Август 18, 2023

Всё что нужно знать о неплатежеспособности (Часть 5: Процедура внешнего управления)

Процедура внешнего управления

Оглавление:

Законодательные акты
Процедура внешнего управления
Последствия введения процедуры внешнего управления
Мораторий
Внешний управляющий
План внешнего управления
Продажа предприятия (бизнеса) должника в качестве имущественного комплекса
Продажа части имущества должника
Замещение активов
Требования кредиторов
Отчет внешнего управляющего


Законодательные акты 
1. Закон Республики Узбекистан №ЗРУ 763 “О неплатежеспособности” от 12.04.2022 года. (далее «Закон»).

Процедура внешнего управления 
Процедура внешнего управления – является одной из восстановительных процедур банкротства. Основанием внедрения настоящей процедуры считается ходатайство собрания кредиторов, либо заявление государственного органа по должнику (чтобы узнать, какие органы уполномочены, обращаться в суд с заявлением в адрес должника перейдите по ссылке и прочитайте первую часть Меморандума). Собрание кредиторов, может принять решение касательно применения процедуры внешнего управления как после процедуры наблюдения, так и после процедуры судебной санации. Настоящая процедура проводится с целью финансового оздоровления должника с передачей полномочий по управлению — внешнему управляющему. Процедура внешнего управления применяется только в тех условиях, когда установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
Суд на основании ходатайства или заявления вносит определение о введении процедуры внешнего управления. Срок внешнего управления составляет от 12 до 24 месяцев. В зависимости от прохождения процедуры срок может быть продлен или сокращен, однако, в совокупности он не может превышать 30 месяцев.

Последствия введения процедуры внешнего управления 
Введения процедуры внешнего управления влечет определенные последствия, как например, в период действия внешнего управления:
• руководитель должника отстраняется от исполнения своих обязанностей, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внешний управляющий обязан издать приказ о прекращении трудового договора с руководителем должника или о переводе его на другую работу;
• прекращаются полномочия органов управления должника. Полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение 3 рабочих дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов (при наличии печатей и штампов), материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
• арест имущества должника и иные ограничения полномочий должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процедур неплатежеспособности;
• приостанавливается выплата всех текущих налоговых платежей (за исключением налогов на заработную плату и приравненных к ней выплат), понесенных в ходе производства по делу о неплатежеспособности, и выплачивается после истечения срока процесса процедуры внешнего управления. В этом случае эти налоговые долги должны быть выплачены равными частями в течение 6 месяцев с даты утверждения судом отчета внешнего управляющего и постановления о прекращении производства по делу о неплатежеспособности в отношении должника;
• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и налогам и сборам должника.

Мораторий 
Мораторий – приостановление исполнения юридическим лицом (должником) денежных обязательств и/или обязанностей по налогам и сборам. В случае, когда денежные обязательства и налоги со сборами были начислены до введения процедуры внешнего управления, тогда мораторий распространяется на них. А в случае, когда, они возникли после введения в отношении должника одной из процедур восстановления платежеспособности, введение моратория не распространяется на них.
В период введения процедуры моратория:
• не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке;
• не начисляются неустойка (штраф, пеня) и иные экономические санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, возникших после введения в отношении должника процедуры наблюдения и или процедуры судебной санации, а также подлежащие уплате проценты.

Внешний управляющий 
Собрание кредиторов, которое приняло решение о введении процедуры внешнего управления, должно выбрать кандидатуру внешнего управляющего. Его кандидатура представляется собранию кредиторов любым из кредиторов либо уполномоченным государственным органом, и избирается на основе голосования: кандидатура набравшая больше всего голосов представляется суду. В случае, когда процедура внешнего управления вводится судом при отсутствии решения собрания кредиторов об обращении в суд с ходатайством о введении процедуры внешнего управления, собрание кредиторов вправе рассмотреть, одобрить и представить суду кандидатуру внешнего управляющего в трехнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении процедуры внешнего управления. Таким образом внешний управляющий назначается судом путем внесения определения, одновременно с введением процедуры внешнего управления.
Внешний управляющий в период выполнения своих обязанностей выполняет полномочия руководителя должника и правомочен:
• созывать собрание и комитет кредиторов;
• распоряжаться имуществом должника с ограничениями;
• заключать от имени должника мировое соглашения;
• получать вознаграждение;
• привлекать для осуществления своих функций на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено Законом или соглашением с кредиторами;
• подать в суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей;
• представлять в суд заявление о признании недействительными договоров должника;
• получать займы у коммерческих банков, финансовых институтов для восстановления платежеспособности должника, а также получать финансовую помощь от юридических и физических лиц, заинтересованных в продолжении деятельности должника;
• запрашивать информацию и документы, относящиеся к должнику, у руководителя должника, учредителей должника и (или) государственных органов;
• пользоваться без предоплаты государственными услугами, в том числе через Агентство государственных услуг при Министерства юстиции Республики Узбекистан, для обеспечения выполнения своих прав и обязанностей;
• предъявлять требования к лицам, которые в соответствии с законом несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника в связи с доведением до неплатежеспособности;
• заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий имеет следующие обязанности:
• принять имущество должника и провести его инвентаризацию;
• принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
• открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
• разработать и представить на утверждение собрания кредиторов план внешнего управления;
• вести финансовый, бухгалтерский, статистический учет и обеспечить отчетность;
• заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
• принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
• вести реестр требований кредиторов;
• представлять собранию кредиторов отчеты о ходе и итогах выполнения плана внешнего управления;
• предоставлять по требованию кредитора в десятидневный срок информацию о финансовом состоянии должника и (или) своей деятельности;
• предоставлять информацию о ходе выполнения плана внешнего управления собранию кредиторов и комитету кредиторов, а также, если в уставном фонде (уставном капитале) должника имеется государственная доля, — уполномоченному государственному органу.

