Июнь 7, 2022

Передислокация бизнеса в Узбекистан

1.Формы передислокации

1.1. ПУ, дочерняя компания, представительство

1.1.1. Постоянное учреждение

1.1.2. Представительство

1.1.3. Резидентская компания в новой юрисдикции

А) Общество с ограниченной ответственностью

Б) Акционерное общество

В) Статус компании с иностранными инвестициями

1.2. Основные плюсы и минусы форм присутствия иностранной компании в Узбекистане

1.3. Соглашение о разделе продукции

1.4. Понятие SPV

1.5. Прекращение регистрации в прежней юрисдикции и создание новой регистрации в новой юрисдикции

1.5.1. Понятие номинальной компании

1.5.2. Понятие спящей компании

1.6. Регистрация в СЭЗ

2. Трудовые вопросы

2.1. Дистанционная работа

2.2. Регулирование импорта труда

2.3. Временные трудовые коллективы (ТК) и передача работников (ТК) от одного ЮЛ другому

2.4. Визы и разрешения импортированных работников

2.4.1. Регистрация

2.4.2. Визы (режим и получение)

2.5. ПИНФЛ

2.6. ИНН

3. Разрешения юридическому лицу — резиденту РУз для ведения деятельности за пределами юрисдикции РУз

3.1. Уведомление уполномоченного органа о создании ЮЛ за рубежом

3.2. Уведомление налоговых органов банками РУз

3.3. Валютный контроль за отдельными операциями

4. Финансовая составляющая передислокации

4.1. Контроль трансфертного ценообразования

4.2. Понятие контролируемой иностранной компании

4.3. Налоги на деятельность

4.3.1. НДС

4.3.2. Налог на прибыль

А) Дивиденды и проценты

4.3.3. Налог на имущество

5. Таможенные режимы: общие положения

5.1. Изменения в таможенном законодательстве, повлекшие упрощение таможенного регулирования

5.2. Соотношение указанных режимов и СЭЗ. Передислокация бизнеса и работа иностранной компании в СЭЗ 

1. Формы передислокации

В первую очередь важно отметить, что механизма передислокации бизнеса, или иными словами, редомицилиации (миграции) бизнеса в Республике Узбекистан («РУз«) не предусмотрено. Однако понятно, что во всех случаях, когда речь идет о передислокации бизнеса в части, касающейся принимающей юрисдикции, речь может идти о вариантах (формах) появления в ней существующего, намеренного продолжать или прекратить свое существование юридического лица.

1.1. ПУ, дочерняя компания, представительство

На сегодняшний день в Узбекистане существует масса механизмов ведения бизнеса, начиная от самостоятельной компании, заканчивая постоянными учреждениями (далее – «ПУ»), представительствами и дочерними хозяйственными обществами (далее – «ДП»). Первое и самое весомое различие между ПУ и представительством является то, что представительство не осуществляет хозяйственную или иную коммерческую деятельность, в то время как ПУ предполагает осуществление коммерческой деятельности иностранным предприятием. А именно, иностранные предприятия открывают представительство в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана. Как только иностранное предприятие начнет совершать через представительство коммерческую деятельность, оно будет переквалифицировано в ПУ со всеми вытекающими из этого последствиями. В свою очередь, ДП в отличие от вышеупомянутых структур является юридическим лицом. Однако общий признак всех трех корпоративных структур заключается в том, что они в той или иной степени зависимы от другого (иностранного) предприятия.

1.1.1. Постоянное учреждение

ПУ по своей правовой природе — налоговый статус и создано именно с целью решения вопросов налогообложения иностранных юридических лиц. ПУ не является организационно-правовой формой согласно законодательству РУз, а соответственно не является самостоятельным субъектом гражданского оборота. Однако на практике, при осуществлении иностранным юридическим лицом хозяйственной деятельности через ПУ, статус последнего толкуется расширительно со стороны ряда государственных органов. Нерезидент, осуществляющий деятельность в РУз, должен обратиться в налоговый орган о постановке на учет не позднее 183 дней со дня начала осуществления этой деятельности. Если нерезидент заключил договор или несколько договоров исполнение которых приводит к образованию постоянного учреждения и по которым суммарный срок деятельности составит более 183 дня, он должен обратиться в налоговый орган не позднее тридцати календарных дней. Если нерезидент является участником простого товарищества (договора о совместной деятельности), деятельность которого приводит к образованию постоянного учреждения, он быть поставлен на учет в течение 30 дней с даты начала осуществления деятельности.

ПУ ставится на учет по месту осуществления деятельности. Постановка на учет ПУ осуществляется по следующему порядку:

1-й этап: Представитель ПУ, в течение 183 дней представляет в налоговый орган необходимые документы.

2-й этап: Налоговый орган в течение 3-х рабочих дней, изучив все документы, ставят на учет ПУ, а в случае несоответствия документов извещают об этом заявителя.

3-й этап: Налоговый орган выдает иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность через ПУ, — справку о постановке на учет в налоговом органе. Для более подробной информации о ПУ следуйте по ссылке.

1.1.2. Представительство

Иностранные коммерческие организации могут присутствовать в Узбекистане путем аккредитации представительства. При этом представительство не является юридическим лицом и не может осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность, оно создается для представления и защиты своих интересов на территории РУз. Аккредитация возможна на период от 1 года до 3 лет. Если Представительство планирует осуществлять свою деятельность менее чем 1 год, аккредитацию следует получить на 1 год. Для аккредитации иностранная компания должна сдать необходимые документы в Министерство инвестиций и внешней торговли РУз («МИВТ«). МИВТ рассматривает заявление об аккредитации Представительства и принимает решение о разрешении или отказе в аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления. МИВТ в течение 3 дней с момента принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации письменно сообщает об этом заявителю. Аккредитация осуществляется со взиманием госпошлины – 48-кратного БРВ (примерно 1,000 долл США). Сертификат об аккредитации выдается в течение 5 дней после получения платы за аккредитацию на счет МИВТ. При этом МИВТ запрашивает у иностранной компании и в последствии направляет информацию в налоговые органы в целях получения ИНН.

В течение 10 дней после получения сертификата об аккредитации, Представительство обязано:

  1. представить в аккредитующий орган письменное уведомление о своем почтовом адресе
  2. произвести постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения Представительства
  3. представить в МИВТ справку о постановке на учет в налоговых органах.

Глава представительства один раз в год направляет в МИВТ информацию по установленной форме о деятельности Представительства. Для более подробной информации о представительстве следуйте по ссылке.

1.1.3. Резидентская компания в новой юрисдикции

Еще одной формой присутствия иностранной компании в Узбекистане может быть учреждение юридического лица. Ниже мы приводим краткое описание возможных форм юридического лица.

А) Общество с ограниченной ответственностью

Общее описание

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является компанией, учрежденной одним или несколькими физическими лицами (физическими лицами) или юридическими лицами с уставным капиталом, разделенными на акции, размер которых определяется учредительными документами. В отличие от закрытого АО, акции ООО не являются ценными бумагами. Учредительными документами ООО, образованными двумя или более компаниями, являются учредительный договор и устав общества. Если ООО учреждается одним лицом, учредительным документом ООО будет только устав. Компания с единственным учредителем не может образовать в Узбекистане ООО со 100%ным владением. Количество участников не может превышать 50 (по крайней мере, ООО должно быть преобразовано в акционерное общество в течение одного года). Участники ООО не несут ответственности по своим обязательствам и несут риск потерь, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости их личных взносов (с некоторыми исключениями). Участники общества с ограниченной ответственностью, не полностью внесшие вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества. Ответственность ООО ограничивается размерами его активов.

Уставный капитал

Уставный фонд (уставный капитал) общества определяется уставом общества и состоит из номинальной стоимости долей его участников. В отношении определенных сфер деятельности, подлежащих лицензированию (банковская, страховая, туристическая и т.д.), сохраняются требования к минимальному размеру уставного фонда (зависит от вида деятельности ООО).

