Апрель 5, 2024
Антикоррупционные требования и стандарты в Республике Узбекистан
Учитывая, что борьба с коррупцией в Узбекистане стала наиболее приоритетным направлением государственной политики, это, в свою очередь, можно увидеть на примере принятых в последние годы концептуально значимых нормативно-правовых актов, касающихся сферы административных реформ, направленных на предупреждение коррупции. Соответственно, принимающиеся меры по системному совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере доказывают, что подъем борьбы с коррупцией на качественно и количественно новый уровень является продуктом политической воли государства. Прививание общества «вакциной честности», являясь краеугольным камнем работы в этом направлении по мнению главы государства, демонстрирует необходимость регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, наряду с разъяснением основных понятий, а также прописанием основных принципов и мер по предупреждению коррупции, обеспечением неотвратимости наказания и обеспечение международного сотрудничества в этом направлении.
Содержание:
- Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы при подготовке проекта нормативно-правового акта;
- Рассмотрение Национального доклада о противодействии коррупции для повышения эффективности борьбы с ней;
- Принцип недопустимости коррупции и его влияние на сферу государственных закупок;
- Предотвращение коррупции и коррупциогенных факторов в государственно-частном партнерстве;
- Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
- Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции;
- Основные принципы в основе регулирования предпринимательской деятельности в сфере борьбы с коррупцией;
- Обязательства налагаемые на субъекты предпринимательства в связи с недопущением коррупции.
Нормативно-правовые акты:
- Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах»;
- Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан»;
- Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках»;
- Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве»;
- Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции»;
- Закон Республики Узбекистан «О Присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций Против Коррупции» (Нью-Йорк, 31 Октября 2003 Года).
1.Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы при подготовке проекта нормативно-правового акта
Антикоррупционная экспертиза, представляя собой комплекс мероприятий, направленный на выявление коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах, разработку рекомендаций и принятие мер, направлена на устранение выявленных коррупциогенных факторов. При создании проектов нормативно-правовых актов, Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу, в том числе на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции. Проект подвергается правовой экспертизе юридической службой на предмет соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, также осуществляется анализ на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции и совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления.
2.Рассмотрение Национального доклада о противодействии коррупции для повышения эффективности борьбы с ней
Учитывая тот факт, что Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан ежегодно подготавливает Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан, данный доклад представляется директором Агентства по противодействию коррупции в Законодательную палату. После предварительного рассмотрения, вырабатываются мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты, в результате чего принимается постановление, направленное на повышение эффективности борьбы с коррупцией в Республике Узбекистан.
3.Принцип недопустимости коррупции и его влияние на сферу государственных закупок
Недопустимость коррупции, являясь одним из основных принципов государственных закупок, представляет собой требования к организации и проведению закупочных процедур должны не допускать коррупционных правонарушений в области государственных закупок. В свою очередь, это осуществляется путем обеспечения:
- добросовестной конкуренции и использования объективных критериев при принятии решений;
- создания эффективной системы проведения мониторинга и контроля, в том числе внутреннего мониторинга и контроля;
- публикации в открытых источниках информации сведений о случаях нарушения требований настоящего Закона и других актов законодательства в области государственных закупок;
- осуществления процедур государственных закупок в соответствии с требованиями, установленными в Законе Республики Узбекистан «О государственных закупках».
Тем самым, ограничения в процессе государственных закупок выражается в недопущении проявления коррупционных проявлений, как при закупочной документации по отбору, так и по тендеру, где субъекты государственных закупок и их должностные лица несут ответственность за соблюдение требований законодательства.
4.Предотвращение коррупции и коррупциогенных факторов в государственно-частном партнерстве
При процедурах государственно-частного партнерства, требования к правилам которого является не допускать коррупционных правонарушений, обеспечить меры по предотвращению коррупции и коррупциогенных факторов представляет особую важность. Обеспечение данного принципа осуществляется за счет использования механизмов конкурсного отбора и принятии решения в пользу оптимального варианта на основании объективных и обоснованных критериев, а также свободным доступом к информации о правилах и процедурах государственно-частного партнерства.
