Март 2, 2022
Контроль в сфере M&A в Узбекистане
1. Общее понятие предварительного согласия
1.1. Цель выдачи предварительного согласия и ответственные органы
1.2. Правовое обоснование необходимости получения предварительного согласия
2. Сделки, для осуществления которых необходимо получение предварительного согласия
2.1. Общие критерии сделок, требующих получение предварительного согласия
2.2. Специальные критерии сделок, требующих получение предварительного согласия
3. Процедура получения предварительного согласия
3.2. Форма подачи заявления и государственная пошлина
3.3. Необходимые документы и сроки их рассмотрения
4. Отказ в выдаче предварительного согласия
5. Последствия неполучения предварительно согласия
6. Регистрация прав в Центральном депозитарии
6.1. Учет прав на акции в Центральном депозитарии
6.2. Раскрытие информации, связанной с приобретением акций
1.Общее понятие предварительного согласия
1.1.Цель выдачи предварительного согласия и ответственные органы
Государственный контроль в области конкуренции по отношению к сделкам по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов, а также по приобретению акций (долей) в их уставных фондах (уставных капиталах) осуществляется путем выдачи предварительного согласия.
Ответственным органом по выдаче предварительного согласия является Антимонопольный комитет, а также его территориальные органы.
Республиканский Антимонопольный комитет выдает предварительное согласие если сделка соответствует следующим критериям:
- Критерий (A):
Приобретение более 50% акций или долей (т.е. 50%+).
- Критерий (B):
Внутренний подход
Компания, в которой приобретаются доли должна быть резидентом Узбекистана (прямое приобретение).
Глобальный подход
Закон Узбекистана «О конкуренции» (далее — Закон) гласит о том, что инвестор может быть и резидентом и нерезидентом, что означает, что косвенные приобретения также регулируются законом. Исторически АМК действительно осуществлял свой контроль над оффшорными сделками, в случаях когда контроль над узбекской компанией переходил между двумя или более компаниями-нерезидентами, где по крайней мере у одной из них была контролируемая резидентом компания в Узбекистане (косвенное приобретение). Однако, как показывает практика, после 2018 года АМК осуществляет какую-либо активную политику по контролю за косвенными сделками, лишь в тех случаях, когда приобретения осуществляются за пределами Узбекистана.
Если вышеуказанные критерии соблюдены, по крайней мере один из следующих критериев (указанных в статье 17 Закона Узбекистана «О конкуренции») также должен присутствовать в качестве основания для подачи заявления на получение согласия АМК:
- Критерий (C):
Общая балансовая стоимость активов Покупателя и Продавца акций превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины (в настоящее время около 2,7 млн долларов США).
или
- Критерий (D):
Общий доход Покупателя и Продавца от реализации товаров за последний календарный год превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины (в настоящее время около 2,7 млн долларов США).
Таким образом, если вышеуказанные пороговые значения не соблюдены, то в подаче заявления нет необходимости. В противном случае, требуется подача заявления.
Предварительное согласие выдают территориальные органы Антимонопольного комитета если приобретаются акции (доли) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на соответствующей территории Узбекистана.
1.2.Правовое обоснование необходимости получения предварительного согласия
Такое требование установлено ст.16-17 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции». Кроме того, согласно Закону Узбекистана №ЗРУ-341 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности«, а также ПКМ №225 от 15.08.2013 был разработан особый Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности. В этом перечне также встречается получение предварительного согласия со стороны Антимонопольного комитета Узбекистана при сделках по слиянию и присоединению.
Группой лиц признается совокупность лиц, имеющих единый (общий) экономический интерес и отвечающих следующим условиям:
- два и более юридических лица, одно из которых прямо или косвенно, а также в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, владеет более чем пятьюдесятью процентами уставного фонда (уставного капитала) другого юридического лица;
- два и более юридических лица, в которых одно и то же физическое лицо, а также его супруг (супруга), родители (усыновители), дети (усыновленные, удочеренные), кровные и сводные братья и сестры (далее — близкие родственники) имеют в силу своего участия в этих юридических лицах либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов уставного фонда (уставного капитала) каждого из этих юридических лиц;
- два и более юридических лица, в которых одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих юридических лицах либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов уставного фонда (уставного капитала) каждого из этих юридических лиц;
- два и более юридических лица, в исполнительный орган которых входят одни и те же физические лица и их близкие родственники;
- два и более юридических лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица и их близкие родственники;
- два и более юридических лица, одно из которых на основании законодательства или учредительных документов этих юридических лиц либо заключенных между ними договоров вправе давать этим юридическим лицам обязательные для исполнения указания;
- два и более юридических лица, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании законодательства и учредительных документов этих юридических лиц либо заключенных с ними договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания.