Органы управления

Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников (ОСУ). ОСУ обладает исключительными полномочиями в отношении тех конкретных вопросов, которые отнесены Законом об ООО к компетенции высшего органа управления. В основном это касается деловых, финансовых, управленческих и структурных вопросов общества. ОСУ созываются не реже одного раза в год. Участники, совместно владеющие не менее чем 10% голосов, вправе требовать созыва внеочередного ОСУ в любое время и по любой причине. Для большинства решений достаточно простого большинства участников, присутствующих на собрании. Для вопросов с высоким приоритетом, связанных с внесением поправок в устав, и увеличением или сокращением уставного капитала требуется квалифицированное (75%) или единогласное голосование. У ООО должен быть директор (единоличный исполнительный орган) или дирекция (коллегиальный исполнительный орган), осуществляющий повседневное руководство обществом. На ОСУ выбираются директор или члены дирекции. Объем полномочий дирекции указывается в учредительных документах общества. В отличие от АО, нет обязательного требования о создании Наблюдательного совета в ООО. Однако Общество может иметь Наблюдательный совет, если это предусмотрено в учредительных документах. Кроме того, обществу запрещено выпускать акции и обязательства в виде ценных бумаг.

О том, как открыть ООО, Вы можете узнать по ссылке.

Б) Акционерное общество

Общие положения

Акционерное общество (акционерное общество) является юридическим лицом, которое предоставляет своим акционерам ограниченную ответственность в размере стоимости своего пакета акций (с небольшим количеством исключений из этого правила). Акционеры, которые не полностью оплатили свои акции, несут солидарную ответственность за обязательства АО в пределах неоплаченной части стоимости своих акций. Количество учредителей Открытого акционерного общества неограниченно. Акционеры акционерного общества могут свободно распоряжаться своими акциями без согласия других акционеров. Акционерное общество может иметь открытую или закрытую подписку на акции. АО может закрывать подписку на акции, за исключением случаев, когда такая закрытая подписка ограничена уставом общества и Законом об акционерных обществах.

Уставный капитал

Уставный капитал АО включает номинальную стоимость акций общества, приобретенных акционерами. Все акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Номинальная стоимость распределенных привилегированных акций не может превышать 20% уставного капитала компании. Размер уставного фонда определяется уставом общества. В отношении определенных сфер деятельности, подлежащих лицензированию (банковская, страховая, туристическая и т.д.), сохраняются требования к минимальному размеру уставного фонда (зависит от вида деятельности АО).

Акции

Акциями в АО могут быть зарегистрированные акции (с указанием имени владельца). Номинальная стоимость акции не может превышать 5’000 UZS (0.49 долларов США). Стоимость акций в Уставе компании должна быть зарегистрирована в валюте Узбекистана.

Привилегированные акции дают своим держателям преимущественное право на получение дивидендов и других прав, предусмотренных Законом об акционерных обществах. Порядок оплаты акций общества определяется при его учреждении учредительным договором или уставом. Оплата акций может производиться денежными средствами, ценными бумагами и другими активами или имущественными правами, имеющими денежную стоимость. Формы и условия распределения акций указываются в уставе компании. АО может выпускать ценные бумаги, которые могут быть далее конвертированы в акции в соответствии с условиями, предусмотренными уставом общества и / или в последующих решениях Общего собрания акционеров.

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления АО является Общее собрание акционеров (ОСА). ОСА проводится не реже одного раза в год. Собрание акционеров, помимо годового собрания, считается внеочередным собранием. Все исключительные вопросы высокого приоритета, связанные с управлением, администрированием, бизнес-политикой, корпоративной структурой, финансовыми аспектами, выборами и некоторыми другими вопросами, относятся к компетенции ОСА, как это предусмотрено Законом об акционерных обществах и уставом компании. Решения в рамках исключительной компетенции ОСА не могут быть делегированы для разрешения любым другим органом АО. Для большинства решений достаточно простого большинства голосов (более 50%). Для некоторых вопросов, предусмотренных Законом об акционерных обществах, требуется квалифицированное голосование (75%) в ОСА. ОСА имеет кворум, если присутствуют акционеры, владеющие более 60% голосов. В ОСА может присутствовать либо акционер, либо его доверенное лицо. Любой акционер может в любой момент заменить своего доверенного лица и / или лично присутствовать на таком собрании.

Наблюдательный совет

Наблюдательный совет (СБ) является промежуточным органом управления. Формирование Наблюдательного совета не является обязательным для АО с менее чем 30 акционерами. АО с большим количеством акционеров должны сформировать СБ.

Наблюдательный совет осуществляет общее управление АО, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об акционерных обществах и уставом компании к исключительной компетенции ОСА. При наличии менее 30 владельцев голосующих акций устав общества может предусматривать, что функции наблюдательного совета компании должны выполняться ОСА. Наблюдательный совет занимается вопросами более низкого приоритета, в основном охватывая проводимую, подготовительную, финансовую политику и политику рынка ценных бумаг, а также некоторые надзорные и организационные функции. Выборы Наблюдательного совета и его председателя, порядок созыва и проведения заседаний Совета директоров, а также другие вопросы, связанные с деятельностью Совета, должны быть указаны в уставе компании и / или во внутренних правилах.

Исполнительный орган

Исполнительный орган управляет повседневной деятельностью компании через директора (главного исполнительного директора) или дирекцию (коллегиальный исполнительный орган). Директор или дирекция действует от имени и от имени АО в пределах полномочий, делегированных ОСА или Наблюдательным советом или в соответствии с уставом компании. Директор и члены дирекции могут нести солидарную ответственность за свои действия.

Обязательства по раскрытию информации

АО обязано раскрывать определенную информацию, касающуюся компании и ее акционеров, которая определяется применимыми законами и правилами.

В) Статус компании с иностранными инвестициями

Уставный фонд должен формироваться в течение одного (1) года с даты государственной регистрации юридического лица.

Предприятие с иностранными инвестициями

Статус «предприятия с иностранными инвестициями» может быть предоставлен компании, которая отвечает следующим требованиям:

Согласно Приложению №1 к ПКМ РУз от 09.02.2017 №66 уставный фонд не должен быть меньше 400 млн сум (примерно 38,000 долларов США);

­  одним из участников является иностранное юридическое лицо или физическое лицо;

—  доля участия иностранного лица (юридическое лицо или физическое лицо) не должна быть меньше 15% от общей суммы уставного фонда.

Статус грантов «предприятие с иностранными инвестициями»:

1) определенную защиту иностранным инвестициям, предусмотренные Законом Республики Узбекистан № 598 от 25.12.19 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»; а также

2) другие основные гарантии, льготы и преференции, установленные для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, предусмотренные Указом Президента № УП-4434 от 04.10.2012.

Компания с иностранными инвестициями может пользоваться определенными гарантиями и экономическими привилегиями, и льготами. Экономические привилегии и исключения включают в себя освобождение от таможенных сборов за импортируемое технологическое оборудование и право на получение определенных налоговых вычетов и таможенных льгот в случае участия в приоритетных проектах или секторе экономики, определенных Правительством, которые в основном предоставляются производственным организациям. Кроме того, специальные привилегии предоставляются юридическим лицам, включенным в список приоритетных проектов или осуществляющих деятельность в определенных отраслях экономики или на определенных административных территориях.

1.2. Основные плюсы и минусы форм присутствия иностранной компании в Узбекистане

   

Плюсы

Минусы

1.      Представительство

1.    Не платит корпоративные налоги (налог на прибыль) (но платит только налоги на заработную плату с заработной платы сотрудников представительства, налог на имущество, применяемый к имуществу, которое представительство имеет для работы на территории Узбекистана, а также может платить налоги со сделок купли-продажи, совершенных в ходе административной деятельности (предпринимательская деятельность не разрешена).

2.    Не требует ведения бухгалтерского учета в Узбекистане. Бухгалтерский учет может вестись за границей или передаваться на аутсорсинг сторонней бухгалтерской фирме.

3.    Сотрудники-нерезиденты, если они должным образом аккредитованы, могут пользоваться теми же правами, что и местные граждане: приобретать и продавать недвижимость, пользоваться и управлять банковскими счетами в иностранной и местной валюте в местных банках.

4.    Все средства, хранящиеся на банковском счете представительства, должны быть средствами, предоставленными и депонированными материнским юридическим лицом. Такие средства, если они не будут израсходованы, могут быть легко переведены обратно в материнскую компанию.

