Март 2, 2022
Лицензирование, разрешительные и уведомительные процедуры в Узбекистане
Оглавление
5.2 Лицензирование подвида деятельности
6. Документ разрешительного характера
7. Процедура лицензирования и получения документа разрешительного характера
7.2 Отказ, переоформление, изменение, приостановление, аннулирование прекращение действия документов
8.1 Порядок направления уведомления
8.2 Приостановление, возобновление, прекращение, запрет осуществления деятельности
9. Филиалы и представительства юридических лиц
10. Могут ли ПУ быть заявителем?
11. Ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования
В законодательстве появился новый закон №3РУ-701 от 14.07.2021 г. «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» (далее – «Закон«), где все соответствующие положения совмещены в один документ.
Статья 5, Закона, говорит о том, что лицензирование и разрешительные процедуры необходимы в случаях, если осуществление отдельных видов деятельности или действий физическими или юридическими лицами может повлечь за собой нанесение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба правам и законным интересам физических и юридических лиц, ущерба общественной безопасности и (или) вреда окружающей среде.
Существуют определенные виды деятельности или действий, для которых необходимо лицензирование или получение документа разрешительного характера (далее – разрешительные документы) или уведомление уполномоченных органов. Перечень видов лицензируемой деятельности, а также об их лицензионных, разрешительных, уведомительных требованиях и условиях можно подробно изучить в Законе и так же ознакомиться на Портале электронного лицензирования (далее — «Лицензия»).
В Республике Узбекистан эту сферу регулируют следующие нормативно-правовые акты:
- Закон РУз №ЗРУ-701 от 14.07.2021 г. «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах»;
- Указ Президента Республики Узбекистан №УП-6044 24.08.2020 «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 86 от 22.02.2022 «Об утверждении единого положения о процедурах выдачи отдельных документов разрешительного характера через специальную электронную систему»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 88 от 25.02.2022 «Об утверждении единого положения о порядке уведомления уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности»;
- Кодекс об Административной ответственности;
- Уголовный Кодекс;
- И другие.
- В соответствии со значительными изменениями в законодательстве в сфере лицензирования, закон предоставил новые термины, понятия которых разъясняются ниже.
Государственное регулирование в области лицензирования, прохождения разрешительных и уведомительных процедур на территории Узбекистана, осуществляет Кабинет Министров и лицензирующие органы, перечень которых указан в Законе. Так же, Указ Президента №УП-6044 24.08.2020 устанавливает, что Агентство государственных услуг (далее – «Агентство«) является уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия», где и подается заявка на получение лицензии, разрешительных документов или уведомления. Что касается контроля, Агентство так же пользуется правом контролировать государственные органы и другие организации, осуществляющие процедуры лицензирования, выдачи разрешительных документов и уведомления.
Виды деятельности, для которых необходимо получить лицензию, указаны в Приложении №1 к Закону. И так, лицензии бывают двух видов — типовые (простые) и индивидуальные. К типовым (простым) лицензиям относятся лицензии, выдаваемые неограниченному кругу юридических и физических лиц, в случае, если они отвечают единым лицензионным условиям и требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида деятельности.
К индивидуальным лицензиям относятся лицензии, выдаваемые юридическим и физическим лицам на основе особых лицензионных требований и условий, предоставляющие лицензиатам исключительные права при осуществлении данного вида деятельности. Индивидуальные лицензии ограничиваются в количестве по территории действия, по объекту деятельности либо по иным основаниям, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Такой вид лицензий, как правило, выдается на основе конкурса (тендера). Так например, это указано в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан №592 от 20.12.2004 г., а именно в Положении о порядке конкурсного распределения радиочастот и выдачи индивидуальных лицензий на право осуществления деятельности в области телерадиовещания (Приложение к ПКМ №592 от 20.12.2004 г.).
