Июнь 25, 2024

Административные требования к тендерам при государственных закупках

Известно, что не только у частных лиц, участвующих в гражданском обороте,  но и у государства есть свои потребности, которые удовлетворяются посредством осуществления государственных закупок. Данная сфера регулируется законом Республики Узбекистан «О государственных закупках», в котором под «государственной закупкой» подразумевается «процесс обеспечения потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах) на платной основе».   Одним из видов осуществления закупочных процедур является проведение тендера. Тендер — конкурс, предусматривающий процедуру определения исполнителя государственных закупок посредством конкурентной процедуры осуществления государственной закупки, по результатам которой победителем признается участник закупочных процедур, предложивший наилучшие условия исполнения договора о государственных закупках [1].

Содержание

  1. Организация тендеров;
  2. Участие в государственном тендере;
  3. Требования к участникам;
  4. Порядок определения победителя тендера;
  5. Заключение договора с победителем тендера;
  6. Новые требования.

Законодательство

  1. Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» №684 от 22.04.2021 г.;
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения процедур, связанных с осуществлением государственных закупок» №276 от 20.05.2022 г.;
  3. Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию процесса организации закупочных процедур при осуществлении государственных закупок с использованием информационно-коммуникационных технологий» №37 от 26.01.2021 г.;
  4. Указ Президента Республики Узбекистан №6019 от 06.07.2020 «О дополнительных мерах  по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике.

 

  1. Организация тендера

Государственные закупки осуществляются посредством организации тендера только в тех случаях, когда одновременно выполняются следующие условия:

  • критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку товара (работы, услуги);
  • стоимость товаров (работ, услуг) составляет свыше двадцати пяти тысяч базовых расчетных величин (для бюджетных заказчиков — свыше шести тысяч базовых расчетных величин) по одному договору.

Информация о проведении тендера доводится до  заинтересованных лиц путем размещения объявления о проведении тендера в специальном информационном портале (Etender.uzex.uz),  или на официальном веб-сайте государственного заказчика или его вышестоящего органа, а также в СМИ, ( не менее чем за двенадцать рабочих дней и не более чем за тридцать рабочих дней до даты окончания срока приема тендерных предложений от участников).  Закупочная документация по тендеру размещается государственным заказчиком в электронной системе государственных закупок через специальный информационный портал одновременно с размещением объявления о проведении тендера. Закупочная комиссия рассматривает закупочную документацию и устанавливает: сроки приема тендерных предложений; методы и критерии оценки тендерных предложений; относительные значения частей тендерного предложения и, в необходимых случаях, по каждому критерию оценки технической части; размер и форму обеспечения тендерного предложения.

Объявление о проведении тендера должно содержать следующую информацию:

  • форму проведения тендера;
  • подробное описание и стартовую цену товара (работы, услуги);
  • адрес места проведения тендера;
  • требования, предъявляемые к участникам тендера;
  • фамилию, имя, отчество, должность и адрес одного или нескольких должностных лиц или других работников государственного заказчика, определенных в качестве контактных лиц для связи с участниками;
  • дату и время окончания срока подачи предложений;
  • требования к оформлению тендерного предложения.

Тендер в обязательном порядке проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Обязательным условием проведения государственного тендера является создание закупочной комиссии в составе не менее 7 человек.  Основной целью работы закупочной комиссии является объективная оценка и упорядочивание предложений участников закупочных процедур по степени соответствия заказу и выбор победителя (победителей) при конкурентных способах осуществления государственных закупок [2]. Решение закупочной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов закупочной комиссии.  Для эффективного осуществления функций закупочной комиссии, каждому члену комиссии и ответственному секретарю открывается персональный кабинет в электронной системе государственных закупок. После получения доступа к персональному кабинету, каждый член комиссии обязан ввести данные о наличии или отсутствии связей (аффилированности) с хозяйствующими субъектами.  В случае наличия связей, носящих характер аффилированности у председателя комиссии, процесс проведения приостанавливается до момента назначения временного нового председателя. Члены комиссии участвуют в голосовании посредством своего персонального кабинета.

  1. Участие в государственном тендере.

В объявлении и закупочной документации по тендеру устанавливается порядок представления предложений участников тендера посредством персонального кабинета. Электронные документы, составляющие тендерное предложение участника, представляются согласно типовым формам, определяемым оператором. Участники тендера обязаны предоставлять достоверную и подлинную информацию и соответствующие документы.  Предложение может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию и иное изображение, образец, пробу товара, являющегося объектом государственной закупки. Если у участника тендера возникают вопросы по поводу требований закупочной документации по тендеру, он вправе направить запрос заказчику через электронный чат. Разъяснения по запросу должны быть даны участнику в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса. Пошаговая инструкция по участию в тендере для поставщиков и заказчиков представлена на ссылке.

Кроме того, для того чтобы участвовать в электронных государственных закупках, участники должны осуществить следующие платежи:

  • корпоративный заказчик и участники — комиссионный сбор оператора и задаток сторон (за исключением случаев, по которым закупочной комиссией не установлено требование уплаты задатка);
  • бюджетный заказчик — комиссионный сбор оператора.

