Март 2, 2022
Энергетический сектор Узбекистана
1.1. Государственные корпорации в области энергетики
1.2. Органы государственного управления в области энергетики
2.1. Общие налоговые льготы в случаях модернизации производственных мощностей
2.2. Таможенные льготы в сфере гидроэнергетики
2.3. Льготы производителям приборов учета электрической энергии
2.4. Налоговые льготы производителям энергии из возобновляемых источников
3.1. Лицензии для осуществления проектно-строительной деятельности
3.1.2. Разработка архитектурно-градостроительной документации
3.1.4. Аккредитация юридических лиц, осуществляющих экспертизу строительных проектов
3.1.5. Лицензирование проектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction)
3.2. Иные разрешительные документы и экспертные заключения
1. Государственное регулирование
1.1. Государственные корпорации в области энергетики
До недавнего времени Государственная Акционерная Компания «Узбекэнерго» была единственным участником энергетического рынка (естественная монополия). За последнее время данная государственная корпорация перетерпела ряд изменений и в результате правительство делегировало административно-регулятивные полномочия по управлению энергетическим сектором другим (новым) участникам рынка. Но данная компания все еще существует и на данном переходном этапе имеет следующие основные полномочия в сфере энергетики:
- разрабатывает программы развития электроэнергетики;
- осуществляет модернизацию генерирующих мощностей и электрических сетей (за исключением гидроэнергетики);
- устанавливает режим функционирования единой электроэнергетической системы;
- управляет магистральными электрическими сетями (данное полномочие передается АО «НЭС Узбекистана»);
- разрабатывает нормативные документы в области электроэнергетики;
- проводит работу по демонополизации предприятий энергетической отрасли.
Первой большой государственной корпорацией выделенной из состава АО «Узбекэнерго» был АО «Узбекгидроэнерго». Все активы гидроэлектрического направления деятельности Узбекэнерго (т. е. дочерние компании) и Объединение «Узсувэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства были переданы в состав Узбекгидроэнерго. На данный момент, Узгидроэнерго имеет следующие основные полномочия в сфере энергетики:
- реализует Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017-2021 годы;
- осуществляет централизованное технологическое управление объектами гидроэнергетики;
- реализует инвестиционные проекты по строительству новых и модернизации действующих гидроэлектростанций;
- сотрудничает с международными компаниями и финансовыми институтами по привлечению иностранных инвестиций;
- осуществляет оперативно-диспетчерское управление через Национальный диспетчерский центр;
- осуществляет 100-процентную закупку электроэнергии, производимой предприятиями АО «Узбекгидроэнерго».
Следует отметить, что согласно Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики ожидается реорганизация АО «Узбекэнерго» с созданием на его базе трех акционерных обществ: АО «Тепловые электрические станции», АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и AО«Региональные электрические сети».
На данный момент АО «НЭС Узбекистана» осуществляет функцию Единого закупщика электрической энергии. Более того, транспортировка по республиканским магистральным сетям и международного транзита энергии будет осуществляться исключительно данным обществом. Также АО «НЭС Узбекистана» будет выполнять функции единого оперативно-диспетчерского управления производителей (включая частных) электрической энергии и магистральных (региональных) электрических сетей. Задачи связанные с осуществлением управления предприятиями территориальных электрических сетей, которые распределяют и непосредственно продают электроэнергию конечным потребителям будут решаться АО «Региональные электрические сети». АО «Тепловые электрические станции» будут непосредственно управлять отраслью теплоэнергетики.
Наряду с вышеперечисленными корпорациями существуют АО «национальная энергосберегающая компания». Основной задачей данной компании является внедрение современных энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях и в силу этого выступает единственным поставщиком товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных технологий в государственный сектор.
На сегодняшний день вместо исторического АО «Узбекэнерго» существуют следующие компании:
- АО «Тепловые электрические станции»,
- АО «Узбекгидроэнерго»,
- АО «Национальные электрические сети Узбекистана»,
- AО«Региональные электрические сети».
