Декабрь 20, 2021

Обзор регулирования рынка ценных бумаг в Узбекистане

1. Нормативно-правовые акты

2. Виды ценных бумаг

3. Участники рынка ценных бумаг

4. Центральный депозитарий ценных бумаг

5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

6. Эмиссия ценных бумаг

7. Сделки с ценными бумагами

8. Раскрытие информации

9. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

10. Реформы на рынке ценных бумаг

 

Нормативно-правовые акты

 

  • Закон Республики Узбекистан от 22.07.2008 г. N ЗРУ-163 «О рынке ценных бумаг» (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 03.06.2015 г. N ЗРУ-387)
  • Закон Республики Узбекистан от 26.04.1996 г. N 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (Новая редакция. Утверждена Законом РУз от 06.05.2014 г. N ЗРУ-370)
  • Закон Республики Узбекистан от 04.10.2006 г. N ЗРУ-58 «Об ипотеке» (Принят Законодательной палатой 28.06.2006 г., одобрен Сенатом 25.08.2006 г.)
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 13.04.2021 г. N УП-6207 «О мерах по дальнейшему развитию рынка капитала»
  • Положение о порядке ведения Единого государственного реестра выпуска эмиссионных ценных бумаг (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 29.12.2008 г. N 284)
  • Правила эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (Утверждены Приказом гендиректора ЦККФРЦБ при Госкомимуществе от 16.07.2009 г. N 2009-40, зарегистрированным МЮ 30.08.2009 г. N 2000)
  • Положение о порядке совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на территории Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 08.06.1994 г. N 285)
  • Положение о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.07.2003 г. N 308)
  • Правила предоставления и публикации информации на рынке ценных бумаг (Утверждены Приказом гендиректора ЦККФРЦБ от 24.07.2012 г. N 2012-13, зарегистрированным МЮ 31.07.2012 г. N 2383)

 

Виды ценных бумаг

Под ценными бумагами по ст. 96 Гражданского кодекса РУз (далее — «ГК РУз«) понимаются документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их представлении. А в соответствии со ст. 3 Закона РУз от 22.07.2008 г. № ЗРУ-163 «О рынке ценных бумаг» (далее «ЗРУ-163«), под ценными бумагами понимаются документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа между выпустившим эти документы юридическим лицом и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов и возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

В законодательстве Республики Узбекистан прописаны следующие виды ценных бумаг:

  • вексель;
  • акция;
  • облигация;
  • сберегательный (депозитный) сертификат;
  • чек;
  • депозитарная расписка;
  • казначейские обязательства Республики Узбекистан;
  • закладная.

С 2022 года в ЗРУ-163 вводится понятие биржевой облигации.

Ст. 4 ЗРУ-163 устанавливает, что по форме выпуска ценные бумаги могут быть как документарными (в виде бланков), так и бездокументарными (в виде записей в учетных регистрах в электронной форме). Акции, облигации (корпоративные и инфраструктурные) и депозитарные расписки выпускаются в бездокументарной форме. ЗРУ-163 также предусматривает производные ценные бумаги, такие как опционы, фьючерсы и тд.

Участники рынка ценных бумаг

Под участниками рынка ценных бумаг ЗРУ-163 понимает:

  1. Эмитентов ценных бумаг;
  2. Владельцев ценных бумаг;
  3. Инвесторов;
  4. Профессиональных участников ценных бумаг;
  5. Биржи;
  6. Центральный депозитарий ценных бумаг.

 

Центральный депозитарий ценных бумаг

Согласно ст. 3 ЗРУ-163 под Центральным депозитарием ценных бумаг (далее — «Центральный депозитарий«) понимается государственный депозитарий, который обеспечивает единую систему хранения, учета прав и движения эмиссионных ценных бумаг по счетам депо. Он создается в форме государственного унитарного предприятия.

