозки; права и обязанности сторон; порядок расчетов между сторонами; информация о ответственности сторон и разрешении споров между ними; информация о сроках, а также порядке заключения и расторжения контракта; реквизиты, подписи, печати (если имеются).
Только лица или организации, обладающие лицензией, могут выступать в качестве перевозчиков по контрактам на перевозку грузов. Например, в соответствии со статьей 13 Закона «Об автомобильном транспорте» и статьей 96 Воздушного кодекса перевозка автомобильным и воздушным транспортом осуществляется на основании разрешения (лицензии) в соответствии с особыми правилами и процедурами, установленными Кабинетом Министров.
Условия чартерного контракта регулируются статьей 712 Гражданского кодекса и статьей 99 Воздушного кодекса. В соответствии с Воздушным кодексом по чартерному (арендному) контракту одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) одно или несколько воздушных судов для одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, ручной клади, грузов и почты или для других целей.
Перевозка грузов морским транспортом оформляется коносаментами и чартерными контрактами. Если контракт предусматривает обязательства перевозчика, но не устанавливает объем предоставленного судном пространства, такое обязательство оформляется контрактом коносамента. Коносамент является квитанцией и считается юридическим доказательством доставки товара. Кроме того, коносамент является, во-первых, доказательством заключения контракта; во-вторых, квитанцией капитана судна о получении груза; в-третьих, документом, предоставляющим право распоряжаться грузом; и, в-четвертых, документом, определяющим отношения между перевозчиком и заказчиком. В коносаменте указываются наименования перевозчика и заказчика, адреса грузов, куда они направляются и место назначения, а также другая информация о товаре.
Контракт на транспортное экспедирование заключается в письменной форме и содержит конкретный перечень транспортно-экспедиторских услуг, связанных с организацией процесса перевозки различными видами транспорта, включая смешанные виды, как внутри страны, так и международные, наименования и адреса сторон, наименование места (мест) отгрузки и доставки, а также другие условия. После получения груза транспортно-экспедиторская компания обязана выдать соответствующий транспортный документ (коносамент) для перевозки, транспортно-экспедиторский коносамент.
3. Обязанности и ответственность сторон
Перевозчик предоставляет заказчику транспортное средство, пригодное для перевозки соответствующего груза в срок, установленный контрактом на перевозку груза, а заказчик, в свою очередь, доставляет груз перевозчику в установленный срок (Закон об автомобильном транспорте). Перевозчик должен предпринять необходимые действия для готовности транспортного средства к перевозке; а именно, транспортное средство должно быть в исправном состоянии и пригодно для перевозки груза. В противном случае заказчик вправе отказаться от такого транспортного средства.
Перевозчики несут ответственность за задержки в перевозке пассажиров и обязаны уплатить штрафы, а также возместить ущерб пассажиру, вызванный задержкой. В случае отказа пассажира от использования услуг из-за задержки перевозчик должен вернуть стоимость проезда и другие понесенные расходы.
В случае ненадлежащего выполнения обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с положениями главы 24 Гражданского кодекса. Перевозчики несут ответственность за задержки или ущерб, причиненный грузу или его утрату при перевозке. Ущерб подлежит возмещению в ценовом эквиваленте понесенных убытков. Если перевозчик полностью или частично отказывается удовлетворить требование заказчика или перевозчика или не выполняет свои обязательства в течение 30 дней с момента уведомления, заказчик или получатель может подать иск в суд. Споры между перевозчиком и заказчиком по поводу нарушения контракта могут быть разрешены путем соглашений в свободной форме, определяющих основания для мер ответственности.
Одним из основных обязательств перевозчиков является наличие страхования их гражданской ответственности в соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков». Контракт обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика может быть заключен на срок один год. При этом перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров и их багажа автотранспортом, могут заключить договор страхования на срок от трех месяцев до одного года. Формирование обязательного страхового контракта и его условия регулируются Кабинетом Министров. Контроль за выполнением обязательства перевозчика по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется следующими государственными органами в транспортной сфере Узбекистана:
- Министерство транспорта Республики Узбекистан;
- Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта;
- Инспекция по контролю за безопасностью перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах при Министерстве транспорта.
Кроме того, другие государственные органы с соответствующими полномочиями могут также осуществлять такой контроль в соответствии с законодательством.
В случаях, когда несоответствие с контрактом вызвано форс-мажорными обстоятельствами или другими чрезвычайными событиями, военными действиями или приостановкой или ограничением перевозки грузов по определенным направлениям в соответствии с порядком, установленным соответствующими транспортными уставами и кодексами, перевозчик и заказчик освобождаются от ответственности. В таких случаях договорные отношения между перевозчиками и заказчиками могут быть приостановлены по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан или местных органов власти (Закон Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте»). При этом срок давности для предъявления требований по таким случаям также приостанавливается (статья 156 Гражданского кодекса).
Соглашение между экспедиторской компанией и заказчиками о ограничении ответственности экспедитора, установленное законом, является недействительным (Апелляционная инстанция Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, Постановление № 4-1001-2217/32623, 20 июня 2023 года, Ташкент).
4. Экспедиторские услуги и экспедитор
Только коммерческие юридические лица и граждане, получившие лицензию на предоставление транспортно-экспедиторских услуг, могут быть экспедиторами. Транспортные средства, терминалы и другие объекты транспортно-экспедиторской деятельности, а также транспортно-экспедиторские услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Основные требования для квалификации в качестве экспедитора изложены в положении о транспортно-экспедиторских предприятиях и предоставлении транспортно-экспедиторских услуг:
- Наличие сертификата профессиональной компетенции;
- Номер банковского счета предприятия и подтверждение банка о его несостоятельности;
- Наличие офиса;
- Качественное выполнение задач, связанных с транспортно-экспедиторской деятельностью;
- Документальное подтверждение фактического выполнения транспортно экспедиторских работ.
Экспедиторы обязаны соблюдать комплексный набор юридических требований при оказании транспортных и логистических услуг. Эти требования включают в себя решение транспортных задач заказчиков, выбор оптимальных маршрутов, определение видов транспорта, методов доставки, согласованные сроки, а также меры по снижению затрат. Экспедиторы также несут ответственность за консолидацию грузов, хранение, обработку, упаковку, распределение, подготовку и оформление сопроводительных документов, таможенное оформление, страхование грузов и другие сопутствующие услуги.
Важно отметить, что экспедиторы не имеют права предоставлять физическим лицам услуги по таможенному оформлению импортированных товаров, заказанных в коммерческих целях. В таких случаях таможенное оформление осуществляется непосредственно физическими лицами – владельцами товаров.
5. Расторжение контракта
Контракт на перевозку и экспедирование может быть расторгнут односторонне, если одна из сторон уведомит другую за 10 дней до расторжения. Однако сторона, односторонне расторгающая контракт, обязана возместить убытки, причиненные расторжением.