Июнь 26, 2020

Обзор законодательства в сфере строительства на период с апреля по июнь 2020 г.

  1. Программа Развития Денауского района;
  2. Возобновление строительных работ;
  3. Строительство канализационных сооружений;
  4. Усиление экологического контроля над производством цемента;
  5. Дерегулирование в области государственного строительного контроля;
  6. Доклад Минстроя о коррупции в сфере строительства;
  7. Новый порядок долевого строительства многоквартирных домов;
  8. Таможенные льготы в сфере строительства.

1. Программа Развития Денауского района

В начале апреля 2020 года была принята программа комплексного социально-экономического развития Денауского района Сурхандарьинской области в 2020–2022 годах (ПП-4667 от 09.04.2020). Приоритетными направлениями данной программы являются:

  • пересмотр генерального плана района, в частности, вопросов расположения дорожной инфраструктуры, улиц, многоэтажных домов и других объектов, а также определение градостроительных планов на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
  • изменение архитектурного облика районного центра, реконструкцию исторической части, улучшение многоэтажного жилищного фонда, совершенствование системы коммунального обслуживания;
  • развитие промышленной отрасли, сферы обслуживания и переработки сельхозпродуктов для обеспечения занятости населения;
  • увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и налаживание производства экспортной продукции для развития промышленных отраслей;
  • строительство инженерно-коммуникационных систем, улучшение дорожной инфраструктуры и внутренних улиц, установка современных приборов ночного освещения и фонарей;
  • открытие новых маршрутов общественного транспорта, улучшение качества транспортных услуг;
  • улучшение состояния учреждений социальной сферы, их ремонт и обновление оборудования;
  • строительство современных медицинских центров;
  • улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель;
  • увеличение поступлений в местный бюджет путем расширения налогооблагаемой базы.

Из Антикризисного фонда выделят 50 млрд. сумов на:

  • улучшение снабжения питьевой водой;
  • строительство;
  • реконструкцию и ремонт внутренних дорог, детских садов и школ;
  • проведение коммуникационных систем к малым промышленным зонам.

Для реализации принятой программы создана Республиканской рабочая группа во главе с руководителем Администрации Президента, первым заместителем премьер-министра и хокимом Сурхандарьинской области. Право постоянного пользования земельными участками будет реализовано через электронный онлайн-аукцион. Все поступающие от этого средства пойдут в порядке исключения в местный районный бюджет на финансирование инфраструктурных проектов.

До 1 июля 2020 года в хорошо развитых и густонаселенных районах, не предназначенных для ведения сельского хозяйства, а также на свободных земельных участках организуют 3 малые промышленные зоны.

2. Возобновление строительных работ

С середины апреля 2020 года возобновилось строительство на крупных объектах. Соответствующее решение было принято Специальной республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом. В сообщении отмечается, что обязательным является соблюдение правил санитарии и гигиены на строительных объектах. Питание сотрудников должно быть организовано непосредственно на территории самих строек, ответственность за это несет руководитель соответствующего хозяйственного объединения, а также председатель Совмина РК и хокимы регионов. Ранее были приняты меры по поддержке предпринимателей в период пандемии. Так, например, согласно УП-5978 от 03.04.2020 стройматериалы, которые нужны для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусом, а также необходимые для их функционирования товары освобождаются до 31 декабря 2020 года от таможенных платежей и НДС.

На организованном Президентом РУз видеоселекторном совещании по вопросам обеспечения полноценного функционирования промышленности, строительной отрасли и инфраструктуры в период карантина из Антикризисного фонда выделено 1,5 трлн. сумов на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе 500 млрд. сумов на 55 проектов в сфере водоснабжения и 1 трлн. сумов на 1547 проектов в сфере дорожного строительства. На совещании было отмечено, что все виды строительных работ можно продолжить с условием соблюдения карантинных правил. К проектам улучшения питьевого водоснабжения и строительства дорог рекомендовано привлекать местные подрядные организации на основе тендера. Кроме того отмечается, что в местах высокой потребности населения в жилье ускорится процесс выдачи земли на строительство многоэтажных домов. С 25 апреля 2020 года стали снова работать рынки стройматериалов.