Единые правила (стандарты) депозитарного учета и отчетности (рег. МЮ от 01.12.1999 г. № 844) (далее — «Единый стандарт учета«) являются обязательными для депозитариев РУз и распространяются, в том числе на депозитарные операции с ценными бумагами, переданными депозитарию для хранения и/или учета прав на них. Хранение ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги осуществляется на счетах депо — совокупности записей в учетных регистрах инвестиционного посредника и (или) Центрального депозитария. Лицо, имеющее счет депо, называется депонентом.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Согласно ст. 24 ЗРУ-163 на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональная деятельность в качестве:

  • инвестиционного посредника;
  • инвестиционного консультанта;
  • инвестиционного фонда;
  • доверительного управляющего инвестиционными активами;
  • трансфер-агента;
  • организатора внебиржевых торгов ценными бумагами.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемой (некоторые виды такой деятельности осуществляются в уведомительном порядке). Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть только юридические лица, имеющие не менее двух работников (кроме инвестиционного фонда) с квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг. Квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг выдается сроком на пять лет.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется иностранной организацией путем создания нового либо участия в уставном капитале действующего юридического лица — профессионального участника рынка ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг

В соответствии с Правилами эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (рег. МЮ от 30.08.2009 г. № 2000), эмиссия ценных бумаг, как правило, включает в себя следующие этапы:

  1. принятие и утверждение решения о выпуске ценных бумаг;
  2. утверждение проспекта (в случае публичного размещения ценных бумаг);
  3. государственная регистрация выпуска ценных бумаг;
  4. постановка на учет выпуска ценных бумаг в Центральном депозитарии ценных бумаг;
  5. раскрытие информации о выпуске ценных бумаг в порядке, установленном законодательством и Правилами;
  6. размещение ценных бумаг выпуска;
  7. представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

Эмитент осуществляет размещение ценных бумаг после их государственной регистрации. Размещение ценных бумаг должно быть закончено в следующие сроки:

  • в случае первичного выпуска акций — в срок, установленный решением о выпуске ценных бумаг, но не позднее 1 года со дня государственной регистрации эмитента в качестве юридического лица в форме акционерного общества;
  • в остальных случаях — в срок, установленный решением о выпуске ценных бумаг, но не позднее 1 года со дня государственной регистрации выпуска данных ценных бумаг.

Ценные бумаги в бездокументарной форме считаются размещенными после их полной оплаты и перевода на счета депо приобретателей в течение срока их размещения. Неразмещенные ценные бумаги подлежат аннулированию.

Выпуск ценных бумаг может быть:

  • приостановлен регистрирующим органом;
  • признан регистрирующим органом несостоявшимся;
  • исключен из ЕГР (единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг) в установленных законом случаях;
  • признан недействительным судом.

 

Сделки с ценными бумагами

Порядок совершения биржевых и внебиржевых сделок купли продажи акций акционерных обществ, выпускаемых акционерными обществами облигаций, а также производных ценных бумаг, заключаемых на территории Узбекистана, определяется Положением о порядке совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на территории Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз от 08.06.1994 г. № 285.

Совершение и регистрация сделок с ценными бумагами на организованных торгах ценными бумагами осуществляются в электронной форме, без необходимости их бумажного оформления. Иные сделки совершаются в письменной форме и подлежат регистрации в установленном порядке.

Сделки на вторичном рынке по купле продаже акций АО осуществляются исключительно на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг, за исключением случаев, определенных в законодательстве РУз.

При совершении сделок с ценными бумагами стороны должны прийти к соглашению по следующим условиям:

  • вид и полное наименование ценных бумаг (рекомендуется включение регистрационного номера ценных бумаг);
  • срок и способ передачи ценных бумаг и их оплаты, условия страхования коммерческого риска по сделке, если таковой имеется;
  • размер комиссионного вознаграждения за исполнение сделки.

Регистрация сделок ценными бумагами осуществляется:

  • организаторами внебиржевых торгов ценными бумагами, фондовой биржей и фондовыми отделами валютных бирж — по сделкам, совершенным на их торговых площадках;
  • Центральным депозитарием и инвестиционными посредниками, обслуживающими отчуждателя ценных бумаг, — по иным сделкам с ценными бумагами.

