Январь 8, 2020
Предпринимательские корпоративные субъекты
1.1. Нормативные акты, регулирующие корпоративные отношения
1.2. Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций
1.2.1. Акционерные общества (АО)
1.2.1.1. Органы хозяйственного управления в форме АО
1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
1.2.4. (Государственные) Унитарные предприятия
1.2.6. Хозяйственные товарищества (полные, коммандитные)
1.2.7. Производственные кооперативы
2.2. Эмиссия (выпуск и размещение) акций АО
2.3. Порядок ликвидации коммерческих организаций
1. Коммерческие организации (юридические лица)
В данном меморандуме мы будем рассматривать виды (организационно-правовые формы) коммерческих юридических лиц и некоторые процедуры связанные с их хозяйственной деятельностью (выпуск акций, оценка долей и др.), особенности учреждения и ликвидации. В законодательстве Узбекистана коммерческие юридические лица именуются как «коммерческие организации» и поэтому мы будем использовать последний термин по отношению к коммерческим корпорациям (юридическим лицам).
В соответствии с законодательством, коммерческой организацией может быть юридическое лицо, основной целью которого является извлечение прибыли. В основном, эти организации могут осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законодательством, но отдельными видами деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, коммерческие организации могут заниматься только на основании лицензии. В зависимости от количества участников и от организационно-правовой формы, учредительными документами таких организаций могут быть устав (и учредительный договор).
1.1. Нормативные акты, регулирующие корпоративные отношения
Правовой статус коммерческих юридических лиц и процедуры связанные с их учреждением, управлением, осуществлением хозяйственной деятельности, распределением прибыли (выплатой дивидендов) и ликвидацией регулируется следующими законами и подзаконными актами:
- Гражданский Кодекс Республики Узбекистан;
- Закон Республики Узбекистан № 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров (новая редакция)» от 26.04.1996 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 295-XII «О кооперации» от 14.06.1991 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 308-II «О хозяйственных товариществах» от 06.12.2001 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 310-II «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.12.2001 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 558-II «О частном предприятии» от 11.12.2003 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 602-I «О фермерском хозяйстве (новая редакция)» от 30.04.1998 г.;
- Закон Республики Узбекистан № 69-II «О гарантиях предпринимательской деятельности (новая редакция)» от 25.05.2000 г.;
- Закон Республики Узбекистан ЗРУ-327 «О семейном предприятии» от 26.04.2012 г.;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 215 от 16.10.2006 г. «О мерах по обеспечению эффективного управления предприятиями с государственной долей в уставном фонде и надлежащего учета государственного имущества»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 66 от 09.02.2017 г. «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года № ПП-2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства»»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 704 от 21.08.2019 г. «Об утверждении положения о порядке добровольной ликвидации и прекращения их деятельности субъектов предпринимательства и исключения из государственного реестра лиц, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельности»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 398 от 12.10.1995 г. «Об утверждении положения о холдингах»;
- Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5739 от 07.06.2019 «О мерах по упрощению процедуры ликвидации субъектов предпринимательства»;
- Правила эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, зарегистрированные МЮ от 30.08.2009 № 2000.
1.2. Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций
Коммерческие организации могут быть учреждены в форме хозяйственных товариществ (полное, коммандитное) и обществ (акционерное и с ограниченной ответственностью), производственного кооператива, унитарного предприятия и в иной форме, предусмотренной законодательством (такие как семейное предприятие, частное предприятие, фермерское хозяйство и т.д.). Наиболее распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности с образованием юридического лица в отраслях экономики (кроме сельского хозяйства) выступают:
- Акционерные общества;
- Общества с ограниченной ответственностью;
- Частное предприятие;
- Государственное унитарное предприятие.
Остальные организационно-правовые формы имеют отраслевую, внутрикорпоративную и целевую специфику и поэтому менее распространены.