При этом совокупная доля группы лиц хозяйствующего субъекта и инвестора на определенном рынке товаров (работ, услуг) рассчитывается как сумма их индивидуальных долей, а также долей других юридических лиц, акциями (долями) или имущественными правами которых владеет инвестор или хозяйствующий субъект.
2. Сделки, для осуществления которых необходимо получение предварительного согласия
Предварительное согласие требуется на два вида сделок:
- на приобретение акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов со стороны лиц или группы лиц;
- по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов.
2.1. Общие критерии сделок, требующих получение предварительного согласия
Общие критерии сделок, требующих получение предварительного согласия:
- если в результате одной или нескольких сделок инвестор получает акции (доли) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта;
- при приобретение акций (долей) хозяйствующего субъекта в форме взносов в уставный капитал общества в качестве оплаты при увеличении уставного капитала общества;
- увеличение пакета акций (долей), принадлежащих учредителю акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, при увеличении первоначального уставного капитала путем выпуска дополнительных акций или увеличения номинальной стоимости долей участия;
- выпуск акций (долей) хозяйствующего субъекта в форме дарения, погашения долга.
2.2. Специальные критерии сделок, требующих получение предварительного согласия
Предварительное согласие Антимонопольного комитета требуется для следующих сделок на приобретение акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов со стороны лиц или группы лиц:
- Если лицо или группа лиц получает право распоряжения над более чем 50% акций (долей);
- Если общая балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделке, или их общая выручка от продажи товаров за последний календарный год превышает 100,000 брв;
- Или если один из участников сделки занимает доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.
Предварительное согласие Антимонопольного комитета требуется так же и на сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов, если присутствуют вышеупомянутые критерии b и c.
Сайт Антимонопольного комитета Узбекистана запустил так же две онлайн-услуги, позволяющие узнать требуется ли предварительное согласие на приобретение акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта или на создание объединений хозяйствующих субъектов, на слияние и присоединение хозяйствующих субъектов.
Данный сайт так же прилагает перечень субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, а также Государственный реестр естественных монополий.
3. Процедура получения предварительного согласия
3.1. Правовая основа процедуры получения предварительного согласия и органы, ответственные за оказание соответствующей услуги
Административный регламент (процедура) выдачи подобных предварительных согласий регулируется Постановлением Кабинета Министров №338 от 28.05.2020 «Об утверждении некоторых административных регламентов оказания государственных услуг в сфере антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках». Эта же процедура менее подробно освещена и в ст.18 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции».
Государственную услугу по подаче заявления для выдачи предварительного согласия оказывают Центры государственных услуг. Однако они не принимают решение по выдаче такого согласия, так как это полномочие Антимонопольный комитет и его территориальные органы. Поэтому необходимо помнить, что Центры государственных услуг могут лишь подсказать требуемые документы и помогут подать заявление, однако не могут комментировать содержание данных документов.
3.2. Форма подачи заявления и государственная пошлина
Подать заявление на получение предварительного согласия можно как в явочной форме, так и онлайн, с помощью. электронной цифровой подписи (ЭЦП).
При явочной форме обращения государственная пошлина за рассмотрение заявления на выдачу предварительного согласия составляет 10 брв, а при обращении онлайн через ЕПИГУ (единый портал интерактивных государственных услуг) — составляет 90% от 10 брв.
Заявитель (лица или группа лиц) может отозвать свое заявление на любом этапе его рассмотрения. Однако, следует учесть, что в таком случае оплаченная государственная пошлина не будет возвращена.
3.3. Необходимые документы и сроки их рассмотрения
Заявители должны предоставить следующие документы:
- заявление о даче предварительного согласия на совершение действий (сделок);
- паспортные данные заявителя — для физического лица (серия и номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ);
- сведения о видах деятельности, наименованиях видов товара и их объемах, произведенных и реализованных заявителем в течение двух лет, предшествующих дню подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года;
- финансовую и статистическую отчетность за два предыдущих календарных года;
- сведения о составе группы лиц с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу лиц, и иную информацию, относящуюся к рассматриваемым сделкам по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале);
- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Антимонопольный комитет рассматривает заявление в течение 10 календарных дней и сообщает заявителю о принятом решении в письменной форме. В случаях, когда Антимонопольный комитет найдет основания для более детального изучения заявления, решение может быть принято не позднее 1 месяца.