Лицензия на каждый вид лицензируемой деятельности выдается отдельно и может быть выдана на подвид (подвиды) лицензируемого вида деятельности. Срок действия лицензий не ограничен, за исключением лицензий, выдаваемых со сроком не менее чем на 5 лет на осуществление:
- медицинской и фармацевтической деятельности;
- деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- деятельности по культивированию, ввозу (вывозу), переработке, хранению, реализации (отпуску), приобретению и перевозке растения каннабис с содержанием наркотического средства в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ;
- деятельности, связанной с эксплуатацией и оказанием услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и сетей распространения телерадиопередач;
- деятельности в сфере добычи, переработки и реализации нефти, газа (в том числе сжатого природного и сжиженного углеводородного) и газового конденсата;
- аффинажной деятельности.
По истечению срока лицензия может быть продлена по заявлению соискателя.
5.2 Лицензирование подвида деятельности
Лицензиат может расширить осуществляемую на основании лицензии деятельность другим подвидом, для которого так же необходима лицензия. . Для этого, лицензиат доложен подать заявление на выдачу лицензии, которая позволит осуществить подвид деятельности. Стоит отметить, что подвид деятельности должен быть осуществлен в той же области что и основная деятельность лицензиата. Второй этап данной процедуры заключается в информировании уполномоченного органа лицензиатом, в порядке, установленным лицензионным требованиям и условиям, которые предъявляются к соответствующему подвиду деятельности. Далее уполномоченный орган вносит изменения в ранее полученную лицензиатом лицензию касательно соответствующего подвида, для которого необходима лицензия.
6. Документ разрешительного характера
Виды деятельности или действий, для осуществления которых требуется получение разрешительного документа, указаны в Приложении №2 к Закону. Данный документ выдается на неограниченный срок, за исключением случаев предусмотренных их паспортами или документов выдающиеся для выполнения разового действия. В случае истечения срока действия документа он может быть продлен по заявлению. Продление срока действия документа разрешительного характера допускается только в том случае, если такая ситуация предусмотрена паспортами. Стоит отметить что, если соискатель надлежащим образом соблюдал разрешительные требования и условия, то он имеет приоритетное право на продление срока действия разрешительного документа, в случае если выдача данного документа производится на конкурсной (тендерной) основе. Данное преимущество применяется в случае, если предложение соискателя, соблюдавшего разрешительные требования и условия, равноценно оптимальному предложению другого соискателя, участвующего в конкурсе (тендере).
7. Процедура лицензирования и получения документа разрешительного характера
Порядок лицензирования и прохождения разрешительных процедур устанавливается положением, которое прилагается к каждому виду деятельности. Например, положение может включать в себя такие пункты как:
- Наименование лицензии или разрешительного документа и кем выдается лицензия;
- Перечень необходимых документов для подачи заявления;
- Порядок и сроки рассмотрения заявления;
- Лицензионные или разрешительные требования и условия;
- Срок действия и порядок продления;
- И иные нормы.
Так же, информация, необходимая для получения соискателем лицензии или разрешительного документа и продолжения деятельности, указывается в паспортах лицензий или разрешительных документов.
- Заявление о выдаче лицензий или разрешительных документов, а так же приложенные к ним документы, подаются соискателем в электронной системе «Лицензия» или через Единый Портал Интерактивных Государственных Услуг(далее – ЕПИГУ) и подтверждается электронной цифровой подписью. Заявки могут быть отправлены через систему «Лицензия» или ЕПИГУ в течение 24 часов каждый день, независимо от выходных и праздничных дней. После уплаты сбора заявление и прилагаемые к нему документы автоматически направляются в уполномоченный орган через систему «Лицензия» или ЕПИГУ Вместе с этим соискатель должен оплатить государственную пошлину и (или) необходимые сборы (за рассмотрение заявления, выдачу), которые устанавливаются в паспортах и в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности и порядке прохождения разрешительных процедур.
Документы, необходимые для получения лицензии и разрешительного документа являются:
- Для юридического лица — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- Для физического лица – фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, или персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);
- Вид (подвид) деятельности (действий), которые соискатель намерен осуществлять;
- Другие сведения, подтверждающие выполняемость соискателем лицензионных или разрешительных требований и условий.
