Март 4, 2024

Государственные закупки. Часть II.

Глава 4. Отдельные виды закупочных процедур.

4.1.Электронный магазин.

Электронный магазин — конкурентный способ осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования, предусматривающий проведение торга в электронной форме на специальной площадке в электронной системе государственных закупок.

Существуют следующие критерии для осуществления закупочных процедур посредством электронного магазина. В электронном магазине могут осуществляться государственные закупки:

  • товаров стоимостью по одному договору до 25.000 Базовых Расчетных Величин (далее «БРВ») (для бюджетных заказчиков — до 2500 БРВ);
  • работ, услуг стоимостью по одному договору до 100 БРВ (для бюджетных заказчиков — до 50 БРВ).

Государственная закупка однотипных товаров бюджетным заказчиком посредством электронного магазина может осуществляться на сумму не более 10 000 БРВ в течение одного финансового года, а закупка однотипных работ, услуг бюджетным заказчиком не может превышать сумму 500 БРВ (корпоративным заказчиком —1000 БРВ) в течение одного финансового года.

Электронный магазин формируется из предложений участников закупочных процедур.  Выставленное в электронном магазине предложение участника является публичной офертой, адресованной государственным заказчикам, последний в свою очередь изучает оферты участников и выбирает необходимый товар. Оферта участника активна в течение 15 рабочих дней с момента ее размещения в электронном магазине. По истечении этого срока участник вправе активировать ее еще на 15 рабочих дней. Участник вправе отозвать оферту или внести в нее изменения и дополнения в любой срок до момента ее акцепта государственным заказчиком.

После того как государственный заказчик выбрал подходящее предложение, он использует механизм запроса цен. Электронная система государственных закупок в автоматическом режиме, реализуя механизм запроса цен, обеспечивает рассылку участнику, предложившему выбранную оферту, а также всем участникам, предлагающим в электронном магазине аналогичные товары (работы, услуги), предложения о принятии участия в закупочной процедуре. Участники вправе подать свои предложения в течение 48 часов с момента направления электронной системой государственных закупок предложения об участии в запросе цен. Участник, получивший предложение участвовать в закупочной процедуре, вправе сделать предложение по цене ниже цены оферты, выбранной государственным заказчиком.

Следующим шагом является сопоставление ценовых предложений, поданных участниками, осуществляется электронной системой государственных закупок в автоматическом режиме. Электронная система государственных закупок регистрирует совершенную сделку между государственным заказчиком и исполнителем, предложившим наименьшую цену.

Электронная система государственных закупок формирует договор в соответствии с условиями, изложенными в выбранной государственным заказчиком оферте участника, и наименьшей из предложенных участниками ценой. Если, по итогам закупочных процедур принял участие только участник, предложивший выбранную оферту, электронная система государственных закупок отправляет государственному заказчику запрос, позволяющий торговаться в электронной форме. При этом у государственного заказчика появляется возможность направления запроса участнику, предложившему выбранную оферту, на более низкую обоснованную цену, чем предложенная им цена. Участник, предложивший выбранную оферту, в течение одного рабочего дня может принять или отклонить такой запрос.

В случае принятия запроса цены участником, предложившим выбранную оферту, электронная система государственных закупок регистрирует сделку между государственным заказчиком и исполнителем на основании цены запроса, направленного государственным заказчиком.

Если в течение одного рабочего дня после завершения закупочных процедур государственным заказчиком не будет направлен запрос цены, электронная система государственных закупок регистрирует сделку между государственным заказчиком и исполнителем.

4.2. Аукцион на понижение.

Аукцион на понижение — конкурентный способ осуществления государственных закупок на специальной платформе электронной системы государственных закупок, при организации которого единственным критерием определения победителя является цена.

Аукцион на понижение осуществляется если:

  • товар обладает стандартными свойствами;
  • отсутствует необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик товара;
  • стоимость товара по одному договору должна составлять до 25 000 (для бюджетных заказчиков — до 6 000) БВР.

Победителем аукциона является участник, предложивший поставку товара на условиях, изложенных в объявлении, по наименьшей цене. При этом данная норма не отменяет требование поставки товаров, соответствующих установленным стандартам качества. Главным условием является то, что государственная закупка услуг и работ не может являться объектом аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме. В первую очередь для проведения аукциона на понижение цен государственный заказчик размещает объявление, не мене чем за 5 дней до его осуществления, в электронной системе закупок через специальный информационный портал. Проведение аукциона, допуск к аукциону по каждому лоту в соответствии с суммой внесенного обеспечения, определение победителя аукциона, регистрация сделки и формирование договора осуществляются электронной системой государственных закупок в автоматическом режиме. Участники в праве подавать ценовые предложения неограниченное количество раз в течение всего срока с момента начала аукциона и до момента его окончания.

