Июль 23, 2024

СЭС. Преференции и льготы

Специальные экономические зоны (СЭЗ) — это территории с особым правовым режимом, созданные для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития. Эти зоны предлагают налоговые и таможенные льготы, а также гарантии правовой защиты для участников. СЭЗ могут быть разных типов, включая свободные экономические зоны, научно-технологические и туристско-рекреационные зоны. Участники СЭЗ пользуются налоговыми, таможенными и правовыми льготами, включая освобождение от уплаты ряда налогов и таможенных платежей, в то время как основная цель — создание благоприятных условий для бизнеса и стимулирование регионального роста.

Законодательство.

  1. Таможенный Кодекс Республики Узбекистан;
  2. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан;
  3. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» №604 от 17.02.2020;
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2021 года № ПП-5243 «О мерах по дальнейшей поддержке участников специальных экономических зон»;
  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП-5600 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон»;
  6. Указ Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2022 года № УП-153 «О дополнительных мерах повышения эффективности деятельности специальных экономических, малых промышленных, молодежных промышленных и предпринимательских зон»;

Виды специальных экономических зон.

Специальная экономическая зона — территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона;

Они могут создаваться в виде:[1]

— свободных экономических зон;[2]

— специальных научно-технологических зон;[3]

— туристско-рекреационных зон;[4]

— зон свободной торговли;[5]

-особых промышленных зон.[6]

Список преференций и льгот.
Общие положения Примеры
 

Специальный правовой режим

 

Участник специальной экономической зоны вправе пользоваться гарантиями правовой защиты, льготами и преференциями, предусмотренными законодательством для участников специальных экономических зон.

Участники специальных экономических зон при изменении налогового законодательства вправе применять в течение срока действия льгот, но не более десяти лет, нормы и положения по уплате налогов, сборов и других платежей, действовавшие на дату их включения в Реестр участников специальной экономической зоны, за исключением норм и положений актов законодательства, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров. Также вправе использовать удобные для них условия, формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

В специальных экономических зонах обеспечивается соблюдение всех гарантий и льгот в отношении участников специальных экономических зон, предусмотренных законодательством. Решением Президента Республики Узбекистан могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и льготы.

Убытки, а также упущенная выгода и моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам в результате необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных органов либо должностных лиц, подлежат возмещению или компенсации в судебном порядке.

Специальный таможенный режим Специальный таможенный режим может предусматривать:

  • временное освобождение или снижение ставок таможенных платежей;
  • отмену, смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт.[7]
Так, они освобождаются от уплаты:

— таможенных платежей (кроме налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в установленном порядке для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства;[8]

— таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню.

Таможенные платежи (кроме сборов за таможенное оформление) не уплачиваются при ввозе на территорию Республики Узбекистан участниками специальных экономических зон сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт.

Специальный налоговый режим Участники специальных экономических зон вправе получать отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров сроком до 120 дней.

Сумма налога на добавленную стоимость, образовавшаяся в результате превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возмещается участнику специальной экономической зоны по упрощенному порядку в течение семи дней.

Сумма уплаченного налога на добавленную стоимость возмещается участникам специальных экономических зон из республиканского бюджета Республики Узбекистан в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Участники СЭЗ освобождаются от уплаты:[9]

земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

Инвестиции Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в том числе в эквиваленте:

 от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года;

 от 3 млн. долларов США до 5 млн. долларов США — сроком на 5 лет;

 от 5 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет;

 от 10 млн. долларов США и выше — сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа в размере на 50 процентов ниже действующих ставок.

Валютный режим Положение о порядке функционирования особого валютного режима в свободных экономических зонах подразумевает, в частности, что участники СЭЗ самостоятельно выбирают коммерческие банки Узбекистана для обслуживания и вправе открывать счета в иностранной валюте в одном или в нескольких коммерческих банках, а также иметь счета за рубежом. Выручка в иностранной валюте, в том числе от экспорта товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на счета участников СЭЗ. В пределах зон разрешается производить расчёты и платежи в инвалюте, при этом даже не являющиеся участниками СЭЗ хозяйствующие субъекты-резиденты Узбекистана вправе реализовывать товары и услуги участникам СЭЗ за иностранную валюту.
Дополнительно Участники СЭЗ  вправе:

— получать в аренду земельные участки посредством электронного онлайн-аукциона, в пользование здания, сооружения, в том числе на правах аренды, и строить объекты инфраструктуры для осуществления производственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

-требовать от дирекции специальной экономической зоны своевременного обеспечения его инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктурой в соответствии с инвестиционным соглашением и сетевыми графиками реализации инвестиционного проекта;

— пользоваться на равных условиях всеми видами услуг, оказываемых дирекцией специальной экономической зоны участникам специальной экономической зоны, в том числе на договорной основе;

— осуществлять за счет собственных средств строительство объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с генеральным планом специальной экономической зоны и др.

Кроме того, предусмотрен ряд отдельных льгот в зависимости от вида специальной экономической зоны:

  • Резиденты технопарка (it-park.uz) освобождены сроком до 1 января 2028 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, включая социального налога.
  • Доходы, полученные до 1 января 2028 года работниками по трудовым договорам с резидентами технопарка, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 7,5% (вместо обычных 12%).
  • Резиденты технопарка могут осуществлять только разрешенные виды деятельности, связанные с информационными технологиями, а также ежемесячно не позднее 20-го числа перечислять технопарку отчисления в размере 1% от совокупного дохода.

[1] Статья 9 ЗРУ «О специальных экономических зонах»

[2] территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологического производства, активного вовлечения в освоение производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики.

[3] территория, на которой в целях развития инновационной инфраструктуры сосредоточены научные организации и иные организации в сфере научной деятельности (технологические парки, центры распространения технологий (трансфера технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и другие).

[4] территория, которая создается для реализации инвестиционных проектов по созданию в ней современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов.

[5] консигнационные склады, территории со специальными таможенным и налоговым режимами, а также площадки для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров.

[6] территория, на которой вводится особый режим управления, хозяйственной и финансовой деятельности. Особые промышленные зоны включают в себя сервисные и производственные зоны, которые формируются путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технологической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.

[7] Специальный таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию специальной экономической зоны.

[8] подпункт 13 части второй статьи 297 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, пункты 2 и 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № ПП-3756 «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций».

[9] В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон»