Ноябрь 17, 2025

Изменения в открытии банковских счетов

Постановлением Центрального банка Республики Узбекистан № 26/10 от 27 октября 2025 г. (далее – «Постановление») были внесены изменения и дополнения в следующие банковские процессы, связанные с открытием банковских счетов:

  • внедрение эскроу -счета;
  • дистанционное открытие банковских счетов.

Эскроу — счет

Согласно Постановлению, эскроу-счет — это специальный банковский счет, открываемый банком для приема и хранения денежных средств, полученных от владельца счета и предусматривающий обязанность передать их другому лицу при наличии оснований, установленных договором эскроу.

Внедрение такого банковского инструмента связано с Указом Президента РУз № УП-11 от 27.01.2025 г. (далее – «УП»), по которому с 2026 года финансирование строительства жилых и нежилых объектов будет проводиться только по системе эскроу. Это исключает возможность перечисления дольщиками средств напрямую на банковские счета застройщиков.

Важно отметить, что операции по эскроу-счету не могут быть приостановлены, на такие счета не может быть наложен арест, а средства не подлежат списанию ни по обязательствам дольщиков перед третьими лицами, ни по обязательствам застройщика.

Дистанционное открытие банковских счетов

С 2023 года законодательство закрепило возможность дистанционного открытия банковских счетов для юридических лиц, учредителями которых являются резиденты Республики Узбекистан (Постановление Президента РУз № ПП-419 от 10.11.2022 г.). И после принятия Постановления правило дистанционного открытия счетов стало распространяться и на юридических лиц, учредителями которых являются нерезиденты.

Предполагается, что, помимо стандартного набора документов (см. список здесь), для открытия счета необходимо предоставить через приложение банка документы, идентифицирующие учредителей-нерезидентов, особенно если они зарегистрированы в юрисдикциях с льготным налоговым режимом (офшорных зонах). К таким документам могут относиться учредительные документы юридического лица-учредителя, паспорта его руководителей, а также приказ о назначении руководителей.

Вместе с тем не исключается, что некоторые банки, даже при наличии таких учредителей, могут не запрашивать дополнительные документы и проводить процедуру KYC на основании данных, полученных из публичных реестров юридических лиц.