- Соискатель автоматически получает соответствующий документ (отметку), который подтверждает регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов.
- Далее, заявление рассматривается уполномоченным органом, который в течение 20 рабочих дней, со дня подачи заявления, должен предоставить выдачу или отказ лицензии или разрешительного документа. Что касается заявления о лицензировании отдельных видов деятельности (действий), Кабинет Министров, с учетом их специфики может установить иной срок, свыше 20 дней.
- Не позднее одного дня с даты принятия решения о выдачи лицензии или разрешительного документа или об его отказе, уполномоченный орган размещает свое решение в электронной системе «Лицензия». Далее, в срок не превышающий одного рабочего часа с момента размещения данного решения, соискатель уведомляется о принятом решении в электронной форме посредством электронной системой. Если уполномоченный орган не принимает решение в течении установленного срока, соискатель имеет право осуществлять свою деятельность (действие), при этом известив уполномоченного органа в электронной форме посредством электронной системой или ЕПИГУ.
- Лицензии и разрешительные документы оформляются в электронной форме с проставлением уникального QR-кода, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами РУз. Лицензии и разрешительные документы, выданные в электронной форме, могут быть распечатаны в бумажном виде, что будет иметь равную силу.
7.2 Отказ, переоформление, изменение, приостановление, аннулирование прекращение действия документов
Основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешительного документа является:
- представление соискателем документов не в полном объеме;
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;
- несоответствие соискателя лицензионным и разрешительным требованиям и условиям.
Отказ в выдаче по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи документов, не допускается. Соискатель имеет право на устранение недостатков в срок установленный уполномоченным органом (не более 30 рабочих дней) и в иных случаях на подачу повторного рассмотрения (устранение причин отказа соискателем со сроком не менее 10 рабочих дней с момента уведомления и не более 5 рабочих дней для повторного рассмотрения уполномоченному органу).
Основанием для переоформления является:
- преобразование субъекта предпринимательства — юридического лица;
- изменение фамилии, имени, отчества или места деятельности субъекта предпринимательства – физического лица;
- слияние субъектов предпринимательства – юридических лиц;
- прекращение действия лицензии для подвида лицензируемого вида деятельности или объединения нескольких видов;
- изменение сведений указанных в разрешительных документах.
Переоформление и выдача осуществляются в срок не более 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления. При переоформлении лицензии или разрешительного документа взимается сбор в размере 50% от суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя о выдаче лицензии или разрешительного документа.
Основанием для изменения является:
- расширения вида деятельности, осуществляемой на основании лицензии, другим подвидом лицензируемого вида деятельности;
- начала осуществления филиалами и представительствами деятельности;
- изменения адреса осуществления деятельности, в случае, если по отношению к его месту нахождения установлены лицензионные и разрешительные требования и условия.
При изменении лицензии взимается государственная пошлина, а при изменении разрешительного документа взимается сбор, в размере 50% от суммы, уплачиваемой за выдачу лицензии или разрешительных документов.
Основанием для приостановления действия является:
- выявление нарушений требований и условий;
- невыполнение устранения нарушений выявленных уполномоченным органом;
- самовольное заявление соискателя, в случае временного приостановления своей деятельности (на срок до 6 месяцев).
Действие лицензии или разрешительного документа осуществляется уполномоченным органом на срок до 10 дней, а судом на срок более 10 дней, но не более 6 месяцев. Если обстоятельства приостановления лицензии или разрешительного документа были устранены соискателем, то уполномоченный орган или суд, принявший решение о приостановлении возобновляет действие лицензии в трехдневный срок со дня получения свидетельства об устранении таких обстоятельств.
Основанием для аннулирования является:
- самовольное заявление соискателя;
- ликвидации юридического лица;
- прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- признание недееспособность физического лица;
- неуплата в установленный срок государственной пошлины или сбора;
- не устранения обязательств, повлекших за собой приостановление действия лицензии или разрешительного документа в установленный срок;
- систематического (два и более раза в течение одного года) или однократного грубого нарушения лицензионных и разрешительных требований и условий;
- использование подложных документов.
