Март 2, 2022
Возобновляемая энергия в Узбекистане
Возобновляемая энергетика является неотъемлемой частью энергетики, развивающейся в Узбекистане в контексте общей национальной политики. А именно, Государство планирует увеличить к 2030 году долю возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ) до 25% и, тем самым, предпринимает активные меры в реализации перспективных проектов в данной отрасли. Мы рассмотрим:
1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ
2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ
Солнечная энергетика
На данный момент в направлении ВИЭ реализуется проект «Scaling solar ll» при участии Международной Финансовой Корпорации (МФК) по строительству солнечных (фотоэлектрических) электростанций (СЭС) в рамках программы государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, в 2019 году 4 октября при поддержке МФК был объявлен тендер на строительство первой СЭС мощностью 100 МВт в Навоийской области, который был выигран компанией «Masdar», одной из ведущих международных компаний по развитию ВИЭ в мире. По оценкам экспертов данная СЭС будет производить 260 млн КВт/час электроэнергии в год.
Более того, с начала 2020 года ведется организация второго этапа тендерных торгов по вышеупомянутому проекту. А именно, был объявлен тендер на строительство двух СЭС мощностью по 200 МВт в Самаркандской и Джизакской областях.
Кроме того, 1 февраля 2020 года Министерством энергетики при поддержке Азиатского Банка Развития (АБР) был объявлен запуск первого пилотного проекта по строительству СЭС в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Благодаря этому проекту, будет построена СЭС мощностью не менее 200 МВт, подстанция напряжением 220 кВ и линия электропередачи протяженностью 52 км. На текущий момент 54 компании подали заявки на участие в тендере, что указывает на высокий рост интереса инвесторов к реализации проектов в Узбекистане в сфере возобновляемой энергии.
Вдобавок, было подписано соглашение с французской компанией «Total Eren» на строительство СЭС мощностью 100 МВт в Нурабадском районе Самаркандской области.
Более того, канадская компания Sky Power Global планирует установить в Узбекистане несколько СЭС мощностью около 1 ГВт, в то время как общий объем инвестиций оценивается в 1,2-1,3 млрд долларов.
Стратегия государства заключается в доведении мощности СЭС до 2 ГВт, а мощность всей выработки солнечной энергии до 7000 МВт при поддержке МФК и АБР на основе механизма ГЧП.
Ветряная энергетика
Планируется проект по строительству ветровых электростанций общей мощностью 500 МВт рядом с Зарафшаном с участием компании «Masdar».
Кроме того, с компанией ACWA Power из Саудовской Аравии подписано соглашение на строительство ветряной электростанции мощностью 500-1000 МВт. Инвестиции по данному проекту составят 550-1,1 млрд долларов США и срок ввода в эксплуатацию ветряной электростанции намечается на 2023 год.
Наряду с вышеуказанным, подписан ряд соглашением между Узбекистаном и инвестиционным холдингом Mudabala (ОАЭ), из которого вытекает соглашение с вышеупомянутой компанией Masdar на строительство ветряной электростанции в Навоийской области мощностью от 102-500 МВт.
Более того, на основании Меморандума о взаимопонимании от 14.01.2019 подписанного между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), Госкоинвестиции и АО «Узбекэнерго» заключены соглашения для осуществления консультационных услуг по снабжению первого проведения аукционных торгов на строительство ветряной электростанции мощностью 100 МВт в Республике Каракалпакстан.
Гидроэнергетика
В сфере гидроэнергетики в Узбекистане был построен ряд гидроэлектростанций (ГЭС), а именно, Чирчикская, Шамалдысайская, Ходжикентская, Тюямуюнская, Курпсайская, Кадырьинская, Головная, Андижанская, Туполангская, Ак-Кавакская ГЭС и др.
Помимо, согласно Концепции развития гидроэнергетической отрасли РУЗ на 2020-2024 годы, к 2025 году планируется сдать в эксплуатацию 4 ГЭС мощностью более 30 МВт и 16 малых ГЭС мощностью до 30 МВт. Общая стоимость всех проектов превысит $2,68 млрд, в том числе $2 млрд собственных и $643 млн кредитных средств.
