Декабрь 24, 2020

Постоянное учреждение нерезидента в Узбекистане

1. Нормативно-правовая база

2. Банковский счет и банковские операции

2.1. Операции с национальной валютой

2.2. Операции с иностранной валютой

3. Найм работников

3.1. Привлечение иностранных работников

4. Хозяйственно-договорные отношения

5. Импорт

6. Временный ввоз товаров

7. Ведение бухгалтерского учета, требования к бухгалтерскому учету и счет-фактуры

 

Введение

Постоянное учреждение (далее «ПУ«) по своей правовой природе — это налоговый статус и создано именно с целью решения вопросов налогообложения иностранных юридических лиц. Постоянное учреждение не является организационно-правовой формой, а соответственно не является самостоятельным субъектом гражданского оборота. Детальный анализ текущего законодательства и сложившейся практики по различным аспектам деятельности ПУ в Узбекистане приводится ниже.

1. Нормативно-правовая база

  1. Налоговый кодекс РУз (утвержден Законом РУз № ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.)
  2. Трудовой кодекс РУз (утвержден Законом РУз № 161-I от 21.12.1995 г.)
  3. Таможенный кодекс РУз (утвержден Законом РУз №ЗРУ-400 от 20.01.2016 г.)
  4. Закон РУз № 279-I от 30.08.1996 г. «О бухгалтерском учете»
  5. Указ Президента РУз № УП-6044 от 24.08.2020 г. «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур»
  6. Положение о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории РУз (Приложение 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз № 10 от 23.10.2000 г.)
  7. Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в РУз (Приложение 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз № 244 от 25.03.2019 г.)
  8. Инструкция «О банковских счетах, открываемых в банках РУз» (утверждена Постановлением правления ЦБ рег. МЮ № 1948 от 27.04.2009 г.)

2. Банковский счет и банковские операции

Изначально право открывать банковские счета имело представительство, однако некоторые представительства (например, авиакомпаний) являлись одновременно и ПУ. В дальнейшем такое право было дано и ПУ.

2.1. Операции с национальной валютой

Ранее действовавший Порядок ведения коммерческими банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан (утратил силу 01.09.2020г.) устанавливал, что ПУ может осуществлять средства из своего счета в национальной валюте для оплаты текущих расходов на их содержание на территории Республики Узбекистан (включая арендные платежи; платежи за коммунальные и другие подобные услуги; приобретение товарно-материальных ценностей для обеспечения текущей деятельности; оплату аренды каналов связи; оплату пересылки и доставки грузов, почтовых отправлений и периодических изданий; выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам по трудовым договорам; командировочные расходы работников; переводы страховых взносов по обязательным и добровольным видам страхования; оплату лечения работников при несчастных случаях и заболеваниях), а также на другие цели в соответствии с действующим законодательством.

Ныне действующая Инструкция о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан, а именно п.16, предусматривает открытие депозитных счетов до востребования в национальной валюте не только юридическим лицам, осуществляющим деятельность в РУз, но и для ПУ, однако она не упоминает для каких целей могут быть использованы деньги на этих счетах.

2.2. Операции с иностранной валютой

Кроме того, ПУ нерезидента юридического лица может открывать счета в иностранной валюте. Согласно п.18 Правил осуществления валютных операций в Республике Узбекистан, на счета в иностранной валюте постоянных учреждений нерезидентов могут быть зачислены:

  • средства, переведенные с зарубежных счетов нерезидентов, создавших постоянное учреждение;
  • дивиденды, доходы, и другие полученные законным путем средства нерезидентов, создавших постоянное учреждение, полученные в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
  • средства, приобретенные на внутреннем валютном рынке;
  • переводы по текущим международным операциям.

В отношении дефиниции «другие полученные законным путем средства» остается не ясным относится ли она только к инвестционным отношениям или также и к текущим хозяйственным: реализация товаров, работ, услуг.

Средства на счетах в иностранной валюте постоянных учреждений нерезидентов по распоряжению владельца счета могут быть использованы:

  • для перевода на зарубежные счета нерезидента, создавшего постоянное учреждение;
  • для оплаты банковской комиссии по операциям в иностранной валюте, расходов, связанных с направлением сотрудников в служебную командировку за пределы Республики Узбекистан (в том числе в наличной форме);
  • для реализации на внутреннем валютном рынке;
  • для текущих международных операций.

