Декабрь 18, 2023

Камеральные налоговые проверки.

Оглавление.

1. Когда проводится камеральная налоговая проверка.

2. Порядок организации и проведения камеральной проверки.

3. Производство по налоговым правонарушениям, выявленных в результате камеральной налоговой проверки.

Глава 1. Когда проводится камеральная проверка.

Основания проведения камеральной налоговой проверка.

Согласно пункту 21 Приложения № 2 «О порядке проведения налоговых проверок» к Постановлению Кабинета Министров №1 от 07.01.2021 «Об управлении налоговыми рисками, выявлении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговые риски, и об организации и проведении налоговых проверок» (далее «ПКМ №1»), есть 5 оснований для проведения камеральной налоговой проверки.

I. Камеральная проверка проводится в случае непредставления налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности или обоснований в 10-дневный срок со дня получения уведомления в ответ на уведомление, направленное налоговым органом налогоплательщику о выявленных расхождениях в результатах предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ — автоматизированный анализ представленной налоговой отчетности и другой информации о деятельности налогоплательщика, проводимый налоговыми органами с использованием информационных систем, без участия налогоплательщика.

II. Камеральная проверка проводится если есть риск совершения нарушения налогового законодательства, выявленного на основе системы управления налоговыми рисками. В этом случае налоговые органы проводят камеральную проверку с целью предотвратить возможные правонарушения, которые могут быть со стороны налогоплательщика.

Определение понятия «налоговый риск» дается в Приложении № 1 к ПКМ №1 «Положение о порядке управления налоговыми рисками, выявления налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговые риски, и их сегментации по уровням налогового риска». Согласно данному положению, налоговый риск определяется как возможность неисполнения или неполного исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговых обязательств, что может привести к неуплате налогов и сборов в бюджетную систему.

В Республике Узбекистан налоговые риски определяются на основе информации из следующих источников:

— налоговая и финансовая отчетность, представляемая налогоплательщиками, а также сведения, отраженные в личных карточках налогоплательщиков;

— согласно налоговому кодеку Республики Узбекистан, Указу Президента Республики Узбекистан, от 30.10.2020 г. № УП-6098 “Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов”, а также Постановлению Президента Республики Узбекистан, от 30.10.2012 г. № ПП-1843 “О мерах по дальнейшему повышению эффективности функционирования информационно-коммуникационной системы органов Государственной налоговой службы Республики Узбекистан” — информация, предоставляемая налоговым органам государственными органами, учреждениями и организациями, а также информация, предоставляемая компетентными органами иностранных государств в рамках заключенных соглашений о взаимном обмене информацией;

— информация из СМИ;

— сведения, содержащиеся в материалах проведенных налоговых проверок;

-сведения о налоговых правонарушениях, установленных судами и правоохранительными органами (приговор, постановление, определение, решение и другие документы);

— обращения физических и юридических лиц о фактах налоговых правонарушений;

— данные органов статистики;

— информация из иных источников, не запрещенных законодательством. (п.7 Приложения № 2)

Уровень налогового риска классифицируются как низкий, средний и высокий. (п.8 Приложения № 2).

Критериями определения уровня налогового риска являются конфиденциальной информацией. Открытыми источниками определения налогового риска являются:

— налоговое бремя;

— внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность (три и более раз за один отчетный период);

— отражение в налоговом отчете убытков за несколько налоговых периодов (два и более);

— неоднократная смена местонахождения и последующая перерегистрация налогоплательщика (два и более раз);

— сделки (операции) с лицами, свидетельство о налоге на добавленную стоимость которых отозвано (снято с учета), а также которые были ликвидированы, неактивны, признаны банкротами;

— низкий уровень рентабельности, определяемый как отношение чистой прибыли к расходам;

— несоответствие сведений об операциях в налоговом отчете по налогу на добавленную стоимость, предоставленных налогоплательщиком, сведениям об этих операциях в налоговом отчете, предоставленным другим налогоплательщиком;

— подача налоговой отчетности в соответствии с которой в течение нескольких лет обороты приближаются к размеру менее одного миллиарда сум, что дает право на применение специальных налоговых режимов;

— результаты налоговых проверок. (п. 9 ПКМ №1 от 07.01.2021).

Уровень налогового риска налогоплательщика определяется один раз в 6 месяцев на основании системы управления налоговыми рисками (п.15 ПКМ №1).

