Июнь 14, 2024

Постоянное учреждение нерезидента в Узбекистане

Постоянное учреждение (далее «ПУ«)  — это налоговый статус и создано именно с целью решения вопросов налогообложения иностранных юридических лиц. Постоянное учреждение не является организационно-правовой формой, а соответственно не является самостоятельным субъектом гражданского оборота. Детальный анализ текущего законодательства и сложившейся практики по различным аспектам деятельности ПУ в Узбекистане приводится ниже.

Содержание:

1.Возникновение и поставка на учет ПУ;

2.Трудовые отношения;

3.Налогообложение;

4.Прекращение ПУ.

Нормативно-правовые акты:

  1. Налоговый кодекс РУз;
  2. Трудовой кодекс РУз;
  3. Таможенный кодекс РУз;
  4. Закон РУз от 13.04.2016 г. № ЗРУ-404 «О бухгалтерском учете»
  5. Указ Президента РУз № УП-6044 от 24.08.2020 г. «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур»
  6. Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в РУз (Приложение 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз № 244 от 25.03.2019 г.)
  7. Инструкция «О порядке открытия, ведения и ведения банковского счета» (утверждена Постановлением Правления ЦБ рег. МЮ № 3420 от 08.02.2023 г.)

В силу статьи 36 НК, под  понятием ПУ в Республике Узбекистан понимается постоянное место деятельности, через которое иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан.

Под ПУ можно понять следующее:

  • любое место управления, филиал, отделение, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория;
  • место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки и упаковки товара;
  • любое место, в том числе склад, используемое в качестве торговой точки;
  • установка или сооружение (включая его монтаж), используемое для изучения (разведки), разработки, добычи и (или) эксплуатации природных ресурсов, но только при условии, что установка или сооружение используется, или готово к использованию в течение более ста восьмидесяти трех дней;
  • любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов.

Кроме этого к ПУ можно отнести:

  • строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект либо связанная с ними надзорная (контрольная) деятельность, при условии, что такая площадка, объект или деятельность существуют, или продолжаются более 183 дней в течение любого последовательного двенадцати месячного периода;
  • оказание услуг, включая консультационные услуги, выполняемых этим иностранным юридическим лицом посредством своих служащих или другого нанимаемого им персонала для этих целей, при условии, что такая деятельность продолжается (для одного и того же или связанного проекта лица или связанной стороны иностранного юридического лица) не менее 183 дней в течение любого последовательного двенадцати месячного периода.

В случае  если одним или несколькими взаимосвязанными иностранными юридическими лицами оказываются услуги на строительной площадке или в ином объекте, указанном выше пункте, в разные периоды времени, каждый из которых в отдельности не превышает 183 дней, то период деятельность по таким услугам добавляются к совокупному периоду времени, в течении которого осуществлялась деятельность  на этой строительной площадке или в ином объекте.

Деятельности, которые носят исключительно подготовительный или вспомогательный характер, а также не являющиеся частью основных видов предпринимательской деятельности этого иностранного юридического лица не образуют постоянные учреждения. Такими деятельностями являются:

  • использование объектов исключительно для целей хранения или демонстрации принадлежащих ему товаров или изделий;
  • содержание принадлежащих ему запасов товаров или изделий исключительно для целей хранения или демонстрации;
  • содержание принадлежащих ему запасов товаров или изделий исключительно для целей переработки другим лицом;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров, изделий или сбора информации для этого иностранного юридического лица;
  • содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
  • содержание постоянного места деятельности, исключительно для любого сочетания вышеуказанных видов деятельности, при условии, что вся эта деятельность носит подготовительный или вспомогательный характер, относящийся для самого нерезидента, а не для третьих лиц.

Также, ПУ может возникнуть, если иностранное юридическое лицо осуществляет страховую деятельность и собирает страховые премии  на территории Узбекистана или страхует от рисков через зависимого агента. Образующим ПУ могут быть признаны действия любого лица действующего в Узбекистане от имени иностранного юридического лица, заключающий контракты или играющей главной роли в заключении контрактов по передачи права собственности (оказания услуг) или предоставлении права пользования имуществом от имени этого иностранного юридического лица.