3. Найм работников

По своей правовой природе ПУ не может выступать как работодатель, так как оно осуществляет исключительно налоговые права и обязанности. Соответственно, работодателем выступает именно иностранное юридическое лицо. Согласно ч.3 ст.36 Налогового кодекса РУз (далее «НК РУз«) ПУ признается оказание услуг, включая консультационные услуги, выполняемых этим иностранным юридическим лицом посредством своих служащих или другого нанимаемого им персонала для этих целей, при условии, что такая деятельность продолжается (для одного и того же или связанного проекта лица или связанной стороны иностранного юридического лица) не менее ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода.

П.3 ч.14 той же статьи устанавливает, что датой начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Республике Узбекистан в целях применения НК РУз признается дата прибытия в Республику Узбекистан физического лица — нерезидента, найма работника или иного персонала иностранным юридическим лицом для выполнения условий контракта (договора, соглашения), указанного в пунктах 1 или 2 ч.14.

Под п.1 понимается заключение любого следующего контракта (договора, соглашения) на:

а) оказание услуг в Республике Узбекистан, в том числе в рамках договора о совместной деятельности;

б) предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Республике Узбекистан;

в) приобретение товаров в Республике Узбекистан для использования или реализации на территории Республики Узбекистан;

г) приобретение услуг для оказания услуг в Республике Узбекистан.

Под п.2 понимается дата заключения первого трудового договора (соглашения, контракта) в целях осуществления деятельности в Республике Узбекистан (опять-таки идет косвенное обоснование того, что договор заключает именно иностранное юридическое лицо).

Некоторые дают и альтернативное толкование статуса ПУ как работодателя. Согласно ст.15 Трудового кодекса РУз (далее «ТК РУз«) работодателями могут быть предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей. Ст.32 НК РУз: обособленным подразделением юридического лица Республики Узбекистан является любое территориально обособленное от него подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения юридического лица таковым производится независимо от того, какими оно наделено полномочиями и отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах юридического лица. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения юридического лица Республики Узбекистан является место осуществления этим юридическим лицом деятельности через данное обособленное подразделение.

Однако такое толкование не совсем верно, так как ст.32 НК РУз прямо устанавливает, что понятие обособленное подразделение дается в отношении юридических лиц Республики Узбекистан, а значит толковать данные статьи в отношении ПУ иностранных юридических лиц не представляется правильным.

3.1. Привлечение иностранных работников

Положение о порядке привлечения иностранной рабочей силы в Узбекистан (далее «Положение«) устанавливает, что привлечение работодателями иностранной рабочей силы в Узбекистан без получения разрешения (далее «корпоративное трудовое разрешение«) запрещается, запрещено также и осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности без получения подтверждения (далее «индивидуальное трудовое разрешение«). Подробнее об этом здесь.

Данное Положение под термином работодатель понимает юридическое лицо, действующее на территории Республики Узбекистан, или гражданина Республики Узбекистан, индивидуального предпринимателя, а также иностранное физическое лицо, постоянно проживающее на территории Республики Узбекистан, в том числе в лице его законного представителя.

Положение не регламентирует прямо порядок выдачи разрешений иностранным юридическим лицам, которые откомандировывают своих сотрудников в Узбекистан. Однако Постановление Президента ПП-4408 признает существующий механизм на привлечение иностранной рабочей силы в Узбекистан бюрократичным. В связи с этим Агентству по внешней трудовой миграции (ответственному за эту процедуру орган) поручено оказывать всестороннее содействие квалифицированным иностранным специалистам в реализации их права на трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан.

Кроме того, согласно Указу Президента УП-6044 с 1 января 2021 года отменено корпоративное трудовое разрешение. Однако необходимо помнить, что даже при выдаче индивидуальных трудовых разрешений требуется содействие работодателя в Узбекистане.

4. Хозяйственно-договорные отношения

Будучи лишь налоговым статусом, а не самостоятельным субъектом гражданского оборота, ПУ не будет выступать как сторона хозяйственного договора. Однако ИНН ПУ, а также возможно и банковский счет ПУ, в зависимости от того, связано ли исполнение договора с деятельностью ПУ, будут указаны в реквизитах иностранного юридического лица.

5. Импорт

Исторически отсутствие обособленной субъектности и соответствующих статистических кодов препятствовало самостоятельному импорту товаров, работ и услуг со стороны ПУ.

Декларантом по смыслу Таможенного кодекса РУз (далее «ТмК РУз«) является лицо, декларирующее товары и (или) транспортные средства от собственного имени либо от имени которого декларируются товары и (или) транспортные средства.