В случае неуплаты налогоплательщиками с низким уровнем налогового риска налоговой задолженности в течение более 30 календарных дней уровень налогового риска должен определяться один раз в квартал (п.16 ПКМ №1).

Согласно статье 140 Налогового кодекса РУз. (далее «НК»), налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.

Согласно Инструкции по устранению недостатков, выявленных с помощью интерактивного сервиса «Проверить мой статус» Государственного Налогового Комитета есть 13 критериев, которые определяют уровень налогового риска налогоплательщика. В соответствии с Руководством, налогоплательщики могут быть отнесены к высокому уровню риска, если имеют хоть один из нижеперечисленных критериев:

  • Личность руководителя организации или лица, исполняющего обязанности руководителя, не установлена, или трудовые договоры с лицами, указанными в заявлении, не подтверждены в Единой национальной системе труда;
  • Информация об учредителях организации отсутствует в базе данных налоговых органов;
  • Налогоплательщик отсутствует по месту адреса государственной регистрации;
  • Отсутствует собственное, арендуемое, или безвозмездно используемое недвижимое имущество по месту нахождения, а также если данное помещение меньше 18 квадратных метров;
  • Адрес местонахождения налогоплательщика отсутствует в базе адресного бюро;
  • Адрес налогоплательщика совпадает с адресом номинального местонахождения;
  • Входящие и исходящие операции и номенклатура товаров не соответствуют сведениям, полученным на основании электронных счетов-фактур;
  • Налогоплательщик не представил налоговую отчетность;
  • У налогоплательщика или учредителя с долей в уставном фонде более 50% имеется налоговая задолженность, на дату заявления просроченная более чем на два месяца;
  • Происходит слияние двух и более юридических лиц, у которых имеется налоговая задолженность или которым присвоена высокая степень налогового риска;
  • Руководитель налогоплательщика-заявителя является одновременно руководителем другого налогоплательщика (юридического лица), имеющего налоговую задолженность или непредставленную налоговую отчетность;
  • Руководитель или учредитель ранее являлся руководителем или учредителем в организации, признанной банкротом, и ранее привлекался к ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов (данное требование учитывается при доле учредителя 50% и более);
  • Руководитель или же учредитель организации с долей 50% и более в уставном фонде имеет высокую степень риска неуплаты налогов и привлекался к ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов.
  • Камеральная проверка проводится, если будут выявлены расхождения или ошибки в налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком.
  1. Основанием проведения налоговой проверки могут быть обращения физических и юридических лиц о случаях нарушения требований налогового законодательства.
  2. Камеральная проверка также проводится при представлении налогоплательщиком уточненного налогового отчета, уменьшающего сумму налога, подлежащую уплате, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом или увеличивающего сумму понесенных убытков.

Глава 2. Порядок организации и проведения камеральной проверки.

При проведении Камеральной проверки налоговый орган осуществляет следующие шаги. 

Шаг 1.

В первую очередь у налогового органа должны быть основания для проведения камеральной налоговой проверки (п.21 Приложения № 2 к ПКМ №1).

Шаг 2.

Перед началом проведения Камеральной проверки налоговый орган может, без приказа и без участия налогоплательщика, провести предпроверочный анализ на основании отчетов, предоставленных налогоплательщиком или иной информации находящийся на информационной системе налоговых органов.  (ч.3 ст. 138 НК РУз. п. 21-1 и п.21-2 ПКМ №1).  

Шаг 3.

Если будут выявлены расхождения между отчетами налогоплательщика и информацией находящийся у налогового органа или же ошибки, тогда налогоплательщику через персональный кабинет налогоплательщика направляется уведомление о внесении соответствующих исправлений в налоговую отчетность.

В течение 10 дней после получения уведомления налогоплательщик обязан отправить налоговому органу уточнённую налоговою отчетность. Последствием не совершения данного действия налогоплательщиком является инициация проведения Камеральной проверки. (ч.5,6 ст.138 НК РУз., п.21-3 ПКМ №1).

Шаг 4.

Основанием проведения камеральной проверки является приказ руководителя налогового органа. Один приказ — один субъект проверки. (п.25, 26 ПКМ №1).