Иные проекты
Было подписано соглашение с компанией Mubadala о реализации проекта по приватизации существующих и строительству новых энергоблоков на базе тепловой электростанции АО «Талимарджанская ТЭС».
2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Государственное управление в использовании ВИЭ
Согласно Закону РУЗ от 21.05.19 No. 539 «Об использовании возобновляемых источников энергии» государственное управление в использовании возобновляемых источников энергии осуществляется Кабинетом Министров РУЗ, Министерством энергетики РУЗ, а также органами государственной власти на местах.
А именно, в полномочия Кабинета Министров входит:
- Обеспечение реализации единой политики в сфере использования ВИЭ;
- Утверждение государственных программ в данной области;
- Создание условий для инновационных исследований и научно-технических достижений в области ВИЭ;
- Координация международного сотрудничества.
Кроме того, Кабинет Министров принимает нормативно-правовые акты в сфере ВИЭ, которые устанавливают регламент подключения к единой электроэнергетической системе субъектами предпринимательства, порядок господдержки производителей энергии из ВИЭ, ценовую и тарифную политику в данной области, а также порядок ведения государственного учета ресурсов ВИЭ.
В свою очередь Министерство энергетики в сфере ВИЭ осуществляет:
- единую государственную политику;
- государственные и другие программы;
- координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления;
- разработку и утверждение технических регламентов в пределах своих полномочий;
- мониторинг за реализацией государственных и других программ;
- меры по повышению инвестиционной привлекательности;
- международное сотрудничество;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Более того, Министерство энергетики:
- вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по вопросам государственной поддержки;
- ведет государственный учет ресурсов;
- содействует внедрению инновационных технологий, научно-технических разработок.
В свою очередь, органы государственной власти на местах в сфере ВИЭ:
- участвуют в разработке программ, разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы;
- содействуют созданию и внедрению инновационных технологий;
- кооперируются с производителями энергии;
- принимают решения о предоставлении земельных участков для размещения установок ВИЭ.
Также, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и сами граждане в сфере ВИЭ имеют право:
- участвовать в разработке и реализации программ;
- оказывать содействие в реализации мероприятий по использованию ВИЭ;
- осуществлять общественный контроль.
Производители энергии из ВИЭ и установок ВИЭ имеют право:
- участвовать в разработке и реализации программ;
- пользоваться предоставленными льготами;
- создавать локальную сеть;
- заключать соглашения, как с юридическими, так и с физическими лицами для реализации энергии.
Также, производители энергии из ВИЭ и установок ВИЭ обязаны:
- соблюдать законодательство, нормы, регламенты и правила в сфере ВИЭ;
- вести раздельный учет энергии.
Особенности использования ВИЭ при производстве электрической энергии
Производители электрической энергии из ВИЭ могут подключаться к единой электроэнергетической системе на условиях блок-станций, а также и на конкурсной основе. Расходы, необходимые до момента подключения к единой электроэнергетической системе производятся производителем энергии. Однако, расходы, необходимые для реконструкции уже действующих электростанций производятся владельцем установок ВИЭ. Примечательно, производителем энергии запрещается самовольно подключать установки ВИЭ к единой электроэнергетической системе.
- i). Регламент подключения к единой электроэнергетической системе
Чтобы подключиться к единой электроэнергетической системе, производитель должен получить технические условия от организации, к электрическим сетям которой предполагается подключение (в некоторых случаях получение технических условий не требуется) (ПКМ от 22.07.19 No. 610). Далее, в соответствии с техническими условиями по заказу производителя разрабатывается проект подключения электроустановок к единой электроэнергетической системе. Подключение к единой электроэнергетической системе производится согласно пусковой схеме. Также, осуществляется проверка схемы и опломбирование приборов учета электрической энергии производителя.
