Октябрь 28, 2024
Соотношение компетенций национальных судов, третейских судов и арбитражных судов
Законодательство:
- Закон Республики Узбекистан «О судах» от 28.07.2021 г. № ЗРУ-703;
- Закон Республики Узбекистан «О третейских судах» от 16.10.2006 г. № ЗРУ-64;
- Закон Республики Узбекистан «Об арбитражном суде и порядке разрешения хозяйственных споров» от 16.02.2021 г. № ЗРУ-674.
Содержание:
- О национальных судах;
- О третейских судах;
- Об арбитражных судах;
- Различия третейских и арбитражных судов.
1. Национальные суды
Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Узбекистан «О судах» (далее – «ЗРУ-703») Судебная система в Республике Узбекистан состоит из:
- Конституционного суда Республики Узбекистан;
- Верховного суда Республики Узбекистан;
- военных судов;
- Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов;
- Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента;
- межрайонных, районных, городских судов по гражданским делам;
- районных, городских судов по уголовным делам;
- межрайонных, районных, городских экономических судов;
- межрайонных административных судов.
Деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.
Деятельность судов по определенным делам регулируются определенными Кодексами соответственно.
Так, деятельность судов:
- по Гражданским делам регулируется Гражданским процессуальным Кодексом РУз;
- по Экономическим делам регулируется Экономическим процессуальным Кодексом РУз;
- по Уголовным делам регулируется Уголовно-процессуальным Кодексом РУз;
- по Административным делам регулируется КодексомРУз об Административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 18 ЗРУ-703 Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства.
Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов.
2. Третейские суды
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (от 14 июня 2005 года № УП-3619) и в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства 16 октября 2006 года принят Закон Республики Узбекистан «О третейских судах». Он регламентирует порядок их образования и деятельность, передачу споров на разрешение третейских судов, форму и содержание третейского соглашения, формирование состава суда, его расходы, третейское разбирательство, акты третейского суда, оспаривание и исполнение его решения.
Прежде всего, стоит отметить, что третейские суды не являются юридическими лицами на основании статьи 5 ЗРУ «О третейских судах» (далее – «ЗРУ-64»).
Третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе экономические споры, возникающие между субъектами предпринимательства.
Третейские суды не разрешают споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, предусмотренные законом в соответствиисо статьей 9.
Третейские суды могут быть образованы юридическими лицами. В таком случае они создаются в виде Постоянно действующих третейских судов на основании статьи 6 ЗРУ-64.
Также стороны для разрешения возникшего между ними конкретного спора могут образовать временный третейский суд. После рассмотрения дела временный третейский суд прекращает свою деятельность. Председательствующий третейского суда (при коллегиальном рассмотрении спора) либо третейский судья (при единоличном рассмотрении спора) до начала третейского разбирательства направляет в орган юстиции по месту нахождения временного третейского суда копию третейского соглашения и письменное уведомление об образовании временного третейского суда.
Согласно статье 11 Закона, спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии третейского соглашения.
По форме третейское соглашение заключается в письменном виде, а также может быть оформлено в качестве оговорки в договоре, которая является составной частью договора, или в виде отдельного соглашения.
Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена письмами или сообщениями с использованием средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
При несоблюдении вышеперечисленных требованийтретейское соглашение считается недействительным.
Стоит отметить, что третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении компетентного суда, может быть заключено до принятия компетентным судом решения по спору.
Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или определенные споры, которые возникли или могут возникнуть между сторонами третейского соглашения, подлежат рассмотрению в третейском суде, а также наименование постоянно действующего третейского суда, если спор будет передан на разрешение данного третейского суда. При несоблюдении данных требований, третейское соглашение считается недействительным.
В случае неправильного или неполного указания названия третейского суда, судом может быть отказано в принятии заявления к производству.
В третейском соглашении могут содержаться сведения о числе третейских судей, месте и языке третейского разбирательства, применимых правилах третейского разбирательства, сроке рассмотрения спора.
В статье 14 ЗРУ-64 указаны требования к третейскому судье. Так, третейским судьей может быть назначен гражданин Республики Узбекистан не моложе 25 (двадцати пяти лет), способный обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованный в исходе спора, являющийся независимым от сторон третейского соглашения и давший согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами третейского соглашения непосредственно или определены правилами постоянно действующего третейского суда.
Важно знать, что третейским судьей не может быть:
- ограниченно дееспособное или недееспособное лицо;
- лицо, имеющее непогашенную либо неснятую судимость за содеянное преступление;
- лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
- лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным законом, не может быть назначено третейским судьей.
По ходатайству сторон третейского разбирательства третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения, если мировое соглашение не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Содержание мирового соглашения излагается в решении третейского суда.
В соответствии со статьей 46 ЗРУ-64 решение третейского суда может быть оспорено стороной третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд в течение тридцати дней со дня его получения.