1.2. Органы государственного управления в области энергетики:
Кабинет министров Республики Узбекистан |
|
Министерство энергетики Республики Узбекистан |
|
«Узэнергоинспекция» при Минэнерго |
|
Министерство экономики и промышленности |
|
Секретариат по вопросам развития топливно-энергетической и базовых отраслей промышленности |
|
2. Налоговые и таможенные льготы
- направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства;
- приобретение нового технологического оборудования;
- расширение производства в форме нового строительства;
- реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд;
- а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли производится в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию — с момента ввода его в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 221 НК РУз от налога на добавленную стоимость освобождается импорт:
- технологического оборудования, ввозимого на территорию РУз по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования;
- имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.
2.2. Таможенные льготы в сфере гидроэнергетики
Для целей реализации Программы мер по развитию гидроэнеретики сроком до 1 января 2022 года от таможенных платежей освобождаются:
- оборудование;
- сырье и материалы;
- комплектующие, приборы, запасные части;
- технологическую документацию,
не производимые в республике, ввозимые в рамках реализации инвестиционных проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.
2.3. Льготы производителям приборов учета электрической энергии
Отечественные производители приборов учета электрической энергии на срок до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввоз комплектующих, сырья и материалов, используемых для производства приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования, поставляемых по заключенным договорам с АО «Узбекэнерго», а также налога на добавленную стоимость при реализации указанных приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования.
2.4. Налоговые льготы производителям энергии из возобновляемых источников
Организации-производители с момента ввода в эксплуатацию установок по производству энергии из возобновляемых источников освобождаются сроком на 10 лет от уплаты
- налога на имущество в части установок по производству энергии из возобновляемых источников;
- и земельного налога по участкам, занятым этими установками;
- а также налога на добавленную стоимость; и
обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан в части объемов энергии, реализуемых структурным предприятиям ГАК «Узбекэнерго».
Организации, специализирующихся на выпуске установок по производству энергии из возобновляемых источников, сроком на 5 лет с даты их государственной регистрации:
- от всех видов налогов; а также
- обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
С 2020 года Правительство будет оказывать активное содействие внедрению энергоэффективных технологий, а именно за счет средств государственного бюджета будет предоставлять физическим и юридическим лицам компенсаций на покрытие процентных расходов по банковским кредитам на приобретение установок возобновляемых источников энергии и другого энергоэффективного оборудования:
3.1. Лицензии для осуществления проектно-строительной деятельности
В области строительство объектов энергетики лицензиаром является Минстрой РУз. Необходимо получить следующие виды лицензий и свидетельств:
- Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (срок действия лицензии 5 лет).
- Разработка архитектурно-градостроительной документации (с неограниченным сроком действия).
- Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма (выдается сроком на 5 лет).
- Экспертиза строительных проектов (аккредитация лиц, осуществляющих такую деятельность).
При проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений в обязательном порядке предусматриваются: (1) обеспечение энергоэффективности зданий; (2) предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации. Следует отметить, что нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений находятся на стадии разработки.
3.1.1. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств
Для получения данной лицензии заявитель-юридическое лицо должен иметь в своем штате специалистов (главных инженеров и главных архитекторов проекта, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному оборудованию, сетям и системам, специальным разделам проекта), со стажем работы в этой отрасли не менее пяти лет, представив следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии, копию свидетельства о госрегистрации и документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления;
- характеристику технических средств, необходимых для проектирования, строительства, эксплуатации этих объектов.
- список сотрудников, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией объектов повышенного риска и потенциально опасных производств, с указанием
- занимаемых должностей,
- специальности по образованию,
- стажа работы по специальности,
- перечня основных объектов, в проектировании которых эти сотрудники принимали участие.
3.1.2. Разработка архитектурно-градостроительной документации
Лицензионные требования по разработке архитектурно-градостроительной документации различаются в зависимости от класса документации и категорий сложности объекта. Большинство объектов энергетики подпадают под третью категорию сложности и в группа «А» класса. Учитывая эти обстоятельства, законодательство, среди прочего, требует от заявителя удовлетворения следующих условий:
- осуществления деятельности не менее одного года;
- наличие у заявителя необходимых условий для осуществления лицензируемого вида деятельности;
- наличие в штате не менее 25 специалистов, в том числе директора, не менее 3 главных инженеров проектов, 1 главного архитектора проектов и 3 архитектора по основному месту работы, остальные 17 специалистов по основному месту работы или по совместительству;
- копии приказов о приеме на работу на предприятие;
- наличие документов, подтверждающих профподоготовку специалистов;
- опыт работы персонала в данной отрасли;
- наличие документов системы контроля качества разрабатываемой документации и авторского надзора;
- список всех выполненных работ по проектированию не менее десяти объектов.
3.1.3. Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма
К лицензионным требованиям относятся:
- наличие в штате не менее двух специалистов с документами (свидетельства, удостоверения, сертификаты о специальной подготовке), имеющих стаж практической работы не менее трех лет в данной области;
- наличие у заявителя необходимого оборудования, инвентаря и снаряжения, а также других специальных технических средств, обеспечивающих соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии, копию свидетельства о госрегистрации и документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления;
- список специалистов, имеющих документы на право производства ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах с указанием занимаемых должностей, специальности по образованию и стажа работы по специальности;
- характеристику технических средств, необходимых для производства работ на высотах.
3.1.4. Аккредитация юридических лиц, осуществляющих экспертизу строительных проектов
Ниже приведены требования и условия для аккредитации:
- отсутствие в составе учредителей и (или) бенефициаров органов экспертизы должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и (или) их аффилированных лиц;
- наличие соответствующих зданий и сооружений, технико-технологических и аппаратно-программных средств, необходимых для осуществления деятельности органа экспертизы на основе имущественного права или иного вещного права;
- наличие в штате претендента не менее пяти специалистов (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и строительству, конструкторов, технологов, инженерного оборудования, сетей и систем, специалистов по транспорту и специальным разделам проекта), имеющих соответствующее профессиональное образование по проведению экспертизы строительных проектов и стаж работы не менее пяти лет по проектным работам;
- формирование базы данных, содержащей нормативно-правовые акты и нормативные акты в области технического регулирования.
Заявителю необходимо заполняет анкету и приложить (1) копии документов, подтверждающих принадлежность зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления деятельности по экспертизе прав собственности, к потребителю и (2) копии дипломов специалистов.
3.1.5. Лицензирование проектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction)
В виде исключения, Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее — НАПУ) вправе единовременно допускать подрядчиков, в том числе иностранных, к реализации проектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction) (далее — ЕРС-подрядчики) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупк и строительные работы), включенных в государственные программы развития Республики Узбекистан, без получения соответствующей лицензии и (или) разрешения в сфере строительства при условии возложения на ЕРС-подрядчиков полной ответственности за качественную реализацию проектов; Но при этом, ЕРС-подрядчики должны иметь практический опыт по аналогичным проектам, определенные финансовые показатели, численность компетентного инженерного состава и соответствовать другим критериям, установленным НАПУ. Данное Агентство также имеет право определять требования и согласовывать использование ЕРС-подрядчиками международных и (или) национальных нормативных документов в области технического регулирования.
3.2. Иные разрешительные документы и экспертные заключения:
- Архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
- Разработка предпроектной и проектной документации проектов по техническому заданию государственного органа (инициатора), если сумма проекта составляет больше 10 млрд. сумов;
- Согласование проектно-сметной документации;
- Заключение экспертизы промышленной безопасности;
- Заключение государственной экологической экспертизы;
- обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
- Согласование проектной документации с архитектурно-градостроительным советом при Минстрое в части ее соответствия архитектурно-планировочному заданию;
- Заключение государственной экспертизы на предмет противопожарной безопасности и сейсмостойкости объекта;
- Разрешение на производство строительно-монтажных работ;
- Разрешение на специальное водопользование;
- Получение технических условий на подключение к единой электроэнергетической системе электроустановок производителей;
- Разработка проекта подключения электроустановок производителей к единой электроэнергетической системе;
- Подключение юридических лиц-потребителей к электрическим сетям;
- Лицензирование экспорта и импорта специфических товаров;
- Сертификация импортных товаров;
- Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;
- Подтверждения права на трудовую деятельность.
В Узбекистане установлен государственный механизм ценообразования на энергоресурсы. Правительство периодически принимает акт, где указывает основные расценки за потребляемую электрическую энергию. Данные тарифы устанавливаются при продажи электроэнергии потребителям. В зависимости от объема используемой энергии, потребители делятся на группы с соответствующими ценовыми категориями. На данный момент существует четыре группы потребителей электрической энергии.