На торговых площадках организаторов биржевых и внебиржевых торгов ценными бумагами могут совершаться и регистрироваться только сделки по купле-продаже ценных бумаг и их производных.

Раскрытие информации

Законодательство РУз предъявляет требование по раскрытию информации в отношении:

  • эмитентов;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • организаторов торгов ценными бумагами;
  • владельцев ценных бумаг;
  • уполномоченного органа.

Раскрытие информации осуществляется путем:

  • опубликования информации в средствах массовой информации;
  • предоставления отчетов, сведений и иной информации.

Раскрытие информации осуществляются на следующих веб-сайтах:

  • Единый портал корпоративной информации (http://openinfo.uz/ru/);
  • Сайте республиканской фондовой биржи «Ташкент» (https://uzse.uz/);
  • Сайт ГУП «Центральный депозитарий ценных бумаг» (http://www.deponet.uz/).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут раскрыть конфиденциальную информацию в особом порядке, так как подпадают под требования законодательства РУз о внутреннем контроле по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Информацию о порядке выпуска облигаций и раскрытия информации можно получить здесь.

Об организации проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичных предложений акций и сопутствующем раскрытии информации можно узнать здесь.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • лицензирования и (или) установления обязательных требований к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и биржевой деятельности;
  • регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в решениях о выпуске;
  • обеспечения раскрытия информации о ценных бумагах в соответствии с законодательством;
  • аттестации специалистов рынка ценных бумаг;
  • контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг в порядке, установленном законодательством.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг (далее — «Уполномоченный орган«) в соответствии со ст. 55 ЗРУ-163 определяется Президентом РУз. Ранее таким органом являлся Центр по координации и и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции РУз, затем — Агентство по развитию рынка капитала, а в соответствии с Постановлением Президента РУз от 13.04.2021 г. № ПП-5073, с 1 мая 2021 г. данное агентство было упразднено, а его полномочия переданы Министерству финансов РУз.

Подробнее о контроле по приобретению акций смотрите здесь.

Реформы на рынке ценных бумаг

Меры по дальнейшему развитию рынка капитала предусмотрены в соответствующем Указе Президента РУз от 13.04.2021 г. № УП-6207. Данный Указ также утвердил Программу развития рынка капитала в 2021-2023 гг. Основная цель данной Программы — кардинальное совершенствование государственной политики, предусматривающей углубление реализации реформ, направленных на доведение общего объема свободных ценных бумаг в ВВП страны до 5 %. А приоритетными стратегическими задачами являются:

  • повышение конкурентоспособности и доведение до 45 трлн сумов до конца 2023 года капитализации рынка капитала за счет внедрения привлекательных для инвесторов механизмов, создание эффективного альтернативного механизма банковского кредитования;
  • повышение доступности рынка капитала для всех категорий инвесторов посредством активной интеграции с международными финансовыми рынками, широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий и применения передовых подходов, успешно апробированных за рубежом;
  • доведение до 5 процентов до конца 2023 года части проектов, финансируемых путем выпуска ценных бумаг в рамках республиканской и региональных инвестиционных программ, посредством обеспечения гармоничного функционирования и развития всех сегментов рынка капитала с целью максимального удовлетворения инвестиционных потребностей населения, предпринимателей и экономики;
  • создание необходимых условий для активного финансирования инвестиций, направленных на цели развития на фондовом рынке, путем внедрения передовых международных практик, устранения излишних барьеров, ограничений и чрезмерного регулирования сферы;
  • разработку необходимой законодательной базы, обеспечивающей целостность регулирования рынка капитала, предупреждение системных рисков с внедрением соответствующих международных критериев и опыта;
  • развитие устойчивой системы обеспечения рынка капитала кадрами, отвечающими современным требованиям, создание привлекательных условий для привлечения перспективных, в том числе зарубежных специалистов;
  • подготовку и переподготовку специалистов для рынка капитала, системное налаживание повышения их квалификации;
  • охват 40 тысяч человек до конца 2023 года в рамках программ поддержки повышения знаний, навыков и финансовой грамотности миноритарных инвесторов, иных участников рынка капитала и широких слоев населения.