5.    Может импортировать оборудование и товары для нужд представительства (автомобили, мебель, расходные материалы и т.д.), но не для продажи.

6.    Может нанимать иностранный и местный персонал.

1.    Не может заниматься каким-либо видом экономической деятельности, кроме указанной ниже.

2.    Любая деятельность, осуществляемая через представительство, может привести к возникновению постоянного учреждения для целей налогообложения юридического лица-нерезидента.

3.    Не может приносить доход.

4.    Единственное направление использования средств, полученных от материнской компании, — это административные нужды самого представительства (плюс маркетинг).

5.    Единственным разрешенным видом деятельности является маркетинг (сбор, обработка и распространение маркетинговых и рыночных данных и материалов, связанных с деятельностью материнской компании).

2.      Постоянное учреждение

1.    Не нужно платить все виды корпоративных налогов, а только налог на прибыль и таможенные пошлины.

2.    Пользуется упрощенной налоговой отчетностью.

3.    Может осуществлять платежи в иностранной валюте со счета за рубежом и, следовательно, нуждается в конвертации узбекских сумов.

4.    Имеет возможность осуществлять платежи за пределами Узбекистана.

5.    Может быть легко ликвидировано (без процедуры ликвидации).

  1. Могут возникнуть трудности с импортом рабочей силы (обычно это могут сделать только резиденты).
  2. Могут возникнуть трудности с ввозом оборудования (обычно ввоз может осуществляться исключительно резидентами).
3.      Резидентская компания (общество с ограниченной ответственностью (ООО))

1.    Компания должна иметь правовой статус, аналогичный местному (резидентскому) юридическому лицу, независимо от страны проживания материнской организации, режим регулирования тот же.

2.    Может заниматься любым видом экономической деятельности, не запрещенным законодательством РУз.

3.    Компания может нанимать иностранный персонал (при условии получения необходимых лицензий и разрешений)

1.    Компания платит те же местные налоги, что и любое другое местное юридическое лицо-резидент (с учетом определенных налоговых льгот и преференций).

2.    Инвесторам гарантируется свободный перевод средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты налогов и платежей, включая конвертацию валюты для репатриации.

4.      Осуществление деятельности на трансграничной основе без открытия какой-либо формы присутствия в Узбекистане, но ведение бизнеса удаленно
  1. Юридическое лицо-нерезидент может осуществлять любую деятельность на трансграничной основе если такая деятельность соответствует местному законодательству.
  2. Любая деятельность иностранной компании, включая продажу товаров, работ или услуг в Узбекистан и из Узбекистана, будет означать, что на территории Узбекистана продающая или покупающая сторона является резидентом Узбекистана (налоговым агентом), в то время как платежи должны осуществляться на трансграничных основах (т.е. как внешнеэкономическая деятельность).

1.    Юридическое лицо-нерезидент не может осуществлять какую-либо «оншорную» деятельность в Узбекистане, так как в противном случае ему необходимо будет зарегистрировать постоянное учреждение или юридическое лицо-резидента.

2.    Юридическое лицо-нерезидент не может иметь или использовать какой-либо офис или помещения и персонал на территории Узбекистана. Любая деятельность на территории Узбекистана, которая осуществляется от имени или в интересах юридического лица-нерезидента, должна осуществляться сторонним резидентом Узбекистана (на платных основаниях).

3.    Доход нерезидента, полученный из источников в Республике Узбекистан и не связанный с постоянным учреждением для целей налогообложения, рассчитывается и удерживается налоговым агентом, выплачивающим доход нерезиденту.

 

1.3. Соглашение о разделе продукции

Инвестор, желающий осуществлять деятельность по поиску, разведке месторождений и добыче полезных ископаемых в Узбекистане может заключить соглашение о разделе продукции с Республикой Узбекистан («СРП«). При этом сторонами такого соглашения будут являться Республика Узбекистан, от имени которой в соглашении выступает Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченный им орган и инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. При этом инвестор для целей организации выполнения работ по СРП должен создать юридическое лицо (операционная компания) или привлечь для этих целей существующие юридические лица, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность на территории Республики Узбекистан. При этом ответственным за все действия такой компании будет нести инвестор. Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в РУз и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ.

1.4. Понятие SPV

Проектная компания, или как она называется за рубежом Special Purpose Vehicle («SPV«) на практике создается только в рамках инвестиционной деятельности при заключении соглашений с государством. А именно, в законе о ГЧП существует понятие специальной проектной компании, а именно, это «юридическое лицо, созданное победителем тендера, резервным победителем, частным инициатором или участником прямых переговоров исключительно для реализации проекта государственно-частного партнерства и зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Узбекистан«.[1] При этом важно отметить, что в законодательстве нет отдельного порядка создания SPV. На практике такая компания создается на основании постановлений или указов президента, в которых устанавливаются полномочия и обязанности таких компаний.

1.5. Прекращение регистрации в прежней юрисдикции и создание новой регистрации в новой юрисдикции

Как было сказано выше в Узбекистане нет механизма редомицилиации (миграции) бизнеса, который, в свою очередь, существует во многих западных юрисдикциях. А именно, инвестор не сможет перенести существующую компанию из одной юрисдикцию в Узбекистан. Таким образом, у него есть только следующие способы квази переноса бизнеса:

—         ликвидация бизнеса в иной юрисдикции и открытие новой компании в Узбекистане;

—         продолжение функционирования бизнеса в иной юрисдикции и его расширение на территорию Узбекистана путем постановки на учет постоянного учреждения или аккредитации представительства, а также путем ведения бизнеса на трансграничной основе.

1.5.1. Понятие номинальной компании

По общему правилу, в Узбекистане не разрешается наличие номинального (виртуального) адреса. Адрес юридического лица должен быть реальным. Однако в соответствии с новыми изменениями в законодательстве, недавно было разрешено использование виртуального офиса в качестве юридического адреса исключительно для резидентов Технопарка, т.е. для IT-компаний, которые зарегистрированы в Технопарке. Несмотря на это, требование реального офиса в качестве адреса всё-таки остается в силе для других юридических лиц, которые не являются резидентами Технопарка. Более того, при государственной регистрации юридических лиц, в качестве места нахождения юридического лица должно быть указано нежилое помещение.

А также есть ряд ограничений для плательщиков НДС в отношении юридического адреса. Для целей регистрации юридических лиц, в качестве плательщика НДС следующие случаи, среди прочего, являются высоким уровнем налогового риска:

  1. налогоплательщик отсутствует по адресу государственной регистрации;
  2. при отсутствии собственного недвижимого имущества отсутствует арендуемое или безвозмездно используемое недвижимое имущество;
  • адрес налогоплательщика отсутствует в базе данных адресно-справочного бюро;
  1. адрес налогоплательщика совпадает с адресом номинального местонахождения. При этом адрес признается номинальным в случае, когда на одно юридическое лицо на основании права собственности или аренды либо безвозмездного пользования приходится площадь (офис) в среднем менее восемнадцати квадратных метров, используемая в административных целях.

Вышеуказанные критерии не являются основанием для запрета на осуществление предпринимательской деятельности, а лишь служат индикатором соответствия статусу плательщика НДС.

Понятий «номинальный директор» и «номинальный учредитель» законодательством не предусмотрено.

1.5.2. Понятие спящей компании

В законодательстве отсутствует понятие «спящая компания». В Узбекистане не предусмотрен порядок добровольного «замораживания» компаний при её учреждении, что является одной из основных причин не развития рынка купли-продажи готовых компаний. Однако по инициативе регулятора компания может быть передана в категорию бездействующих компаний. Существует понятие «бездействующая компания». Компания считается бездействующей при наличии следующих признаков:

  1. непоступление в течение девяти месяцев на банковские счета денежных средств по финансово-хозяйственной деятельности;
  2. непредставление в течение девяти месяцев налоговых отчетов.

Налоговый орган определяет статус бездействующей компании. Регистрирующий орган на основании налогового органа переводит коммерческую организацию в категорию бездействующих и вносит соответствующую запись об этом в государственный реестр. Коммерческие банки в течение одного рабочего дня закрывают счета коммерческих организаций, переведенных в категорию бездействующих, и переводят денежные средства на бездействующие депозитные счета.