Приказ должен содержать наименование налогоплательщика, его ИНН, имя, фамилию отчество, должность проверяющего лица, сроки, период проведения проверки, а также вид проверяемых налогов и сборов (п. 27 ПКМ №1).

Если от налогового органа выступают сразу несколько проверяющих лиц, то управлением процессом и обобщением результатов проверки занимается то лицо, которое указано первым в списке проверяющих лиц (п. 28 ПКМ №1).

Шаг 5.

После вынесения приказа, налоговый орган запрашивает у налогоплательщика учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности и учетным документам, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов. (ч.10 ст.138 НК, п. 30 ПКМ №1)

Налогоплательщик должен предоставить указанные в запросе документы в течение 5 дней. Этот срок может быть продлен по заявлению налогоплательщика. Заявление должно быть отправлено на следующий день после получения запроса (п.31 ПКМ №1).

В случае необходимости истребования документов, касающихся деятельности проверяемого лица у его контрагентов, налоговый орган имеет право отправить поручение другому налоговому органу, по месту учета контрагента проверяемого лица, об истребовании документов. Второй в следующую очередь, в течение 3 дней, отправляет запрос об истребовании документов контрагенту проверяемого лица, с приложением поручения первого налогового органа. Контрагент проверяемого лица должен предоставить необходимые документы в течение 5 дней, если налоговый орган не удовлетворит его заявлении о увеличении срока предоставления документов.  (п.32, 163, 164, 165 приложения ПКМ №1)

Налогоплательщик предоставляет копии запрошенных документов, а при необходимости налоговый орган может ознакомится и с оригиналами документов. (п.33 приложения ПКМ №1)

Шаг 6.

По результатам налоговой проверки проверяемое должностное лицо составляет заключение (п. 35 ПКМ №1).

Заключение должно состоять из:

— информации, которая была основанием проведения камеральной проверки;

— информации о выявленных правонарушениях или же о не выявлении налоговых правонарушений;

— информации о расхождениях в налоговой отчетности или же ошибках;

— результатов изучения и анализа документов (п. 35 ПКМ №1).

Шаг 7.

Заключение, составленное по результатам камеральной проверки, рассматривается и утверждается руководителем налогового органа в течении 2 дней (п. 36 ПКМ №1).

Шаг 8.

Если по результатам проверки были выявлены расхождения или ошибки в налоговой отчетности налогоплательщика, то налоговый орган отправляет требование налогоплательщику о внесении исправлений в налоговую отчетность. Камеральная налоговая проверка считается оконченной с даты отправления требования о внесении исправлений в налоговую отчетность, а также не выявление расхождений или ошибок в налоговой отчетности (ч. 14 ст. 138 НК п.38 ПКМ №1).

Шаг 9.

Все материалы камеральной проверки не позднее следующего рабочего дня после ее завершения должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту учета налогоплательщика. (ч. 6 ст. 135 НК).

Внимание!

Камеральная налоговая проверка может проводиться в отношении налоговых периодов, по которым не истек срок исковой давности, согласно ст. 88 НК. (ч.9 ст.138 НК).

Во время проведения камеральной проверки налоговый орган может проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика с целью проверки соответствия предоставленных документов с действительностью (п.23 ПКМ №1).

После получения требования о внесении исправлений в налоговую отчетность, налогоплательщик в течение 5 дней должен отправить исправленный вариант налоговой отчётности или же обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов. (ч. 15 ст. 138 НК, п.39 ПКМ №1).

Налогоплательщик в качестве обоснования выявленных расхождений, вправе представить заключение организации налоговых консультантов. Такое обоснование от имени налогоплательщика организация налоговых консультантов может представить самостоятельно на основе договора с налогоплательщиком. (ч. 16 ст. 138 НК, п.40 ПКМ №1).

Представленные обоснования налогоплательщика рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 15 дней со дня получения соответствующих документов (обоснований). (ч. 17 ст. 138 НК, п.41 ПКМ №1).

При полном или частичном согласии с представленными обоснованиями налоговый орган в течение 3 дней направляет налогоплательщику уведомление об отмене ранее направленного требования либо уточненное требование о внесении исправлений в налоговую отчетность (ч. 18 ст. 138 НК, п.42 ПКМ №1).

Если налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит налогоплательщика. (ч. 19 ст. 138 НК, п.43 ПКМ №1).