Основанием для прекращения является:
- отмена порядка лицензирования или разрешительной процедуры;
- истечение срока действия;
- выполнение розового действия;
- смерти физического лица;
- не обращение в течение шести месяцев лицензиатом или лицом, получившего разрешительный документ о возобновления действия лицензии или разрешительных документов.
Информацию об отказе, переоформления, изменения, приостановления, аннулирования прекращения действия документов можно посмотреть в системе «Лицензия».
Уведомительная процедура отличается от процесса получения лицензии или разрешительного документа тем, что для начала осуществления деятельности или действия, разрешение уполномоченного органа не требуется. Но, тем временем, физическое или юридическое лицо берет на себя обязательства по соблюдению требований и условий уведомительных процедур. Виды (подвиды) деятельности или действий, для осуществления которых требуется уведомление уполномоченного органа, указаны в Приложении №3 к Закону. Требования, условия и документы необходимые для направления уведомления, указываются в паспортах утверждаемые Кабинетом Министром по каждому виду деятельности (действий), осуществляемой в уведомительном порядке.
8.1 Порядок направления уведомления
(1) Уведомитель или лицо, уполномоченное действовать от его имени, направляет уведомление уполномоченному органу, указывая сведения и прилагая документы через систему «Лицензия» или через ЕПИГУ с использованием электронной цифровой подписи. При направлении уведомления, уведомитель подтверждает соответствие требований и условий предусмотренные паспортами. (2) Для осуществления деятельности (действий), требующей уведомления за исключением уведомлений о начале розничной торговли алкогольной продукцией и реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания, уведомитель обязан оплатить сбор, в размере до 50 базовой расчетной величины (БРВ). (3) Направленное уведомление при соблюдении всех требований и условий, автоматически принимается и соответственно, в результате подтверждение направляется уведомителю. Подтверждение выдается на государственном языке. По усмотрению заевителя, потверждение может быть выдано на русском и английском языках или, по возможности, на другом языке в рамках возможности системы «Лицензия».
Информация об уведомителях, которым направлено подтверждение, автоматически формируется в реестре уведомлений.
Стоит отметить что, уполномоченный орган может не принять уведомление только в случае:
- Обнаружения ложной или недостоверной информации;
- Неуплаты сбора;
- Не подтверждения соблюдения и выполнения требований и условий;
- Приостановление деятельности (действия) уполномоченным органом;
- Запрет на осуществление деятельности (действия) судом.
8.2 Приостановление, возобновление, прекращение, запрет осуществления деятельности
Деятельность (действия) уведомителя, осуществляемая в уведомительном порядке, может быть приостановлена по инициативе уполномоченного органа или судом. Уполномоченный орган может приостановить деятельность (действия) на срок, не превышающий десяти рабочих дней, в случае выявлений нарушений требований и условий и в течение одного рабочего дня направляет уведомителю решение о приостановлении через систему «Лицензия». Стоит отметить что, уведомитель имеет возможность возобновить приостановленную деятельность (действия), устранив недостатки и направив информацию об этом уполномоченному органу с приложением подтверждающих документов.
Деятельность так же может быть прекращена уполномоченным органом или по решению суда в случае:
- Выявления ложной или недостоверной информации;
- Не устранения недостатков уведомителем в срок установленный уполномоченным органом;
- Систематического (два и более раза в течение одного года) или однократного грубого нарушения требований и условий.
Так же, уполномоченный орган может предусмотреть требование запрета на осуществление деятельности (действий) на срок до трех месяцев или же на срок определяемый решением суда. Что касается самого уведомителя, то он имеет право по своей инициативе прекратить свою деятельность и уведомить об этом уполномоченного органа через систему «Лицензия» или ЕПИГУ.
