Июль 23, 2024
СЭС. Преференции и льготы
Специальные экономические зоны (СЭЗ) — это территории с особым правовым режимом, созданные для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития. Эти зоны предлагают налоговые и таможенные льготы, а также гарантии правовой защиты для участников. СЭЗ могут быть разных типов, включая свободные экономические зоны, научно-технологические и туристско-рекреационные зоны. Участники СЭЗ пользуются налоговыми, таможенными и правовыми льготами, включая освобождение от уплаты ряда налогов и таможенных платежей, в то время как основная цель — создание благоприятных условий для бизнеса и стимулирование регионального роста.
Законодательство.
- Таможенный Кодекс Республики Узбекистан;
- Налоговый Кодекс Республики Узбекистан;
- Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» №604 от 17.02.2020;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2021 года № ПП-5243 «О мерах по дальнейшей поддержке участников специальных экономических зон»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП-5600 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон»;
- Указ Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2022 года № УП-153 «О дополнительных мерах повышения эффективности деятельности специальных экономических, малых промышленных, молодежных промышленных и предпринимательских зон»;
Виды специальных экономических зон.
Специальная экономическая зона — территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона;
Они могут создаваться в виде:[1]
— свободных экономических зон;[2]
— специальных научно-технологических зон;[3]
— туристско-рекреационных зон;[4]
— зон свободной торговли;[5]
-особых промышленных зон.[6]
Список преференций и льгот. | ||
Общие положения | Примеры | |
Специальный правовой режим |
Участник специальной экономической зоны вправе пользоваться гарантиями правовой защиты, льготами и преференциями, предусмотренными законодательством для участников специальных экономических зон. |
Участники специальных экономических зон при изменении налогового законодательства вправе применять в течение срока действия льгот, но не более десяти лет, нормы и положения по уплате налогов, сборов и других платежей, действовавшие на дату их включения в Реестр участников специальной экономической зоны, за исключением норм и положений актов законодательства, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров. Также вправе использовать удобные для них условия, формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.
В специальных экономических зонах обеспечивается соблюдение всех гарантий и льгот в отношении участников специальных экономических зон, предусмотренных законодательством. Решением Президента Республики Узбекистан могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и льготы. Убытки, а также упущенная выгода и моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам в результате необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных органов либо должностных лиц, подлежат возмещению или компенсации в судебном порядке. |
Специальный таможенный режим | Специальный таможенный режим может предусматривать:
|
Так, они освобождаются от уплаты:
— таможенных платежей (кроме налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в установленном порядке для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства;[8] — таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню. Таможенные платежи (кроме сборов за таможенное оформление) не уплачиваются при ввозе на территорию Республики Узбекистан участниками специальных экономических зон сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт. |
Специальный налоговый режим | Участники специальных экономических зон вправе получать отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров сроком до 120 дней.
Сумма налога на добавленную стоимость, образовавшаяся в результате превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возмещается участнику специальной экономической зоны по упрощенному порядку в течение семи дней. Сумма уплаченного налога на добавленную стоимость возмещается участникам специальных экономических зон из республиканского бюджета Республики Узбекистан в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. |
Участники СЭЗ освобождаются от уплаты:[9]
земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан; |
Инвестиции | Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в том числе в эквиваленте:
от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года; от 3 млн. долларов США до 5 млн. долларов США — сроком на 5 лет; от 5 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет; от 10 млн. долларов США и выше — сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа в размере на 50 процентов ниже действующих ставок. |
|
Валютный режим | Положение о порядке функционирования особого валютного режима в свободных экономических зонах подразумевает, в частности, что участники СЭЗ самостоятельно выбирают коммерческие банки Узбекистана для обслуживания и вправе открывать счета в иностранной валюте в одном или в нескольких коммерческих банках, а также иметь счета за рубежом. Выручка в иностранной валюте, в том числе от экспорта товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на счета участников СЭЗ. В пределах зон разрешается производить расчёты и платежи в инвалюте, при этом даже не являющиеся участниками СЭЗ хозяйствующие субъекты-резиденты Узбекистана вправе реализовывать товары и услуги участникам СЭЗ за иностранную валюту. | |
Дополнительно | Участники СЭЗ вправе:
— получать в аренду земельные участки посредством электронного онлайн-аукциона, в пользование здания, сооружения, в том числе на правах аренды, и строить объекты инфраструктуры для осуществления производственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Законом; -требовать от дирекции специальной экономической зоны своевременного обеспечения его инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктурой в соответствии с инвестиционным соглашением и сетевыми графиками реализации инвестиционного проекта; — пользоваться на равных условиях всеми видами услуг, оказываемых дирекцией специальной экономической зоны участникам специальной экономической зоны, в том числе на договорной основе; — осуществлять за счет собственных средств строительство объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с генеральным планом специальной экономической зоны и др. |
Кроме того, предусмотрен ряд отдельных льгот в зависимости от вида специальной экономической зоны:
- Резиденты технопарка (it-park.uz) освобождены сроком до 1 января 2028 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, включая социального налога.
- Доходы, полученные до 1 января 2028 года работниками по трудовым договорам с резидентами технопарка, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 7,5% (вместо обычных 12%).
- Резиденты технопарка могут осуществлять только разрешенные виды деятельности, связанные с информационными технологиями, а также ежемесячно не позднее 20-го числа перечислять технопарку отчисления в размере 1% от совокупного дохода.
[1] Статья 9 ЗРУ «О специальных экономических зонах»
[2] территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологического производства, активного вовлечения в освоение производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики.
[3] территория, на которой в целях развития инновационной инфраструктуры сосредоточены научные организации и иные организации в сфере научной деятельности (технологические парки, центры распространения технологий (трансфера технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и другие).
[4] территория, которая создается для реализации инвестиционных проектов по созданию в ней современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов.
[5] консигнационные склады, территории со специальными таможенным и налоговым режимами, а также площадки для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров.
[6] территория, на которой вводится особый режим управления, хозяйственной и финансовой деятельности. Особые промышленные зоны включают в себя сервисные и производственные зоны, которые формируются путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технологической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.
[7] Специальный таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию специальной экономической зоны.
[8] подпункт 13 части второй статьи 297 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, пункты 2 и 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № ПП-3756 «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций».
[9] В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон»