Октябрь 31, 2025
Государственный контроль за привлечением банковских кредитов и внешних заимствований крупными предприятиями, имеющими системное значение
3. Координационная комиссия и рабочий орган
4. Порядок определения крупных заёмщиков и оценки рисков
5. Порядок получения разрешения Координационной комиссии
6. Мониторинг крупных заёмщиков
24 октября 2025 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление № 670 «О дальнейшем совершенствовании системы привлечения банковских кредитов и внешних заимствований крупными предприятиями, имеющими системное значение для экономики Узбекистана» (далее – “Постановление”).
Постановление вступает в силу 1 января 2026 года, заменяя Постановление Кабинета Министров № 107 от 9 марта 2022 года “О мерах по совершенствованию порядка привлечения внешних заимствований предприятиями с государственным участием”.
Постановление вводит новые критерии оценки рисков, а также обновлённые процедуры уведомления и согласования при привлечении банковских кредитов и внешних заимствований. В отличие от прежнего порядка, оно может также распространяться на частные компании, признанные крупными предприятиями, имеющими системное значение для экономики и подлежащие особому мониторингу.
В Постановлении отмечается, что его цель заключается в регулировании процесса привлечения банковских кредитов и внешних заимствований крупными предприятиями, имеющими системное значение для экономики Узбекистана, повышении ответственности их органов управления и уполномоченных банковских учреждений, а также управлении рисками, связанными с крупными заёмщиками, которые могут повлиять на макроэкономическую стабильность страны.
Постановлением утверждено Положение о порядке привлечения банковских кредитов и внешних заимствований крупными предприятиями, имеющими системное значение для экономики Узбекистана [Приложение № 2]
Положение устанавливает порядок контроля и мониторинга привлечения банковских кредитов и внешних заимствований крупными предприятиями, имеющими системное значение для экономики Узбекистана, а также предприятиями, принадлежащими им, и группами предприятий, взаимосвязанными с ними (далее совместно, “Крупные заёмщики”).
Положение дополнительно определяет понятие “крупный заёмщик” как заёмщика, группу взаимосвязанных заёмщиков или предприятий (за исключением коммерческих банков), которые имеют системное значение для экономики страны, обладают балансом финансовых обязательств не менее 50 млн долларов США в эквиваленте и обладают статусом юридического лица.
Для целей Положения под финансовыми обязательствами понимаются банковские кредиты (включая использованную и неиспользованную части), лизинг, банковские гарантии, факторинг, аккредитивы, внешние заимствования, привлечённые от иностранных финансовых институтов, а также выпущенные облигации и иные финансовые обязательства.
Требования Положения не распространяются на частные предприятия, не имеющих непогашенных кредитных обязательств перед коммерческими банками и привлекающие внешние заимствования без государственной гарантии [пункт 2 Положения].
Представляется, что используя термин «частное предприятие» законодатель предполагал тех субъектов, которые не находятся в государственной собственности или в уставном фонде которых нет участия государства, но не организации, созданные исключительно в форме частного предприятия[1].
3.Координационная комиссия и рабочий орган
Постановлением предусматривается создание Координационной комиссии по управлению рисками, связанными с крупными предприятиями, имеющих системное значение (далее, “Координационная комиссия”). Комиссия будет состоять из девяти представителей различных государственных органов, включая Министерство финансов, Центральный банк, Налоговый комитет и Агентство по управлению государственными активами.
Постановлением определены следующие основные задачи и направления деятельности Координационной комиссии:
- утверждение перечня крупных предприятий, имеющих системное значение, в отношении которых осуществляется отдельный мониторинг;
- рассмотрение представлений по проектам, предлагающимся к финансированию за счёт банковских кредитов или внешних заимствований, привлекаемых крупными заёмщиками;
- принятие решений об одобрении или отклонении привлечения банковских кредитов или внешних заимствований, а также изучение эффективности проектов, финансируемых за счёт этих средств;
- осуществление регулярного мониторинга финансового состояния крупных заёмщиков и выработка предложений по их финансовому оздоровлению в случае ухудшения финансовых показателей.
Кроме того, Постановлением определены Рабочие Органы ответственные за реализацию и контроль соответствующих процедур:
- Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан — по вопросам, связанным с привлечением внешних заимствований предприятиями с государственным участием;
- Центральный банк Республики Узбекистан — по вопросам, связанным с привлечением банковских кредитов всеми крупными предприятиями и входящими в их состав группами предприятий.
4.Порядок определения крупных заёмщиков и оценки рисков
Координационная комиссия ежегодно утверждает перечень крупных заёмщиков на основании аналитических данных и представлений, подготовливаемых соответствующими рабочими органами.
После утверждения перечня крупных заёмщиков определённые предприятия обязаны:
- в течение трёх месяцев определить свою организационно-правовую форму в виде акционерного общества;
- представлять ежеквартальную финансовую отчётность, подготовленную на основе национальных стандартов бухгалтерского учёта либо ежеквартальную финансовую отчётность, составленную на основе международных стандартов финансовой отчётности.
В зависимости от уровня риска финансового состояния крупных заёмщиков, привлечение финансовых обязательств (долгов) осуществляется ими с разрешения Координационной комиссии либо по уведомлению.
Финансовое состояние крупных заёмщиков классифицируется по трём уровням риска: низкий, средний и высокий.
