Июль 19, 2024

Новации в Экономическом процессуальном кодексе Республики Узбекистан

Введение

В последние годы Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее ЭПК) претерпевает значительные изменения, начиная с 2023 года до нынешнего времени были приняты три закона о внесении изменений и дополнений в ЭПК: ЗРУ № 833 от 26.04.2023, ЗРУ №888 от 25.12.2023, ЗРУ № 911 от 21.02.2024. Настоящую реформу среди этих законов сделал ЗРУ №888 от 25.12.2023, в соответствии которой в ЭПК были внесены изменения и дополнения в 46 статей ЭПК и были исключены 3 статьи ЭПК. Самым значительным изменением было добавление новой Главы 36, которая регулирует нововведенное производство по пересмотру судебных актов в ревизионном порядке. Введения такого порядка стало причиной исключения повторной кассации и изменения некоторых процессуальных сроков, о которых будет идти далее речь.

  1. Изменения внесенные на основании ЗРУ № 833 от 26.04.2023

Законом №833 от 26.04.2023 были внесены изменения в11 статей ЭПК и была добавлена новая статья 311, которая является самым значительным среди других изменений. Статья 311 о передаче материалов дела из экономического суда в другой суд по подведомственности дает возможность судам передать иск, предъявленный в суд с нарушением правил подведомственности,   по подведомственности на рассмотрение в суд по гражданским делам или административный суд. 

При этом определение о передаче искового заявления (заявления), материалов дела из экономического суда в другой суд по подведомственности может быть обжаловано.

Согласно этой статье исключается, спор между судами в отношении подведомственности дела. Точнее, если иск подан с нарушением правил подведомственности то суд не имеет право отказать иск в принятии. Это подкрепляется еще изменением внесенным в статью 154 ЭПК Законом №833, где неподведомственность экономический суд престает быть основанием для отказа принятия иска. Для того чтобы отказать в принятии иска, дело уже должно быть неподведомственно экономическому суду, суду по гражданским делам и административному суду.

  1. Изменения внесенные на основании ЗРУ №888 от 25.12.2023.

Ревизионный порядок производства является недавним нововведением законодателя в процессуальном праве Республики Узбекистан, исключившая порядок повторной кассации, который действовал с 13.01.2021. Уже с 01.01.2024 действует Глава 36 ЭПК, регулирующий пересмотр судебных актов в ревизионном порядке.  Данный порядок существенно изменил нормы ЭПК. Например, в соответствии с ЗРУ №888 изменения коснулись 46 статей ЭПК, 3 статьи были исключены, и была добавлена целая Глава 36, которая состоит из 30 статей.

Изменения в апелляционный и кассационный порядок пересмотра судебных актов

  • Апелляционный порядок

Значительные изменения  в апелляционном порядке пересмотра актов коснулись в первую очередь статью  260 ЭПК, которая была посвящена судам рассматривающим апелляционных жалоб. Данная статья была изложена в новой редакции, согласно которой апелляционные жалобы рассматривают судебная коллегия по экономическим делам  областей, города Ташкент и Республики Каракалпакстан, на решения районных и межрайонных, городских экономических судов, а также Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов. Апелляционная жалоба рассматривается судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда на решения Верховного суда Республики Узбекистан.

Согласно старой редакции коллегия Верховного суда по экономическим делам рассматривал апелляционные жалобы на решения Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, на решения Верховного суда Республики Узбекистан. Судебная коллегия по экономическим делам Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, в свою очередь рассматривала апелляционные жалобы на решения соответствующих межрайонных, районных (городских) экономических судов.

Соответственно, отличия заключается в том, что  если, например, крупный инвестор, согласно части 6, статье 34 ЭПК, подает иск в областной суд в качестве первой инстанции, то после получения решения, по старой редакции, может подать апелляционную жалобу в Верховный суд. По нынешней редакции, этот инвестор не может подать в Верховный суд апелляционную жалобу, так как уже Верховный суд не рассматривает апелляционную жалобу на решения Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов.