Особенности использования ВИЭ при производстве тепловой энергии
Производителям тепловой энергии запрещается подключать установки ВИЭ к территориальным и магистральным тепловым сетям. Также, строительство локальной тепловой сети, а также подключение к ней установок воспроизводится за счет производителя.
Особенности использования ВИЭ при производстве биогаза
Производителям биогаза из биомассы запрещается подключать установки ВИЭ к территориальным и магистральным газовым сетям. Строительство локальной газовой сети и подключение установок к ней воспроизводится за счет производителя.
Государственный учет и тарифы
Государственный учет ресурсов ВИЭ и энергии, производимой из данных источников, осуществляется Министерством Энергетики. Государственный учет энергии, производимой из ВИЭ, а также установок ВИЭ включает в себя данные о площадках фактического размещения установок, о производителях энергии и мощности установок.
Тарифы на электрическую энергию, производимую из ВИЭ, идентифицируются на основе конкурсных торгов.
Техническое регулирование и стандартизация
Законом обуславливается, что энергия, производимая из ВИЭ и установки ВИЭ (кроме тех, которые используются для собственных нужд) подлежат сертификации. Также, деятельность в области использования ВИЭ должна осуществляться согласно техническим регламентам, нормам и правилам, которые, в свою очередь, публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Минэнерго.
3.ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ И ИСХОДЯЩИЙ ИЗ НИХ БИЗНЕС ИНТЕРЕС ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА
Льготы и преференции
Производители энергии из ВИЭ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога сроком на 10 лет с момента начала эксплуатации установок ВИЭ.
Производители установок ВИЭ, в свою очередь, освобождаются от уплаты всех видов налогов (ЕНП, налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог на землю, акцизный налог, налог на пользование водными ресурсами, налоги и специальные платежи для недропользователей) сроком на 5 лет с момента их государственной регистрации.
Кроме того, не облагается налогом на имущество физических лиц сроком на 3 года имущество собственников, использующих ВИЭ в жилых помещениях с полным отключением от действующих энергоресурсов. Также, такие собственники освобождаются от земельного налога сроком на 3 года. Основанием для получения указанных в этом параграфе льгот служит справка об использовании возобновляемых источников энергии с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов.
Более того, до 1 января 2022 года государством введены таможенные льготы. От таможенных платежей освобождается оборудование, комплектующие, приборы, запасные части, технологическая документация, сырье и материалы, которые не производятся в РУз и ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.
Также, государством предоставляются компенсации физическим лицам в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств.
Кроме того, за счет средств государственного бюджета предоставляются компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок ВИЭ, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования. А именно:
- физическим лицам — по кредитам, сумма которых не превышает 500 миллионов сумов в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов;
- юридическим лицам — по кредитам, сумма которых не превышает 5 миллиардов сумов в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 5 процентных пунктов (ПП от 22.08.19 No. 4422).
Также государством оказывается такая поддержка как установление таможенных льгот, содействие в создании и применении инновационных технологий, обеспечения гарантированного подключения к единой электроэнергетической системе установок и другие. Ярким примером совокупности предоставляемой государством поддержки может служить поддержка, оказанная компании “SkyPowerGlobal” на основании соглашения между ней и АО “Узбекэнерго” о покупке электроэнергии из ВИЭ (ПП от 28.04.18 No. ПП-3687). А именно, государство на период действия соглашения освободило компанию от уплаты:
- таможенных платежей при ввозе нового оборудования и материалов;
- налога на прибыль юридических лиц;
- налога на добавленную стоимость, обязательных отчислений и сборов;
- налога на имущество по оборудованию и установкам.
Также, была определена гарантия, что в случае неплатежеспособности АО “Узбекэнерго” оплата за поставленную электроэнергию компанией будет осуществляться из средств Государственного бюджета. Более того, государством было поручено обеспечить оформление, выдачу и продление многократных и въездных виз, временную прописку, учет по месту пребывания иностранным специалистам, участвующим в проекте, без взимания консульских и других сборов и государственной пошлины. Также, государством обеспечена выдача и продление разрешений на привлечение трудовой силы проекта.