Февраль 28, 2022

Корпоративные структуры: основные отличия: ПУ, представительство, дочернее предприятие

Оглавление

1. Законодательство

2. Природа

3. Способ учреждения

4. Субъект гражданского оборота

5. Уплата налогов

6. Административное регулирование

1. Законодательство

1. Налоговый кодекс РУз;

2. Гражданский кодекс РУз;

3. Трудовой кодекс РУз;

4. Закон РУз от 14.07.2021 г. №ЗРУ-701 «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах»;

5. Приложение №1 к Постановлению Кабинета министров РУз от 23.10.2000 г. №410 «Положение о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории РУз»;

6. Приложение №1 к Постановлению Кабинета министров РУз от 09.02.2017 г. №66 «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства»;

На сегодняшний день в Узбекистане существует масса механизмов ведения бизнеса, начиная от ООО и АО, заканчивая постоянными учреждениями (далее – «ПУ»), представительствами и дочерними хозяйственными обществами (далее – «ДП»). Данная статья раскрывает основные различия между «темными лошадками» нашего законодательства, между ПУ, представительствами и ДП.

2. Природа

Первое и самое весомое различие между ПУ и представительством является то, что представительство не осуществляет хозяйственную или иную коммерческую деятельность, в то время как ПУ предполагает осуществление коммерческой деятельности иностранным предприятием. А именно, иностранные предприятия открывают представительство в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана. Как только иностранное предприятие начнет совершать через представительство коммерческую деятельность, оно будет переквалифицировано в ПУ со всеми вытекающими из этого последствиями. В свою очередь, ДП в отличие от вышеупомянутых структур является юридическим лицом. Однако общий признак всех трех корпоративных структур заключается в том, что они в той или иной степени зависимы от другого предприятия.

3. Способ учреждения

Второе отличие ПУ от представительства заключается в способе учреждения каждого. В первую очередь, важно отметить, что оба не являются юридическими лицами и, таким образом, регистрация каждого как юридического лица не требуется. ПУ должно быть только поставлено на учет в налоговом органе, а представительство должно быть аккредитовано Министерством инвестиций и внешней торговли. В свою очередь, ДП учреждается посредством регистрации как юридического лица в Центре государственных услуг (далее – «ЦГУ»). Все три структуры должны быть поставлены на учет в налоговом органе.

4. Субъект гражданского оборота

Не являясь организационно-правовой формой, ПУ и представительство не являются субъектами гражданского оборота, а именно, не могут от своего имени вступать в договорные отношения или быть работодателями, что принципиально отличает их от ДП, которое является полноправным субъектом гражданского оборота и, несмотря на зависимость от основного хозяйственного общества, может от собственного имени выступать в гражданских и в трудовых правоотношениях.

5. Уплата налогов

Еще одно различие между вышеупомянутыми корпоративными структурами это какие налоги уплачивает каждое. В отличие от ПУ и ДП представительство не уплачивает налог на прибыль, а также не представляет в налоговые органы финансовую и статистическую отчетность в связи с отсутствием коммерческой деятельности. В частности, представительство уплачивает, либо удерживает и уплачивает следующие налоги и обязательные платежи:

— НДФЛ, в случае аренды помещения у физического лица (удержание);

— НДФЛ с доходов персонала (удержание);

— ИНПС и социальный налог.

Важно учесть, что представительство играет роль налогового агента, а не налогоплательщика. Иными словами, представительство платит налоги за инофирму, в то время как ПУ и ДП являются самостоятельными налогоплательщиками в соответствии с Налоговым кодексом РУз.

6. Административное регулирование

Несмотря на факт, что ПУ и представительство не являются полноценными субъектами гражданского оборота, в Узбекистане присутствует казусная практика считать их таковыми. А именно, вопреки Закону РУз «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», согласно которому соискателем лицензии или иного документа разрешительного характера может быть только физическое или юридическое лицо, на практике лицензии и разрешительные документы выдаются ПУ по его запросу. Или, например, на практике налоговые органы воспринимают представительства и ПУ как юридические лица. Об этом так же свидетельствует официальный сайт налоговой службы, на котором в разделе получения информации о субъектах предпринимательства, а также о их структурных подразделениях можно выбрать только из двух альтернатив «Юридическое лицо» и «Индивидуальный предприниматель». Информацию о ПУ и представительстве можно получить только посредством нажатия «Юридическое лицо», хотя оными они не являются.

И если ошибочное восприятие налогового органа не несет за собой серьезных правовых последствий, а только обличает некомпетентность органа в данном вопросе, то лицензирование ПУ и выдача ему разрешительных документов представляет собой весьма сомнительные действия.