Февраль 23, 2024
Государственные закупки. Часть I.
Нормативно правовые акты:
1. Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-684 «О государственных закупках» от 22.04.2021 (далее – «Закон»);
2. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3953 О мерах по реализации закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» от 27.09.2018 (далее – «ПП-3953»);
3. Приказ Директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан № 3013 от 15.05.2018 (далее «Приказ»);
4. Постановление Кабинета Министров № ПКМ-276 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения процедур, связанных с осуществлением государственных закупок» от 20.05.2022 (далее – «ПКМ-276»).
Глава 1. Понятие государственных закупок.
В своей книге «Государственный (муниципальный) заказ России российский правовед Кичик К.В» дает такое определение: «Государственный заказ представляет собой конкретизированные потребности публично-правового образования в товарах, работах и услугах, закрепленные в правовом акте (нормативном правовом акте или акте применения права), удовлетворяемые посредством размещения заказа в установленном законом порядке (по общему правилу, среди неопределенного круга лиц – потенциальных поставщиков) с заключением государственного контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения или иного гражданско-правового договора, содержащем необходимые требования к этим товарам, работам и услугам, а также условия продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения государственных (муниципальных) нужд».
Однако, данное определение Кичика К.В. не совсем подходит к нашей системе государственных закупок, особенно в части понятия государственный заказчик. Кичик К.В. в своем определении употребляет понятие «публично-правовое образование», исходя из чего, мы можем сделать вывод о том, что заказчиком, согласно определению Кичика К.В., может быть только образование, которое наделено публичными властными полномочиями.
Согласно ст. 4 Закона, государственные закупки это — процесс обеспечения потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах) на платной основе. В свою очередь, в отличие от Российской Федерации, государственными заказчиками в Республике Узбекистан могут быть и организации, которые не наделены властными публичными полномочиями и не являются государственными корпорациями или же публично правовыми компаниями.
Исходя из всего этого, государственные закупки – это определенная законодателем система, регулирующая процессы, связанные с приобретением товаров, получением услуг, а также выполнением иных работ для нужд государственных заказчиков.
Глава 2. Субъекты государственных закупок.
2.1. Государственные заказчики.
В силу статьи 19 Закона, государственные заказчики делятся на бюджетных и корпоративных.
Бюджетными заказчиками являются:
— государственные органы и учреждения;
— бюджетные организации;
— получатели бюджетных средств, направляемых на осуществление закупочных процедур;
— государственные целевые фонды.
Корпоративными заказчиками являются:
— государственные предприятия;
— юридические лица с долей государства в их уставном фонде;
— юридические лица, в уставном фонде которых совокупная доля организаций, указанных в пунктах 1 и 2, составляет 50% и более;
— юридические лица, в уставном фонде которых совокупная доля организаций, указанных в пункте 3, составляет 50% и более.
Перечень корпоративных заказчиков ведется Агентством по управлению государственными активами.
2.2. Закупочная комиссия.
В соответствии со ст. 20 Закона, закупочная комиссия является коллегиальным органом, формируемым государственным заказчиком при организации и проведении закупочных процедур, порядок проведения которых требует формирование подобного органа. Главными задачами закупочной комиссии является объективная оценка и упорядочивание предложений участников закупочных процедур по степени соответствия заказу и выбор победителя или победителей при конкурентных способах осуществления государственных закупок.
Закупочная комиссия является действующим органом при государственном заказчике формируемым и расформировываемым соответствующими решениями государственного заказчика. Комиссия состоит из нечетного числа членов, состав и количество которых зависят от вида закупочной процедуры и могут меняться в соответствии с законодательством и с учетом особенностей приобретаемого товара (работы, услуги). Члены закупочной комиссии должны быть объективными и лично не заинтересованными в выборе победителя закупочной процедуры.
Работой закупочной комиссии руководит председатель, который созывает и ведет заседания, объявляет голосования и принятые решения, а также подписывает протоколы заседаний закупочной комиссии. В отсутствие председателя его функции выполняет заместитель.
Заседания закупочной комиссии проходят в очной форме в присутствии членов закупочной комиссии. Очные заседания могут проводиться в формате видеоконференций (телеконференций и т. п.).
Закупочная комиссия при проведении отбора наилучших предложений и тендера в электронной форме имеет право голосовать дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Не допускается включение представителя уполномоченного органа в состав закупочной комиссии другого государственного заказчика. Государственный заказчик является ответственным за правильное формирование закупочной комиссии.
Решение закупочной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов закупочной комиссии. В случае равенства голосов голос председателя закупочной комиссии является решающим.
2.3. Специализированная организация.
В соответствии со статьёй 21 Закона, специализированной организацией является юридическое лицо, имеющее право оказывать по поручению государственного заказчика услуги по организации проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) на основании договора на платной основе.
Специализированная организация привлекается для организации проведения закупочных процедур, его привлечение осуществляется соблюдением требований ЗРУ «О государственных закупках». Определение существенных условий договора и подписание договора осуществляются исключительно государственным заказчиком.
Требования для специализированной организации:
— иметь статус юридического лица;
— отсутствие других субъектов государственной закупки среди учредителей специализированной организации;
— наличие не менее одного работника, имеющего практический опыт по оказанию услуг, связанных с организацией проведения государственных закупок;
— наличие программно-технических средств, обеспечивающих доступ к специальному информационному порталу (http://xarid.uz/).
2.4. Эксперт, экспертная организация.