Следующее изменение было внесено в статью 278, в которой определялись полномочия суда апелляционной станции. Был удален пункт 5 данной статьи, который давал полномочия суду отменить решения и направить дело на новое рассмотрение, если было обнаружено   нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права. Была добавлена в качестве части второй норма, которая дает полномочия суду рассмотреть дело по правилам судопроизводства первой инстанции, если рассмотрение дела осуществлена в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, надлежаще не извещенных о времени и месте судебного заседания, принято судом решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле и не принято судом решения по заявленному требованию.

Соответственно изменения внесенные в статью 278 ЭПК, обязывают судов апелляционной инстанции рассмотреть дело по правим судопроизводства первой инстанции при определенных случаях.

  • Кассационный порядок.

До 1 января 2024 года обжаловать постановление суда апелляционной инстанции было возможно только в кассационном порядке, в течение 1 года после вынесения постановления. Также после постановления суда кассационной инстанции можно было обжаловать его в повторной кассации, на основании статьи 305 1 ЭПК. В силу внесенных изменений данная практика была заменена и исключена статья 3051 ЭПК.  

Статья 282 ЭПК, потерпела серьёзной редакции, например часть 1 данной статьи давала право обжаловать только судебные акты, которые были ранее обжалованы в апелляционном порядке, но сейчас решение суда первой инстанции рассматривается в кассационном порядке, если она не рассмотрена в апелляционном порядке. То есть если в течение месяца, решение суда первой инстанции, не обжалуется в апелляционном порядке, то она может обжаловаться в кассационном порядке, если не упущен 6 месячный срок обжалования, после вступления в силу решения.

Статья 283 ЭПК, определяющая суды, рассматривающие кассационные жалобы, была принята в новой редакции. В старой версии норма была написана следующем образом: «Кассационная жалоба (протест) на решение суда первой инстанции, рассмотренное в апелляционном порядке, и постановление суда апелляционной инстанции рассматривается Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.». В новой редакции данная статья была изменена точно также как статья 260 ЭПК. Точнее, согласно этой редакции кассационные жалобы рассматривают суды Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентского городского судов — на решения соответствующих межрайонных, районных, городских экономических судов, Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов. Верховный суд рассматривает только жалобы на решения Верховного суда.

Вышеприведенный пример крупного инвестора подойдет и здесь, например, в качестве первой инстанции он выбрал областной суд и после принятия решения судом первой инстанции, просрочив месячный срок апелляции, подает на кассацию, но данную кассацию будет рассматривать областной суд, но не Верховный.

Изменения также коснулись и  пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в старой редакции статьи 299 ЭПК не давалось право судам исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты, а в новой редакции таким правом судья кассационной инстанции обладают.

В отношении полномочий суда, как в апелляционном производстве, в кассации тоже были внесены схожие изменения.  Например, согласно статье 301 ЭПК если дело было рассмотрено в отсутствии кого-либо из участвующих в деле лиц, надлежаще не извещенных о времени и месте судебного заседания; принято судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; также если не было принято судом решение по заявленному требованию, суд рассматривает дело по правилам производства судей первой инстанции, что не было возможным в старой редакции данной статьи.

  • Ревизионный порядок производства по пересмотру судебных актов.

В ревизионном порядке могут быть обжалованы акты, которые вступили в силу и были рассмотрены в апелляционном или кассационном порядке. Для подачи жалобы на пересмотр судебного акта в ревизионном порядке заявитель должен не упустит срок подачи заявления, для ревизионного порядка, данный срок составляет  один год со дня вступления силы решения суда первой инстанции. Если до принятия постановления апелляционной или кассационной инстанции данный срок истек, то предоставляется 3 месячный срок со дня принятия постановления.

Дела в ревизионном порядке рассматривают суды:

  • Судебная коллегия по экономическим делам Суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов;
  • Судебная коллегия по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан;
  • Президиум Верховного суда Республики Узбекистан.

