Май 28, 2024

Сравнительный анализ стандартного сертификата летной годности и сертификата эксплуатанта

  1. Регулирование использования воздушного пространства.
  • Пользователи воздушного пространства.

Пользователями воздушного пространства Республики Узбекистан являются предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан, а также других государств, официально зарегистрированные в государственных органах Республики Узбекистан и осуществляющие деятельность, связанную с использованием воздушного пространства Республики Узбекистан, а именно — полеты воздушных судов и других летательных аппаратов, все виды стрельб и пусков ракет, взрывные работы и иная деятельность, связанная с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов.

Разрешение на использование воздушного пространства.

Деятельность, связанная с использованием воздушного пространства, допускается при соблюдении необходимых мер безопасности только после получения разрешения через органы Управления использованием воздушного пространства (УИВП).

Указания органов Управления использованием воздушного пространства являются обязательными для всех пользователей воздушным пространством.

В том числе, использование воздушного пространства Республики Узбекистан или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено для осуществления деятельности органами Управления использованием воздушного пространства.

  1. Гражданская авиация.

Гражданская авиация — авиация, предназначенная для:

а) перевозки пассажиров, багажа, груза и почты (воздушные перевозки);

б) выполнения авиационных работ;

в) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества, удовлетворения личных потребностей граждан;

г) доставки в районы чрезвычайных ситуаций сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, а также грузов для оказания помощи пострадавшим.

Гражданская авиация, используемая в указанных целях за плату или по найму, признается коммерческой авиацией.

Гражданская авиация, используемая в указанных целях не за плату и не по найму, признается авиацией общего назначения.

  1. Допуск к эксплуатации.

Гражданское воздушное судно, используемое в коммерческих целях, допускается к эксплуатации при соответствии нормам летной годности гражданских воздушных судов, о чем эксплуатанту воздушного судна выдается сертификат летной годности воздушного судна.

Содержание гражданского воздушного судна в состоянии, соответствующем требованиям сертификата летной годности воздушного судна, возлагается на эксплуатанта воздушного судна.

  1. Выдача сертификата эксплуатанта.

Эксплуатант воздушного судна — юридическое или физическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности, способность которого осуществлять эксплуатацию этого воздушного судна подтверждена сертификатом эксплуатанта;

Сертификат эксплуатанта выдается Авиационной администрацией в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При этом обязательным условием для получения такого сертификата является наличие собственных или арендованных воздушных судов, структур летных и технических служб.

Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не подлежит передаче другому лицу. Сертификат эксплуатанта выдается сроком на 3 года.

  1. Выдача сертификата летной годности.

Сертификат летной годности – документ, выдаваемый Авиационной администрацией государства и удостоверяющий, что гражданское воздушное судно соответствует нормам летной годности, принятым в конкретном государстве, и способно выполнять безопасные полеты в ожидаемых условиях эксплуатации.

В гражданской авиации Республики Узбекистан применяется три вида сертификата летной годности:

а) стандартный сертификат летной годности;

б) специальный сертификат летной годности;

в) экспортный сертификат летной годности.

Сертификату летной годности присваивается номер, который состоит из двух букв, определяющих вид сертификата (CA — стандартный сертификат летной годности; SC — специальный сертификат летной годности; EC — экспортный сертификат летной годности) и цифр сквозной возрастающей нумерации.

  • Выдача Стандартного сертификата летной годности.

Выдача Стандартного сертификата летной годности осуществляется в следующих случаях:

А) после внесения гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Узбекистан (первоначальная выдача стандартного сертификата летной годности);

Б) окончание срока действия ранее выданного стандартного сертификата летной годности;

В) изменение категории и/или применения гражданского воздушного судна.

Стандартный сертификат летной годности оформляется по форме согласно Приложению № 2 к Положению о порядке выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна, и выдается на срок не более одного календарного года.

  • Выдача Специального сертификата летной годности.

Выдача Специального сертификата летной годности осуществляется если гражданское воздушное судно и/или условия выполнения полета не соответствуют требованиям норм летной годности, в следующих случаях:

А) перелет воздушного судна к месту, где должны быть выполнены ремонты, модификации или техническое обслуживание, либо к месту хранения;

Б) конструкция воздушного судна или его компоненты имеют повреждения и/или неисправности, выходящие за пределы допуска или ограничений согласно эксплуатационной документации данного типа гражданского воздушного судна, которые невозможно устранить на месте нахождения воздушного судна;

В) эвакуация гражданского воздушного судна из района, которому грозит опасность, или в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;

Г) в любых других случаях по решению Агентства.

Специальный сертификат летной годности оформляется по форме согласно Приложению № 3 к Положению о порядке выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна, и действителен только для выполнения конкретного полета и подтверждает, что гражданское воздушное судно способно осуществить безопасный полет по указанному маршруту с учетом установленных эксплуатационных ограничений, указанных в сертификате.