Деятельность может быть восстановлена на основе обращения учредителя (учредителей) в течение трех лет или в случае признания компании истцом или ответчиком в суде. Если компания не восстанавливает свою деятельность в течение трех лет, то она ликвидируется по решению регистрирующего органа и исключается из государственного реестра.

1.6. Регистрация в СЭЗ

Под специальной экономической зоной (далее — «СЭЗ») понимается территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона. Более подробно о СЭЗ в Узбекистане можно узнать здесь. Чтобы стать участником СЭЗ, инвестор должен подготовить ряд документов и пройти установленные законом процедуры. Ниже приводится поэтапная инструкция для получения статуса участника СЭЗ.

Этап 1. Подготовка и подача инвестиционной заявки

Инвестору необходимо заполнить типовую инвестиционную заявку (далее — «Заявка») по предлагаемому им инвестиционному проекту. К такой заявке прилагаются установленные законодательством дополнительные документы.

Инвестиционная заявка подается в дирекцию СЭЗ. Заявка регистрируется в установленном порядке.

Этап 2. Рассмотрение Заявки

Дирекция СЭЗ рассматривает Заявку и приложенные к ней документы в течение 2 рабочих дней. Если Заявка не соответствует требованиям законодательства, то она возвращается с мотивированным обоснованием причин. После устранения таких причин, Заявка может быть подана повторно.

Этап 3. Экспертиза Заявки

При отсутствии недостатков Заявка и её приложения направляются на экспертизу. Срок проведения такой экспертизы составляет 20 рабочих дней. По итогам экспертизы пакет документов может быть возвращен для доработки в дирекцию СЭЗ с указанием причин. После устранения причин, Заявка может быть повторно подана на экспертизу. Срок повторной экспертизы составляет 10 рабочих дней. По итогам экспертизы выдается соответствующее заключение.

Этап 4. Рассмотрение Заявки административным советом СЭЗ

При наличии положительного экспертного заключения, дирекция СЭЗ в течение 2 рабочих дней вносит Заявку в административный совет СЭЗ для рассмотрения в течение 5 рабочих дней. На данном этапе в инвестиционный проект могут быть внесены изменения. По итогам рассмотрения, административный совет принимает решение о целесообразности (реализации) инвестиционного проекта или о его нецелесообразности.

Этапы 1-4 могут осуществляться в электронном виде.

Этап 5. Дальнейшие действия

После получения решения о целесообразности (реализации) инвестиционного проекта, инвестор в течение 5 рабочих дней подает документы в центры государственных услуг по месту нахождения СЭЗ для регистрации (инкорпорации) или перерегистрации (уже существующего) юридического лица. После этого может быть подписано инвестиционное соглашение, а созданное или перерегистрированное юридическое лицо может подать документы для включения его в Реестр участников СЭЗ. Такие документ рассматриваются дирекцией СЭЗ в течение 2 рабочих дней, и юридическое лицо включается в Реестр участников СЭЗ, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. Юридическое лицо приобретает статус участника СЭЗ после (1) подписания инвестиционного соглашения и (2) включения его в Реестр участников СЭЗ.

Установленный порядок может отличаться для инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации на территории особых промышленных зон.

2. Трудовые вопросы

2.1. Дистанционная работа

В период пандемии COVID-19, для предотвращения распространения вируса Указом Президента РУз № УП-5969 от 19.03.2020 г. было предусмотрено внедрение порядка, по которому определенные группы населения могут быть временно переведены на (1) дистанционный метод работы, (2) гибкий рабочий график или (3) на работу на дому в период действия карантинных мер. Такой порядок был введен 28.03.2020 г. Приказом министра занятости и трудовых отношений (рег. МЮ № 3228) (далее — «Положение»). Необходимо отметить, что Положение распространяется на всех работников, хоть приоритет и был дан определенным категориям населения, более подверженным вирусу. Положение применяется при наличии двух факторов (1) период карантина — время осуществления мероприятий, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, (2) согласие работника.

Дистанционная работа определяется Положением как метод работы с выполнением трудовых обязанностей, указанных в трудовом договоре работника, за пределами расположения территории работодателя, за пределами постоянного места работы, территории или объекта, находящихся под непосредственным или косвенным контролем работодателя. Положение также регулирует вопросы рабочего графика и отпусков, оплату труда, а также условия, которые необходимо прописать в трудовом договоре в связи с переводом на дистанционный режим. Законодательство РУз также предусматривает внедрение методов дистанционной работы в целях усиления гарантии защиты законных интересов женщин в рамках Указа Президента Республики Узбекистан № УП-87 от 07.03.2022 г.

Стоит также отметить, что в соответствии с Приложением № 3 к Указу Президента № УП-113 от 20.04.2022 г., с 1 июля 2022 года при осуществлении трудовой деятельности в дистанционной (онлайн) форме, находясь за рубежом, более не требуется получение подтверждения на труд. Подробнее о подтверждении на труд см. здесь.

Под гибким графиком работы подразумевается изменение режима рабочего времени, включая изменение времени начала и окончания работы, а также установление неполного рабочего времени; все перечисленное признается как изменение условий труда. Оформление перевода на гибкий график работы осуществляется аналогично с переводом на дистанционную работу (изменение трудового договора и издание приказа). Гибкий график регулируется в том числе положениями Трудового кодекса РУз, в частности о неполном рабочем времени.

Работа по дому (или иначе «надомный труд») определяется в трудовом законодательстве РУз как осуществляемая работником работа по производству товаров и оказанию услуг по заказам работодателя по месту жительства работника или в других помещениях, принадлежащих ему или членам его семьи. Концепция надомного труда подробно регламентирована трудовым законодательством РУз, включая вопросы их социального страхования, льгот, возмещения расходов и тд. Для надомников также утвержден соответствующий типовой трудовой договор.

Можно отметить, что оформление перевода по вышеназванным трем основаниям осуществляется по общей процедуре оформления изменений условий труда, закрепленной в ч. 7 ст. 96 Трудового кодекса РУз, а именно:

  1. Внесение изменений в трудовой договор, заключенный между работодателем и работником;
  2. Издание соответствующего приказа.

Условия труда, по которым стороны пришли к соглашению и включили в трудовой договор, становятся условиями трудового договора, и по общему правилу их изменение возможно только при наличии обоюдного согласия работника и работодателя.

2.2. Регулирование импорта труда

В целом отсутствуют какие-либо ограничения для ввоза иностранной рабочей силы, особенно для специалистов руководящего уровня.

Иностранный гражданин может быть принят на работу на территории Республики Узбекистан, если имеет подтверждение на право работы в Узбекистане (Индивидуальное разрешение на работу), выданное принимающему юридическому лица-резиденту.

Для получения разрешения необходимо:

  • Обратиться в явочном порядке в Центр государственных услуг; или
  • подать заявку в электронной форме через Единый портал государственных услуг (my.gov.uz); или
  • подать заявку через онлайн-площадку (еще не созданы).

Работодатели заключают предварительный трудовой договор с иностранным гражданином, проживающим за границей на трудоустройство по определенной вакансии, на которую они хотят привлечь или использовать иностранного работника в качестве специалиста. Трудовой договор подписывается обеими сторонами, после чего работодатель или его уполномоченный представитель в явочном порядке (через Центр государственных услуг) или в электронном виде (через ЕПИГУ или специализированную онлайн-площадку) подает в Агентство заявление для получения индивидуального разрешения на работу для соответствующего иностранного специалиста, заверенное ЭЦП работодателя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • анкета на иностранного специалиста (заверенная ЭЦП работодателя) (по стандартной форме);
  • проект трудового договора, подтверждающий предварительную договоренность с работодателем о намерении и условиях привлечения иностранного работника на территорию Республики Узбекистан, с указанием заработной платы;
  • обязательство руководителя, заверенное ЭЦП работодателя (по стандартной форме);
  • фотография размером 3 x 4;
  • копия национального паспорта иностранного работника (с указанием срока действия въездной визы);
  • сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный медицинскими учреждениями Республики Узбекистан;
  • документы, подтверждающие квалификацию иностранного работника (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников);
  • краткие сведения о работодателе (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников);
  • копия паспорта работодателя- физического лица или руководителя работодателя (документы необходимы в случае привлечения на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников).

