Октябрь 22, 2021

Специальные экономические зоны в Узбекистане

1. Нормативно-правовые акты

2. Что такое специальная экономическая зона (СЭЗ)?

3. Виды специальных экономических зон

4. Льготы для участников СЭЗ

5. Как создается СЭЗ?

6. Список СЭЗ

1. Нормативно правовые акты

—  Закон Республики Узбекистан №ЗРУ-604 от 17.02.2020 «О специальных экономических зонах»;

— Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон» №УП-5600 от 21 декабря 2018 г.

—  Постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по ускоренному развитию рыбной отрасли” № ПП-3657 6 апреля 2018 года;

—  Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по созданию свободной экономической зоны «Сирдарё» № УП-5412 от 12 апреля 2018 года;

— Постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон” № ПП-3175 7 авгуса 2017 года;

— Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.01.2018 г. N 29 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года N ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон»;

— Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему расширению производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции в свободных экономических зонах Республики Узбекистан“ № 110 от 27 февраля 2017г.

2. Что такое специальная экономическая зона (СЭЗ)?

Специальная экономическая зона (СЭЗ) – это территория в стране, на которую действуют иные экономические правила, чем в других регионах той же страны в целях привлечения иностранных инвестиций и развития данного региона. В Узбекистане был принят Закон «О специальных экономических зонах» в 17 февраля 2020 г. Согласно Закону, СЭЗ – территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона.

3. Виды специальных экономических зон

Законодательство предусматривает 5 видов СЭЗ:

  • свободные экономические зоны;
  • специальные научно-технологические зоны;
  • туристско-рекреационные зоны;
  • зоны свободной торговли;
  • особые промышленные зоны.

3.1. Свободная экономическая зона

Свободная экономическая зона — территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологического производства, активного вовлечения в освоение производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики.

3.2. Специальная научно-технологическая зона

Специальная научно-технологическая зона — территория, на которой в целях развития инновационной инфраструктуры сосредоточены научные организации и иные организации в сфере научной деятельности (технологические парки, центры распространения технологий (трансфера технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и другие).

3.3. Туристско-рекреационная зона

Туристско-рекреационная зона — территория, которая создается для реализации инвестиционных проектов по созданию в ней современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов.

3.4. Зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли включают в себя консигнационные склады, территории со специальными таможенным и налоговым режимами, а также площадки для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров.

Зоны свободной торговли создаются в приграничных пунктах, аэропортах, на железнодорожных узлах или иных местах таможенной территории Республики Узбекистан.

3.5. Особая промышленная зона

Особая промышленная зона — территория, на которой вводится особый режим управления, хозяйственной и финансовой деятельности. Особые промышленные зоны включают в себя сервисные и производственные зоны, которые формируются путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технологической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.

4. Льготы для участников СЭЗ

4.1. Специальный правовой режим

В специальных экономических зонах может устанавливаться специальный таможенный, налоговый режим, а также режим въезда, выезда и пребывания граждан, условия трудовых отношений, осуществления финансово-кредитной деятельности и иной режим, направленный на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развития специальной экономической зоны.

Льготы, предоставленные участникам специальных экономических зон, применяются только в отношении деятельности, осуществляемой на территории специальных экономических зон.

Иностранные инвесторы, зарегистрированные в качестве участников специальной экономической зоны, могут пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.

4.2. Специальный таможенный режим

Специальный таможенный режим может предусматривать:

  1. временное освобождение или снижение ставок таможенных платежей;
  2. отмену, смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт.

Специальный таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию специальной экономической зоны.

4.3. Льготы по таможенным платежам

Участники специальных экономических зон освобождаются от уплаты:

  1. таможенных платежей (кроме налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в установленном порядке для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства;
  2. таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню.

5. Как создается СЭЗ?

Специальная экономическая зона создается по решению Президента Республики Узбекистан на срок до тридцати лет. На основании решения Президента Республики Узбекистан Кабинет Министров Республики Узбекистан принимает решение по вопросу организации функционирования и развития специальной экономической зоны.

Продление срока функционирования, изменение границ и ликвидация специальной экономической зоны осуществляются по решению Президента Республики Узбекистан.

Органы государственного управления, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента могут вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о создании, продлении срока функционирования, изменении границ или досрочной ликвидации специальной экономической зоны.

Кабинет Министров Республики Узбекистан рассматривает предложение в течение тридцати дней со дня его поступления и в случае одобрения вносит предложение в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

К предложению о создании специальной экономической зоны прилагаются:

  1. проект решения Президента Республики Узбекистан о создании специальной экономической зоны, в котором указываются название специальной экономической зоны, срок, на который она создается, цели создания и вид специальной экономической зоны, особенности ее специального правового режима, функциональная и отраслевая специализация, общая площадь и описание границ специальной экономической зоны, меры по обеспечению ее создания и развития;
  2. проект программы развития специальной экономической зоны с указанием конкретных мероприятий, лиц и организаций, ответственных за их реализацию, а также источников финансирования работ по развитию специальной экономической зоны;
  3. копия земельно-кадастрового плана с нанесенными предполагаемыми границами специальной экономической зоны;
  4. состав земель, перечень землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков, расположенных в предполагаемых границах специальной экономической зоны (при их наличии), и их письменное согласие на передачу земельных участков Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента для создания специальной экономической зоны;
  5. бизнес-план, обосновывающий необходимость и возможность создания специальной экономической зоны, ее вида, разработанный на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, коммуникациями, а также финансово-экономическое обоснование предлагаемых особенностей специального правового режима специальной экономической зоны;
  6. проект устава дирекции специальной экономической зоны (в случае если дирекция создается в форме государственного учреждения).

6. Список СЭЗ

Вы можете найти список CЭЗ по ссылке здесь.