Март 2, 2022
Инвестирование в Узбекистан
1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения
1.2. Органы государственного регулирования
2. Форма осуществления инвестиционной деятельности
3. Гарантии (общие, дополнительные)
3.2. Государственная поддержка
4.1. Инвестиционный договор с Правительством
4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством
4.1.2. Инициирование заключения ИД
4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)
Инвестиционная деятельность, в основном регулируется следующими актами законодательства:
- Закон Республики Узбекистан от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»;
- Закон Республики Узбекистан от 25.08.2015 г. № ЗРУ-392 «Об инвестиционных и паевых фондах»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 09.01.2020 г. № ПП-4563 «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.05.2019 г. № 414 «Об утверждении Положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.2018 г. № УП-5583 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 01.08.2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.03.2017 г. № ПП-2836 «О повышении качества разработки предпроектной документации инвестиционных проектов»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.03.2017 г. № ПП-2831 » О дополнительных мерах по повышению эффективности проектных работ в базовых отраслях экономики»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.07.2008 г. № ПП-927 «О мерах по совершенствованию процесса привлечения и освоения иностранных инвестиций и кредитов»;
- Распоряжение Президента Республики Узбекистан 05.03.2008 г. № Р-2945 «Об образовании Комиссии по анализу выполнения инвесторами инвестиционных обязательств в рамках Соглашений о разделе продукции и проведении геологоразведочных работ»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.05.2017 г. № 285 «О мерах по повышению ответственности организаций – инициаторов проектов за своевременную и качественную реализацию инвестиционных проектов»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.03.2016 г. № 61 «О порядке передачи иностранным инвестором имущества, вновь созданного или приобретенного в рамках соглашений о разделе продукции»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.03.2011 г. № 84 «О мерах по укреплению структурных подразделений органов государственного и хозяйственного управления и других организаций, а также крупных предприятий, ответственных за инициирование и реализацию инвестиционных проектов»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.06.2009 г. № 178 «О совершенствовании механизма реализации соглашений о разделе продукции и соглашений о проведении геологоразведочных работ»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2007 г. № 9 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и реализации инвестиционных проектов в рамках Механизма чистого развития Киотского протокола».
1.1. Двусторонние инвестиционные соглашения
Действующее законодательство устанавливает, что, если двухсторонними инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан (ДИС) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила ДИС и преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для инвесторов. Государство обязуется выполнить следующие действия в соответсвии с ДИС:
- предоставление гарантий защиты инвестиций и восстановления нарушенных прав;
- приостановка репатриации средств иностранного инвестора;
- предоставление справедлививого и равноправного режима, который не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в ДИС;
- наложение ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики, а также в интересах национальной безопасности;
- предоставления предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) всех прав, гарантий и льгот.
Республика Узбекистан имеет соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций со следующими государствами.
1.2. Органы государственного регулирования
Уполномоченным государственным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности является Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (МИВТ).
Основными полномочиями МИВТ являются:
- консультирование инвесторов;
- координация деятельности государственных органов в области инвестиций;
- взаимодействие c международными финансовыми институтами и частными компаниями по вопросам инвестиционного сотрудничества;
- содействие отечественным юридическим лицам в привлечении инвестиций;
- представление интересов РУз в отношениях с иностранными инвесторами;
- разработка предложений по совершенствованию инвестиционной деятельности.
МИВТ выступает от имени Правительства РУз при заключении инвестиционных договоров с правительством. МИВТ также осуществляет мониторинг и контроль исполнения инвестиционных договоров с Правительством.
Инвестиционная деятельность может осуществляться путем:
- создания юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах, в том числе путем приобретения имущества и акций (долей);
- приобретения ценных бумаг;
- приобретения концессий;
- приобретения права собственности, на объекты;
- приобретение права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами.
- В других формах, не противоречащих законодательству.
Изменение формы инвестиций, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право:
- Открывать счета в иностранных банках;
- получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
- создавать филиалы с правами юридического лица,
- создавать представительства, не являющиеся юридическими лицами.
- участвовать в ассоциациях и хозяйственных объединениях.
- использовать свое имущество и имущественные права в качестве мер обеспеченияпо обязательствам.
- без лицензии и квот импортировать продукцию для собственных производственных нужд и осуществлять экспорт продукции собственного производства.
- устанавливать перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
- приобретать земельные участки.
- арендовать земельный участок на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства (ГЧП) несельскохозяйственного назначения сроком до пятидесяти лет.
- Арендовать определенные законодательством земельный участок сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в аренду на основе инвестиционного договора или ГЧП сроком не менее трех и не более сорока девяти лет.
- Предоставлять в субаренду земли сельскохозяйственного назначения в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
ПИИ уплачивают налоги и платежи. Имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух (2) лет с момента государственной регистрации юридического лица от обложения таможенной пошлиной.
Иностранный инвестор в случае выхода из ПИИ или его ликвидации имеет право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с ее рыночной стоимостью.
Государство гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:
- невмешательство государственных органов и должностных лиц;
- недопущение дискриминации.
- возможность использования доходов от инвестиционной деятельности;
- перевод денежных средств;
- репатриацию активов после прекращения инвестиционной деятельности;
- неприменение актов законодательства, имеющих обратную силу в случаях, если их исполнение наносит ущерб.
- оставление неизменным законодательства сроком на десять (10) лет с момента инвестирования в случае ухудшения условий инвестирования.
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать
- предоставление гарантий Правительства Республики Узбекистан,
- содействие в финансировании инвестиционных проектов,
- предоставление специального налогового и платежного режима.
