Июнь 20, 2024

Ювелирное дело в Узбекистане

В последние годы уделяется особенное внимание возрождению ювелирной отрасли и созданию условий для развития данного бизнеса. Благодаря ряду реформ производство украшений из золота и серебра в Узбекистане за 2022 год подскочило на 18% и составило четыре тонны. Так, субъекты предпринимательства  могут заниматься аффинажной деятельностью на основе лицензии,  а также деятельностью по изготовлению ювелирных изделий из драгоценных камней и их реализации (оптовая и розничная торговля)  в уведомительном порядке в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах». Рассмотрим порядок и ряд льгот при ввозе драгоценных металлов и драгоценных камней в Республику Узбекистан и при их вывозе за ее пределы.

Содержание:

1. Реализация ювелирных изделий;

2. Государственное регулирование оборота драгоценных металлов и камней;

3. Экспорт драгоценных металлов и камней;

4. Реализация ювелирных изделий;

5. Меры по развитию ювелирной отрасли в Узбекистане;

6. Налоги и пошлины.

Нормативно-правовая база:

  1. Закон Республики Узбекистан «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» №710 от 23.08.2021;
  2. Закон Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» №701 от 14.07.2021;
  3. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5721 «О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан» от 18.05.2019 г.;
  4. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-185 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан» от 31.10.2023г.;
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан №452 « О дополнительных мерах по расширению мощностей производства ювелирных изделий и всесторонней поддержке отечественных ювелиров» от 23.12.2022г.;
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан»  от 29.06.2018 г.;
  7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №75 «Об утверждении правил розничной торговли в Республике Узбекистан и правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан» от 13.02.2003 г.;
  8. Приказ Начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан «Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» от 03.11.2009 г., рег. номер 2034.

1. Реализация ювелирных изделий

Согласно действующему законодательству, следующие виды деятельности входят в понятие «реализация ювелирных и других изделий из драгоценных металлов [1] и камней [2]»:

  • розничная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе завезенными из зарубежных стран для реализации), комиссионная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • розничная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием информационно-коммуникационных технологий (интернет-магазины);
  • розничная торговля в зонах беспошлинной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (duty free);
  • скупка драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из них, скупка лома и отходов драгоценных металлов;
  • оптовая торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе завезенными из зарубежных стран для реализации).

2. Государственное регулирование оборота драгоценных металлов и камней

Государственное регулирование в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется посредством:

  • выдачи разрешений на право пользования участками недр для добычи драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • лицензирования деятельности по аффинажу драгоценных металлов;
  • реализации приоритетного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Узбекистан, а также формирования и пополнения активов Центрального банка Республики Узбекистан в драгоценных металлах;
  • установления требований к учету, хранению, перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности по ним, а также единого порядка осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • нормативно-правовой регламентации действий субъектов предпринимательства, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • проведения уполномоченными органами государственного контроля за геологическим изучением и разведкой участков недр, добычей драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • проведения уполномоченным государственным органом пробирного контроля за производством, использованием и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • определения порядка ввоза на территорию Республики Узбекистан и вывоза с ее территории драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • проведения государственного контроля за деятельностью аффинажных предприятий;
  • установления государственного контроля за опробованием и клеймением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Экспорт драгоценных металлов и камней

Вывоз физическими лицами — резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, пересекающими таможенную границу Республики Узбекистан, произведенных в Республике Узбекистан мерных слитков и денежных знаков Центрального банка Республики Узбекистан, изготовленных из драгоценных металлов, может осуществляться без ограничений, при наличии соответствующих сертификатов и с обязательным заполнением пассажирской таможенной декларации в случае превышения установленной законодательством нормы вывоза товаров. Экспорт стандартных и мерных слитков, денежных знаков из драгоценных металлов имеют право осуществлять: Центральный банк Республики Узбекистан; банки; субъекты предпринимательства, являющиеся их собственниками [3].

Драгоценные металлы и драгоценные камни, поступающие в собственность иностранного инвестора в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, могут быть без каких-либо ограничений вывезены за пределы Республики Узбекистан или же реализованы на внутреннем рынке на условиях и в порядке, предусмотренных соглашениями и Законом [4].

Однако ввоз и вывоз драгоценных  металлов и камней ограничен некоторыми требованиями законодательства касаемо противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности . Целью такого внутреннего контроля является эффективное выявление и пресечение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности,  финансирования распространения оружия массового уничтожения , а также выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности. При ввозе и вывозе драгоценных металлов,  операция не должна подпадать под критерии «подозрительной операции»[5].

Операция с драгоценными металлами и драгоценными камнями признается подозрительной при наличии одного из нижеследующих признаков:

  • при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма, на которую она совершается, превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при сдаче в пункт скупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма изделий превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при сдаче в пункт скупки физическим лицом лома, содержащего драгоценные металлы, или аффинированных драгоценных металлов в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма изделий превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при приобретении физическим или юридическим лицом у пунктов скупки драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если их общая сумма превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при сдаче на комиссию физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма изделий превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при заказе на изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней в разовом порядке или неоднократно в течение 3-х месяцев, если общая сумма изделий превышает 600-кратный размер минимальной заработной платы;
  • при невозможности завершения идентификации или получении по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;
  • во всех иных случаях, при наличии обоснованных подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма либо финансирования распространения оружия массового уничтожения.