Необходимость внесения участниками задатка при проведении тендера государственным заказчиком, а также размер вносимого задатка определяется закупочной комиссией. Данный задаток блокируется до заключения договора, но если победитель тендера отказывается от заключения договора с государственным заказчиком, задаток не возвращается. При проведении отбора допускается установление задатка в размере, не превышающем 5 процентов от стоимости товара (работы, услуги).

  1. Требования к участникам.

Участником закупочных процедур является физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан, принимающее участие в закупочной процедуре в качестве претендента на исполнение государственных закупок [3]. Для участия в тендере необходимо соответствие следующим критериям:

  • наличие необходимых технических, финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов для исполнения договора;
  • правомочность на заключение договора;
  • отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
  • отсутствие введенных в отношении них процедур неплатежеспособности;
  • отсутствие записи в Едином реестре недобросовестных исполнителей.

Государственный заказчик при необходимости вправе устанавливать дополнительные требования к участникам исходя из специфических свойств или особенностей товара (работы, услуги).

Также, согласно ЗРУ «О государственных закупках», участники тендера могут быть отстранены в следующих случаях:

  • о нем имеется запись в Едином реестре недобросовестных исполнителей;
  • у него имеется просроченная задолженность по уплате налогов и сборов;
  • в отношении него введены процедуры неплатежеспособности;
  • участник не соответствует квалификационным, техническим и коммерческим требованиям закупочной документации;
  • участник прямо или косвенно предлагает, дает или соглашается дать любому нынешнему либо бывшему должностному лицу или работнику государственного заказчика или другого государственного органа вознаграждение в любой форме, предложение о найме на работу либо любую другую ценную вещь или услугу с целью повлиять на совершение какого-либо действия, принятие решения или применение какой-либо закупочной процедуры государственного заказчика в процессе государственных закупок;
  • участник совершает антиконкурентные действия или в нарушение законодательства имеет конфликт интересов, а также при выявлении случаев аффилированности.
  1. Порядок определения победителя тендера.

Предложения участников тендера рассматриваются и оцениваются в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента  окончания подачи предложений. Процесс определения победителя тендера проходит в два этапа. Во время, указанное в объявлении как время проведения тендера, закупочная комиссия для проведения оценки предложений вскрывает поочередно конверты с предложениями, поданными участниками тендера.  Во время процедуры вскрытия конвертов с тендерными предложениями государственным заказчиком осуществляется видеозапись, и в процессе вскрытия конвертов озвучиваются все представленные документы и цена коммерческого предложения участников, за исключением случаев проведения тендера в электронной форме [4]. На первом этапе оценивается техническая часть предложения участника тендера, второй этап проводится в случае наличия соответствующих предложений от не менее двух участников. На втором этапе проводится оценка ценовой части предложения. Предложения с ценой, превышающей стартовую цену, отстраняются. Закупочная комиссия вправе установить дополнительные требования и критерии к участникам в зависимости от специфики услуги или закупаемого товара. Государственный заказчик вправе отменить тендер в любое время до акцепта победившего предложения.

Победителем признается участник тендера, предложивший лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в закупочной документации по тендеру и предложении. Результат рассмотрения и оценки предложений закупочной комиссией оформляется протокол. Выписка из протокола публикуется в электронной системе государственных закупок в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола.  Запрос о предоставлении разъяснений результатов тендера может быть отправлен любым участником после публикации протокола. Результаты тендера могут быть обжалованы участниками в установленном порядке.

  1. Заключение договора.

Договор по результатам тендера заключается на тех же условиях, которые были указаны в закупочной документации по тендеру и предложении, не позднее десяти рабочих дней с момента определения победителя.. Если победитель отказывается от заключения договора, сумма внесенного им задатка не возвращается. В таком случае право заключения договора перейдет к резервному победителю, если он был определен закупочной комиссией. Если резервный победитель не выбран, то государственный заказчик проводит новый тендер. Информация о заключенном договоре должна быть опубликована на специальном информационном портале не позднее трех рабочих дней с даты его заключения. Кроме того, договор, заключенный в электронной форме,  вносится в Единый реестр договоров. Схему осуществления государственных закупок посредством тендера можно посмотреть в приложении к Постановлению Кабинета Министеров РУз от 20.05.2022 г. N 276.

  1. Новые требования.

С 1 января 2021 года: 

 а) исполнители государственных закупок, а также закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения обязаны:

  • в течение двух дней со дня официального объявления их победителями по итогам тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также результатов прямых переговоров раскрыть информацию о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), которые имеют действительный контроль путем прямого или косвенного владения 25 и более процентов их акций (долей), посредством размещения соответствующих сведений на специальном информационном портале государственных закупок;
  • на постоянной основе размещать на своих веб-сайтах и специальном информационном портале сведения о состоянии выполнения обязательств по договорам, заключенным по результатам тендерных и конкурсных торгов, процедуры отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров.

[1] Статья 4 ЗРУ «О государственных закупках».

[2] Статья 20 ЗРУ «О государственных закупках»

[3] Статья 23 ЗРУ «О государственных закупках».

[4] Статья 69 ЗРУ «О государственных закупках»