5.Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции
Регулирование отношений в области противодействия коррупции считается одним из основных направлений государственной политики, где реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений является наиболее приоритетными задачами. Национальный совет, созданный для координации деятельности органов и организаций по противодействию коррупции, занимается организацией разработки и реализации мер по повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции; осуществлением мониторинга за реализацией мер, оценка и обеспечение повышения эффективности существующих организационно-практических и правовых механизмов в данной сфере. Взаимодействие с профильными комитетами по противодействию коррупции Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и проведение комплексного анализа способствует эффективному принятию мер по устранению причин и условий, провоцирующих возникновение коррупции.
6.Присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
Присоединяясь к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Республика Узбекистан как Государство-участник, приняло политику и практику предупреждения и противодействия коррупции. В соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, Республика Узбекистан разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности; и такие органы как Агентство по противодействию коррупции, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Служба государственной безопасности и Министерство юстиции Республики Узбекистан утверждает в качестве оказывающих другим Государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции.
7.Основные принципы в основе регулирования предпринимательской деятельности в сфере борьбы с коррупцией
Усовершенствование институциональных основ государственной политики и создание специального государственного органа — Агентства по противодействию коррупции, вместе с всесторонним изучением зарубежного опыта продвижения международных норм в определении правовых основ, задач и функций, прав и обязанностей агентства послужило толчком эффективной реализации мер в этом направлении. Особого внимания заслуживает Указ Президента от 6 июля 2021 года «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс», где четко определены сроки исполнения, ответственные исполнители, механизм исполнения. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов, а в дальнейшем оптимизация и повышение их компактности, что осуществляется системно и поэтапно является еще одним важным аспектом борьбы с коррупцией. Касательно мер по предупреждению коррупции в сфере предпринимательства являются:
- устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;
- оптимизация контрольно-надзорных функций государственных органов, совершенствование системы проверок деятельности субъектов предпринимательства, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность;
- широкое внедрение дистанционных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства;
- создание равных условий для ведения предпринимательской деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции;
- внедрение эффективных правовых механизмов государственных закупок, обеспечение гласности, прозрачности и поддержание конкурентной среды в размещении государственных закупок;
- создание справедливых условий и равных возможностей для населения в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания и других сферах социально-экономического развития, недопущение коррупционных правонарушений;
- внедрение эффективных механизмов противодействия коррупции в негосударственных организациях.
8.Обязательства налагаемые на субъекты предпринимательства в связи с недопущением коррупции
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», в обязанности субъектов предпринимательской деятельности входит выполнение обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров; своевременное воспроизведение расчетов с работниками, привлеченными по найму; соблюдение требования безопасности, экологии, санитарии, гигиены и охраны труда; наличие сертификатов на реализуемые товары в соответствии с законодательством; своевременное информирование соответствующих государственных органов об изменении почтового адреса и иных реквизитов; ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета в соответствии с требованиями законодательства; представление в соответствующие органы отчетности о своей деятельности в установленном порядке и сроки.
Осуществление предпринимательской деятельности проводится с наличием государственной регистрации, а при изменении почтового адреса (местожительства), банковских реквизитов или перерегистрации уполномоченным государственным органом, представляются верные сведенияхозяйствующим субъектом в десятидневный срок.
Считается недопустимым незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, географического указания, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров (услуг) либо незаконное использование чужого фирменного наименования. Помимо этого, стоит учесть, что за незаконное использование произведений или объектов смежных прав, а равно воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения контрафактных экземпляров произведений или объектов смежных прав либо указание ложной информации на экземплярах произведений или объектов смежных прав об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторского права и смежных прав субъектами предпринимательской деятельности является неправомерным. Более того, была введена должность Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и работники его аппарата, в чьи обязанности входит осуществление контроля и необходимых мер по обеспечению исполнения прав и обязанностей субъектов предпринимательства.