Сентябрь 18, 2024

Экологическая экспертиза в Узбекистане

1. Законодательная база;

2. Цель проведения экологической экспертизы;

3. Порядок проведения экологической экспертизы;

4. Отрицательно заключение государственной экологической экспертизы;

5. Специальное регулирование.

1. Законодательная база

  1. ЗРУ №754 – XII «Об охране природы» от 09.12.1992 г.;
  2. ЗРУ №73-II  «Об экологической экспертизе» от 25.05.2000 г.;
  3. ЗРУ №363 «Об экологическом контроле» от 27.12.2013 г.;
  4. ПКМ №216 от 05.08.2014 г. «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного экологического контроля»;
  5. ПКМ №541 «О дальнейшем совершенствовании механизма оценки влияния на окружающую среду» от 07.09.2020 г.;
  6. ППВС №36 «О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования» от 20.12.1996 г.

2. Цель экологической экспертизы

Для предотвращения ухудшения экологической ситуации в стране предпринимаются различные меры, среди них обязательное проведение экологической экспертизы перед началом хозяйственной деятельности. Так, ст. 13 ЗРУ «Об экологической экспертизе» обязывает прохождение государственной экологической экспертизы, если осуществляемая деятельность имеет непосредственное влияние на состояние окружающей среды или связана с использованием природных ресурсов. Следовательно, нормы по регулированию экологической экспертизы имеют существенное значение для субъектов предпринимательства.

Согласно ЗРУ №754 – XII «Об охране природы» целью проведения экологической экспертизы является определение:

1) соответствия экологическим требованиям прогнозируемой хозяйственной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об ее реализации;

2) уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать либо оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан;

3) достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Существуют три вида экологической экспертизы:

— государственная экологическая экспертиза;

— общественная экологическая экспертиза;

— экологический аудит.

Субъектов предпринимательства интересует прохождение государственной экологической экспертизы, так как оно является обязательным. Согласно ст.24 ЗРУ «Об экологической экспертизе»: государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Также, по части 2 статьи 25 этого же закона: Реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.

Следовательно, субъекту предпринимательства перед реализацией своего проекта нужно в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу и получить положительное заключение от соответствующего государственного органа.

3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственным органом, ответственным за проведение государственной экологической экспертизы является Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (Министерство).

Государственная экологическая экспертиза проводится специализированными экспертными подразделениями Министерства, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.

В законодательстве определен перечень объектов, которые подлежат  государственной экологической экспертизе:

1) проекты государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;

2) материалы выбора земельных участков под все виды строительства;

3) предпроектная и проектная документация;

4) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов;

5) документация по созданию новых видов техники, технологий, материалов, веществ, продукции;

6) действующие предприятия и другие объекты, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровья граждан;

7) материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия;

8) все виды градостроительной документации;

9) объекты со специальным правовым режимом.

Более подробно с видами деятельности, по которым обязательно гос экологическая экспертиза, можно ознакомиться в Приложении 1 ПКМ №541 «О дальнейшем совершенствовании механизма оценки влияния на окружающую среду» от 07.09.2020 г. Без положительного заключения гос экологической экспертизы, по видам деятельности, предусмотренная в прил.1 ПКМ№541 реализация проекта запрещается.

Важно отметить, что субъект предпринимательства должен самостоятельно инициировать проведение государственной экологической экспертизы и нести финансовые расходы. Заявитель государственной экологической экспертизы именуется Заказчиком.

Согласно ЗРУ «Об экологической экспертизе», Заказчик обязан:

  • представлять на экологическую экспертизу материалы в соответствии с требованиями законодательства;
  • оплачивать проведение государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством;
  • выполнять требования, указанные в заключении государственной экологической экспертизы.

Как указано выше, финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств Заказчика. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется согласно ПП-№1112 от 15.05.2009 г. «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности». По данной таблице можно рассчитать стоимость государственной экологической экспертизы (1 БРВ составляет 340 тыс. сум). 

Наименование работ и услуг

Предельные размеры стоимости работ (базовой расчетной величины)

Проведение экологической экспертизы (по категориям воздействия на окружающую среду):
по I категории (высокий риск)

50

по II категории (средний риск)

30

по III категории (низкий риск)

15

по IV категории (локальное воздействие)

1

(Перечень категорий воздействия определен в прил. 1 ПКМ №541 «О дальнейшем совершенствовании механизма оценки влияния на окружающую среду»)

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 30 дней. Однако, в зависимости от сложности объекта государственной экологической экспертизы срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 2 месяца. По результатам государственной экологической экспертизы составляется заключение, содержащее выводы о допустимости реализации объекта. Такое заключение имеет срок действия, который составляет 3 года.

4. Отрицательное заключение по государственной экологической экспертизе  

При несоответствии проекта установленным нормам по экологическому законодательству, государственный орган может выдать отрицательное заключение. В таком случае объект не может быть реализован.  Более того, по  ст.21 ЗРУ «О государственной экспертизе», запрещает финансирование проектов банковскими и иными кредитными организациями, а также их реализация без положительного заключения гос экологической экспертизы. Министерство направляет в банковские и иные кредитные организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для того чтобы не сталкиваться с данными ограничениями и запретами, субъект предпринимательства должен повторно пройти гос экологическую экспертизу и получить положительное заключение. При отсутствии заключения субъекту предпринимательства нужно отказаться от намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности.

5. Специальное регулирование

В зависимости от объекта проводимой экспертизы, могут быть установлены различные правовые режимы. Так, в частности, согласно УП-№81 от 31.05.2023 г. «О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа» предусмотрено, что

г) начиная с 1 января 2024 года в процессе проведения в установленном порядке государственной экологической экспертизы деятельности хозяйствующих субъектов, отнесенных к I — IV категориям воздействия на окружающую среду, Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата определяются целевые показатели обеспечения углеродной нейтральности. При этом:

исходя из вида деятельности конкретные показатели уменьшения объема парниковых газов и углеродного следа (carbon footprint), образующихся вследствие производства, в материалах оценки воздействия на окружающую среду, определяются паспортом проекта;

в заключении государственной экологической экспертизы по уменьшению углеродного следа на основе определенных показателей разрабатываются меры, подлежащие обязательному осуществлению хозяйствующими субъектами;

ведется мониторинг исполнения мер, определенных в заключении государственной экологической экспертизы, результаты которого являются основанием для применения штрафов и дополнительных компенсационных выплат в порядке, определенном законодательством;

д) начиная с 1 января 2024 года, в установленном порядке проводится государственная экологическая экспертиза централизованных инвестиционных проектов и децентрализованных инвестиционных проектов по видам деятельности, отнесенным к I-II категориям воздействия на окружающую среду.

Таким образом, при реализации проекта или осуществления той или иной деятельности, субъекту предпринимательства нужно обратить внимание, не подпадает ли оно в категорию объектов, где гос экологическая экспертиза обязательна. Без положительного заключения гос орган такой проект не может быть реализован. При реализации такого проекта, субъект предпринимательства будет нести ответственность в установленном законом порядке.