Согласно ст. 22 Закона в процессе организации и проведения закупочных процедур для получения консультации и (или) заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании соответствующего договора, в том числе на безвозмездной основе.
Экспертом является физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области, связанной с предметом государственной закупки, а экспертной организацией является юридическое лицо, работники которого обладают специальными, знаниями в области связанной с предметом государственной закупки.
2.5. Участник закупочных процедур.
В соответствии со ст. 23 Закона, участником является физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом или нерезидентом Республики Узбекистан, принимающее участие в закупочной процедуре в качестве претендента на исполнение государственных закупок.
Участник и его аффилированное лицо не имеют права участвовать в одном и том же лоте электронного магазина, аукциона, отбора наилучших предложений и тендера.
Участник имеет право:
— доступа к информации о государственных закупках в объеме, предусмотренном законодательством;
— подавать государственному заказчику или привлеченной им специализированной организации запросы и получать разъяснения по процедурам, требованиям и условиям проведения конкретных государственных закупок;
— участвовать при вскрытии закупочной комиссией предложений в установленном порядке;
— обжаловать в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок результаты закупочных процедур;
— вносить изменения в предложения или отзывать их в соответствии с законодательством.
Участник обязан:
— соблюдать требования законодательства о государственных закупках;
— представлять предложения и документы, соответствующие требованиям закупочной документации, и нести ответственность за достоверность предоставленной информации;
— раскрывать сведения об основном бенефициарном собственнике;
— заключать в случае признания его победителем договор с государственным заказчиком в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
2.6. Исполнитель государственных закупок.
Согласно ст. 24 Закона, Исполнителем государственных закупок является участник, определенный победителем по итогам закупочной процедуры, с которым заключен договор о государственных закупках.
Исполнитель имеет право:
— обращаться к государственному заказчику для получения разъяснений в процессе исполнения договора с ним;
— получать оплату за поставленный товар (работу, услугу);
— расторгнуть договор согласно условиям договора и (или) в случаях, предусмотренных законодательством.
Исполнитель обязан:
— соблюдать требования законодательства;
— исполнять договор в соответствии с его условиями;
— раскрывать сведения об основном бенефициарном собственнике;
— представлять государственному заказчику или уполномоченному государственному органу разъяснения и информацию по его запросу в процессе исполнения договора.
2.7. Оператор электронной системы государственных закупок.
Статья 25 Закона устанавливает, что оператор электронной системы государственных закупок — это специально уполномоченное юридическое лицо, оказывающее субъектам государственных закупок услуги, связанные с проведением закупочных процедур в электронных системах государственных закупок, определяемое уполномоченным органом.
В соответствии с положением «О порядке деятельности оператора специального информационного портала в отношении организации и проведения государственных закупок», утвержденный приказом директора Национального агентства проектного управления при президенте Республики Узбекистан, существуют следующие требования для операторов электронной системы государственных услуг:
— наличие информационной системы, обеспечивающей размещение информации о государственных закупках и доступ к этой информации, обработку статистических данных по государственным закупкам, использование классификатора товаров (работ, услуг) при осуществлении государственных закупок, проведение электронных государственных закупок, заключение договоров по результатам электронных закупочных процедур и обеспечение гарантий исполнения обязательств через расчетно-клиринговую палату;
— наличие квалифицированного персонала в сфере электронной коммерции и информационных технологий;
— отсутствие инициированных в отношении него процедур банкротства.
Глава 3. Общие требования к процессу государственных закупок.
3.1. Процесс государственных закупок.
В силу ст. 26 Закона существуют следующие этапы государственных закупок:
— планирование государственных закупок;
— осуществление закупочных процедур;
— заключение и исполнение договора;
— мониторинг государственных закупок.
Планирование государственных закупок осуществляется государственным заказчиком и представляет собой систематизацию закупок, обеспечение взаимосвязи между планированием государственных закупок и планированием в бюджетном и инвестиционном процессах, а также планированием хозяйственной деятельности.
Годовой план-график государственных закупок размещается бюджетными заказчиками до 25 марта, в случае корпоративных заказчиков до 25 декабря текущего года на специальном информационном портале.
В ст. 30 Закона установлены следующие виды закупочных процедур:
— электронный магазин;
— аукцион на понижение стартовой цены;
— отбор наилучших предложений;
— тендер;
— государственные закупки, осуществляемые по прямым договорам;
— иные конкурентные виды закупок, разрешенные указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
После планирования государственных закупок и осуществления закупочных процедур начинается этап заключения договора с исполнителем. Уполномоченный орган, то есть Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан, ведет единый реестр договоров посредством обмена информацией между базами данных электронных систем государственных закупок и специальным информационным порталом.
Так же уполномоченный орган ведет единый реестр недобросовестных исполнителей. В такой реестр могут попасть:
— победители закупочных процедур, отказавшиеся или уклонившиеся от заключения договора с государственным заказчиком, после того как был объявлен победителем;
— исполнители, признанные в установленном порядке виновными в неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;
— участники, предоставившие ложные или подложные документы, не раскрывшие информацию об аффилированных лицах, участвовавших в одном и том же лоте, или конфликте интересов в процессе государственных закупок;
— исполнители, признанных по решению суда виновными в совершении преступлений, связанных с мошенничеством, фальсификацией и коррупцией.
Лица, включенные в Единый реестр недобросовестных исполнителей не могут участвовать в государственных закупках в течение 2 лет, после истечения, которого считается исключенным из Единого реестра недобросовестных исполнителей.