Данное правило не применяется, если, агент является независимым и действует на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора, по условиям которых агент подписывает договора от своего имени. При этом агент может быть признан зависимым, если он действует преимущественно на основании договоров, заключенных с  одним или несколькими взаимосвязанных с ним иностранных юридических лиц. Соответственно, в данном случае это является основанием возникновения ПУ. 

Кроме этого, если деятельность иностранного лица имеет передвижной характер (строительство дорого, разведка полезных ископаемых и другие виды деятельности передвижного характера), в этом случае весь проект рассматривается как постоянное учреждение, независимо от его передвижного характера.

1. Возникновение ПУ

В силу части 13, статьи 36 НК, датой образования ПУ считается дата, в котором иностранное юридическое лицо начала осуществлять деятельность в Республике Узбекистан, а датой начала осуществления деятельности считается момент заключения договора.

Следующие договора являются основанием возникновения ПУ:

  • договор на оказание услуг в Республике Узбекистан;
  • договор на оказании услуг в Республике Узбекистан, в рамках договора о создании совместной деятельности;
  • договор (сделка) на предоставление полномочий на совершении от его имени действий в Республике Узбекистан;
  • договор на приобретение товаров в Республике Узбекистан для использования или реализации на территории Республике Узбекистан;
  • договор на приобретение услуг для оказания услуг в Республике Узбекистан;
  • первый трудовой договор в целях осуществления деятельности в Республике Узбекистан.

Кроме этого, согласно 12 части, статьи 36 НК, заключение договора о совместной деятельности и его осуществление на территории Узбекистана иностранным юридическим лицом  порождает возникновение ПУ в отношении деятельности для каждого участника договора, также  исполнение налогового обязательства  осуществляется каждым участником отдельно и самостоятельно.

Также, датой начала осуществления деятельности иностранного юридического лица признается дата прибытия в Республику Узбекистан физического лица — нерезидента, найма работника или иного персонала иностранным юридическим лицом для выполнения условий контрактов (договора, соглашения), указанных выше в пунктах 1-6.   

Иностранное юридическое лицо может предоставить персонал для работы на территории Республики Узбекистан другому юридическому лицу. Согласно 11 части статьи 36, это не приводит к образованию ПУ если:

  • такой персонал действует от имени и в интересах юридического лица, которому он предоставлен;
  • юридическое лицо, предоставившее персонал, не несет ответственности за результаты работы этого персонала;
  • доход юридического лица от предоставления персонала не превышает 10 процентов от общей суммы его затрат по предоставлению этого персонала за налоговый период.

В случае выявления таких признаков предоставление персонала тоже может быть основанием возникновения ПУ. 

Поставка на учет ПУ

Как указано в части 5, статьи 128 НК, иностранные лица осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через ПУ подлежат в поставке на учет по месту осуществления деятельности.

Юридическое лицо — нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через ПУ, не позднее 183 календарных дней со дня начала осуществления этой деятельности обязано представить в налоговый орган заявление о поставке на учет в качестве налогоплательщика, на основании статьи 130 НК.  

Заявление подается в месте со следующими документами:

  • документ, подтверждающий государственную регистрацию в стране, которой учреждено это юридическое лицо;
  • специальные разрешительные документы или лицензии (при наличии);
  • доверенность или иного рода документ (при наличии), удостоверяющий право на совершение от имени иностранного юридического лица действий в Республике Узбекистан;
  • договора (при наличии), исполнение которого приводит к образованию ПУ.

В случае если  юридическое лицо — нерезидент заключил договор на срок более 183 календарных дней или же несколько договоров суммарный срок деятельности, по которым превышает 183 календарных дней, то заявление поставки на учет должно предоставляется не позднее 30 дней с даты начала данной деятельности или заключения договора, в соответствии с которым суммарный срок деятельности по нескольким договорам превышает 183 календарных дня.

Если нерезидент заключил договор о совместной деятельности с резидентов Республики Узбекистан, который приводит к возникновению ПУ, то нерезидент обязан встать на учет в течение 30 календарных дней с даты начала осуществления деятельности, по месту нахождения (жительства, пребывания) налогового резидента Республики Узбекистан, являющегося участником договора о совместной деятельности. Вместе с заявлением в налоговый орган предоставляется и следующие документы:

  • договор о совместной деятельности;
  • документ, удостоверяющий личность физического лица, нерезидента или документ, подтверждающий государственную регистрацию в стране юридического лица нерезидента с указанием номера государственной регистрации или его аналогии.