За рассмотрение заявления на получение Подтверждения взимается сбор в размере 1 БРВ. Срок рассмотрения данной категории запросов составляет 15 рабочих дней. Работодатель в течение 5 рабочих дней после поступления уведомления о выдаче Подтверждения осуществляет оплату сбора за выдачу Подтверждения в следующих размерах:

  • для высококвалифицированных специалистов, а также преподавателей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентские школы и высшие учебные заведения – 1 БРВ;
  • для квалифицированных специалистов – 2 БРВ;
  • для соотечественников – 2 БРВ;
  • для иных иностранных граждан – 30 БРВ.

Важно отметить перечень лиц, на которых процедура получения разрешения на право работать в Узбекистане не распространяется, либо ее распространение отсрачивается:

  • с 1 декабря 2018 года на иностранных граждан, инвестировавших в Республику Узбекистан в размере не менее 8 500-кратной базовой расчетной величины, установленного в Республике Узбекистан на момент внесения инвестиций, в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия;
  • на сотрудников постоянных представительств иностранных государств, представительств международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, аккредитованных в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, а также других лиц, имеющих дипломатический статус;
  • на специалистов, привлекаемых на работу в сфере туризма по ходатайствам Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, на срок до трех месяцев;
  • на учредителей иностранных и совместных предприятий, действующих или создающихся на территории Республики Узбекистан, в том числе первых руководителей (с даты заключения с ними трудовых договоров на соответствующие должности), сроком до трех месяцев;
  • на деятелей науки и культуры, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан в организациях, созданных в соответствии с межгосударственными договорами;
  • на студентов, проходящих производственную практику во время каникул в рамках программ образовательных учреждений высшего образования Республики Узбекистан;
  • на представителей прессы, аккредитованных в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан;
  • на работников негосударственных некоммерческих организаций, а также представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций, аккредитованных в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
  • на преподавателей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентские школы в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также в высшие образовательные учреждения;
  • на лиц, получивших вид на жительство в Республике Узбекистан;
  • на лиц, для которых международными договорами Республики Узбекистан определен иной порядок трудоустройства.

Для более подробной информации об импорте рабочей силы переходите по ссылке.

2.3. Временные трудовые коллективы (ТК) и передача работников от одного ЮЛ другому.

В Узбекистане отсутствует понятие временных трудовых коллективов, а также отсутствует механизм передачи работников от одного юридического лица к другому. Такой механизм предусмотрен для реорганизованной компании. Однако в законодательстве предусмотрен аутстаффинг и аутсорсинг. Статья 16 Закона РУз от 20.10.2020 № ЗРУ-642 предусматривает оказание аутстаффинговых услуг на основании договора, заключенного между работодателем, предоставляющим работника, и юридическим лицом. В соответствии с договором об оказании аутстаффинговых услуг работники осуществляют трудовые функции в интересах, под управлением и контролем юридического лица, к которому они были направлены работодателем. Оплата труда работников осуществляется работодателем. Важно учесть, что аутстаффинговые услуги вправе оказывать юридические лица, зарегистрированные на территории РУз. Оказание аутстаффинговых услуг, связанных с направлением работодателем своих работников для выполнения ими трудовых функций за пределами РУз не допускается. Таким образом, законодательство РУз предусматривает оказание аутстаффинговых услуг компаниями, зарегистрированными на территории РУз, на основании договора об оказании аутстаффинговых услуг.

2.4. Визы и разрешения импортированных работников

2.4.1. Регистрация

Посетители по любому из типов визы, останавливающиеся на территории Узбекистана более трех дней, должны быть зарегистрированы в Министерстве внутренних дел в течение трех рабочих дней.

В случае если иностранный гражданин прибыл в Узбекистан по приглашению, тогда обязанность по обеспечению регистрации по месту временного пребывания возлагается на работодателя.

Для этого работодателю необходимо:

— В случае если срок пребывания иностранного лица не превышает 30 дней, то его регистрацию, кроме личного обращения в органы внутренних дел, можно осуществить направив онлайн уведомление с помощью онлайн платформы

— если срок пребывания иностранного лица превышает 30 дней, то его регистрацию можно осуществить только личным обращением в территориальные органы внутренних дел.

Если иностранное лицо заселяется по прибытию в отель, большинство отелей проводят регистрацию автоматически от имени заселившегося лица.

Стоимость данной услуги составляет 0.018 БРВ (5,400 UZS)

2.4.2. Визы (режим и получение)

Для того что бы иностранному лицу или лицам без гражданства въехать на территорию Республики Узбекистан необходима въездная виза. Виды рабочих виз могут различаться в зависимости от цели поездки:

  • Служебные визы, по служебным поездкам по приглашению государственных учреждений
  • Деловая (В-1, В-2)
  • Рабочая, для осуществления трудовой деятельности (Е)
  • Преподавательская, выдается профессорско-преподавательскому составу в учебных заведениях

Для того что бы получить визу иностранным гражданам и лицам без гражданства нужно получить визовую поддержку. Юридические лица или постоянные представительства иностранных государств, представительства международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, аккредитованные в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, а также представительства и филиалы международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций, направляют приглашения иностранным гражданам только после подачи ходатайства об оказании визовой поддержки в МИД Республики Узбекистан.

Далее визовая поддержка оформляется на основании ходатайства приглашающих юридических и физических лиц, постоянно или временно находящихся на территории Узбекистана, представленных в МИД Республики Узбекистан.

Для оформления визовой поддержки следующий перечень необходимых документов для приглашения иностранцев юридическими лицами, должен быть предоставлен в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом:

— Визовая заявка на фирменном бланке организации установленного образца;

— Электронная анкета из сайта evisa.mfa.uz;

— Копии паспортов приглашаемого лица, руководителя организации и уполномоченного лица организации, для представления документов;

— Копии документов на организацию (лицензия, сертификат, удостоверения и т.п.);

— Копии приказов на руководителя и уполномоченного лица;

— Копия доверенности организации на уполномоченного лица;

— При оформлении визы по прибытию в аэропорту «Ташкент» необходимо также предоставить копии авиабилетов или брони;

— Справка с места работы приглашаемого лица.

А если приглашает физическое лицо:

— Визовая заявка установленного образца;

— Электронная анкета из сайта evisa.mfa.uz;

— Копии паспортов приглашаемого и приглашающего лица;

— Оригинал извещения о приглашении, выданный органами внутренних дел РУ;

— Копии документов, подтверждающих родственные связи (если имеются);

— При оформлении визы по прибытию в аэропорту «Ташкент» необходимо также предоставить копии авиабилетов или брони.

Срок рассмотрения ходатайств юридических и физических лиц в МИД составляет 10 рабочих дней при соблюдении установленного порядка представления документов.

В случае, если иностранное лицо хочет получить визу по приглашению работодателя по контракту на срок более трех месяцев, то в этом случае иностранный гражданин должен получить подтверждение права на трудовую деятельность, выданного иностранному гражданину Агентством по внешней трудовой миграции.

Также срок оформления иностранному гражданину разрешения на выдачу визы на въезд в Узбекистан по приглашениям граждан не должен превышать 15 суток.

Для получения визы иностранным гражданам и лицам без гражданства необходимо представить в дипломатическое представительство или консульское учреждение Узбекистана за рубежом следующие документы:

  • паспорт или документ лица без гражданства, срок действия которого должен превышать срок действия визы не менее чем на 3 месяца;
  • заполненная визовая анкета в 2 экземплярах;
  • 2 цветные фотографии паспортного размера.

Сроком рассмотрения визовых документов и оформления иностранному гражданину въездной визы не должен превышать 10 суток.

Существуют однократные, двукратные и многократные въездные визы в Узбекистан.

Однократная виза

Однократная виза дает право въехать на Территорию Узбекистана только один раз. Поэтому после того, как эта виза была использована для поездки в Узбекистан, если посетитель хочет снова въехать в Узбекистан, сначала необходимо повторно подать заявление на получение другой визы в его местное консульство.

