Июль 29, 2024

Учетная регистрация микрофинансовых организаций в Республике Узбекистан

Согласно Закону Республики Узбекистан «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности» №765 от 20.04.2022, деятельность юридических лиц по оказанию следующих услуг признается микрофинансовой деятельностью:

  • предоставление микрозайма — денежных средств, выдаваемых заемщику — физическому лицу в размере, не превышающем ста миллионов сумов, на условиях платности, срочности и возвратности;
  • предоставление микрокредита — денежных средств, выдаваемых заемщику — субъекту предпринимательства или самозанятому лицу в размере, не превышающем трехсот миллионов сумов, на условиях платности, срочности и возвратности, а также использования их на определенные цели в случаях, предусмотренных договором;
  • предоставление кредитов и гарантий, оказание услуг исламского финансирования физическим лицам в размере, не превышающем сумму микрозайма;
  • предоставление лизинга и гарантий, оказание факторинговых услуг и услуг исламского финансирования субъектам предпринимательства в размере, не превышающем сумму микрокредита.

Микрофинансовую деятельность вправе осуществлять (1) банки, (2) микрофинансовые и (3) платежные организации, а также (4) ломбарды в части выдачи микрозаймов. Для осуществления деятельности ломбарда, необходимо будет уведомить Центрально банка о начале своей деятельности. Деятельность микрофинансовой организации осуществляется после прохождения учетной регистрации в Центральном банке. Следует также отметить, что для того, чтобы платежная организация могла осуществлять деятельность микрофинансовой организации, она также должна пройти аналогичную учетную регистрацию в Центральном банке, как и микрофинансовая организация.

Ниже приводятся основные этапы прохождения учетной регистрации микрофинансовой организации (МФО):

Шаг Необходимые действия Сроки Документы Формат документов
1.         Учреждение юридического лица в Республике Узбекистан —         принимаются все необходимые корпоративные одобрения, согласования и решения;

—         подготавливается пакет учредительных документов;

—         при учреждении юридического лица необходимо учитывать нижеприведенные требования к уставному капиталу (1.1) и составу участников юридического лица (1.2).

10-20 дней 1) учредительные документы;

2) доверенности;

3) решение уполномоченных органов или лиц, каждого из учредителей.

Оригиналы всех документов
1.1      Требования к уставному капиталу МФО Минимальный размер уставного капитала МФО должен составлять 2 млрд. сумов (примерно 159 000 долларов США по курсу Центрального банка РУз на дату 01.07.2024).
1.2      Требования к учредителям МФО Следующие лица не могут прямо или косвенно владеть долями в уставном капитале МФО:

—         физические лица, являющиеся резидентами и (или) проживающие в государстве или на территории, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие личности бенефициарного собственника и предоставление информации о финансовых операциях;

—         юридические лица, зарегистрированные или в которых член органа управления является резидентом, проживает или зарегистрирован в государстве или на территории, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие личности бенефициарного собственника и предоставление информации о финансовых операциях;

—         физические лица, не соответствующие требованиям к деловой репутации, указанным в Законе № 765 от 20.04.2022;

—         юридические лица, в которых член органа управления не соответствует требованиям к деловой репутации, указанным в Законе № 765 от 20.04.2022;

—         лица, признанные банкротами;

—         политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации;

—         государственные органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

—         другие МФО, осуществляющие деятельность на территории Республики Узбекистан

2.         Подготовка и подача документов в Центральный банк для прохождения учетной регистрации Заявитель подает документы непосредственно в Центральный банк (1) в письменном виде или (2) в электронной форме по электронной почте. В течение 3 месяцев после государственной регистрации юридического лица

 

1) Заявление; В электронном или письменном виде на русском или узбекском языке. Документы и акты, исходящие из иностранных государств, должны быть легализованы или апостилированы с нотариально заверенным переводом на русский или узбекский язык.
2) Сведения об учредителе — физическом лице;
3) справка об отсутствии судимости учредителя – физического лица;
4) Сведения об учредителе — юридическом лице;
5) сведения о членах органа управления учредителя — юридического лица;
6) справка об отсутствии судимости членов органа управления учредителя – юридического лица;
7) Сведения об источниках средств, внесенных для формирования уставного капитала МФО;
8) сведения о руководящих работниках МФО;
9) справка об отсутствии судимости руководящих работников МФО;
10) документ, подтверждающий соответствующее высшее образование или достаточный опыт работы в руководящих работниках МФО.
3.         Положительное решение Центрального банка ЦБ РУз рассматривает предоставленные документы для прохождения учетной регистрации. От 15 до 25 рабочих дней
4.         Уведомления заявителя Центральным банком ЦБ РУз направляет в микрофинансовую организацию уведомление о включении в реестр. не позднее 1 рабочего дня