Март 2, 2022
Источники права в Узбекистане
2. Виды источников права в Узбекистане
2.1.1. Виды нормативно-правовых актов и их иерархия
2.1.3. Основные требования к НПА
2.1.5. Удостоверение и регистрация НПА
2.1.7. Обратная сила НПА и его действие во времени, пространстве и по лицам
2.2. Нормативный договор: международные договоры и соглашения
2.5. Особенности: правовая информация как источник права
1. Конституция Республики Узбекистан;
2. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан;
3. Закон РУз от 14.12.2000 № 160-II «О нормативно-правовых актах»;
4. Закон РУз от 07.09.2017 № ЗРУ-443 «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней»;
5. Приложение к Постановлению КМ РУз от 09.10.1997 № 469 «Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами.
Понятие «источник права» имеет многоликую природу, заключающую в себе источник права в материальном виде, подразумевающий материальные условия жизни общества и систему хозяйственно-экономических связей; источник права в идеальном смысле — само правовое сознание личности, общества и государства; а также источник права в юридическом смысле – формальное выражение права внешне и его юридическое закрепление. В этой статье основной акцент будет направлен на узкое толкование понятия «источника права», а именно, мы рассмотрим способы закрепления и существования норм права в Республике Узбекистан.
2. Виды источников права в Узбекистане
В общем, существуют следующие источники права:
- Правовой обычай;
- Правовой прецедент;
- Правовая доктрина;
- Нормативно-правовой акт;
- Общие принципы права;
- Нормативный договор (Международное право).
В Узбекистане, однако, такие источники права как правовой прецедент и правовая доктрина отсутствуют. А именно, гражданин или юридическое лицо не смогут отстаивать свои интересы, опираясь на предыдущее решение суда по аналогичному вопросу, или опираясь на работу (например, статью) квалифицированного эксперта в области права.
Основным источником права в Узбекистане является нормативно-правовой акт. Согласно Закону РУз от 14.12.2000 № 160-II «О нормативно-правовых актах» нормативно-правовой акт (далее – «НПА») – это официальный документ, принятый в соответствии с этим законом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.
Принимать НПА имеют право следующие органы:
- Палаты Олий Мажлис;
- Президент;
- Кабинет Министров;
- Министерства;
- Государственные комитеты и ведомства;
- Органы государственной власти на местах;
2.1.1. Виды нормативно-правовых актов и их иерархия
Видами нормативно-правовых актов являются:
- Конституция;
- Законы;
- Постановления палат Олий Мажлиса;
- Указы и Постановления Президента;
- Постановления Кабинета Министров;
- Приказы и Постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;
- Решения органов государственной власти на местах.
В свою очередь, Конституция и законы, а также постановления Олий Мажлиса занимают верхушку иерархии и являются законодательными актами, в то время как указы и постановления президента, постановления Кабинета Министров, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами. Между собой эти виды НПА подчиняются в следующей иерархии:
- Конституция;
- Законы;
- Постановления палат Олий Мажлиса;
- Указы и Постановления Президента;
- Постановления Кабинета Министров;
- Приказы и Постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;
- Решения органов государственной власти на местах.
Также источниками права в Узбекистане являются составные части НПА, такие как правила, инструкции и другие документы, которые ими утверждаются.
НПА должен соответствовать нормам НПА, стоящего выше него, в случае расхождений будут приниматься во внимание нормы вышестоящего НПА. В случае расхождений между НПА, обладающих равной юридической силой, то действуют положения НПА, принятого позднее. Однако есть исключение этому правилу, а именно, в случае НПА, принятого министерством, государственным комитетом или ведомством, более высокую силу будет иметь НПА, если орган, принявший такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной области.
2.1.3. Основные требования к НПА
Текст НПА должен быть лаконичным, простым и ясным. Используемые понятия и термины применяются единообразно с их значением, принятым в законодательстве. Не допустимо использование в НПА устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Если в НПА устанавливается обязанность государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц и граждан, то в НПА также должна быть предусмотрена мера ответственности за ее нарушение, если такая ответственность не предусмотрена законодательством или не должна быть установлена в отдельном НПА.
НПА может иметь преамбулу, которая служит разъяснением цели и мотива принятия соответствующего акта. Однако правовые нормы в преамбулу не могут быть включены.
В НПА, как правило, не отражаются правовые нормы, которые уже содержатся в НПА той же юридической силы.
- Вид и наименование акта;
- Место, дата принятия, номер акта (где должен быть);
- Должность, подпись, заглавная буква имени и фамилия лица, официально уполномоченного удостоверять текст соответствующего НПА.
2.1.5. Удостоверение и регистрация НПА
Удостоверение официальных текстов НПА производятся путем подписания в случае законов, указов и постановлений Президента – Президентом РУз; в случае постановления Законодательной палаты Олий Мажлиса – Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса; в случае постановления Сената Олий Мажлиса – Председателем Сената Олий Мажлиса; в случае постановления Кабинета Министров РУз – Премьер-министром РУз; в случае приказов и постановлений министерств, государственных комитетов и ведомств – руководителем органа, принявшего акт; в случае решений органов государственной власти на местах – соответствующим хокимом.