Многократная виза

Многократная въездная виза позволяет иностранному лицу выехать и вернуться в Узбекистан по той же визе до истечения срока действия визы. Если в поле «Въезды» на визе указано «02», это означает, что лицу разрешено въехать в Узбекистан два раза с этой визой.

Стоимость оформления визы:

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан за оформление и выдачу виз устанавливаются следующие консульские сборы:

а) Для однократных виз:

  • До 7 дней — 40 долларов США;
  • До 15 дней — 50$;
  • До 30 дней — 60$;
  • до 3-х месяцев — 80$;
  • до 6 месяцев — 120 долларов США;
  • До 1 года — 160 долларов США.

б) Для многократных виз:

  • до 6 месяцев — 150$;
  • до 1 года — 250 долларов США;
  • до 2 лет — 300$;
  • До 3 лет — 350$.

Примечание: ставка будет увеличена на 10 долларов за каждую дополнительную запись.

Порядок оформления визы для сотрудников представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций

Иностранные граждане, прибывающие в Узбекистан по приглашениям юридических лиц или постоянных представительств иностранных государств, представительств международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, иностранных граждан, аккредитованных в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, а также представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций, за получением должны обращаться в консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом и предоставить следующие документы:

  • заполненную визовую анкету установленной формы
  • приглашение
  • национальный паспорт или заменяющий его документ

Далее МИД рассматривает письменные обращения вышеуказанных организаций или граждан, и направляет соответствующие указания консульским учреждениям за рубежом, те в свою очередь готовят визу.

2.5. ПИНФЛ

ПИНФЛ — это персональный идентификационный номер физического лица, который согласно требованиям международного стандарта ICAO для машиносчитываемых документов, необходим для использования в паспортах граждан РУз и в других документах. Для получения ПИНФЛ физическое лицо (иностранный гражданин или лицо без гражданства) должно обратиться в отдел миграции и оформления гражданства органов внутренних дел (ОМиОГ) по месту временной регистрации (присваивается по заявлению) или постоянного проживания (присваивается при получении вид на жительство). Гражданам РУз не нужно получать ПИНФЛ, так как он уже имеется в биометрическом паспорте. Для более подробной информации о ПИНФЛ проходите по ссылке.

2.6. ИНН

При постановке на учет в налоговых органах (при возникновении налоговых обязанностей) каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Республики Узбекистан идентификационный номер налогоплательщика, и его учетные данные вносятся в Единый реестр налогоплательщиков Республики Узбекистан. Идентификационный номер присваивается Государственным налоговым комитетом РУз через ЦГУ или официальный веб-сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан посредством заполнения соответствующей анкеты заявителем.

3. Разрешения юридическому лицу — резиденту РУз для ведения деятельности за пределами юрисдикции РУз

3.1. Уведомление уполномоченного органа о создании ЮЛ за рубежом

После государственной регистрации организации за рубежом учредитель местной ЮЛ в месячный срок уведомляет об этом МИВТ. При этом учредитель должен предоставить утвержденные учредительные документы организации за рубежом, легализованные (при необходимости) в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением РУз за рубежом по месту аккредитации или Консульским управлением Министерства иностранных дел РУз с соответствующим переводом. Кроме того, учредитель в месячный срок обязан также уведомить МИВТ при изменении и дополнении учредительных документов организации за рубежом, его реорганизации или ликвидации, а также смене учредителей организации за рубежом, в том числе иностранных учредителей.

В случае если учредитель формирует свою долю в уставном капитале организации за рубежом товарами из Узбекистана, то вывоз таких товаров оформляется под таможенный режим «временный вывоз», а именно «вывоз товаров в качестве инвестиций». При этом учредитель должен представить решение о создании организации за рубежом в таможенный орган. После уведомления МИВТ, таможенный орган на основании информации, представленной МИВТ, переоформляют товар в режим «экспорт». После процедуры переоформления учредитель освобождается от обязательств возврата товаров, направленных в счет формирования уставного фонда (капитала) организации за рубежом.[2]

3.2. Уведомление налоговых органов банками РУз

В случае если учредитель формирует свою долю в уставном капитале организации за рубежом средствами из Узбекистана, а также в случае поступления денежных средств из-за границы на счета физического лица — резидента РУз от иностранного юридического лица коммерческий банк Узбекистана обязан предоставить информацию и таких операциях в налоговые органы. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют мониторинг вышеуказанных операций.[3]

3.3. Валютный контроль за отдельными операциями

Также, следует отметить, что следующие операции выполняются только при наличии постановлений Президента РУз, Кабинета Министров или международных договоров РУз:

(1)      Инвестиционная деятельность на сумму, превышающую US$10,000 – перевод средств со счетов резидентов в банках РУз на формирование (или долевое участие) предприятий за рубежом, пополнение их филиалов за рубежом оборотными средствами;

(2)      Предоставление резидентами РУз займов и денег, займов в виде товаров (услуг) и лизинга нерезидентам;

(3)      Перевод средств со счетов резидентов РУз в коммерческих банках РУз на иностранные счета (депозиты) и приобретение недвижимости.[4]

4. Финансовая составляющая передислокации

4.1. Контроль трансфертного ценообразования

Трансфертное ценообразование (ТЦ)— это метод установления цен в сделках между участниками группы компаний или другими взаимозависимыми субъектами, используемый для снижения налоговой нагрузки.

В соответствии с разделом VI Налогового кодекса «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании», налоговые органы будут вправе требовать у налогоплательщиков представления документов, подтверждающих трансфертные цены на 2022 год.

Документы должны раскрывать следующую информацию:

  • сведения о сторонах контролируемых сделок;
  • функциональный анализ;
  • метод трансфертного ценообразования;
  • источники информации;
  • расчет интервала рыночной цены (интервала доходности) контролируемой сделки с описанием подхода к выбору сопоставимых сделок и т.д.

Штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в РУз в результате применения мер налогового контроля за ТЦ установлены в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

Кроме того, субъектам следует не забывать о законодательстве о конкуренции, а именно, о понятии экономической концентрации. Экономическая концентрация подразумевает под собой совершение сделок и (или) иных действий, приводящих к преобладанию хозяйствующего субъекта или группы лиц, которое оказывает влияние на состояние конкуренции на товарном или финансовом рынке. Важно учесть антимонопольное регулирование экономической концентрации при трансфертном ценообразовании.

4.2. Понятие контролируемой иностранной компании

В целях налогообложения контролируемой иностранной компанией признается иностранное юридическое лицо, подпадающее одновременно под следующие условия:

  • оно не признается налоговым резидентом Узбекистана;
  • его контролирующими лицами (юридическое или физическое лицо) являются налоговыми резидентами Узбекистана.

Стоит отметить, контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются юридическое и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РУз.

Контролирующими лицами иностранной компании признаются (ст. 40 НК РУз):

  1. с 1 января 2023 г. юридическое или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом РУз, доля участия которого в иностранной компании составляет более 25 процентов;
  2. юридическое или физическое лицо, доля участия которого в этой компании составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РУз, в этой компании составляет более 50 процентов.

Необходимо отметить, ст.6 — ЗРУ 599 от 30-12-2019 гласит что пункт 1 части 1 ст.40 НК вводится в действие с 1 января 2023 года. До 1 января 2023 года контролирующим лицом иностранной компании признается юридическое или физическое лицо, доля участия которого в иностранной компании составляет более 50%.

Осуществлением контроля над компанией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решение в отношении распределение чистой прибыли (дохода) компании.

Таким способом, осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, управляющим активами такой структуры, в отношении распределения полученной ею прибыли (дохода). По общему правилу контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) этой структуры.

Если лицо, не являющейся учредителем, осуществляет контроль над структурой и при этом в отношении него выполняется хотя бы одно из следующих условий, он также признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица:

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый этой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом этой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество этой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

На законных основаниях, налоговый резидент РУз вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной компании. В таких случаях лицо, идентифицирующее себя как контролирующее лицо, обязано уведомить налоговые органы по месту своего учета в порядке, предусмотренном НК РУз.

