Февраль 28, 2022
Система ПОД/ФТ/ФРОМУ в Узбекистане
2. Понятие ПОД/ФТ/ФРОМУ в Узбекистане
3. Внутренний контроль ПОД/ФТ/ФРОМУ
5. Мониторинг за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций
6. Дальнейшее развитие системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
Нормативно-правовая база
- Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма», Нью-Йорк от 09.12.1999 г., ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса РУз № 225-II от 12.05.2001 г.;
- Конвенция против транснациональной организованной преступности, Нью-Йорк от 15.11.2000 г., ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса РУз № 536-II от 30.08.2003 г.;
- Закон РУз № ЗРУ-582 от 11.11.2019 г. «О центральном банке Республики Узбекистан»;
- Закон РУз № 660-II от 26.08.2004 г. «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
- Указ Президента РУз № УП-6252 от 28.06.2021 г. «Об утверждении стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
- Указ Президента РУз № УП-5446 от 23.05.2018 г. «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №402 от 29.06.2021 г. «О дополнительных мерах по реализации Закона Республики Узбекистан №402 от 29.06.2021 г. «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»»;
- Приказ Генерального прокурора РУз № 3327 от 19.10.2021 г. «Об утверждении Положения о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения»;
- Постановление ГНК № 2013-7, ГТК № 01-02/19-22 и правления ЦБ № 7/4, рег. МЮ № 2467 от 12.06.2013 г. «Об утверждении Положения о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций».
Понятие ПОД/ФТ/ФРОМУ в Узбекистане
В Узбекистане существуют следующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее «ПОД/ФТ/ФРОМУ«):
- контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом;
- внутренний контроль;
- меры по надлежащей проверке клиентов;
- меры по выявлению, оценке и снижению рисков.
Действие мер ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяется на:
- граждан Республики Узбекистан;
- иностранных граждан и лиц без гражданства;
- юридических лиц, их филиалы и представительства, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;
- а также на государственные органы, осуществляющие контроль на территории Республики Узбекистан за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.
Специально уполномоченным государственным органом по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ является Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — «Департамент«). Департамент формирует перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (далее — «Перечень»). Перечень формируется на основании сведений предоставляемых компетентными органами Республики Узбекистан[1], а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.
Внутренний контроль ПОД/ФТ/ФРОМУ
Под внутренним контролем имеется ввиду деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — «Организации«), по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган. Такие организации определены в ст.12 Закона РУз № 660-II от 26.08.2004 г. «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее — «ЗРУ 660-2«). Существуют особые правила внутреннего контроля для таких организаций, так например:
- для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей;
- для лиц, осуществляющих деятельность в области оборота крипто-активов;
- для операторов, провайдеров почтовой связи;
- для риэлторских организаций;
- для членов бирж;
- для профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- для страховщиков и страховых посредников;
- для аудиторских организаций;
- для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; а также
- в коммерческих банках;
- в небанковских кредитных организациях;
- в организациях, оказывающих лизинговые услуги;
- в нотариальных конторах и адвокатских формированиях.
Упомянутые правила охватывают также порядок принятия мер по надлежащей проверке клиентов и по выявлению, оценке и снижению рисков.
Приостановление операций и (или) замораживание денежных средств или иного имущества в ходе ПОД/ФТ/ФРОМУ
Если в ходе проведения внутреннего контроля совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом признаются Организациями подозрительными, то они сообщают о таких операциях в Департамент. Подозрительной операцией признается операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными правилами внутреннего контроля, возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма либо финансирования распространения оружия массового уничтожения.
При этом Департамент и его сотрудники обязаны обеспечивать конфиденциальность и сохранность ставших им известными сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную тайну. Также необходимо отметить, что работники Организаций, Департамента и других органов, участвующих в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не вправе информировать юридических и физических лиц о проводящемся в отношении них контроле.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении операций обязаны сверять их участников и бенефициарных собственников клиентов с Перечнем, а также на регулярной основе (при каждом обновлении Перечня, но не реже одного раза в три месяца) осуществлять мониторинг имеющейся базы данных клиентов и их бенефициарных собственников, в целях выявления денежных средств или иного имущества лиц, подлежащих замораживанию. Существует также ряд иных оснований для приостановления операций и замораживания денежных средств или иного имущества.
Мониторинг за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций
Филиалы коммерческих банков представляют в соответствующие территориальные государственные налоговые управления или Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам, а также в головной коммерческий банк информацию о валютных операциях, проводимых клиентами, имеющих любой из признаков:
- по договору (контракту) осуществлен перевод денежных средств по импорту товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), а также на счета нерезидентов в банках, находящихся в оффшорных зонах. С перечнем оффшорных зон можно ознакомиться здесь;
- выплата резидентами контрагентам-нерезидентам штрафа за неисполнение обязательств и несоблюдение сроков поставки или оплаты, предусмотренных экспортно-импортными контрактами;
- выплата по импортным контрактам на выполнение работ или оказание услуг, роялти, а также перевода иностранным учредителям дивидендов или репатриации прибыли;
- выплата резидентом по кредитному договору (договору займа) в пользу нерезидента (за исключением кредитов (займов), выданных международными финансовыми институтами и иностранными банками);
- иные признаки.
Органы государственной налоговой службы осуществляют мониторинг информации, полученной от коммерческих банков и органов государственной таможенной службы. Органы государственной налоговой службы в случае выявления в результате мониторинга сомнительных операций, связанных с необоснованным переводом средств за рубеж или с завышением (занижением) стоимости товаров при таможенном оформлении, вправе запрашивать дополнительную информацию по данным операциям у коммерческих банков и таможенных органов.
В процессе проведения мониторинга меры правового воздействия не применяются и деятельность хозяйствующего субъекта не приостанавливается. При выявлении по результатам мониторинга случаев, связанных с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, органы государственной налоговой службы в письменной форме уведомляют об этом Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в течение трех дней.
Центральный банк РУз также осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением лицензируемыми Центральным банком организациями, а также ломбардами и организациями по рефинансированию ипотеки правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган.
Дальнейшее развитие системы ПОД/ФТ/ФРОМУ
Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденная Указом Президента РУз № УП-6252 от 28.06.2021 г. (далее — «Стратегия«), предусматривает необходимость приведения национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в соответствие со стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ), а также международными документами.
Приоритетными направлениями Стратегии, направленных на улучшение национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ также являются:
- минимизация рисков, выявленных на национальном уровне в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и дальнейшее укрепление государственной политики;
- дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных органов по раннему предупреждению преступлений в данной сфере, усиление ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
- дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными государствами;
- широкое внедрение современных информационных технологий в формирование единой системы всех статистических данных в сфере, сбор, обработку, анализ данных и их использование, а также повышение эффективности обмена данными;
- повышение профессионального мастерства работников государственных органов, задействованных в данной сфере, а также обучение и переподготовка работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Предусматривается достижение следующих результатов в рамках Стратегии:
- будет обеспечена имплементация международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в законодательство и правоприменительную практику, а также усовершенствована национальная система;
- будут устранены недостатки в законодательных актах в рамках исполнения международных обязательств в данной сфере, а также повышена эффективность выполнения рекомендаций международных организаций;
- будет достигнуто дальнейшее укрепление национальной системы, а также обеспечена стабильность финансового сектора;
- будут улучшены показатели республики в международных рейтингах и индексах.
[1] В данном контексте имеются ввиду Служба государственной безопаности РУз, Министерство внутренних дел РУз, Генеральная прокуратура и Государственный комитет промышленной безопасности РУз.