План внешнего управления 
Внешний управляющий, помимо вышеперечисленных обязанностей также должен в месячный срок с момента своего назначения разработать план внешнего управления, основной документ, включающий в себя описание способов по улучшению финансового состояния должника. В связи с тем, что внешнее управление направлено на восстановление платёжеспособности должника, план внешнего управления в обязательном порядке должен отображать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Утверждение настоящего относится к компетенции собрания кредиторов. При рассмотрении вопроса об утверждении плана внешнего управления в голосовании участвуют кредиторы первой и второй группы. Кредиторы, проголосовавшие против утверждения плана внешнего управления, в целях защиты своих прав могут привлечь экспертов для проверки. План внешнего управления считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании.
В качестве меры восстановления платежеспособности должника, на основании плана внешнего управления может применяться:
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
• взыскание дебиторской задолженности;
• продажа части имущества должника;
• уступка требований должника;
• исполнение обязательств должника третьими лицами;
• размещение дополнительных акций должника;
• продажа предприятия (бизнеса) должника как имущественного комплекса;
• заимствование средств у коммерческих банков, финансовых институтов, а также привлечение средств от лиц, заинтересованных в продолжении деятельности должника;
• решение об увеличении уставного фонда акционерного общества за счет кредиторской задолженности принимается большинством (квалифицированным большинством) в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, присутствующих на общем собрании акционеров;
• замещение активов должника.
Ниже подробнее о некоторых мерах, по восстановлению платежеспособности должника, приведенных в законе.

Продажа предприятия (бизнеса) должника в качестве имущественного комплекса 
Продажа предприятия (бизнеса) может быть применена как мера по восстановлению платежеспособности и расчета с долгами кредиторов. Согласно Закону, для удовлетворения требований кредиторов в рамках внешнего управления при продаже бизнеса, отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также средства, индивидуализирующие должника (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), его товары, работы и услуги, другие исключительные права, принадлежащие должнику.
При продаже бизнеса, оценка имущества должника производится оценочной организацией с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Оценочная организация утверждается собранием или комитетом кредиторов. В случае, когда внешний управляющий выявляет недостаточность средств у должника, для оплаты оценщикам, сообщает об этом собранию кредиторов и оплата оценочной организации накладывается на кредиторов.
Предприятие должника в виде имущественного комплекса на основании Закона, может быть реализовано путем: продажи в рассрочку и онлайн аукциона. Законом предусмотрено, что если собрание кредиторов дало согласие на реализацию бизнеса в рассрочку, то внешний управляющий имеет право продать бизнес в рассрочку, сроком не более 1 года при условии предоставления покупателем соответствующих гарантий обслуживающего банка. Предприятие должника, как имущественный комплекс, как правило реализуется путем онлайн аукциона. Начальная цена продажи предприятия (бизнеса) как имущественного комплекса, выставляемого на торги в форме электронного онлайн-аукциона, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом оценки имущества предприятия, проведенной оценочной организацией.
Стоит отметить, что в период реализации предприятия должника, сохраняются все ранее подписанные трудовые договоры, а в случае покупки предприятия, этому лицу переходят все права по руководству предприятием.
Производство по делу о неплатежеспособности, на процедуре внешнего управления подлежит прекращению по заявлению внешнего управляющего в случаях, когда за счет вырученной суммы от продажи предприятия как имущественного комплекса должник имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Средства, вырученные от продажи предприятия как имущественного комплекса, подлежат распределению в порядке очередности, установленном законом, подробнее о котором мы расскажем в последней части Меморандума.