Вышеуказанные документы, которые прилагаются вместе с заявлением о поставке на учет, должны быть нотариально  заверены (если это копии), также переведены на государственный язык. 

Согласно части 17, статьи 36 НК, если иностранное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию двух и более ПУ, подлежащих регистрации в одном налоговом органе, регистрации подлежит одно ПУ совокупно по группе таких ПУ. Если образованы два или более ПУ, подлежащих регистрации в разных местах, то каждый из них регистрируется по отдельности, в соответствующем органе, на основании части 18, статьи 36 НК.

2. Трудовые отношения

Как было указано во введении, ПУ не обладает правосубъектностью. В соответствии с частью 3, статьи 19 Трудового кодекса Республики Узбекистан (далее ТК) работодателем являются  филиалы, представительства или иные обособленные подразделения организаций. Законодатель не разъясняет, можно ли отнести к обособленным подразделениям ПУ. Тем не менее статья 32 НК дает определение данному понятию: «Обособленным подразделением юридического лица Республики Узбекистан является любое территориально обособленное от него подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места».

В силу статьи 47 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее ГК), нет сомнения, что представительство и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, но статья 36 НК, которое дает определение ПУ, не указывает его как обособленное подразделение. Кроме этого не всегда у ПУ могут быть стационарные рабочие места, так как в качестве ПУ может и зарегистрироваться проверенный иностранного юридического лица, который заключает договора и действует от его имени. Исходя из этого, мы точно знаем, что ПУ не всегда может быть обособленным подразделением, если его таким считать.  

На основании того, что ПУ не является субъектом права и в статье 19 ТК ПУ напрямую не упомянут как работодатель, также законодатель не определил ПУ как обособленное подразделение, мы не считаем ПУ в качестве работодателя. При найме работников работодателем будет выступать сам иностранное юридическое лицо, который подписывает договор через своего проверенного. Еще одним аргументом в данном случае является то, что ПУ создается исключительно в целях налогообложения. Иностранное юридическое лицо имеет обязанность зарегистрировать ПУ и не имеет в этом выгоды или интереса.

3. Налогообложения.

Нерезиденты, осуществляющие, свою деятельность через ПУ обладаю статусом налогоплательщика и его всеми правами и обязанностями. Процесс налогообложения ПУ будет проходить на основе общих норм НК, с учетом специальных норм.  В силу части 2 статьи 347 НК обязанности нерезидента, осуществляющий свою деятельность через ПУ, по исполнению налогового обязательства могут быть возложены на его ПУ.

Согласно НК, ПУ платить следующие налоги:

  • налог на прибыль (статья 294 НК);
  • налог на добавленную стоимость (статья 283 НК);
  • акцизный налог (статья 283 НК);
  • налог на доходы физических лиц или НДФЛ (статья 386 НК);
  • социальный налог (статья 402 НК);
  • налог на имущество (статья 410 НК);
  • земельный налог (статья 425 НК);
  • налог за пользование водными ресурсами (статья 441 НК).

Исчисление и уплата налога с доходов нерезидента, осуществляющего деятельность через ПУ, производятся указанным нерезидентом самостоятельно в порядке, установленном главами 43 – 44 НК, при этом учитывая нормы статьи 347 НК.

Совокупный доход ПУ, в силу части 3 статьи 347 НК, состоит из следующих видов доходов:

  • доходы, полученные нерезидентом в результате осуществления деятельности на территории Республики Узбекистан через его ПУ;
  • доходы нерезидента от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом ПУ этого нерезидента в Республике Узбекистан;
  • доходы нерезидента, включая доходы его структурных подразделений в других государствах, получаемые от осуществления деятельности в Республике Узбекистан, идентичной или однородной той, которая осуществляется через ПУ этого юридического лица — нерезидента в Республике Узбекистан;
  • доходы от источников за пределами Республики Узбекистан, связанные с деятельностью такого ПУ.

Если у нерезидента существует несколько зарегистрированных ПУ, то налогооблагаемая сумма определяется по каждом ПУ отдельно.