3. Строительство канализационных сооружений

В середине апреля 2020 года вступили в силу два постановления правительства Узбекистана (№220, 221 от 14.04.2020), которые направлены на повышение уровня обеспеченности канализационными услугами населения и хозяйствующих субъектов в городах Карши (Кашкадарьинская область), Ургенч, Хива, Питнак и Гурлен (Хорезмская область) в 2020-2023 гг. Строительные работы будут вестись с участием ЕБРР. Общая стоимость проектов:

  • в Кашдарьинской области – 76,04 млн. долл. США; а
  • в Хорезмской области – 114,5 млн. долл. США.

Из них 60 и 90 млн. долл. США соответственно – займы ЕБРР, предоставленные на 15 лет с 4-летним льготным периодом. Ответственным государственным органом в вопросах реализации проектов и целевого расходования займов ЕБРР является Агентство «Коммунхизмат» при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания. Выделение земельных участков под строительство канализационных сетей и сооружений, а также осуществление необходимых компенсационных выплат является обязанностью хокимиятов соответствующих областей.

4. Усиление экологического контроля над производством цемента

В конце апреля 2020 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров №223 от 14 апреля 2020 года об усилении экологического контроля в сфере производства цемента. Так, с 1 января 2022 года на всех предприятиях по производству цемента за их счет должны быть установлены автоматические станции по отбору и анализу проб на источниках загрязнения атмосферного воздуха и стационарные посты на прилегающих территориях. Данные стационарные посты должны быть оборудованы устройствами по дистанционному мониторингу уровня загрязнения атмосферного воздуха. Исключением из этого правила являются предприятия с высоким риском воздействия на окружающую среду. Для них установка таких станций и постов обязательно уже с 1 января 2021 года.

С конца мая 2020 года согласно ПКМ №309 от 22.05.2020 было снято ограничение на ввоз по импорту цементной продукции (код ТН ВЭД 2523210000 и 2523290000). Это ограничение должно было действовать согласно ПКМ №247 от 23.04.2020 в период с 1 мая по 31 декабря 2020 года из-за падения спроса на цемент вследствие приостановки строительных работ во время пандемии COVID-19. Однако теперь ввоз импортного цемента по вышеуказанным кодам возобновляется. Такое решение было принято для бесперебойного обеспечения строительных работ дефицитными стройматериалами. Обеспечение оперативного оформления необходимых документов при ввозе по импорту цементной продукции субъектами предпринимательства осуществляется Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.

5. Дерегулирование в области государственного строительного контроля

Постановление Президента №ПП-4586 от 05.02.2020 поэтапно претворяется в жизнь. В частности, поэтапно отменяются существующие процедуры Приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов. Так, с 1 мая Инспекция по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства начнут выдавать Разрешения на их эксплуатацию. Первая категория объектов для эксплуатации которых уже нужно получить Разрешение – это объекты низкой категории риска, независимо от источников их финансирования. Акт, регламентирующий порядок получения Разрешения пока не принят. Также отменяется государственный строительный контроль объектов капитального ремонта. Исключение составляют объекты, финансируемые за счет средств бюджета.

6. Доклад Минстроя о коррупции в сфере строительства

С начала 2020 года на повестке дня стоит вопрос об уровне коррупции после выступлении Президента РУз в феврале 2020 года. Законодательная палата же в свою очередь решила, что противодействие против коррупции должна быть осуществлена в каждой отрасли по отдельности с целью повышения эффективности мер противодействий. С этой целью, в мае 2020 года комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам провел слушание доклада Министра строительства о работе по борьбе с коррупцией в сфере строительства.