4.3. Налоги на деятельность

4.3.1. НДС

Налогоплательщиками НДС признаются осуществляющие реализацию товаров, услуг или предпринимательскую деятельность в РУз следующие лица:

  • юридические лица РУз;
  • ИП, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает 1 миллиард сумов, либо перешедшие на уплату НДС добровольно;
  • иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории РУз, если местом реализации таких товаров (услуг) признается РУз;
  • иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РУз через ПУ;
  • доверенное лицо — участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Узбекистан, в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики НДС обязаны встать на специальный регистрационный учет в налоговых органах.

При этом объектом налогообложения является:

— оборот по реализации товаров (услуг), местом реализации которых является РУз[5];

Оборотом по реализации товаров является:

  • передача права собственности на товар на возмездной основе;
  • безвозмездная передача товара, за исключением случаев, когда такая передача является экономически оправданной;
  • передача имущества в лизинг;
  • передача товара на условиях рассрочки платежа;
  • передача товаров (оказание услуг) в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица;
  • передача товаров (оказание услуг) между участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в рамках такого договора;
  • передача товаров (оказание услуг):

а) участнику юридического лица при его выходе (выбытии) из состава участников либо при уменьшении доли участия в юридическом лице или выкупе юридическим лицом у участника доли участия (части доли) в этом юридическом лице;

б) акционеру при выкупе юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом;

в) акционеру или участнику при ликвидации юридического лица;

  • и др. в соответствии с ч. 4 ст. 239 НК РУз.

— ввоз товаров на территорию РУз.

Не будет облагаться НДС:

  1. реализация индивидуальным предпринимателем личного (семейного) имущества, не связанного с осуществлением им предпринимательской деятельности;
  2. передача имущества юридического лица при его реорганизации правопреемнику (правопреемникам);
  • передача учредителем доверительного управления имущества доверительному управляющему и возврат доверительным управляющим переданного ему в доверительное управление имущества при прекращении действия договора доверительного управления;
  1. осуществление операций, связанных с обращением национальной валюты или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).

Таким образом, транзакции, осуществляемые без импорта товаров на территорию РУз, не подпадают под НДС. Однако в случае услуг местом реализации услуг признается территория РУз при условии, что:

  1. покупатели таких услуг осуществляют деятельность или находятся на территории РУз;
  2. услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории РУз;
  • услуги, непосредственно связанные с движимым имуществом, за исключением аренды транспортных средств, фактически оказываются на территории РУз;
  1. услуги в сфере общественного питания, развлечений, отдыха и иные подобные услуги, туризма, услуги гостиничного обслуживания и размещения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, обучения (образования) и др., которые фактически оказываются на территории РУз, кроме услуг в сфере обучения (образования), оказываемые в электронной форме;
  2. услуги по перевозке и (или) транспортировке либо услуги, непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой под условиями, указанными в ч.3 (4) ст. 241 НК РУз;
  3. услуги, непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию РУз до места убытия с территории РУз, оказываются юридическим лицом РУз, ПУ иностранного юридического лица или ИП;
  • местом жительства покупателя является Республика Узбекистан;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор платежных систем, через которого покупатель осуществляет оплату услуг, находится на территории РУз;
  1. и др. условия в соответствии со ст. 241 НК РУз.

4.3.2. Налог на прибыль

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.

Основная ставка — 15%;

  1. Налог на прибыль по ставке 20% уплачивают:
  • банки,
  • производители цемента и полиэтиленовых гранул;
  • налогоплательщики, у которых основной вид деятельности – оказание услуг мобильной связи;
  • с прибыли полученной от оказания услуг рынками и торговыми комплексами.
  1. Налог на прибыль по ставке 7,5% уплачивают субъекты электронной коммерции, включенные в национальный реестр и осуществляющие электронную торговлю.
  2. Налогом на прибыль по ставке 5% облагаются доходы в виде дивидендов.
  3. Налог на прибыль по нулевой ставке рассчитывают:
  • cельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия рыбного хозяйства, отвечающие критериям, предусмотренным статьей 57 НК, по прибыли полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции собственного производства, налогоплательщики, осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • бюджетные организации, получающие доходы из дополнительных источников;
  • с суммы прибыли от реализации товаров/услуг на экспорт;
  • налогоплательщики, единственными участниками которых являются общественные объединения лиц с инвалидностью и в общей численности которых лица с инвалидностью составляют не менее 50 процентов, и фонд оплаты труда лиц с инвалидностью составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда,
  • с суммы доходов, получаемых Народным банком от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан.

Также при определении налога на прибыль важно учесть существование соглашений об избежание двойного налогообложения («СоИДН«). Такое соглашение может давать право субъекту выплачивать налоги только в одном из двух государств или предписывает предельную процентную ставку налога, которая может взиматься по определенному виду дохода. При этом важно отметить ст. 6 НК РУз, в соответствии с которой будет применяться определенный СоИДН. А именно, термин «лицо, имеющее фактическое право на получение дохода», который чаще всего используется в СоИДН определяется ст. 6 НК РУз. Лицом, имеющим фактическое право на получение дохода, выплачиваемые юридическим лицом, признается лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этими доходами, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться такими доходами. При этом не имеет значения, возникло это право в силу прямого и (или) косвенного участия в этом юридическом лице или контроля над ним либо в силу иных обстоятельств. Помимо этого, при применении положений СоИДН в случае освобождения от налогообложения или при применении пониженных налоговых ставок налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или пониженную налоговую ставку, если получатель дохода является налоговым резидентом государства, с которым заключен СоИДН. Такое применение возможно, если получатель доходу предоставит налоговому агенту документ, подтверждающий налоговое резидентство (сертификат резидентства), не позднее даты выплаты дохода.

Сертификат резидентства – это официальный документ, подтверждающий, что нерезидент — получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Узбекистан заключено СоИДН. При этом, сертификат резидентства должен быть представлен в одном из следующих видов:

  1. В виде оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. При этом представление такого документа производится с осуществлением его консульской легализации или с проставлением апостиля в порядке, установленном законодательством;
  2. В виде нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа;
  • В виде бумажной копии электронного документа, подтверждающего налоговое резидентство, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.

А) Дивиденды и проценты

Согласно статьям 343, 351 и 386 дивиденды, которые выплачиваются юридическим лицом РУз, облагаются налогом на прибыль или НДФЛ у источника выплаты. Налоговая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов, для нерезидента РУз составляет 10%. Однако, как пример, в соответствии со статьей 10 и 11 СоИДН с РФ от 02.03.1994, и со статьей 10 СоИДН с РК от 12.06.1996 дивиденды и проценты будут облагаться налогом, как в Узбекистане, так и в РФ или РК. Однако если получатель дивидендов или процентов фактически имеет на них право, то взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы дивидендов. Это означает, что в сумме налоговая ставка в Узбекистане и в РФ или РК не должна превышать 10% от суммы дивидендов или процентов. Таким образом, при выборе механизма изъятия прибыли в виде дивидендов или процентов, с учетом СоИДН между РУз и РФ, РК, налоговая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов для нерезидента, не будет превышать 10% в целом.

4.3.3. Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество юридических лиц признаются:

1)       юридические лица Республики Узбекистан, имеющие на территории Республики Узбекистан имущество, являющееся объектом налогообложения;

2)       юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Республики Узбекистан.

Если невозможно установить местонахождение собственника недвижимого имущества, налогоплательщиком является лицо, у которого это имущество находится во владении и (или) пользовании.

Если юридическое лицо приобретает недвижимое имущество в финансовую аренду (лизинг), то оно также признается налогоплательщиком.

К недвижимому имуществу относятся:

1) здания и сооружения, подлежащие регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

2) объекты незавершенного строительства;

3) железнодорожные пути, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

4) объекты жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации, по истечении шести месяцев после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.