1.2.1. Акционерные общества (АО)
Акционерным признается общество, уставной фонд которого разделен на определенное число акций. Акция – это именная эмиссионная ценная бумага без установленного срока действия, удостоверяющая право ее владельца (1) на получение части прибыли в виде дивидендов, (2) на участие в управлении и (3) на часть имущества, остающегося после ликвидации АО.
Только АО имеет право выпускать акции (кроме предъявительских) и другие эмиссионные ценные бумаги. Уставной капитал не может быть образован из другого имущества, чем акции. Акции и облигации выпускаются в бездокументарной форме.
Акционеры (юридические или физические лица) могут обладать двумя типами акций: простыми и привилегированными. АО определяет в своем Уставе типы выпускаемых акций, порядок их размещения, выплаты по ним дивидендов. Номинальная стоимость акций должна выражаться в национальной валюте Республики Узбекистан и не может превышать 5000 сум (примерно 0.50 долл. США).
Дополнительную информацию об органах управления АО читайте в Учреждении юридического лица в Узбекистане (п.п. 2.2.4-2.2.6).
1.2.1.1. Органы хозяйственного управления в форме АО
Государство может быть участником (учредителем) юридических лиц. В стратегических отраслях экономики государство сохраняет свое присутствие через акционерное участие в АО, большинство из которых создано на базе прежних министерств или государственных предприятий. Такие стратегически важные АО в законодательстве имеют статус «органов хозяйственного управления». Согласно законодательству, Органами хозяйственного управления являются хозяйственные объединения, создаваемые в следующих основных организационно-правовых формах:
- в форме АО (включая государственные), которые управляют входящими в их состав дочерними предприятиями через пакеты акций этих предприятий;
- в форме ассоциации юридических лиц, которые обладают некоторыми делегированными ее членами полномочиями без обладания пакетами акций этих членов ассоциации.
Такие Органы хозяйственного управления в форме АО обладают следующими основными задачами:
- определение перспективной стратегии устойчивого развития сферы экономики;
- организацию маркетинговых исследований, оказание содействия в освоении производства новых видов продукции (работ, услуг), продвижении их на мировые рынки;
- содействие в модернизации и технологическом перевооружении предприятий, широком привлечении для этих целей иностранных инвестиций;
- оказание информационных услуг дочерним предприятиям, входящим в их состав;
- организацию подготовки кадров.
Органы хозяйственного управления в форме АО имеют следующие особенностями:
- подпадают под государственный контроль, как субъекты естественных монополий в соответствии с ЗРУ № 398-I от 24.04.1997 г. «О естественных монополиях»;
- выполняют делегированные им административные полномочия;
- выдают документы разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности в соответствии с ЗРУ-341 от 20.12.2012 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» и ПКМ № 225 от 15.08.2013 г.;
- рассматривают обращения физических и юридических лиц, в силу ЗРУ-378 от 03.12.2014 г. «Об обращениях физических и юридических лиц»;
- являются уполномоченными лицами по реализации инвестиционных проектов со стороны Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами РУз;
- могут входить в структурное подразделение Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- могут выступать в качестве исполнительного и ответственного органа по реализации государственных программ в соответствующих отраслях экономики;
- могут получать государственные гарантии Республики Узбекистан.
Существование такого квазигосударственного сектора и совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций приводят к чрезмерному регулированию отраслей экономики. Поэтому, в целях дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, Правительство приняло Концепцию административной реформы РУз, где указало дальнейшее сокращение таких органов приоритетной задачей реформы (УП-5185 от 8.07.2017 г.).
Холдинг – это АО, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Контрольный пакет акций (паев, долей) означает обладание правом давать обязательные директивы органам управления предприятий. Предприятия, более 20% акций которого обладает холдинг, являются дочерними предприятиями холдинга.
1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Размер доли участника ООО в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. Доли в уставном капитале не являются именными эмиссионными ценными бумагами и не могут котироваться в организованных рынках ценных бумаг.
До внесения изменений в Закон об ООО в 2007 году, ООО могло выпускать облигации на сумму, не превышающий размер уставного капитала общества. На данный момент такие ценные бумаги могут выпускать исключительно АО.