  • Выдача Экспортного сертификата летной годности.

Экспортный сертификат летной годности выдается при передаче гражданского воздушного судна под юрисдикцию Авиационной администрации иностранного государства с исключением его из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Узбекистан.

Экспортный сертификат летной годности оформляется по форме согласно Приложению № 4 к Положению о порядке выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна и выдается Агентством на срок не более одного календарного месяца.

 

Стандартный сертификат летной годности Сертификат эксплуатанта
Получатели услуги
Юридические и физические лица.

Эксплуатант или владелец воздушного судна.

Юридические и физические лица, владеющие воздушным судном на праве собственности или ином вещном праве, способность которого осуществлять эксплуатацию этого судна.
Срок исполнения услуги
15 календарных дней 30 календарных дней
Документы, необходимые для получения сертификата
а) заявление о выдаче сертификата летной годности по форме согласно Приложению № 5 к Положению о порядке выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна; а) заявление о выдаче сертификата эксплуатанта по форме согласно Приложению № 5 к Положению о порядке выдачи сертификата эксплуатанта в гражданской авиации Республики Узбекистан
b) копию документа (протокол, акт и т.п.) о выполнении контрольно-испытательного полета

(контрольного облета) воздушного судна для определения его годности к полетам, если

такой полет выполнялся;

I. Для юридического лица II. Для физического лица
c) утвержденную заявителем индивидуальную/типовую схему внешней раскраски

воздушного судна;

1. Сведения о месте базирования воздушного судна, о видах предлагаемых полетов и деятельности, географические зоны (регионы) эксплуатации. 1. Сведения о месте базирования ВС, о видах предлагаемых полетов, географические зоны (регионы) полетов.
d) копию документа (протокол, отчет, акт и т.п.) об определении веса и центровки

воздушного судна;

 

2. Утвержденная структурная схема организации и управления заявителя. 2. Документ, подтверждающий право владения ВС.
e) копию документа (протокол, отчет, акт и т.п.) об инспекции летной годности воздушного

судна, проведенной заявителем;

 

3. Документы, подтверждающие право владения воздушным судном. 3.Сведения о квалификации и допусках заявителя для выполнения полетов на воздушном судне.
f) копии документов (реестры, ведомости, карточки учета и т.п.) по учету ресурсного

состояния компонентов воздушного судна;

4. Данные по административно-управленческому персоналу  4. Сведения о воздушном судне с указанием типа, модели, серии, опознавательных знаков, состояния летной годности.
g) формуляр воздушного судна (для воздушных судов с максимальным взлетным весом

менее 5700 кг);

 

5. Поименные сведения о квалификации и допусках у летного состава экипажей и инженерно-технического персонала. 5. Копии договора с организацией по техническому обслуживанию воздушного судна.

 

h) копии следующих документов, в случае если стандартный сертификат летной годности выдается на гражданское воздушное судно, на котором были выполнены работы по продлению ресурса и/или срока службы: 6. Список воздушных судов, которые будут эксплуатироваться, с указанием типа, модели, серии, опознавательных

знаков, состояния летной годности.

6. Копии договоров на виды обеспечения полетов в аэропорту базирования воздушного судна.
1. решения (заключения и т.п.) разработчика воздушного судна об установлении ресурса и/или срока службы на конкретный экземпляр воздушного судна; 7. Копии договоров на виды обеспечения полетов в аэропорту базирования воздушного судна.

 

7. Копии страховых полюсов по всем видам обязательного страхования.
2. программы разработчика воздушного судна на исследование технического состояния воздушного судна с целью определения возможности продления ресурса и/или срока службы; 8. Копии страховых полюсов по всем видам обязательного страхования. 8. Руководство по производству полетов, руководство по эксплуатации, руководство по летной эксплуатации, программа технического обслуживания воздушного судна, программа обеспечения авиационной безопасности эксплуатанта.
3. акта (заключения) об оценке технического состояния воздушного судна по результатам выполненной программы исследования технического состояния воздушного судна; 9. Руководство по производству полетов, Руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания

воздушных судов, руководство по системе управления безопасностью полетов, руководство по наземному обслуживанию воздушного судна, руководство по обучению и процедурам перевозки опасных грузов, руководство по регулированию массы и центровке воздушного судна, программа наземной и летной подготовки членов экипажа, программа обеспечения авиационной безопасности эксплуатанта.

4. акта (отчета) об устранении замечаний, указанных в акте об оценке технического состояния воздушного судна. 10. Руководство по эксплуатации (для каждого типа воздушных судов), Руководство по летной эксплуатации (для каждого типа), программа технического обслуживания (для каждого типа), минимальный перечень оборудования (для каждого типа), основной перечень минимального оборудования (для каждого типа), перечень отклонений от конфигурации (для каждого типа).