Не являются в качестве объекта налогообложения, объекты недвижимого имущества:

1) используемые некоммерческими организациями, в рамках осуществления некоммерческой деятельности;

2) жилищно-коммунального хозяйства и другого городского хозяйства общегражданского назначения, используемые по целевому назначению. К объектам жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения относятся объекты санитарной очистки, благоустройства и озеленения, наружного освещения городов и поселков, водопроводные (с водозаборными и очистными соружениями), канализационные (с очистными сооружениями), газовые, котельные и тепловые распределительные сети (с сооружениями на них) для коммунально-бытовых нужд и населения;

3) автомобильные дороги общего пользования;

4) оросительной и коллекторно-дренажной сети;

5) гражданской защиты и мобилизационного назначения, находящиеся на балансе налогоплательщика и не используемые в предпринимательской деятельности;

6) используемые для природоохранных и санитарно-очистных целей, пожарной безопасности. Отнесение объектов к используемым для природоохранных, санитарно-очистных целей и пожарной безопасности производится на основании справки соответствующего органа по экологии и охране окружающей среды или пожарной безопасности;

7) земельные участки.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, включая иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан, а также дехканские хозяйства с образованием и без образования юридического лица, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 419 НК.

Если невозможно установить местонахождение собственника имущества, а также в случае смерти собственника недвижимого имущества, налогоплательщиком признается лицо, у которого это имущество находится во владении и (или) пользовании.

Объектом налогообложения налога на имущество физических лиц является следующее имущество, находящееся на территории Республики Узбекистан:

1) жилые дома, квартиры, дачные строения;

2) объекты недвижимого имущества нежилого назначения, предназначенные для предпринимательской деятельности и (или) извлечения дохода;

3) объекты незавершенного строительства нежилого назначения.

4) машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, а также иные строения, помещения и сооружения.

5. Таможенные режимы: общие положения

Таможенный режим Переработка на таможенной территории Таможенный склад Режим свободной таможенной зоны
Определение Ввоз товара в Узбекистан с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки. Хранение товара, ввезенного в Узбекистан, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики и предназначенный для вывоза с таможенной территории. Размещение и использование товара в определенных местах и территориях без уплаты таможенных платежей и без применения мер экономической политики
Необходимые документы 1.      грузовую таможенную декларацию (ГТД) и

2.      товаросопроводительные документы, т.е. коммерческие (инвойс, отгрузочные и упаковочные листы и др.) и транспортные (коносамент, накладная и др.) документы (далее – «ТД»).

1.      ГТД; и

2.      ТД

1.      ГТД; и

2.      ТД

Сроки 2 года (с возможностью продления). 3 года. Не ограничено
Операции с товарами —       непосредственная переработка или обработка ввезенного товара с изменением его первоначальных свойств и индивидуальных показателей, но с сохранением в продукте переработки таких характеристик товара, которые позволяют его идентифицировать;

—       изготовление другого товара с использованием ввезенного товара, включая монтаж, сборку или разборку;

—       ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей;

—       использование в качестве сырья иных товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, в случаях, если эти товары полностью или частично употребляются в процессе переработки (одновременно с другими операциями);

—       расфасовка, упаковка (в том числе переупаковка), сортировка, очистка товара, его подгонка к другим товарам и модернизация оборудования;

—       операции, необходимые для обеспечения сохранности товара в неизменном состоянии;

—       проверка, осмотр и измерение товара;

—       перемещение товара в пределах таможенного склада при условии, что указанное перемещение не повлечет изменения его состояния, нарушения его упаковки и (или) изменения наложенных средств таможенной идентификации;

—       отбор проб и образцов товара для их исследования и идентификации;

—       операции, необходимые для подготовки товара к продаже и транспортировке, включая дробление на партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку (за исключением маркировки акцизными марками), другие подобные операции, в том числе простые сборочные операции;

—       другие операции, необходимые для улучшения товарных качеств, за исключением смешивания, переработки или обработки товара.

Определяется в зависимости от свободной экономической зоны, в которой числится компания.

5.1. Изменения в таможенном законодательстве, повлекшие упрощение таможенного регулирования

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по упрощению применения таможенного режима «Переработка на таможенной территории»» №УП-115 от 25 апреля 2022 (далее – «Указ»), упрощена процедура таможенного контроля на территории Республики Узбекистан и упрощен порядок таможенного регулирования. В частности,

В соответствии с Указом с 1 мая 2022, с целью упрощения таможенного регулирования операции по расфасовке, упаковке (в том числе переупаковке), сортировке, очистке товара, его подгонке к другим товарам и модернизации оборудования также считаются операциями по переработке на таможенной территории.

Операции по переработке товара на таможенной территории могут осуществляться лицом, получившим разрешение на переработку товаров на таможенной территории или же иным лицом по его поручению, при условии, что лицо, получившее разрешение, остается ответственным перед таможенными органами.

Также, с 1 мая 2022 г. при помещении товаров под данный таможенный режим, обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям нормативных актов в области технического регулирования (т.е. сертификация) и представление санитарно-эпидемиологического заключения не требуются.

Также, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №429 от 8 июля 2021, были внедрены следующие изменения:

  • операции по переработке даже в случае отсутствия иностранного заказчика в требованиях таможенного режима – разрешены (ранее – они были под запретом);
  • новые виды внешнеторговых контрактов на вывоз, ввоз, реализацию и закуп, позволяющие субъекту предпринимательства приобретать сырье из-за рубежа, реализовывать его любому иностранному партнеру после его переработки на территории республики без уплаты таможенных платежей;
  • отечественным организациям-экспортерам теперь разрешено приобретать продукцию за рубежом и реализовывать ее напрямую в третьи страны без импорта (ранее такие 3-сторонние сделки были запрещены);
  • порядок осуществления мониторинга привязки контракта на ввоз к контракту на вывоз, а также привязки контракта закупа к контракту реализации;
  • срок ввоза товаров в республику по контракту на ввоз и оформления в таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, а также возврата уплаченных за них денежных средств не может превышать 180 дней со дня осуществления платежей по данным контрактам;
  • срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по контракту на вывоз не должен превышать 180 дней со дня оформления товаров в таможенный режим «реэкспорт»;
  • возврат средств, уплаченных по контракту закупа, или поступление средств по контракту реализации не может превышать 180 дней со дня осуществления платежа по контракту закупа. При этом размер средств, поступивших по контракту реализации, не должен быть меньше размера средств, выплаченных по контракту закупа.

5.2. Соотношение указанных режимов и СЭЗ. Передислокация бизнеса и работа иностранной компании в СЭЗ

Специальный таможенный режим

Специальный таможенный режим для участников СЭЗ может предусматривать:

  • временное освобождение или снижение ставок таможенных платежей;
  • отмену, смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт.
  • Таможенное оформление товаров, экспортируемых или импортируемых участниками специальных экономических зон с применением льгот по таможенным платежам, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Обеспечение специального таможенного режима на территории специальной экономической зоны осуществляется таможенными органами Республики Узбекистан. Специальный таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию специальной экономической зоны.

Льготы по налогам и таможенным платежам

При вышеуказанных таможенных режимах товар ввозится с условным освобождением от таможенной пошлины и налогов, такие льготы предоставляются и участникам СЭЗ. Они пользуются льготами по налогам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Участники специальных экономических зон освобождаются от уплаты:

  • таможенных платежей (кроме налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в установленном порядке для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства;
  • таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню.

Таможенные платежи (кроме сборов за таможенное оформление) не уплачиваются при ввозе на территорию Республики Узбекистан участниками специальных экономических зон сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт.

Участники специальных экономических зон вправе получать отсрочку по уплате НДС при импорте товаров сроком до 120 дней. Сумма НДС, образовавшаяся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возмещается участнику специальной экономической зоны по упрощенному порядку в течение семи дней.

[1] Закон РУз от 10.05.2019 г. № ЗРУ-537 «О государственно-частном партнерстве».

[2] Приложение к ПКМ от 27.03.2013 (МЮ рег. № 2457) «Положение о порядке уведомления о создании юридическими лицами Республики Узбекистан организаций за рубежом или о долевом участии в их уставных фондах (капиталах)».

[3] Приложение к ПКМ от 05.04.2013 (МЮ рег. № 2467) «Положение о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций».

[4] Положение, утвержденное Правлением ЦБ РУз, зарегистрированным МЮ №2536 от 17.12.13 «О порядке проведения отдельных валютных операций».

[5] Местом реализации товаров признается территория РУз, если 1) товар находится на территории РУз и в результате сделки не покидает ее территорию или 2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находился на территории РУз.