Чистая прибыль, оставшаяся у нерезидента, девствующего на территории Республики Узбекистан чрез ПУ,  после выплаты налога, приравнивается к дивидендам и подлежит налогообложению по ставке, который указан в статье 353 НК.  Если существует международный договор, то может применяться пониженная ставка, в порядке указанном в данном договоре.

 

4. Прекращение ПУ.

Формально процесс ликвидации у ПУ нет, но ПУ должен прекратить все правоотношения, перед тем как прекратить свою деятельность.

Перечень отношений, которых необходимо прекратить при прекращении ПУ:

Прекращение административных обязательств (налоги, таможенные платежи, банковские валютные отношения, бухгалтерская отчетность, экологические, лицензионные и другие)

  • Согласно пункту 125 Постановления Кабинета Министров (далее ПКМ) № 1 от 07.01.2021, после прекращения деятельности ПУ, в течение 3 дней должна проводится налоговая проверка в форме налогового аудита.
  • Подается заявление в налоговый орган, не позднее 15 дней после прекращения, на снятие с налогового учета. К заявлению прилагается копии акта о выполненных работах по договору, финансовая и налоговая отчетность, на основании ПКМ №150 от 02.04.2022.
  • В силу части 3 статьи 349 НК, после прекращения ПУ налоговая отчетность по налогу и отчет о деятельности в Республике Узбекистан должны быть представлены в налоговый орган.
  • В соответствии с пунктом 28 ПКМ №595 от 22.09.2021, ПУ следует подать заявление для снятия с регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах.
  • Получение решения таможенного органа об отсутствии задолженностей или признании ее безнадежной, согласно статье 3521 Таможенного Кодекса.

Не обязательные процедуры:

  • В лицензирующий орган могут быть представлены уведомления о прекращении лицензируемой, разрешительной и уведомительной деятельности, на основании статей 34 и 45 Закона «О лицензировании». Прямого требования об обязательности такого уведомления нет.
  • Печать и штамп ПУ должны быть уничтожены по акту.

Прекращение трудовых отношений с работниками, которые являются гражданами Узбекистана и иностранными гражданами, которые получали разрешение на работу в Узбекистане

  • По каждому трудовому контракту, где ПУ выступило работодателем, надо делать уведомление работника, прекращение трудового договора, произвести выплаты увольняемым работникам, передавать сведения в органы социального обеспечения, делать уведомления в органы по труду и готовить файл по заработной плате, социальным и пенсионным платежам, для передачи в архив, в соответствии со статьями 161, 166, 170-173 ТК.
  • Необходимо уведомление органа по труду о массовом увольнении работников.
  • Доверенности, выданные работникам ПУ должны быть отозваны головной компанией.

Прекращение коммерческих контрактов заключенных ПУ

  • В порядке установленным Постановлением правления Центрального банка №3420 от 08.02.2023, должны быть прекращены договора банковского счета ПУ в обслуживающем банке Узбекистана и закрыты банковские счета.
  • По каждому коммерческому контракту, который не завершен и не закрыт актом приема-передачи, необходимо делать прекращение обязательств, на основании статей 341, 349, 352 ГК. После прекращения обязательств контракты прекращаются путем заключения дополнительного соглашения. Предварительно необходимо произвести взыскание и погашений задолженностей.
  • По имуществу необходимо произвести распределение: обратный вывоз временно ввезенного имущества или отчуждение (продажа, дарение) и списание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

во-первых, ПУ не является субъектом права, его регистрация осуществляется только в целях налогообложения;

во-вторых, оснований возникновения ПУ множество, для возникновения ПУ не обязательно чтоб у нерезидента был офис на территории Республики Узбекистан. Достаточно лишь заключения договора на оказания услуг  с резидентом Республики Узбекистан или уполномоченного лица, который заключает договора от имени уполномочивающего лица;

в-третьих,  мы не можем считать ПУ работодателем, так как он не субъект права и законодателем не определен как работодатель;

в-четвертых, нерезидент, который осуществляет деятельность через ПУ обладает всеми правами налогоплательщика. Налогообложения ПУ осуществляется на основании общих нормах установленных в НК, с учетом специальных норм, например статьи 347, 348, 349, 350 НК;

в-пятых,  особого порядка для ликвидации ПУ нет, но пред этим нужно избавиться от всех обязательств как административных, так и коммерческих и трудовых.