Продажа части имущества должника 
Продажа части имущества должника является одним из способов финансового оздоровления должника. В соответствии с планом внешнего управления, после инвентаризации и оценки имущества его часть может быть продана на торгах в форме электронного онлайн-аукциона. Продажа имущества должника, не должна приводить к невозможности осуществление его хозяйственной деятельности. Начальная цена продажи части имущества должника, выставляемого на торги в форме электронного онлайн-аукциона, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом оценки имущества должника, проведенной оценочной организацией, если иное не предусмотрено законодательством. С согласия собрания кредиторов внешний управляющий вправе часть имущества должника реализовать в рассрочку сроком не более 1 года при условии предоставления покупателем соответствующих гарантий обслуживающего банка. Средства, вырученные от продажи части имущества должника, подлежат распределению в порядке очередности, установленном законом, подробнее о котором мы расскажем в последней части Меморандума.

Замещение активов 
Замещение активов должника выступает в качестве альтернативы продаже имущества должника. При замещении активов общества, на базе имущества должника создается новое акционерное общество или несколько акционерных обществ. Таким образом имущество должника вносится в качестве уставного капитала вновь созданного акционерного общества или обществ, а на торги выставляются акции. Прибыль от продажи направляется на выплату требований кредиторов. Величина уставных фондов создаваемых обществ определяется на основании оценочной стоимости вносимого имущества, определенного оценочной организацией с учетом предложений собственника имущества должника или органа управления должника, уполномоченного учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок. При замещении активов должника сохраняют силу все трудовые договоры, действовавшие до принятия решения о замещении активов должника с передачей прав и обязанностей работодателя вновь создаваемому акционерному обществу или акционерным обществам. Лицензии должника на осуществление отдельных видов деятельности подлежат переоформлению в порядке, установленном законодательством.
В целях восстановления платежеспособности должника – акционерного общества, в процессе внешнего управления может быть принято решение о выпуске дополнительных акций. Возможность увеличения уставного фонда путем размещения дополнительных акций может быть включена в план внешнего управления исключительно по ходатайству общего собрания акционеров должника, принявшего необходимое решение, направленное внешнему управляющему не позднее 6 месяцев до даты окончания процедуры внешнего управления. Размещение дополнительных акций должника может производиться исключительно по открытой подписке с их оплатой только денежными средствами. Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых акций должника в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций акционерного общества. Дополнительные акции размещаются среди акционеров по цене не ниже номинальной стоимости размещаемых акций при условии, что продажа всех размещаемых акций по данной цене приведет к накоплению достаточных денежных средств для полного погашения требований всех кредиторов. Цена размещения акций среди акционеров определяется внешним управляющим должника и утверждается собранием кредиторов. Срок, предоставленный акционерам должника для осуществления преимущественного права на приобретение дополнительных акций должника, определяется собранием кредиторов, но не может быть менее 30 дней с даты начала размещения акций.

Требования кредиторов 
После введения процедуры внешнего управления, в любой момент к должнику с требованием могут обращаться кредиторы. Все их требования через электронную почту, либо через почтовый адрес по месту нахождения направляются внешнему управляющему. Рассмотрев все поступившие требования от кредиторов внешний управляющий вносит их в реестр требований кредиторов не позднее чем через 2 недели после получения соответствующего требования. В случае, когда у кредиторов возникнут возражения на счет состава и очередности удовлетворения их требований, определенных внешним управляющим они могут решить данный спор не позднее 1 месяца в судебном порядке.

Отчет внешнего управляющего 
По окончании сроков процедуры внешнего управления, или при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан предоставить отчет собранию кредиторов. Отчет должен содержать следующее:
• бухгалтерский баланс должника на последнюю отчетную дату;
• отчет о движении денежных средств;
• отчет о финансовых результатах должника;
• сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов должника по денежным обязательствам и (или) исполнению обязанностей по налогам и сборам;
• расшифровку дебиторской задолженности должника и сведения о нереализованных правах требования должника;
• иные сведения о возможности погашения кредиторской задолженности должника.
К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.
Одновременно с представлением отчета внешний управляющий вносит на собрание кредиторов одно из следующих предложений:
• о прекращении процедуры внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
• о заключении мирового соглашения;
• о продлении срока процедуры внешнего управления;
• о прекращении процедуры внешнего управления и обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства.
После рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов, в суд наряду с протоколом собрания кредиторов не позднее чем через 2 дня после даты его проведения направляется для утверждения. После рассмотрения отчета внешнего управляющего суд может вынести одно из следующих определений:
• о прекращении производства по делу о неплатежеспособности — в случае погашения требований всех кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения;
• о переходе к расчетам с кредиторами — в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении процедуры внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
• о начале расчетов с кредиторами определенной очереди — в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего о начале расчетов с кредиторами определенной очереди;
• о продлении срока процедуры внешнего управления — в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
• об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего.
Процедура внешнего управления прекращается путем расчета с кредиторами, погашением удовлетворения кредиторов либо достижением мирового соглашения с кредиторами.