Так, в основных понятиях Закона указывается, что компетентным судом является экономический суд или суд по гражданским делам в соответствии с подсудностью, установленной Экономическим процессуальным Кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальным Кодексом Республики Узбекистан.
3. Арбитражные суды
16 февраля 2021 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон «О международном коммерческом арбитраже» (далее – «ЗРУ-674»). В результате, Узбекистан стала 85-й страной и 118-й юрисдикцией, которая приняла законодательный акт на основе Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о международном коммерческом арбитраже.
Арбитражное соглашение – соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носит ли оно договорный характер либо нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Согласно статье 4 ЗРУ-674, в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, возникающие из всех отношений коммерческого характера, как договорных, так и не договорных.
Арбитраж является международным, если:
- коммерческие предприятия сторон арбитражного соглашения в момент его заключения находятся в различных государствах; или
- одно из следующих мест находится за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предприятия:
- место арбитража, если оно определено в арбитражном соглашении или в соответствии с ним;
- любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из коммерческих отношений, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора; или
- стороны прямо договорились о том, что предмет арбитражного соглашения связан более чем с одной страной.
Важно отметить, что на основании статьи 6 Закона арбитры, эксперты, назначенные составом арбитража, арбитражное учреждение и его сотрудники не несут ответственности перед сторонами или иными лицами за любые действия или бездействие в связи с арбитражным разбирательством, если не будет доказано, что такое действие либо бездействие было умышленным. (ЗРУ «О третейских судах» не предоставляет третейским судьям подобного иммунитета, кроме как «свидетельского» иммунитета, который упоминается в части 2 статьи 28).
На основании статьи 15 Закона стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров. В отсутствие такого определения назначаются три арбитра. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра.
В соответствии со статьей 46 Закона, если в ходе арбитражного разбирательства стороны урегулируют спор, арбитражный суд прекращает разбирательство, и по просьбе сторон, и при отсутствии возражений со стороны арбитражного суда, фиксирует это урегулирование в виде арбитражного решения на согласованных условиях.
Арбитражное решение на согласованных условиях принимается в соответствии с положениями статьи 47 Закона и содержит указание на то, что оно является арбитражным решением. Такое арбитражное решение имеет ту же силу и действие, как и любое другое арбитражное решение по существу спора.
Стоит отметить, что, согласно статье 51 ЗРУ-674, арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было принято, признается обязательным и при подаче в суд письменного заявления приводится в исполнение.
4. Вывод
Таким образом, национальные суды не вмешиваются в деятельность арбитражных судов, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Также за национальными судами закрепляется право оспаривания судебных решений арбитражных и третейских судов в случае, если сторона разбирательств направит заявление об оспаривании вынесенного решения.
Вместе с тем, бесспорно, что судебная защита в форме третейского разбирательства обладает весьма существенными особенностями. Третейские суды не только не являются государственными органами и не входят в систему государственного правосудия, но и вообще не являются организациями в прямом смысле слова и не составляют какой-либо системы, в то время как арбитражные могут быть как государственными, так и негосударственными некоммерческими организациями. Третейские суды не подлежат государственной регистрации (требуется лишь уведомление органов юстиции об образовании).
Таким образом, третейские суды (как постоянно действующие, так и временные) являются особыми юрисдикционными органами защиты нарушенных или оспариваемых имущественных прав юридических и физических лиц, компетенция которых основывается на воле создавших их сторон. Одновременно эта компетенция ограничена законом — в соответствии со статьей 9 ЗРУ о третейских судах в них могут рассматриваться только споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Следует признать, что по смыслу закона речь идет о частноправовых, главным образом — договорных спорах между предпринимателями, не затрагивающими публично-правовых отношений.
Третейские и арбитражные суды довольно схожи (на английский оба переводятся как «arbitrationcourt»), однако существуют некоторые различия:
- Арбитражные суды являются независимыми и самостоятельными в своей деятельности, третейские суды не наделены таким правом;
- Ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином, в то время как третейским судьей может быть избран (назначен) гражданин Республики Узбекистан не моложе двадцати пяти лет;
- Арбитры обладают иммунитетом на основании Закона и не несут ответственности перед сторонами или иными лицами за любые действия или бездействие в связи с арбитражным разбирательством, в то время как третейские судьи не наделены таким иммунитетом. Однако у третейских судей имеется «свидетельский» иммунитет, закрепленный частью 2 статьи 28 ЗРУ-64;
- Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейский суд рассматривает спор в закрытом заседании, в арбитраже – рассматривается в открытом заседании;
Ни третейский суд, ни арбитражный суд не могут выдавать исполнительные листы. В соответствии со статьей 51 ЗРУ-64 и статьей 51 ЗРУ-674 национальные суды выдают исполнительные листы и приводят в исполнение на основании решений третейских и арбитражных судов по заявлению лица.