Дела рассматриваемые судебной коллегией по экономическим делам Суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов.

Данные суды рассматривают решения, определения, постановления межрайонных, районных, городских экономических судов, по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, а также постановление суда апелляционной или кассационной инстанции.

На обжалование имеют права:

  • лица, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение;
  • Бизнес омбудсмен, исключениями являются спор между двумя предпринимателями или не связан с предпринимательством;
  • Генеральным прокурором Республики Узбекистан и его заместителями, прокурорами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и их заместителями по делу, рассмотренному с участием прокурора, а также по другим делам в случае наличия обращения.
  • Судебная коллегия по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Данная коллеги рассматривает судебные акты по делам рассмотренным в ревизионном порядке Судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, судебные акты ревизионной инстанции этих судов, и судебные акты, принятые этими судами по первой инстанции, рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке, а также судебные акты, принятые Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции, рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке.

На обжалование имеют право:

  • лица, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение;
  • Генеральным прокурором Республики Узбекистан и его заместителями по делу, рассмотренному с участием прокурора, а также по другим делам в случае наличия обращения.
  • Президиум Верховного суда Республики Узбекистан.

Президиум рассматривает судебные акты, по делам рассмотренным в ревизионном порядке, а также судебные акты, принятые в ревизионном порядке Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.

На обжалование имеют права:

  • Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, на основании обращения;
  • Генеральный прокурор республики Узбекистан, на основании обращения.
  1. Изменения внесенные на основании ЗРУ № 911 от 21.02.2024

На основании ЗРУ №911 от 21.02. 2024 было внесено изменений в 4 статьях ЭПК и Глава 25 была принята в новой редакции.

Все эти изменения в основном связаны  с меной терминов «банкротство» на «неплатежаспособность» и «граждан» на «физических лиц». Основанием этого является ЗРУ «О неплатежаспособности» от 12.04.2022, где термин «банкротство» не употребляется и вместо него используется «неплатежаспособность». Хотя есть понятие банкрот, которым является должник, признанный на основании решения суда неплатежеспособным.

Изменений слова «гражданин» на «физическое лицо» сразу увеличивает круг лиц, к которым может применяться данная процедура, например лиц без гражданства и иностранные лица.

Заключение 

Суммируя все значимые изменения внесенные в ЭПК в период с 26.04.2023 до 21.02.2024, можно сделать следующий вывод:

  1. Суды по экономическим делам не имеют право отказать в принятии иска, если она подведомственна гражданскому или административному суду, иск должен перенаправляться по подведомственности.
  2. Внесения в ЭПК ревизионного производства:

Во-первых, привел к исключению института повторной кассации;

Во-вторых, изменила сроки подачи кассационной жалобе (для кассации 6 месяцев после вступления в силу решения, для ревизии срок 1 год после вступления в силу решения 1 инстанции);

В-третьих, после вынесения решения судом первой инстанции, данное решение обжалуется либо в апелляционном порядке (до вступления в силу решения), либо в  кассационном (после вступления в силу решения), только после этого можно обжаловать решение в ревизионном порядке.  

В-четвертых, в ревизионном порядке дела рассматривают:

  • областные суды, суды города Ташкента, суд Республики Каракалпакстан;
  • коллегия по экономическим делам Верховного суда;
  • Президиум верховного суда.

В Президиум судебный акт может опротестовать только председатель верховного суда и Генеральный прокурор, на основании обращений лиц, участвовавших в деле, а также лиц, не привлеченных к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение.  

Также в качестве апелляционной или кассационной инстанции, коллегия по экономическим делам Верховного суда не рассматривает судебные акты областных судов, судов города Ташкента и суда Республики Каракалпакстан. 

Недавние изменениями терминологии в ЭПК, в отношении дел о неплатежаспособности, были направлены на уточнение и согласование терминологии с действующим законодательством, а также на обеспечение более точного и единообразного использования терминов в правовых актах.