На данный момент согласно ст.274 ТмК РУз декларантом может быть иностранное лицо, в том числе и постоянное учреждение нерезидента в Республике Узбекистан, образованное в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

При декларировании товаров декларант имеет право:

  • под таможенным контролем осматривать и измерять товары, отбирать их пробы и образцы до подачи таможенной декларации и других документов, необходимых для таможенных целей;
  • присутствовать при проведении таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств, проверки товаров должностными лицами таможенных органов при отборе ими проб и образцов;
  • знакомиться с результатами проведенных исследований отобранных должностными лицами таможенных органов проб и образцов товара;
  • доступа в зону таможенного контроля для совершения операций по таможенному оформлению;
  • получать информацию и консультации таможенных органов по таможенным вопросам;
  • уведомлять таможенные органы о намерении вывезти товары и (или) транспортные средства с таможенной территории;
  • составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей при производстве предварительных операций;
  • помещать под таможенный контроль декларируемые товары и (или) транспортные средства на таможенные склады;
  • доступа к информационным системам таможенных органов, предназначенным для представления документов и сведений, необходимых для декларирования товаров в электронной форме.

При определении таможенной стоимости товара декларант имеет право:

  • доказывать достоверность представленных таможенному органу сведений, использованных при определении таможенной стоимости товара;
  • при возникновении необходимости в уточнении заявленной таможенной стоимости товара с разрешения таможенного органа пользоваться декларированным товаром при условии обеспечения уплаты таможенных платежей либо уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью товара, определенной таможенным органом;
  • обжаловать решение таможенного органа, действия (бездействие) его должностных лиц в отношении определения таможенной стоимости товара в порядке, установленном законодательством.

Декларант может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Декларант обязан:

  • произвести декларирование товаров и (или) транспортных средств;
  • представить таможенному органу документы и (или) сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе о соблюдении требований ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля, проводимых уполномоченными органами в отношении декларируемых товаров и (или) транспортных средств;
  • предъявить по требованию таможенного органа товары и (или) транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
  • по требованию таможенного органа осуществить взвешивание и иное определение количества и качества товаров, а также произвести грузовые операции в отношении декларируемых товаров и (или) транспортных средств;
  • произвести правильное исчисление таможенных платежей;
  • уплатить таможенные платежи или предоставить обеспечение их уплаты в соответствии с главой 47 настоящего Кодекса;
  • присутствовать по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств и оказывать содействие должностным лицам таможенного органа в производстве таможенного оформления;
  • соблюдать требования и условия таможенного режима, под который помещены товары и (или) транспортные средства;
  • при декларировании товаров и (или) транспортных средств своевременно информировать таможенные органы об обнаруженном изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждении тары и упаковки, несоответствии товаров сведениям, содержащимся в товаросопроводительных и иных документах для таможенного контроля.

При определении таможенной стоимости товара декларант обязан:

  • заявлять таможенному органу таможенную стоимость товара;
  • по требованию таможенного органа предоставлять сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости товара.

Расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости товара или предоставлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант. Увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное определением таможенной стоимости, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки уплаты таможенных платежей.

Декларант может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

6. Временный ввоз товаров

Согласно ст.61 ТмК РУз Таможенный режим временного ввоза — режим, при котором товар ввозится на таможенную территорию на определенный срок и временно используется с условным освобождением от уплаты таможенных платежей или уплатой периодических таможенных платежей и без применения мер экономической политики. Поместить товар под таможенный режим ввоза осуществляется на основе разрешения таможенного органа.

Согласно ст.62 ТмК РУз помещение товара под таможенный режим временного ввоза осуществляется при соблюдении следующих требований и условий:

  • возможности проведения таможенными органами идентификации временно ввозимого товара;
  • наличие разрешений уполномоченных органов в информационной системе таможенных органов, если товар подлежит контролю со стороны этих органов.

Помещению под таможенный режим временного ввоза не подлежат следующие товары:

  • товары, запрещенные к ввозу в Республику Узбекистан;
  • отходы;
  • электроэнергия, вода, товары, поставляемые по трубопроводам (нефть, газ), а также топливо;
  • расходные материалы и расходные образцы, сырье, полуфабрикаты;
  • автотранспортные средства, ввозимые юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан, за исключением осуществления международных грузовых перевозок, а также случаев, установленных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан (можно ввозить в единичных экземплярах для рекламных, демонстрационных, научно-исследовательских целей).

Для помещения товара под таможенный режим временного ввоза декларантом в таможенный орган представляются грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы.

В отношении товара, временный ввоз которого осуществляется при наличии соответствующих документов разрешительного характера, таможенный орган самостоятельно проверяет наличие таких документов в информационной системе таможенных органов.

Разрешение на помещение товара под таможенный режим временного ввоза выдается без ограничения срока действия.