НПА министерств, государственных комитетов и ведомств в течение 10 дней со дня принятия НПА должны представить его в Министерство юстиции РУз для государственной регистрации. Важно иметь в виду, что следующие акты не подлежат государственной регистрации:
- технические регламенты;
- нормативные документы в области стандартизации;
- санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные правила и нормы;
- градостроительные нормы и правила;
- экологические нормы и правила;
- другие документы в области технического регулирования.
Министерство юстиции проводит правовую экспертизу НПА в течение 30 дней со дня его получения, этот срок также может быть продлен до 20 дней. При государственной регистрации НПА присваивается отдельный регистрационный номер, который излагается в акте следующим образом:
«…зарегистрированным МЮ от (дата) № (уникальный номер в государственном реестре)» (Приложение к ПКМ РУз от 09.10.1997 №469).
Обязательное требование к любому НПА – его опубликование в официальных изданиях. Если НПА не опубликован, то никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании такого НПА. Опубликование НПА в изложении не допускается. При опубликовании НПА должны быть указаны все его реквизиты.
В свою очередь, официальными источниками опубликования в зависимости от вида НПА являются:
- Для Конституции, законов, постановлений палат Олий Мажлиса, указов и постановлений Президента – «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халк сузи» и «Народное слово», Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
- Для постановлений Кабинета Министров — «Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халқ сўзи» и «Народное слово», Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
- Для НПА министерств, государственных комитетов и ведомств — «Собрание законодательства Республики Узбекистан», Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан, а также официальные издания министерств, государственных комитетов и ведомств.
- Для решений органов государственной власти на местах — Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан, а также официальные издания данных органов.
НПА вступает в силу со дня их официального опубликования, если в самом НПА не указан более поздний срок.
2.1.7. Обратная сила НПА и его действие во времени, пространстве и по лицам
По общему правилу НПА не имеют обратной силы, то есть не применяются к общественным отношениям, возникшим до введения их в действие. Однако когда это прямо предусмотрено законом, они применяются к таким отношениям. Однако и здесь есть исключение: обратной силы не будет, если предусматривается введение либо ужесточение ответственности юридических и физических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли такой ответственности или влекли меньшую ответственность, либо такое введение или ужесточение наносят материальный ущерб юридическим и физическим лицам.
Орган, принимающий НПА, обуславливает его действие в пространстве, то есть действие на субъектный состав государства. Кроме того, НПА действует бессрочно, если иное не оговорено в его тексте. Помимо этого, если иное предусмотрено международным договором, то действие НПА распространяется на:
- Граждан;
- Юридических лиц;
- Иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РУз;
- Иностранных граждан и апатридов, находящихся на территории РУз.
2.2. Нормативный договор: международные договоры и соглашения
Международные соглашения также являются одним из источников права в Узбекистане. Внедрение норм международных соглашений и договоров может осуществляться двумя способами: путем принятия местных НПА с включением в него положений международных договоров, а также путем непосредственного молчаливого признания существования положений международных договоров и соглашений. Законодательство всегда подчеркивает превалирующую силу международных соглашений, а именно их приоритет перед другими нормами права.
Важно отметить еще один источник права в Узбекистане, а именно правовой обычай, который отражается в местных обычаях и традициях, а также в обычае делового оборота. В Гражданском Кодексе РУз имеется прямая отсылка к данному виду источника права, как восполняющего отношения, не урегулированные ни НПА, ни договором. Важно отметить, что обычаи делового оборота являются источником права только в рамках предпринимательских отношений.
Согласно части первой статьи 6 ГК РУз обычай делового оборота – это правило поведения, которое не предусмотрено НПА, и является устойчивым и общепризнанным в определенной области предпринимательской деятельности. Кроме того, важно иметь в виду, что обычаи всегда занимают подчиняющуюся роль, а именно они стоят после НПА, а также после договора. Иными словами, стороны по своей воле могут написать отличное от обычая положение.
Общие принципы права в Узбекистане также являются источником права. Их отражение можно найти во множестве НПА. Кроме того, в Гражданском Кодексе прямо предусмотрено, что при невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя их общих начал и смысла законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (Статья 5 ГК РУз).
2.5. Особенности: правовая информация как источник права
Согласно Закону от 07.09.2017 №ЗРУ-443 правовая информация – это <<тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики>>. Таким образом, помимо НПА правовая информация включает в себя:
- Официальные толкования к НПА
- Разъяснения о порядке применения НПА
- Решения Конституционного суда
- Постановления Пленума Верховного суда по вопросам применения законодательства
- Материалы обобщения судебной практики
Таким образом, все вышеуказанные акты также являются источниками права в Узбекистане, так как именно через них толкуется и объясняется закон и цели законодателя при принятии определенного НПА.
Основными принципами правовой информации являются гласность, открытость, своевременность ее распространения и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и свобода ее получения.
Таким образом, можно вывести условную иерархию источников права в Узбекистане:
- Международные договоры и соглашения
- Нормативно-правовые акты и правовая информация
- Правовой обычай
- Общие принципы права