Глава 3. Производство по налоговым правонарушениям, выявленных в результате камеральной налоговой проверки.

Производство по налоговым правонарушениям.

Производство по налоговым правонарушениям состоят из следующих этапов:

  1. Составление акта.

В первую очередь при выявлении налоговых правонарушений, предусмотренных в главе 28 НК, во время проведения КНП, проверяющее должностное лицо составляет акт, фиксирующий факт нарушения. Акт должен быть составлен в течение 3 дней после выявления правонарушения, но не позднее окончания камеральной проверки, а также до составления заключения по результатам камеральной проверки (ч.1 ст. 165 НК, п.44,45 ПКМ №1).

  1. Рассмотрение акта и других материалов руководителем налогового органа.

Руководитель налогового органа рассматривает акт о выявлении налогового правонарушения и материалы камеральной проверки в течение от 10 до 15 дней. (п. 46 ПКМ №1). К акту о налоговом правонарушении прилагаются фотографии, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе налоговой проверки должностным лицом налогового органа. (ч. 2, ст. 165 РК, п. 47 ПКМ №1).

  1. Вручение акта.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностное лицо налогового органа делает в акте соответствующую отметку. Акт в этом случае направляется этому лицу по почте заказным письмом. При направлении указанного акта заказным письмом датой его вручения считается пятый день, считая с даты отправки (ч.5 ст. 165 НК).

  1. Представление возражения.

Если, налогоплательщик не согласен с актом, он имеет право предоставить налоговому органу письменные возражения налоговому органу в течение 10 дней. Если возражения со стороны налогоплательщика не были предоставлены, руководитель налогового органа рассматривает акт с лицом, совершившим правонарушение или с его представителем. (налоговый орган извещает налогоплательщика о дате, времени и месте за 2 дня) (ч.6,7,8 ст. НК).

Если налогоплательщик, известил налоговый орган о невозможности явки, то налоговый орган может принять решения об отложении рассмотрения на другое время (не более 3 дней), в случае уважительных причин. В случае неявки надлежаще извещенного лица, не лишает руководителя налогового рассмотреть акт без участия этого лица. (ч.9 ст.165 НК).

  1. Рассмотрение акта с лицом, совершившим правонарушение.

При рассмотрении акта ведется протокол, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства. Документы (информация), представленные лицом, привлекаемым к ответственности, могут быть рассмотрены, даже если они представлены в налоговый орган с нарушением сроков. В процессе рассмотрения акта и других материалов дела к участию в этом рассмотрении могут быть привлечены свидетель, эксперт, специалист. (ч.14,15,16,17 ст.165 НК).

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель налогового органа устанавливает:

1) допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения налогового законодательства;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений;

3) имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения. (ч.18 ст.165 НК)

При наличии состава налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. (ч.19 ст. 165 НК).

  1. Принятие решения.

По результатам рассмотрения материалов налогового правонарушения принимается решение, предусматривающее:

1) доначисление налогов и пеней или отказ в этом;

2) привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом.

Решение о доначислении налогов и пеней или отказ в этом принимается в течении 5 дней после рассмотрения акта.  

Решение о привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно включать в себя:

— обстоятельств совершенного правонарушения;

— документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые в свою защиту лицом, привлекаемым к ответственности;

— результаты проверки этих доводов;

-статьи НК, предусматривающие эти правонарушения, и применяемые меры ответственности;

— срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать это решение, и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (ч.1,2,3,4 ст. 166 НК).

По выявленным налоговым правонарушениям, за которые лица подлежат к привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административного взыскания в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административной ответственности (ч.5 ст.166 НК).

  1. Исполнение решения.

Исполнение решения налогового органа осуществляется налоговым органом и налогоплательщиком по истечении одного месяца со дня получения решения налогового органа (п.52 положения ПКМ №1).

В случае неисполнения решения налогового органа налогоплательщиком добровольно, налоговый орган в праве взыскать долг у налогоплательщика согласно ст. 120-124 НК.

Решение налогового органа, принятое по результатам камеральной проверки может быть обжаловано вышестоящий орган или в суд, решения Государственного налогового комитета может быть обжаловано только в суд (п.55 ПКМ №1).

Внимание!

Признание недействительным решение налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки подведомственно административному суду. (Глава 23 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве).