Январь 25, 2021

Разработка новых Кодексов в Республике Узбекистан

Ведется разработка пяти кодексов согласно принятой Национальной стратегией по правам человека. Согласно данному документу предусмотрено принятие:

  1. Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях. Целью принятия данного кодекса является дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности и порядка регистрации ННО, укрепление механизма осуществления ими мониторинга деятельности органов государственного управления. При этом предусматриваются право граждан на объединение в негосударственные и некоммерческие организации, а также способы реализации данного права, правовые основы организации, регистрации, ведения деятельности, упразднения негосударственных и некоммерческих организаций.
  2. Предпринимательского кодекса Республики Узбекистан. Согласно Национальной стратегией по правам человека предусматриваются полная кодификация законодательства в сфере предпринимательской деятельности, кардинальный пересмотр антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности с учетом перехода национальной экономики на рыночные отношения; усиление правовых, экономических и социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства; повышение социальной ответственности предпринимателей, улучшение деловой среды с учетом международных стандартов в области экономических прав и свобод; усиление ответственности должностных лиц за незаконные и необоснованные действия, направленные на вмешательство, ограничение или прекращение деятельности субъектов предпринимательства, причинение им ущерба; расширение механизмов общественного контроля по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей;
  3. Кодекса здравоохранения Республики Узбекистан. Целью принятия данного кодекса является Укрепление правовых основ сферы оказания услуг здравоохранения и социальных услуг в стране на основе современных международных механизмов. При этом предусматриваются государственное регулирование сферы здравоохранения, осуществление межведомственного взаимодействия; финансирование системы здравоохранения; организация санитарно-эпидемиологического надзора; определение нормы образовательной и научной деятельности в сфере здравоохранения;
  4. Экологического кодекса Республики Узбекистан. Целью принятия данного кодекса является унификация законодательных норм в сфере экологии, реализация комплекса мер по обеспечению экологической безопасности населения с учетом зарубежного опыта. При этом предусматриваются систематизация базы законодательства по экологии; осуществление парламентского и общественного контроля за деятельностью уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды; права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды; виды экологического контроля и мониторинга и порядок их осуществления; порядок проведения экологической экспертизы; требования к пользованию растительным и животным миром;
  5. Информационного кодекса Республики Узбекистан в целях систематизации доступа к получению информации как одного из важнейших факторов развития гражданского и информационного общества, обеспечения защиты свободы прав человека в информационном пространстве, кибербезопасности, соблюдения медийной культуры и онлайн-гигиены.

Ожидается, что принятие данных кодексов, а также выполнение других пунктов Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека будут достигнуты:

  • повышение эффективности имплементации международных стандартов по правам человека в законодательство и правоприменительную практику, а также совершенствование национального законодательства;
  • устранение недостатков в актах законодательства в части выполнения международных обязательств по правам человека, повышение эффективности выполнения рекомендаций международных организаций в области прав человека;
  • создание системы организационно-правовых и других комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека, обеспечение эффективного парламентского контроля, а также контроля территориальных представительных органов и общественности за надлежащим выполнением международных обязательств;
  • повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе дальнейшее совершенствование распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении, а также дальнейшее повышение культуры соблюдения прав человека в обществе;
  • улучшение позиций нашей страны в международных рейтингах и индексах в области прав и свобод человека путем поднятия на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами в области прав человека.