Министр строительства указал следующие причины возникновения коррупции в сфере строительства:

  • нормативно-правовые акты не достаточно систематизированы. К примеру,, в Административном регламенте оказания государственных услуг по разработке архитектурно-планировочного задания, который был утвержден ПКМ №370 от 18.05.2018 года, есть законодательный пробел, который позволяет заявителю повторно обращаться за разрешением без уплаты сбора, в свою очередь, может порождать намерение должностных лиц соответствующих государственных органов взыскать с заявителя дополнительные сборы Такой возможный порядок противоречит основным принципам Закона РУз «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности»;
  • градостроительные нормы устарели. По мнению Министра, градостроительные нормы и правила (далее ГНП) не соответствуют современным требованиям, и устанавливают излишние обязательства, что в соответствии Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, утвержденной приказом Министра юстиции Республики Узбекистан за №2745 от 25.12.2015года является коррупциогенным фактором;
  • неопределенные требования тендеров. Как отмечает Министр, в законодательстве имеется определенное количество неясно сформулированных норм, которые являются коррупциогенными факторами. Например, согласно Положению “О конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан”, утвержденного ПКМ № 302от 3 июля 2003 года, претенденту на участие в конкурсных торгах могут предъявляться основные и «иные требования, устанавливаемые заказчиком»;
  • бюрократичность. По словам Министра, многие проверки проводятся лишь на бумагах. В конце каждого этапа строительства должен осуществляться контроль. Но, на деле данная процедура нарушается. К примеру, факт проведения испытаний под высоким давлением образцов бетона должен быть зафиксирован в лабораториях территориальных инспекций надзора в сфере строительства, а их фактическое выполнение остается лишь на бумагах. Пока, законодательство не позволяет отслеживать данный процесс в электронном порядке;
  • выявление хищений бюджетных средств. В своем докладе Министр отмечает, что в 2019-2020 годы по данным органов прокуратуры, выявлены факты хищения на 38 млрд. сумов из средств — льготных строительных материалов и других материальных ценностей. За 2018-2019 годы в строительной сфере совершено 365 уголовных преступлений, из них 72 процента связаны с коррупцией. При этом, из числа привлеченных к уголовной ответственности – 14 являются работниками системы министерства строительства.

Заслушав Доклад , комитет Законодательной палаты принял следующие решения по противодействию коррупции в сфере строительства:

  • исключить нормы, коррупционного характера в НПА;
  • обеспечить прозрачность, открытость и внедрение системы организации онлайн-тендеров (конкурсов);
  • установить возможность проведения системного антикоррупционного внутреннего аудита;
  • систематизировать законодательство и сократить количество подзаконных актов.

7. Новый порядок долевого строительства многоквартирных домов

Еще одним важным нормативно-правовым актом в данной сфере является Постановление Президента «О мерах по урегулированию процесса долевого строительства многоквартирных домов» ПП-4732 от 27.05.2020 года, в соответствии с которым был установлен новый порядок начал действовать новый порядок долевого строительства многоквартирных домов.

С 28 мая 2020 года привлечение средств физ. и юр. лиц, которые являются дольщиками в строительстве многоквартирных домов, возможно со стороны исключительно тех застройщиков, которые включены в Электронный перечень застройщиков, согласно Положению о долевом строительстве многоквартирных домов. Отныне застройщики подлежат включению в данный перечень отдельно по каждому строительному комплексу.

