Август 11, 2023

Всё что нужно знать о неплатежеспособности (Часть 4: Судебная санация)

Оглавление:

1. Процедура судебной санации
2. Последствия введения судебной санации
3. Санирующий управляющий
4. План судебной санации
5. Отчет санирующего управляющего

Процедура судебной санации
Процедура санации бывает, как судебной, так и внесудебной. Более подробно о внесудебной процедуре санации вы сможете ознакомиться, пройдя по ссылке. В настоящем меморандуме будет освещена процедура судебной санации. Судебная санация – процедура восстановительного типа, вводимая экономическими судами на основании решения собрания кредиторов. Данная процедура внедряется с целью восстановления платежеспособности должника, и погашения задолженности перед кредиторами, без передачи полномочий по управлению делами должника санирующему управляющему.
В случае если после созыва первого собрания кредиторов, те в завершение его приняли решения о применении судебной санации, они обращаются в суд с ходатайством о введении процедуры судебной санации. Суд в свою очередь рассмотрев его, выносит определение о введении процедуры судебной санации. В нем должны быть указаны сроки процедуры судебной санации, утвержденный судом график погашения задолженности, сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения обязательств, о размере и формах такого обеспечения, назначении санирующего управляющего и размере его вознаграждения. К ходатайству должника о введении процедуры судебной санации должны быть приложены план судебной санации должника с указанием предлагаемого срока процедуры судебной санации и график погашения задолженности. Срок судебной санации должен составлять не более 24 месяцев.

Последствия введения судебной санации
Как и в случае введения процедуры наблюдения, применение судами процедуры судебной санации влечет для должника определенные последствия. В период проведения судебной санации:
• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
• арест имущества должника и иные ограничения полномочий должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом налагается исключительно в рамках процедуры неплатежеспособности;
• выплата всех видов текущих налоговых платежей, возникающих в процессе неплатежеспособности (за исключением налогов на заработную плату и приравненных к ней выплат), приостанавливается и выплачивается по истечении срока процедуры судебной санации. В этом случае указанные налоговые долги подлежат уплате равными долями в течение 6 месяцев с даты утверждения судом отчета, санирующего управляющего и определения о прекращении производства по делу о неплатежеспособности в отношении должника;
• не начисляются неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и по налогам и сборам, возникшим на момент процедуры судебной санации, а также подлежащие уплате проценты.
Учредители (участники) или собственник имущества должника не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника, а должник совершать сделки:
• связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью или распоряжением таким имуществом иным способом;
• крупные сделки;
• связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, и с заключением договора доверительного управления имуществом должника;
• в совершении которых имеется заинтересованность санирующего управляющего или кредиторов в порядке, установленном законодательством.

Санирующий управляющий
С момента введения процедуры судебной санации, судом для обеспечения его исполнения назначается санирующий управляющий. Его кандидатуру суду представляет собрание кредиторов. Он по собственному заявлению или ходатайству собрания кредиторов либо лиц, представивших обеспечение исполнения обязательств, а также в иных случаях, предусмотренных законом, может быть освобожден от исполнения обязательств судом.

Во время исполнения своих обязательств санирующий управляющий вправе:
• требовать от руководителя должника информации о текущей деятельности должника, о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом судебной санации, и о выполнении графика погашения задолженности;
• требовать от руководителя должника своевременного и полного перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
• принимать участие в инвентаризации имущества в случае ее проведения должником;
• осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
• согласовывать сделки и решения должника в случаях, связанных с: (i) передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал) хозяйственных обществ и обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью или распоряжением таким имуществом иным способом; (ii) крупными сделками; (iii) с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с заключением договора доверительного управления имуществом должника; (iv) со сделками в совершении которых имеется заинтересованность самого санирующего управляющего или кредиторов;
• представлять информацию кредиторам об указанных выше сделках и решениях;
• обжаловать в суд действия должника по признанию требований либо подтверждению оснований для признания требований установленными, либо бездействие должника в части рассмотрения требований кредиторов;
• обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от исполнения его обязанностей;
• запрашивать у руководителя, учредителей (участников) должника и (или) государственных органов информацию и документы, относящиеся к должнику;
• пользоваться государственными услугами, в том числе через Агентство государственных услуг при Министерства юстиции Республики Узбекистан, для обеспечения выполнения своих полномочий без предварительной оплаты;
• обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче имущества на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер.
Наряду с вышеперечисленными правами, санирующий управляющий имеет следующие обязанности:
• вести реестр требований кредиторов;
• созывать собрание кредиторов;
• рассматривать отчеты о ходе выполнения плана судебной санации и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и представлять соответствующие заключения собранию кредиторов;
• предоставлять в десятидневный срок информацию о финансовом состоянии должника и (или) своей деятельности по требованию кредитора;
• предоставлять информацию о ходе реализации плана судебной санации собранию кредиторов и комитету кредиторов, а также уполномоченному государственному органу, если в уставном фонде должника имеется доля государства.
После прекращения производства по делу о неплатежеспособности и с восстановлением платежеспособности должника, права и обязанности санирующего управляющего прекращаются. В случаях, когда производство дела о неплатежеспособности переходит на следующую стадию – определение суда о введении процедуры внешнего управления либо о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства, санирующий управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента передачи дел внешнему управляющему или ликвидационному управляющему.

План судебной санации
Для восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности перед кредиторами составляется план судебной санации. Его готовят руководитель, учредители должника или собственник имущества должника. В нем должны быть указаны:
• меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации этих мер, расходы по их реализации и другие расходы должника;
• график погашения задолженности;
• размер и срок гарантированного возмещения, который может получить в случае ликвидации должника кредитор, проголосовавший против утверждения плана судебной санации, или кредитор, не имеющий права голоса для утверждения этого плана;
• период восстановления платежеспособности должника.
Срок реализации плана судебной санации, не должен превышать срок, предусмотренный в определении суда о введении процедуры судебной санации. В разработке утверждения плана судебной санации проводится голосование, где участвуют (1) кредиторы по обязательствам должника, обеспеченным залогом, и (2) кредиторы по требованиям к должнику, вытекающим из договоров, не обеспеченных залогом, договором поставки, выполнения работ и оказания услуг, и из договоров обязательного страхования и страхования банковских кредитов. Их решение считается принятым, тогда, когда за него проголосовало большинство кредиторов из первой (кредиторы по обязательствам должника, обеспеченным залогом) и второй группы (кредиторы по требованиям к должнику, вытекающим из договоров, не обеспеченных залогом, договоров поставки, выполнения работ и оказания услуг, а также из договоров обязательного страхования и страхования банковских кредитов). Также, в плане судебной санации может быть предусмотрено:
• уменьшение уставного капитала должника;
• выпуск и размещение дополнительной эмиссии акций должника;
• внесение дополнительной доли в уставный капитал и конвертацию требований кредиторов в акции;
• продажа предприятия (бизнеса) или части имущества должника в порядке настоящего закона.
В случае если, кредиторы определят отсутствие возможности полностью или частично выполнить план судебной санации и график погашения задолженности либо сочтут наличие возможности их осуществления только путем внесения изменений, они ходатайствуют в суд об утверждении изменений в графике погашения задолженности и суд может внести изменения в план судебной санации и график погашения задолженности.

Отчет санирующего управляющего
Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока процедуры судебной санации руководитель должника обязан представить в суд отчет о результатах проведения судебной санации руководитель должника обязан представить в суд отчет о результатах проведения процедуры судебной санации. К нему должны быть приложены:
• бухгалтерский баланс должника на последнюю дату;
• отчет о финансовых результатах должника;
• реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документов, подтверждающих погашение;
• заключение санирующего управляющего по отчету руководителя должника;
• жалобы кредиторов, чьи требования не были погашены.

Основаниями для досрочного прекращения судебной санации являются случаи, когда должник в период судебной санации погасил все требования должника, предусмотренные графиком погашения задолженности, до истечения установленного судом срока процедуры судебной санации, или если должник существенно (на срок более 1 месяца) нарушил сроки погашения требований кредиторов и при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнить график погашения задолженности.
В первом случае санирующий управляющий обязан уведомить всех кредиторов, чьи требования были включены в график погашения задолженности, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению отчета руководителя должника о досрочном окончании процедуры судебной санации. После рассмотрения отчета руководителя должника и жалоб кредиторов о досрочном окончании процедуры судебной санации суд:
• утверждает отчет руководителя должника и прекращает производство по делу о неплатежеспособности, если выявлено отсутствие непогашенной задолженности, а жалобы кредиторов признаны необоснованными;
• отказывает в утверждении отчета руководителя должника, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.
По итогам рассмотрения отчета, санирующего управляющего и жалоб кредиторов, суд:
• утверждает отчет санирующего управляющего и выносит определение о прекращении производства по делу о неплатежеспособности, если выявлено отсутствие непогашенной задолженности, а жалобы кредиторов признаны необоснованными;
• отказывает в утверждении отчета санирующего управляющего, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными, и выносит определение о введении процедуры внешнего управления либо принимает решение о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства.
Этим завершается процесс судебной санации.