Срок временного ввоза составляет два года с даты помещения товара под таможенный режим временного ввоза. Продлить его можно по отношению к следующим товарам:

  • железнодорожных и воздушных транспортных средств, а также запасных частей к ним и транспортного оборудования для их обслуживания, временно ввозимых на основании договоров аренды между юридическими лицами Республики Узбекистан и лицами иностранных государств. Срок их временного ввоза устанавливается исходя из сроков договора аренды;
  • товаров, ввозимых на основании договоров лизинга. Временный ввоз таких товаров разрешается на срок действия договора лизинга;
  • товаров, ввозимых в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан. Срок временного ввоза таких товаров устанавливается исходя из срока действия международного договора Республики Узбекистан;
  • товаров, ввозимых на основании соглашений о разделе продукции и соглашений о проведении геологоразведочных работ. Временный ввоз таких товаров разрешается на срок действия данных соглашений;
  • товаров, по которым полностью уплачены периодические таможенные платежи;
  • товаров, по которым возникает необходимость уплаты периодических таможенных платежей на дальнейший срок временного ввоза в связи с окончанием срока действия льгот или с переходом права собственности к другим лицам;
  • товаров, ввозимых на основании инвестиционных проектов, включенных в государственные программы развития Республики Узбекистан. Временный ввоз таких товаров допускается на срок инвестиционного периода;
  • товаров (за исключением товаров, предназначенных для оставления на таможенной территории), ввозимых для обслуживания и устранения дефектов в течение гарантийного срока по условиям контракта (договора, соглашения) на импорт товара (работ и услуг). Временный ввоз таких товаров допускается на срок гарантийного периода;
  • товаров, для которых установлен более продолжительный срок временного ввоза на основании отдельных решений Кабинета Министров Республики Узбекистан.

В отношении отдельных товаров действует условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов временно ввозимых товаров по Перечню.

7. Ведение бухгалтерского учета, требования к бухгалтерскому учету и счет-фактуры

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности.

Согласно ст.6 Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органы самоуправления граждан, а также представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, ведут учет и представляют отчетность в порядке, установленном законодательством.

То есть ПУ не подпадает под перечень непосредственных субъектов бухгалтерского учета, но осуществляет соответствующие законодательству учеты и отчетность (то есть налоговую отчетность). Нет прямого запрета на то, чтобы ПУ вело бухгалтерский учет и пользовалось Планом счетов. Так как ПУ является субъектом налогообложения, ему целесообразно вести учет налогооблагаемой базы. Бухгалтерская практика допускает, что ПУ может не только использовать План счетов, но и вносить в него изменения и дополнения по мере необходимости.

Стандарты бухгалтерского учета определяют минимальные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают специальные требования к организации, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности (в Республике Узбекистан их 24).

Финансовая отчетность представляет собой систематизированную информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Отчетным периодом годовой финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря. Отчетным периодом для периодической финансовой отчетности, составляемой в течение календарного года, является период с 1 января на отчетную дату периода, за который составляется периодическая финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных юридических лиц считается период с даты приобретения права юридического лица по 31 декабря того же года, а не являющихся юридическими лицами — с даты их регистрации в государственных органах по 31 декабря того же года. Если юридическое лицо (кроме бюджетных организаций) зарегистрировано после 1 октября, первый отчетный год завершается 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до регистрации или приобретения права юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года.

Кроме того, согласно Положению «О формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема» при реализации товаров (услуг) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, обязаны выставлять покупателям этих товаров (услуг) счета-фактуры.

Выставление счета-фактуры не является обязательным в следующих случаях (при наличии документов, заменяющих счет-фактуру):

  • при предоставлении чека контрольно-кассовой техники или виртуальной кассы в случаях осуществления платежей за реализованные товары (услуги) за наличный расчет или посредством пластиковых карт физических лиц;
  • при предоставлении хозяйствующим субъектом квитанции по форме, являющейся бланком строгой отчетности, оформляемой при осуществлении денежных расчетов с населением. Квитанции применяются после их регистрации в налоговых органах только в случае передачи контрольно-кассовой техники на ремонт или в случае временного отсутствия электроэнергии в торговой точке (месте оказания услуг);
  • при оформлении грузовых таможенных деклараций (далее — ГТД) по экспорту товаров;
  • при оформлении банковских операций путем выдачи выписки из лицевого счета клиента;
  • при массовой бесплатной раздаче товаров;
  • при оформлении проездных билетов (в том числе электронных) при перевозке пассажиров любым видом транспортных средств;
  • при осуществлении платежей через банк за оказанные коммунальные услуги, услуги связи с применением первичных документов, являющихся основой для ведения бухгалтерского учета.