Только после включения в Перечень застройщики могут заключать договора с дольщиками. Уполномоченным государственным органом, который занимается включением застройщика в Электронный перечень и учета договоров, является Министерство строительства и его территориальные подразделения. Изменения и дополнения, внесенные в договор, не поставленные на учет в установленном вышеуказанным Положением порядке, считаются недействительными. Положением установлено, что для включения в данный перечень застройщики должны подать документы, подтверждающие следующие сведения:

  • о выделении земельного участкаи о первичных разрешительных документах на выполнение строительных работ;
  • о наличии проектно-сметной документациина строительный комплекс и положительного заключения экспертизы (за исключением проектов, реализуемых методом «fast-track»);
  • о наличии заключенных договоров на проведение технического и авторского надзора за строительством комплекса, а также государственного контроля в сфере строительства, проводимой в процессе выполнения строительно-монтажных работ соответствующей территориальной инспекцией;
  • об отсутствии у застройщика просроченной задолженности по налогам и другим обязательным платежам;
  • о наличии у застройщика собственных финансовых ресурсов в размере не менее 20 процентов от стоимости строительного комплекса, или гарантийное письмо банка о выделении кредита на данную сумму или ее недостающую часть;
  • об открытии отдельного расчетного счета в коммерческом банке для аккумулирования средств дольщиками.

Министерство строительства и его территориальные подразделения через электронную платформу будут вести сведения о долевом строительстве, в частности, включая застройщиков в электронный перечень и ставя договоры на учет. Средства дольщиков будут аккумулироваться на отдельном банковском расчетном счете застройщика по каждому строительному комплексу и будут направляться исключительно на выполнение обязательств по договорам между застройщиком и дольщиками.

Министерство строительства и его территориальные подразделения уполномочены вести на электронной платформе:

  • сведения о строительном комплексе;
  • сведения о договоре, заключенном по каждому объекту строительства;
  • сведения о застройщике и генеральном подрядчике;
  • сведения о проблемных строительных объектах и недобросовестных застройщиках.

Положением установлены существенные условия для договора заключаемым застройщиком и дольщиками. Договор должен содержать следующие положения:

  • сведения о строительном комплексе и объекте;
  • площадь и стоимость объекта;
  • дата и состояние сдачи дольщику объекта;
  • размер суммы, вносимой дольщиком, порядка взаиморасчетов;
  • права, обязательства и ответственность сторон;
  • гарантийный срок эксплуатации объекта;
  • график строительно-монтажных работ;
  • порядок уступки прав требований по договору;
  • порядок разрешения споров;
  • и другие условия, согласованные сторонами в соответствии с законодательством.

Кроме того, с 1 июля 2020 года будут приниматься следующие меры по широкому привлечению субъектов предпринимательства к строительству многоквартирных домов в сельской местности:

  • выделение земельных участков, не предназначенных для орошаемого земледелия и лесного фонда, а также без принудительного переселения населения;
  • выбор субъектов предпринимательства, осуществляющих строительство многоквартирных домов в сельской местности, путем проведения конкурсных торгов;
  • заключение договора с инвестиционными обязательствами с победителем конкурсных торгов;
  • повышение экологических стандартов в строительстве подводящих и внутренних сетей водоснабжения, канализации и автомобильных дорог.

8. Таможенные льготы в сфере строительства

Также с 1 июля в соответствии с ПП-4718 от 19.05.2020 года «О мерах по ускорению работ по строительству многоэтажных домов в регионах»::

  • на срок до 1 января 2021 года импорт новой строительной и специальной техники, транспортных средств по перевозке грузов освобождается от уплаты таможенных платежей по перечню, который является приложением к данному Постановлению.
  • К тому же, с 1 июля 2020 года по 1 июля 2023 года освобождается от уплаты таможенных платежей импорт формы для заливки бетона, машин и механизмов для приготовления бетона для строительства многоэтажных монолитных жилых домов по перечню, формируемому в установленном порядке. Порядок формирования данного перечня пока не установлено в законодательном порядке (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление).

Более того, плательщики таможенных платежей могут получить отсрочку до 120 дней или рассрочку уплаты таможенных платежей в период с 1 июля 2020 года по 1 июля 2023 года имеют за импорт, используемых в отрасли строительства машин и механизмов, технологического оборудования, средств малой механизации, приборов, запасных и комплектующих частей.

Во всех случаях, плательщики не освобождаются от уплаты НДС и сборов за таможенное оформление.