Июль 2, 2024

Криптоактивы в Республике Узбекистан

С развитием информационных технологий и цифровизацией общества возникает необходимость регулирования новых объектов и связанных с ними отношений. Введение в гражданский оборот таких объектов, как криптовалюты и токены, породило отношения, которые без соответствующего регулирования могут привести к непредсказуемым последствиям. Эта тема становится особенно актуальной в современных условиях, когда цифровые активы играют все более значимую роль в экономике и социальной сфере.

Содержание:

1. Формирование правовых рамок для цифровой экономики;

2. Внедрение блокчейн в Узбекистане;

3. Правовое регулирование крипто-биржевой торговли.


Нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» (далее – «ПП-3832»);
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2018 № 3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» (далее – «ПП-3926»);

1. Формирование правовых рамок для цифровой экономики

В эпоху развития информационных технологий, цифровизации общества возникает вопрос регулирования новых объектов и связанных с ним отношений. С появлением в гражданском обороте таких объектов как криптовалюты и токены начали возникать отношения, которые без регулирования создают и могут создать непредвиденные последствия.

Для создания рамок и регулирования данной быстро развивающейся сферы было принято Постановление Президента Республики Узбекистана от 03 июля 2018 года № 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». Данный Указ обозначил   важнейшими задачами:

  • внедрение и развитие деятельности в области оборота крипто-активов, включая майнинг (деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в различных криптовалютах), смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг (коллективное финансирование), а также технологий «блокчейн» для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  • создание необходимой правовой базы для внедрения технологий «блокчейн» с учетом передового опыта зарубежных стран.

ПП-3832 также установил пару существенных норм. Во-первых, операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам. Во-вторых, на валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота крипто-активов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.

2. Внедрение блокчейн в Узбекистане

Предполагается внедрение технологии «блокчейн» с 1 января 2021 года

  • в деятельность государственных органов, в том числе при взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, осуществлении государственных закупок, оказании государственных услуг, верификации сведений о личности;
  • при ведении государственных реестров, классификаторов и иных баз данных, в том числе актуализации и пользовании информацией, включенной в них;
  • в систему корпоративного управления крупных коммерческих организаций с преобладающим участием государства в уставном фонде, в том числе для совершенствования бизнес-процессов, оптимизации производственных, административных и операционных процессов, а также внедрения современного менеджмента и управления ресурсами;
  • в клиринговых операциях, при осуществлении платежей, торговом финансировании (аккредитив), а также кредитовании проектов.

С принятием ПП-3926 был заложен правовой фундамент для работы крипто-бирж на территории Узбекистана. Согласно ПП-3926, крипто-биржей признается организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов. ПП-3926 установил лицензионные требования и условия для осуществления деятельности крипто-бирж.

3. Правовое регулирование крипто-биржевой торговли

20 января 2021 года начала работу первая крипто-биржа в Узбекистане – UzNEX.

Однако надо принять во внимание, что в силу того, что данная отрасль только на начальном этапе развития в Узбекистане понятия «крипто-актив» и «токен» по законодательству Узбекистана могут иметь определение и объем отличные от аналогичных понятий, указанных в законодательстве других юрисдикций.

Директор Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан принял Приказ от 15.08.2022 г. Рег. номер 3379 «Об утверждении правил осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже».

Согласно данным Правилам, организация торгов крипто-активами осуществляется крипто-биржей посредством предоставления клиентам доступа к электронной платформе крипто-биржи для совершения участниками торгов действий, направленных на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов.

Доступ к электронной платформе крипто-биржи предоставляется на основании договора.

Порядок допуска клиента к торгам крипто-активами, в том числе к другим услугам («спотовая», «маржинальная» торговля и др.) и продуктам крипто-биржи, а также исключения из числа участников торгов крипто-активами определяется локальными актами.

Согласно определению, данное в Правилах:

клиенты — это физические и юридические лица, в том числе иностранные физические и юридические лица, заключающие с крипто-биржей договора по осуществлению на крипто-бирже операций с крипто-активами.

Для установления отношений с клиентом крипто-биржа запрашивает:

у физического лица — копию документа, удостоверяющего его личность и персональный идентификационный номер физического лица для граждан Республики Узбекистан;

у индивидуального предпринимателя — копии документа, удостоверяющего его личность, и свидетельства о государственной регистрации;

у юридического лица — копию свидетельства о государственной регистрации, сведения о местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах;

контактные данные клиента, позволяющие установить с ним связь (адрес электронной почты и иные контактные данные);

иные сведения, предусмотренные законодательством, в том числе в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В результате установления отношений между крипто-биржей и ее клиентом в электронной платформе крипто-биржи клиенту создается учетная запись (аккаунт), в которой содержатся сведения о клиенте, его денежных средствах, крипто-активах, находящихся у крипто-биржи.

Сделки на площадке прямых торгов осуществляются в следующем порядке:

продавец крипто-активов в своем персональном кабинете создает заявку на реализацию крипто-активов с указанием требований к цене крипто-активам и реквизитами его счета в обслуживающем коммерческом банке;

крипто-биржа депонирует крипто-активы продавца на электронной площадке прямых торгов до момента осуществления сделки или запроса продавца на возврат данных крипто-активов;

покупатель принимает заявку, направляет средства в национальной или иностранной валюте на указанный расчетный счет продавца в установленном порядке;

покупатель предоставляет (прикрепляет) копию документа о переводе средств в своем персональном кабинете в качестве доказательства по совершенному переводу;

продавец проверяет свой счет, убеждается в получении средств в полном объеме и в персональном кабинете разрешает крипто-бирже направить крипто-активы покупателю.

Крипто-биржа вправе совершать сделки по покупке-продаже крипто-активов на площадке прямых торгов от своего имени и (или) за счет клиентов на основании договора поручения путем перевода средств через РКП крипто-биржи.