Согласно Постановлению, при технической поддержке международной консалтинговой компании будет разработано руководство по оценке уровней финансового риска предприятий. До утверждения такого руководства Координационной комиссией уровень риска определяется на основании формул и системы, изложенных в Приложениях 2 и 3 к Положению.
Оценка уровня риска крупных заёмщиков проводится по 100-балльной рейтинговой системе: предприятия с рейтингом ниже 60 баллов относятся к категории “высокого риска”; предприятия с рейтингом от 60 до 80 баллов к категории “среднего риска”; предприятия с рейтингом от 80 до 100 баллов к категории “низкого риска”.
Случаи, когда требуется получение разрешения Координационной комиссии на привлечение финансовых обязательств крупными заёмщиками:
- “высоком уровне риска”, если сумма вновь привлекаемых финансовых обязательств превышает 1 процент от остатка существующих финансовых обязательств либо эквивалент 5 миллионов долларов США;
- “среднем уровне риска”, если сумма вновь привлекаемых финансовых обязательств превышает 5 процентов от остатка существующих финансовых обязательств либо эквивалент 20 миллионов долларов США;
- при нарушении финансовых условий (ковенант) по соглашениям о существующих финансовых обязательствах — до устранения таких нарушений;
- в случае снижения рейтинга, присвоенного международными рейтинговыми агентствами, по сравнению с рейтингом предыдущего финансового года.
Случаи, когда требуется уведомление Координационной комиссии о привлечении финансовых обязательств крупными заёмщиками:
- “низком уровне риска” — независимо от суммы вновь привлекаемых финансовых обязательств;
- “среднем уровне риска”, если сумма вновь привлекаемых финансовых обязательств не превышает 5 процентов от остатка существующих финансовых обязательств либо эквивалент 20 миллионов долларов США;
- “высоком уровне риска”, если сумма вновь привлекаемых финансовых обязательств не превышает 1 процент от остатка существующих финансовых обязательств либо эквивалент 5 миллионов долларов США.
5.Порядок получения разрешения Координационной комиссии
Для получения разрешения Координационной комиссии на привлечение финансовых обязательств крупные заёмщики представляют через ответственную организацию в рабочий орган следующие документы:
- заявление о привлечении финансовых обязательств;
- концепцию (паспорт) проекта в форме, установленной Приложением 4 к Положению;
- копию заключения аудиторской организации по итогам отчётного года;
- решение органа управления крупного заёмщика о привлечении финансовых обязательств;
- решение уполномоченного органа банка, если финансовые обязательства предоставляются коммерческим банком.
По запросу рабочего органа может быть затребована дополнительная информация о финансовом состоянии крупного заёмщика.
Рабочий орган рассматривает представленные документы и по результатам рассмотрения: если документы, предусмотренные Положением, представлены не в полном объёме либо требуется представление дополнительных документов для изучения, уведомляет ответственную организацию в течение двух рабочих дней; если документы представлены в полном объёме, он направляет соответствующие материалы в Координационную комиссию в течение десяти рабочих дней.
Члены Координационной комиссии рассматривают представленные документы и проводят голосование по вопросу предоставления или отказа в предоставлении разрешения, при этом решение заседания принимается единогласно членами комиссии, присутствующими на заседании.
6.Мониторинг крупных заёмщиков
Организация, ответственная за баланс финансовых обязательств, должна предоставлять следующие документы Рабочему органу в течение 30 дней с окончания каждого квартала, а по результатам года до 1 марта следующего финансового года:
- Информацию об эффективности реализации проектов в отчетном периоде и планах на последующие этапы;
- Подробные данные обо всех операциях с финансовыми обязательствами, включая внешние и внутренние займы в иностранной и национальной валюте, банковские кредиты (включая неиспользованные лимиты), лизинг, банковские гарантии, факторинг, аккредитивы, остатки основной задолженности, выплаты процентов и комиссий, а также информацию о просроченных платежах и выполнении обязательств;
- Статистические и финансовые данные, необходимые для мониторинга эффективности проектов, финансируемых за счет вновь привлеченных финансовых обязательств, по запросу Рабочего органа.
При ухудшении финансового состояния крупных должников Координационная комиссия дает рекомендации по использованию следующих финансовых методов для их финансового оздоровления:
- Привлечение новых кредитов на более выгодных условиях (внутренних или внешних) для рефинансирования существующего долга;
- Переговоры о пересмотре условий долга, таких как продление сроков, корректировка графиков платежей, снижение процентных ставок или изменение валюты обязательств;
- Реструктуризация управления предприятием, включая назначение внешних управляющих, ликвидацию неэффективных активов или проектов и оптимизацию структуры управления;
- Конвертация долга в акции для снижения непогашенных обязательств;
- Привлечение дополнительного капитала через выпуск новых акций или привлечение новых инвесторов;
- Оптимизация производственных расходов путем сокращения ненужных затрат и повышения эффективности использования ресурсов;
- Обеспечение эффективного использования основных средств путем продажи или сдачи в аренду неактивных активов;
- Получение субсидий или иных форм государственной поддержки; и
- Ограничение привлечения новых кредитов или участия предприятий-должников в государственных программах и инвестиционных проектах.
[1] В соответствии с законодательством Узбекистана, частное предприятие является организационно-правовой формой коммерческих организаций и определяется как «коммерческая организация, созданная и управляемая собственником — одним физическим лицом» [Статья 2 Закона «О частном предприятии» № 558-II от 11 декабря 2003 года].