По законодательству производители электрической энергии обязаны продавать электроэнергию Единому закупщику электрической энергии – АО «Национальные электрические сети» и его территориальным подразделениям, а также АО «Узгидроэнерго» на договорной основе. Производители энергии из возобновляемых источников также могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы потребителей электрической энергии на условиях блок-станций.
Цена за переданную электрическую энергию из возобновляемых источников определяется в следующем порядке: [Оптовая цена за электрическую энергию = Тарифы для потребителей – НДС[1] – величина себестоимости передачи единицы электроэнергии – величина стоимости распределения и продажи].
При этом, показатели величины себестоимости передачи и стоимости распределения и продажи определяются в зависимости от географического расположения производителя от ближайших магистральных линий электропередачи, потери при передаче и от мощностей производителя. Но цена для конечных потребителей не может быть выше установленного Правительством верхнего предела.
5. Государственно-частное партнерство в сфере возобновляемой энергетики
С принятием закона об использовании возобновляемых источников энергии данная отрасль стала приобретать частный коммерческий интерес. В данном направлении энергетики Правительство за последние годы приняло два государственных программ: на 2015-2019 и на 2017-2021 годы; Согласно Программе за 2017-2021 годы предусматривается реализация 810 проектов на общую сумму 5,3 миллиарда долларов в период 2017-2025 годы.
Правительство приняло акт по привлечению частных инвестиций в данную отрасль для (1) создания фотоэлектрических станций с объемом инвестиций до одного миллиарда долларов США и (2) модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1 984 МВт и проектной стоимостью 2,6 млрд долл. США. Экспериментально первый проект был запущен на территории Наваинской области.
Исполнительным органом выступает АО «Узбекэнерго» (Публичный партнер). С сентября 2019 года на основе опыта постройки фотоэлектрических станций, проекты распространятся на другие площадки. Процедура отбора инвестора будет проходить в рамках ЗРУ от 10.05.2019 г. «О государственно-частном партнерстве» ЗРУ-537, но с учетом особенностей энергетической отрасли, где, например, тендерная документация будет разрабатываться международными финансовыми институтами и консалтинговыми компаниями. В силу того, что размеры инвестиций в проект по созданию фотоэлектрических станций превышал USD 1 000 000, тендер проводится в два этапа. Двухэтапный тендер включает в себя этапы предварительной квалификации и отбора победителя тендера:
- на первом этапе рассматриваются заявки и оцениваются тендерные предложения, разработанные на основе концептуальных и технических решений, указанных в условиях тендерной документации. Допускается проведение переговоров с претендентами по параметрам предмета тендера;
- на втором этапе рассматриваются и оцениваются внесенные технические и коммерческие (финансовые) предложения с учетом уточненных параметров предмета тендера, с обязательным указанием цены (тарифа).
Данная процедура будет осуществляться в следующей последовательности:
- В энергетике, в основном, Публичный партнер или соответствующие государственные органы будут инициировать концепцию проекта государственного частного партнерства (далее — ГЧП).
- Агентство по развитию государственного частного партнерства одобряет концепцию проекта ГЧП.
- Концепция проекта ГЧП, в зависимости от объема инвестиций, утверждается Публичным партнером или Кабинетом министров.
- Агентство по развитию ГЧП включает концепцию проекта ГЧП в Реестр проектов государственного-частного партнерства.
- Государственный партнер принимает решение о создании тендерной комиссии.
- После разработки тендерной документации Тендерная комиссия утверждает предварительную тендерную документацию.
- Тендерная комиссия объявляет тендер с приложением документов по предварительной квалификации.
- После получения заявок на предварительную квалификацию, Тендерная комиссия проводит оценку данных заявок и отбор инвесторов, прошедших предварительную квалификацию.
- Государственный партнер проводит конференцию участников тендера и с учетом поступивших предложений от участников тендера предоставляет Правительству окончательный проект тендерной документации.
- Тендерная комиссия утверждает окончательную тендерную документацию и публикует ее.
- Тендерная комиссия проводит тендер и вскрытие тендерных предложений.
- На основе результатов оценки тендерных предложений Публичный партнер вместе с Министерством инвестиций и внешней торговли принимает решение о реализации проекта ГЧП.
- Публичный партнер подписывает соглашение с победившим в тендере инвестором.
[1]При этом, расчеты без учета налога на добавленную стоимость производятся в период действия льгот и преференций по освобождению от налога на добавленную стоимость.