Сентябрь 12, 2024

Промышленная безопасность в Узбекистане

1. Законодательство

2 . Понятие промышленной безопасности. Опасные производственные объекты

3. Формы государственного регулирования области промышленной безопасности

4.Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО

5. Производственный контроль и декларация промышленной безопасности

6. Обязательное страхование

7. Ответственность

1. Законодательство

  1. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан;
  2. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности;
  3. Кодекс Республики Узбекистан об уголовной ответственности;
  4. Закон Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 28.09.2006 г.;
  5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по реализации закона РУз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 10.12.2008 г. № 271;
  6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейших мерах по реализации Закона РУз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 19.05.2020 г. № 291.

2. Понятие промышленной безопасности. Опасные производственные объекты

Основным нормативным правовым актом в области промышленной безопасности является ЗРУ от 28.09.2006 «О промышленной безопасности опасных производственных субъектов». Промышленная безопасность — это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность». Положения данного закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они эксплуатируют опасный производственный объект. Целью государственного регулирования данной области является обеспечение промышленной безопасности, предотвращение и минимизация аварий и инцидентов на опасных производственных объектах для защиты жизненно важных интересов личности и общества.

К опасным производственным объектам (далее – ОПО) относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых [1]:

1) используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

  • вещества, способные образовывать взрывопожароопасную среду;
  • вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II и III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами [2];
  • взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
  • отходы производства, содержащие вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека и окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Специально уполномоченный государственный орган, а именно Государственный Комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан (далее – Госкомпромбез), ведет учет таких объектов в специальном государственном реестре ОПО после их идентификации в соответствии с положением Кабмина. Для поставки на учет организация, эксплуатирующая ОПО, должна предоставить утвержденный перечень документов (копию заключения о результатах экспертизы промышленной безопасности и документ, подтверждающий оплату стоимости проведения обследования ОПО в размере 1 базовой расчетной величины – на дату написания настоящего меморандума 1 размер БРВ равен 340 000 сум) в десятидневный срок с даты получения заключения экспертной организации о результатах экспертизы промышленной безопасности и идентификации ОПО.

3. Формы государственного регулирования области промышленной безопасности

Государственное регулирование в области промышленной безопасности включает установление требований промышленной безопасности.

В законодательстве имеются отдельные требования к проектированию, строительству, приемке, эксплуатации ОПО. Так, для осуществления строительства или реконструкции обязательным условием является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. А работники ОПО должны соответствовать квалификационным требованиям и не иметь медицинских противопоказаний к указанной работе, а также проходить обязательную подготовку и аттестацию в установленном порядке.

  • государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
  • лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с ЗРУ «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах;
  • экспертизу промышленной безопасности и другие меры, установленные законодательством;

Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке подлежат:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • декларация промышленной безопасности и другие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

4. Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • соблюдать требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, соответствующих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственным процессом в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, а также проведение диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию специально уполномоченного государственного органа или других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;
  • предотвращать несанкционированное проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • разрабатывать и утверждать декларацию промышленной безопасности в установленном порядке;
  • выполнять приказы, постановления и предписания специально уполномоченного государственного органа и других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;
  • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента, а также при обнаружении иных обстоятельств, отрицательно влияющих на промышленную безопасность;
  • участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению причин, приведших к аварии, и их профилактике;
  • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по их устранению и профилактике;
  • своевременно информировать в установленном порядке специально уполномоченный государственный орган, другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности, органы государственной власти на местах, а также органы самоуправления граждан и население об аварии на опасном производственном объекте;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников опасных производственных объектов в случае аварии;
  • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

5. Производственный контроль и декларация промышленной безопасности

Еще одной важной обязанностью таких организаций является организация и осуществление производственного контроля. Под производственным контролем подразумевается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, предупреждение инцидентов и аварий на нем, а также обеспечение готовности к локализации возможных аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий. 

Для проведения производственного контроля руководитель организации должен в первую очередь утвердить локальный акт о производственном контроле при согласовании с органами Госкомпромбеза. Если в организации меньше 20 человек, то возможно заключение отдельного договора по организации производственного контроля организациями, которые эксплуатируют аналогичные ОПО. После утверждения локального акта, руководитель возлагает обязанность по осуществлению производственного контроля на одного из работников. Стоит подчеркнуть, что имеются определенные требования к работникам службы производственного контроля организации: наличие высшего технического образования, соответствующего профилю производственного объекта; наличие стажа работы не менее 3 лет на ОПО соответствующей отрасли; наличие сертификата или удостоверения, подтверждающего обучение и прохождение аттестации по промышленной безопасности. Эти работники обеспечивают соблюдение требований промышленной безопасности на ОПО.  Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключение и рекомендации службы производственного контроля представляются на рассмотрение руководству организации, эксплуатирующей ОПО, в виде акта по результатам проверки.

Организации, эксплуатирующие ОПО, по итогам года, а также по запросу представляют информацию об организации производственного контроля в структурные подразделения Госкомпромбеза и другие уполномоченные органы в соответствии с законодательством.  Еще одним обязательным требованием является разработка декларации промышленной безопасности, которая должна включать оценку риска аварий на ОПО и анализ достаточности принятых мер по предотвращению ее негативных последствий и др.

6. Обязательное страхование

Для обеспечения общественной безопасности также введенообязательное страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Размер выплаты страхового возмещения (страховой суммы) определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о причинах и обстоятельствах наступления страхового случая, в том числе и о размере причиненного другим лицам вреда.

Минимальные размеры страховых сумм по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте [3].

Тип опасного производственного объекта Минимальный размер страховой суммы (в минимальных размерах заработной платы)
Первый 250 000 (двести пятьдесят тысяч)
Второй 50 000 (пятьдесят тысяч)
Третий 10 000 (десять тысяч)

7. Ответственность

Ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности предусмотрена в кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности, Уголовном Кодексе РУЗ (далее — УК РУЗ) и Гражданском Кодексе РУЗ (далее — ГК РУЗ).

В соответствии с ГК РУЗ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Кроме того, нарушение требований промышленной безопасности на объектах, подконтрольных органам Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан, влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на граждан от 1 до 3, а на должностных лиц — от 3 до 5БРВ. УК РУЗ предусматривает следующие составы преступлений, которые можно отнести к нарушениям законодательства о промышленной безопасности: нарушение правил безопасности горных, строительных или взрывоопасных работ, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение; нарушение правил обращения с вредными химическими веществами; нарушение правил охраны труда (нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда) и др.

[1] Статья 4 ЗРУ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

[2] Более подробно в «Гигиеническом классификаторе токсических промышленных отходов в условиях Республики Узбекистан»;

[3] https://lex.uz/ru/docs/1413933#1415595.