При наступлении времени окончания аукциона электронная система государственных закупок автоматически определяет предложение с наименьшей из поданных за время проведения аукциона ценой. Участник, подавший предложение с наименьшей ценой, отбирается электронной системой государственных закупок в качестве победителя аукциона. Наименование исполнителя отображается в электронной системе государственных закупок, которая в автоматическом режиме фиксирует совершенную сделку и формирует договор в соответствии с условиями, изложенными в заявке государственного заказчика.

В случае, в аукционе участвовал один участник или никто не участвовал, аукцион считается несостоявшимся, и победитель не определяется. Государственный заказчик может продлить аукцион на 3 рабочих дня либо осуществить закупку посредством электронного магазина или отбора наилучших предложений.

4.3. Отбор наилучших предложений.

Отбор наилучших предложений — конкурентный способ осуществления государственных закупок на основе сравнения предложений, полученных от нескольких участников закупочных процедур.

Государственная закупка посредством отбора наилучших предложений осуществляется, если выполняются следующие условия:

— критерии определения победителя имеют не только денежную, но количественную и качественную оценку государственной закупки товара (работы, услуги);

— стоимость товаров (работ, услуг) по одному договору составляет до 25 000 БРВ (для бюджетных заказчиков — до 6 000 БРВ)

В случае, если указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан государственным заказчикам предоставляется право осуществлять закупки без проведения тендера, закупочная процедура осуществляется путем проведения отбора независимо от суммы государственной закупки. При этом в случаях, когда стоимость товаров (работ, услуг) превышает 25 000 БРВ (для бюджетных заказчиков — 6 000 БРВ) технические задания к государственной закупке в порядке, установленном законодательством, вносятся на экспертизу в государственное унитарное предприятие «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.

Для осуществления государственной закупки посредством отбора образуется закупочная комиссия в составе не менее 5 членов из числа работников государственного заказчика. При проведении отбора должно присутствовать не менее 2/3 от общего числа членов закупочной комиссии, каждое заседание и принятое решение должны быть оформлены протоколами.

Государственный заказчик для проведения отбора наилучшего предложения размещает объявления в электронной системе государственных закупок через специальный информационный портал, а также по желанию государственного заказчика — на его официальном веб-сайте или на официальном веб-сайте его вышестоящего органа, а также в средствах массовой информации.

В случае, если указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан государственным заказчикам предоставляется право осуществлять закупки без проведения тендера, объявление о проведении отбора размещается только после получения положительного заключения по техническому заданию к государственной закупке Центра комплексной экспертизы.

Участники направляют свои предложения в соответствии с требованиями заказчика, указанными в объявлении. Далее, закупочная комиссия оценивает предложения. Для оценки комиссия составляет конкурентный лист. После оценки предложений составляется протокол заседания закупочной комиссии. В нём обязательно указывают победителя закупочной процедуры – поставщика, чьё предложение было признанно наилучшим. После этого Заказчик публикует протокол в электронной системе государственных закупок на 2 рабочих дня для общественного обсуждения.

4.4. Тендер.

Тендер – это конкурс, предусматривающий процедуру определения исполнителя государственных закупок посредством конкурентной процедуры осуществления государственной закупки, по результатам которой победителем признается участник закупочных процедур, предложивший наилучшие условия исполнения договора о государственных закупках.

Государственная закупка через тендер проводится при выполнении одновременно следующих условий:

— критерии определения победителя имеют не только денежную, но и количественную и качественную оценку товаров (работ, услуг);

— для корпоративных заказчиков стоимость товаров (работ, услуг) составляет сумму свыше 25 000 БРВ по одному договору;

для бюджетных заказчиков закупки должны быть на суммы свыше 6 000 БРВ по одному договору.

В первую очередь, заказчик подает объявление о проведении тендера на специальном информационном портале не менее чем за 30 дней и не более чем за 45 дней до окончания срока приема предложений от участников.

Проект тендерной документации сначала рассматривается тендерной закупочной комиссией и только после ее утверждения, принимается решение о проведении тендера. Заказчик может внести изменения в тендерную документацию не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи предложений. Этот срок может быть продлен не менее чем на 10 дней с даты внесения изменений. Изменение товара (работы, услуги) не допускается.