Информацию о приостановлении, возобновлении, прекращении, запрете осуществления деятельности можно посмотреть в системе «Лицензия»
9. Филиалы и представительства юридических лиц
Для филиалов и представительств, созданных юридическими лицами, не требуется получение отдельных лицензий и разрешительных документов. Но при этом в ранее полученных юридическими лицами лицензиях и разрешительных документах указываются адреса филиалов и представительств с внесением уполномоченными органами изменений в данные документы. Для юридических лиц уже имеющих филиалы или представительства, необходимо в уведомительном порядке уведомить об этом уполномоченный орган через систему «Лицензия» или ЕПИГУ.
10. Могут ли ПУ быть заявителем?
Постоянное учреждение (далее «ПУ«) по своей правовой природе — это налоговый статус и создано именно с целью решения вопросов налогообложения иностранных юридических лиц. По организационно-правовой формой, постоянное учреждение не являтется юридикческим лицом , а соответственно не является самостоятельным субъектом гражданского оборота. ПУ должно быть только поставлено на учет в налоговом органе. Несмотря на факт, что ПУ не является полноценным субъектам гражданского оборота, в Узбекистане присутствует казусная практика считать его таковым. А именно, вопреки Закону РУз «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», согласно которому соискателем лицензии или иного документа разрешительного характера может быть только физическое или юридическое лицо, на практике лицензии и разрешительные документы выдаются ПУ по его запросу. Или, например, на практике налоговые органы воспринимают представительства и ПУ как юридические лица. Об этом так же свидетельствует официальный сайт налоговой службы, на котором в разделе получения информации о субъектах предпринимательства, а также о их структурных подразделениях можно выбрать только из двух альтернатив «Юридическое лицо» и «Индивидуальный предприниматель». Информацию о ПУ можно получить только посредством нажатия «Юридическое лицо», хотя оно не является. И если ошибочное восприятие налогового органа не несет за собой серьезных правовых последствий, а только обличает некомпетентность органа в данном вопросе, то лицензирование ПУ и выдача ему разрешительных документов представляет собой весьма сомнительные действия.
11. Ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования
Физические лица, совершившие правонарушение в данной области, привлекаются к уголовной и (или) административной ответственности. В частности, по ст.165, ст.1763, ст.2415 Кодекса об Административной ответственности Республики Узбекистан и ст.190, ст.1925 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан. Так же в пункте 5, Постановления пленума Верховного суда Республики Узбекистан №9 от 15.03.1996 «О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли», упоминается наложение ответственности при отсутствии только касаемо лицензии.
Что касается юридических лиц (далее – правонарушитель), на них налагаются штрафы по следующим правонарушениям[1]:
- Занятие деятельностью без лицензии, разрешительного документа, и без уведомления уполномоченного органа;
- Использование подложных документов;
- Предоставление ложной или недостоверной информации.
Решение о наложении штрафа принимается уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня оформлении акта о выявлении правонарушении. В течение месяца со дня направления решение о наложении штрафа, правонарушитель может добровольно уплатить сумму штрафа предусмотренного в данном решении. Если правонарушитель, добровольно уплачивает 70% размера штрафа от общей суммы штрафа, и обращается в уполномоченный орган с целью выдачи лицензии, разрешительного документа или направления уведомления, правонарушитель освобождается от уплаты оставшейся суммы штрафа. Размеры штрафов указываются в Приложении №4 к Закону.
Стоит отметить что, в случае неуплаты правонарушителем суммы штрафа в добровольном порядке уполномоченный орган, в течение пяти рабочих дней подает в суд заявление о взыскании штрафа. Правонарушитель вправе обжаловать решение о наложении штрафа.
В заключении можно сделать вывод о том, что новое законодательство значительно облегчило процедуру лицензирования, в первую очередь тем , что для филиалов и представительств юридических лиц не требуется получение отдельных лицензий. Кроме этого, закон отменил заключение лицензионного договора, и теперь лицензия и документ разрешительного характера может выдаваться в электронном формате. И последнее нововведение, которое стоит отметить, заключается во введении порядка и механизма уведомительного порядка для осуществления деятельности.
[1] Процедура наложения штрафа на юридических лиц вступает в силу с 15 Октября 2021 года.