4. Отказ в выдаче предварительного согласия
Антимонопольный комитет может отказать в выдаче согласия на сделку если:
- это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующего хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и (или) ограничению конкуренции;
- в предоставленных документах обнаружится ложная или недостоверная информация.
Заявитель имеет право устранить причины, являющиеся основанием для отказа, и представить документы на повторное рассмотрение, но только в срок не менее десяти рабочих дней со дня получения решения в письменной форме об отказе в выдаче разрешения. При повторной подаче заявления государственная пошлина не взимается.
Законодательно предусмотрены случаи, когда Антимонопольный комитет может в принципе дать свое предварительное согласие на сделки (даже если присутствуют основания для отказа), но при этом поставить перед заявителем дополнительные требования для обеспечения конкуренции. Все эти требования и сроки их исполнения указываются в письменном решении Антимонопольного комитета.
В случаях когда заключение сделок по слиянию или присоединению, а также по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов приводит к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующего хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и (или) ограничению конкуренции, Антимонопольный комитет может сделать исключение и выдать предварительное согласие, если лица или группа лиц докажут, что такая сделка предоставляет ощутимые выгоды потребителям.
Кроме того в следующий случаях не требуется получение предварительного согласия:
- учредителям при организации хозяйствующего субъекта;
- для сделок о приобретении хозяйствующим субъектом собственных акций;
- при сохранении обществом размера своего уставного фонда (уставного капитала) во время перехода его в иную организационно-правовую форму;
- при переходе акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) в доверительное управление, а также при получении акций (долей) инвестиционными посредниками с целью их последующей перепродажи;
- акции (доли) в уставном фонде (уставном капитале) приобретаются хозяйствующим субъектом в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- сделки о приобретении акций (долей) хозяйствующих субъектов в уставном фонде (уставном капитале) в рамках государственных программ приватизации;
- сделки со стороны физического лица по получению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале), если на момент обращения с заявлением такое физическое лицо не распоряжалось более чем пятьюдесятью процентами акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта.
5. Последствия неполучения предварительно согласия
Сделки, заключенные без предварительного согласия Антимонопольного комитета и приведшие к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны судом недействительными. Обращаться в суд с иском о признании такой сделки недействительной имеет право сам Антимонопольный орган. Более подробно о соответствующей процедуре признания сделок нарушающими требования законодательства о конкуренции можно ознакомиться в ПКМ №225 от 12.10.2005.
Кроме того, нарушителей ждет ответственность по ст.178-1 Кодекса Об административной ответственности Республики Узбекистан. После повторного нарушения (административная преюдиция) наступает уже уголовная ответственность по ст.183 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
6. Регистрация прав в Центральном депозитарии
6.1. Учет прав на акции в Центральном депозитарии
Порядок регистрации прав на ценные бумаги устанавливается Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг», ПКМ №263 от 21.05.1999, а также иными подзаконными актами.
Права на ценные бумаги учитываются на счетах депо владельцев ценных бумаг, которые открываются в Центральном депозитарии ценных бумаг и (или) у инвестиционного посредника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Инвестиционный посредник ведет учет прав на бездокументарные ценные бумаги на счетах своих клиентов, суммарно учитываемых на его счетах в Центральном депозитарии ценных бумаг.
Центральный депозитарий ценных бумаг при выполнении функций по ведению реестров владельцев ценных бумаг вправе запрашивать и получать от инвестиционных посредников сведения, необходимые для формирования указанных реестров.
6.2. Раскрытие информации, связанной с приобретением акций
Владелец акций обязан раскрыть информацию о приобретении самостоятельно или совместно с аффилированными лицами в результате одной или нескольких сделок пакета акций акционерного общества, составляющего в совокупности 20 и более процентов от уставного капитала данного акционерного общества.
Раскрытие информации, осуществляется в течение двух рабочих дней со дня заключения сделки (сделок) в республиканской газете или на официальном веб-сайте фондовой биржи.
Кроме того, существенные фактами, которые обязательно должны быть предоставлены в годовом отчете акционерного общества являются изменения в списке юридических лиц, в которых эмитент обладает 10 и более процентами акций (долей, паев) каждого такого юридического лица. Годовой отчет так же должен содержать в себе информацию о владении 5 и более процентами акций (долей, паев) других юридических лиц, если акции эмитента включены в биржевой котировальный лист фондовой биржи.