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов закупочной комиссии. Результаты рассмотрения предложений и их оценки фиксируются в протоколе, выписка из которого должна быть опубликована на специальном информационном портале в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. Участники тендера после публикации протокола вправе направить запрос заказчику о предоставлении разъяснений по результатам. В течение 3 рабочих дней заказчик обязан предоставить разъяснения.

Акцепт выигравшего предложения может быть сделан только если:

  • государственные закупки не отменены;
  • участник, направивший выигравшее предложение, не отстранен;
  • отсутствуют нарушения тендерной процедуры.

В срок не позднее 10 дней с момента объявления победителя заключается договор.

4.5. Государственные закупки, осуществляемые по прямым договорам.

Государственные закупки могут, осуществляется по прямым договорам если:

— осуществляется закуп товаров (работ, услуг), разрешенных для государственной закупки у единого поставщика, включенного в Реестр единых поставщиков <http://xarid.uz/supplier>;

— государственная закупка товаров (работ, услуг), осуществляется по прямым договорам на основании указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

— осуществляется закуп товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения нужд Республики Узбекистан в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— государственная закупка, связана с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;

— осуществляется закуп результатов интеллектуальной деятельности, таких как произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, у единственного лица, обладающего исключительным правом на данный объект интеллектуальной собственности;

— осуществляется закуп товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Согласно ПП-3953, существует перечень, состоящий из 46 товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется государственными заказчиками по прямым договорам.

Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан, ведется реестр единых поставщиков на специальном информационном портале. Реестр единых поставщиков содержит перечень товаров (работ, услуг), разрешенных для государственной закупки у единого поставщика, и перечень единых поставщиков.

Глава 5. Мониторинг и контроль закупочных процедур.

Мониторинг в сфере государственных закупок представляет собой систему наблюдения на постоянной основе за соблюдением законодательства о государственных закупках, реализацией установленных Законом целей, принципов и ограничений государственных закупок, осуществляемую посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об их проведении. Основной формой контроля государственных органов за соблюдением законодательства о государственных закупках являются проверки, осуществляемые путем сопоставления и анализа статистической и иной информации в порядке, установленном законодательством.

Государственный контроль закупочных процедур осуществляют следующие органы:

Счетная палата Республики Узбекистан;

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан;

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан;

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.

Кроме государственного контроля в сфере государственных закупок также осуществляется общественный контроль.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, осуществляющие общественный контроль, вправе:

— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о государственных закупках;

— направлять государственным заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупочных процедур и о ходе исполнения договоров;

— осуществлять независимый мониторинг закупочных процедур и оценку эффективности государственных закупок, в том числе оценку их соответствия требованиям настоящего Закона;

— обращаться в государственные органы с инициативой о проведении проверочных мероприятий;

— обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления нарушений в действиях (бездействии) государственного заказчика, оператора электронной системы государственных закупок, уполномоченного органа, закупочных комиссий и их членов;

— обращаться в суд.

Глава 6. Рассмотрение жалоб.

6.1. Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок.

Рассмотрение жалоб в сфере государственных закупок осуществляется Комиссией по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок (далее «Комиссия»), состоящей из представителей соответствующих государственных органов, операторов электронных систем государственных закупок и общественности и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Министерство экономики и финансов является рабочим органом Комиссии по рассмотрению жалоб и организует ее деятельность.

Каждый участник, а также лица, осуществляющие контроль, имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, предусмотренном Законом действия (бездействие) государственного заказчика, закупочной комиссии, ее членов, оператора электронной системы государственных закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника.

6.2. Порядок подачи и рассмотрения жалоб.

После поступления жалобы Комиссия уведомляет об этом государственного заказчика и приостанавливает закупочную процедуру на общий срок до 10 рабочих дней. Жалоба рассматривается Комиссией в течение 3 рабочих дней после ее поступления.  Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок рассматривает жалобу с участием государственного заказчика и участника, за исключением случаев, когда участник дал согласие на рассмотрение жалобы без его участия или не участвовал без уважительной причины, и в течение 7 дней принимает решение.

В случае признания жалобы участника обоснованной, Комиссия может принять следующие меры:

установить запрет на незаконные действия, решения или исполнение незаконных процедур государственного заказчика;

частично или полностью отменить незаконные решения государственного заказчика, в том числе если они нарушают условия документации о государственных закупках;

вынести решение о завершении закупочных процедур;

включить исполнителя в Единый реестр недобросовестных исполнителей.

Решения Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок являются обязательными для исполнения всеми субъектами государственных закупок.

Исполнитель может обжаловать решение Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок в судебном порядке.