- защита от национализации и реквизиции (экспроприации) (за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).
Льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестирования, могут включать:
- передачу объектов государственной собственности или имущественных прав;
- льготы по налогам и платежам;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.
Преференции могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан местных бюджетов областей и города Ташкента.
В целях поддержки инвесторов им может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит с уменьшением и рассрочкой налоговых платежей.
Правительством может быть предоставлена субсидия для инженерно-коммуникационных условий.
Также, при ввозе инвестором оборудования (указанного в определенном перечне), аналоги которого не производятся в Узбекистане, такое оборудование освобождается:
- от таможенной пошлины;
- от налога на добавленную стоимость (ПКМ от 27.11.2020 №750).
Однако важно иметь ввиду, что налоговые льготы не распространяются на ПИИ, вновь созданные с 1 января 1997 года, не относящиеся к производственным ПИИ.
Больше льгот и преференций, а также более подробную информацию по ним Вы сможете найти здесь
3.2. Государственная поддержка
Государственная поддержка инвестирования оказывается следующими способами:
- предоставления льгот и преференций;
- предоставления централизованных инвестиций для совместного финансирования инвестиционного проекта;
- оказание консультативной и информационной поддержки.
МИВТ, самостоятельно или через Центры государственных услуг организует работу по принципу «одно окно», которая включает в себя:
- прием и консультирование по вопросам существующих государственных услуг;
- помощь в подготовке и оформлении документов, необходимых для получения государственных услуг;
- помощь в оформлении электронной цифровой подписи, электронных заявлений и других документов;
- сопровождение инвестора в органах государственного управления и органах государственной власти на местах при получении государственных услуг.
Инвестиционный договор (далее – ИД) – это письменное соглашение, которое определяет права, обязанности и ответственность сторон инвестиционного договора. По ИД стороны берут на себя инвестиционные обязательства для достижения поставленных в таком договоре целей. Сторонами ИД являются
- граждане, юридические лица и государственные органы РУз;
- иностранные юридические лица, граждане (лица без гражданства), государства, международные организации.
4.1. Инвестиционный договор с Правительством
Правительство может заключать ИД в целях обеспечения исполнения обязательств иностранными инвесторами. При заключении ИД, иностранным инветорам предоставляются дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции). Такой договор может заключается в обязательном порядке, если Правительство предоставляет льготы и преференции в рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Льготы и преференции предоставляются в при инвестировании:
- в приоритетные отрасли экономики страны;
- в экспортоориентированные проекты.
Дополнительные льготы по уплате налогов и платежей предоставляются ПИИ только на определенный срок и не могут носить бессрочный характер. Запрещается предоставление иностранному инвестору исключительных прав, ставящих его в доминирующее положение на рынке.
4.1.1. Существенные условия ИД с Правительством
Инвестиционный договор с Правительством должен включать в себя:
- объект и объем инвестиций, сроки начала и завершения проекта;
- срок и условия действия инвестиционного договора;
- антикоррупционную и антимонопольную оговорку;
- права и обязанности иностранного инвестора;
- обязательства иностранного инвестора по поставке современного оборудования и технологий;
- права и обязанности Правительства, в том числе по предоставлению дополнительных льгот и преференций;
- информацию об источниках финансирования, графиках реализации проекта, порядке технического надзора за ходом осуществления инвестиционного проекта;
- порядок и сроки предоставления иностранным инвестором отчетов о ходе исполнения его обязательств;
- ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
- порядок внесения изменений;
- порядок прекращения;
- порядок разрешения, место и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора.
Инвестиционный договор с Правительством может содержать и иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта, в том числе:
- взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры территории;
- право иностранного инвестора на вывоз из Республики Узбекистан произведенной в результате выполнения условий договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
- обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Республики Узбекистан, условия по использованию технологий, а также по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта.
4.1.2. Инициирование заключения ИД
Инициирование предложения по заключению инвестиционного договора с Правительством осуществляется иностранным инвестором самостоятельно или совместно с
- органами государственного и
- хозяйственного управления,
- органами исполнительной власти на местах или
- хозяйствующими субъектами.
4.1.3. Заключение ИД (принятия решения Правительства)
Для последующего внесения на рассмотрение в Правительство, МИВТ получает заключения органов государственного управления в части
- правовой экспертизы проекта инвестиционного договора,
- финансово-экономической оценки
По итогам положительного заключения Правительства инвестиционный договор заключается в письменной форме между иностранным инвестором и Правительством в лице МИВТ.
Подписанный инвестиционный договор вступает в силу с даты принятия решения Президентом или Правительством о его утверждении.
Действие льгот и преференций в рамках государственной поддержки прекращается по истечении срока действия ИД или досрочно — по взаимному соглашению сторон или в одностороннем порядке.
В случае расторжения договора инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.
При досрочном прекращении по инициативе инвестора в одностороннем порядке указанный иностранный инвестор уплачивает суммы налогов и платежей, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по инвестиционному договору льгот и преференций в рамках государственной поддержки.
Инвестиционные споры
Важно отметить недавние изменения в законодательстве Узбекистана, которые несут в себе значимые факторы для любого инвестора, а именно, теперь дела по инвестиционным спорам будут рассматриваться экономическими судами.
В свою очередь, к таким спорам относятся следующие:
- споры, связанные с заключением, изменением и расторжением инвестиционных договоров;
- споры о признании недействительными инвестиционных договоров;
- споры, связанные с исполнением инвестиционного договора;
- споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из инвестиционного договора;
- споры, связанные с истребованием имущества, предоставленного инвестору по инвестиционному договору, либо взысканием неустойки и (или) убытков по такому договору.