После признания операции клиента подозрительной, ответственное лицо принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

  • сообщении о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;
  • необходимости уделения особого внимания к проведению операций с клиентом;
  • прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором [6].

4. Реализация ювелирных изделий

Розничная торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться хозяйствующими субъектами — юридическими лицами. Есть определенные правила розничной торговли ювелирных изделий [7]. К примеру, в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях торговых центров или комплексов на видном месте должна быть вывешена информация об установленных в Республике Узбекистан пробах изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также извлечения из нормативных документов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, изображения оттисков пробирных клейм, оттисков знаков проб установленного образца, регистрационное удостоверение Пробирной палаты на право розничной торговли, настоящие Правила и другая необходимая покупателю информация. Отечественным производителям, имеющим лицензию на производство ювелирных изделий, предоставляется право самостоятельно осуществлять опробование и проставление на производимые ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Но субъекты, нарушившие порядок клеймения и опробования подлежат внесению в реестр недобросовестных субъектов предпринимательства. А ювелирные изделия, ввезенные из-за рубежа должны пройти обязательное опробование и клеймение по установленным требованиям.

Кроме того, у субъектов предпринимательства есть право участвовать в биржевых торгах для покупки и продажи драгоценных металлов, покупать у населения драгоценные металлы, в том числе добытые путем старательской добычи, ювелирные изделия, лом и отходы от производства, открывать пункты покупки и реализации драгоценных металлов в регионах страны [8].

5. Меры по развитию ювелирной отрасли в Узбекистане

Как упоминалось выше, последние нормативно-правовые акты способствовали развитию сферы ювелирного бизнеса. Среди важных изменений можно выделить следующие:

  • физическим лицам теперь разрешается вывозить за пределы таможенной территории Республики Узбекистан готовые ювелирные изделия стоимостью до 100 миллионов сумов — без заполнения пассажирской таможенной декларации, стоимостью 100 миллионов сумов и более — на основе пассажирской таможенной декларации;
  • Коммерческим банкам и производителям ювелирных изделий предоставлено право:

приобретать у ГП «Навоийский ГМК» и АО «Алмалыкский ГМК» драгоценные металлы (золото и серебро) в виде мерных пластин, а также гранул весом от 5 граммов и выше за национальную валюту исходя из цены утреннего фиксинга Лондонской биржи драгоценных металлов (в пересчете на чистый вес драгоценных металлов);

реализовывать приобретенные драгоценные металлы другим производителям ювелирных изделий.

  • индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством ювелирных изделий, разрешено вывозить за пределы таможенной территории Республики Узбекистан в коммерческих целях ювелирные изделия с заполнением пассажирской таможенной декларации без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций
  • на срок до 1 января 2026 года импортные таможенные пошлины на жемчуг, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни (позиции 7101 — 7104 ТН ВЭД) устанавливаются в размере 0 процентов.
  • разрешается реализация на внутреннем и внешнем рынках ювелирных изделий, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных (полудрагоценных) камней, посредством электронной коммерции;
  • проверка клиента, его представителя и бенефициарного собственника (истребование документов, удостоверяющих личность, свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов и иных данных) лицами, осуществляющими операции, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не требуется в случаях:

осуществления взаиморасчета в наличной форме, если общая сумма сделки не превышает 600-кратного размера базовой расчетной величины;

осуществления взаиморасчета в безналичной форме или посредством пластиковых карт физических лиц, независимо от общей суммы сделки.

  • с 1 февраля 2023 года до 1 февраля 2026 года предоставляются скидки при реализации на биржевых торгах драгоценных металлов, произведенных НГМК и АГМК субъектам предпринимательства, создавшим:

 — от 100 до 300 рабочих мест в сфере ювелирного дела, в размере 1 % от цены утреннего фиксинга Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов;

 — от 300 до 500 рабочих мест, – в размере 2 %;

 — от 500 до 1 000 рабочих мест, – в размере 3 %;

 — 1 000 и более рабочих мест — в размере 4%.

6. Налоги и пошлины

Реализация ювелирных изделий на экспорт облагается НДС по нулевой ставке согласно пункту 1 статьи 260 Налогового Кодекса РУЗ.

От налогообложения освобождается оборот по реализации банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов (кроме монет, используемых для нумизматических целей, а также иностранных монет из драгоценных металлов), ювелирных изделий, лома и отходов, образующихся в процессе производства драгоценных металлов, мерных пластин и гранул драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, а также полуфабрикатов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Также существуют импортные таможенные пошлины, размер которых зависит от кода ТН ВЭД. С размером пошлин можно ознакомиться по ссылке.

[1] — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, денежных знаках из драгоценных металлов, ломе и отходах производства и потребления.

[2] — природные алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.

[3] Статья 29 ЗРУ «О драгоценных металлах и камнях»

[4] ЗРУ-710-сон 23.08.2021. О драгоценных металлах и драгоценных камнях (lex.uz)

[5] операция с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой у лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, на основании критериев, установленных настоящими Правилами, возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма либо финансирования распространения оружия массового уничтожения.

[6] 2034-сон 03.11.2009. Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (lex.uz)

[7]  75-сон 13.02.2003. Об утверждении правил розничной торговли в Республике Узбекистан и правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (lex.uz)

[8]  УП-5721-сон 18.05.2019. О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан (lex.uz)