Для получения дополнительной информации об органах управления ООО читайте в Учреждении юридического лица в Узбекистане (п. 2.1.3).
В соответствии с Аналитическим бюллетенем по демографии предприятий (за январь-октябрь 2018 г.) из 260,8 тыс.ед. действующий коммерческих предприятий и организаций по состоянию на 1 ноября 2018 г., общества с ограниченной ответственностью составили 166 тыс.ед. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что ООО является самой распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности в РУз.
Такая популярность обусловлено следующими причинами:
- ООО отвечает по долгам и обязанностям перед кредиторами и контрагентами всем принадлежащим обществу имуществам;
- Участники общества не отвечают по обязательствам общества;
- Общество не отвечает по обязательствам своих участников;
- Участники общества несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
- С выходом из общества одного из его участников не влечет за собой прекращение деятельности самого общества;
- Только в случае банкротства общества по вине участника, на такое лицо при недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам;
- Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку;
- Участники общества могут вносить свои вклады в уставной капитал в течении года с момента регистрации общества;
- Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал, вносимых участниками утверждается единогласным решением общего собрания участников общества. Более того законодательство не установило случаи привлечения независимых оценщиков для оценки неимущественных вкладов;
Частным предприятием признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником — одним физическим лицом. Частное предприятие имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник частного предприятия в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность принадлежащим ему имуществом по обязательствам частного предприятия при недостаточности имущества предприятия.
В соответствии с Аналитическим бюллетенем по демографии предприятий (за январь-октябрь 2018 г.) из 260,8 тыс.ед. действующий коммерческих предприятий и организаций по состоянию на 1 ноября 2018 г., частные предприятия были наиболее распространенной формой ведения бизнеса после ООО. Популярность данной формы обусловлено тем, что законом не был установлен минимальный размер уставного фонда. Собственник сам определяет размер неделимого уставного фонда и сам же единолично управляет частным предприятием.
1.2.4. (Государственные) Унитарные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Такое имущество унитарного предприятия принадлежит ему на вещном праве хозяйственного ведения, оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
В основном, такие предприятия учреждает государство на базе имущества находящегося в государственной собственности. Государственным предприятием является коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия, образованная на базе находящегося в государственной собственности имущества, переданного ему в оперативное управление. Государственное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Учредителем государственного предприятия выступает Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им государственные органы.
Государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента или Кабинета Министров РУз, вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности без получения соответствующей лицензии. Более того, государственные унитарные предприятия не могут быть признаны судом банкротом.
Семейным предприятием – это субъект малого предпринимательства, создаваемый его участниками на добровольной основе на базе общего имущества. Деятельность семейного предприятия основывается на личном труде его участников. Общее собрание участников семейного предприятия является высшим органом управления.
Общая численность участников семейного предприятия и его наемных работников не может превышать установленной законодательством среднегодовой численности работников субъектов малого предпринимательства. При этом минимальная численность участников семейного предприятия должна быть не менее двух человек.
1.2.6. Хозяйственные товарищества (полные, коммандитные)
Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) участников уставным фондом, в котором участники или некоторые из них принимают личное участие в ведении предпринимательской деятельности от имени такого товарищества. Такие товарищества могут создаваться в форме полного или коммандитного товарищества.
Полными товарищами являются участники товарищества, осуществляющие от имени товарищества предпринимательскую деятельность отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом.
Вкладчиками (коммандитистами) являются участники товарищества, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поэтому коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с полными товарищами, имеется один или несколько вкладчиков. Если в составе участников не имеется вкладчиков, то товарищество является полным.
Полными товарищами могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а вкладчиками могут быть юридические и физические лица.
Хозяйственные товарищества обладают следующими особенностями:
- Участники товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества и такую ответственность невозможно ограничить или устранить;
- Прием новых участников в товарищество возможен лишь с согласия всех участников товарищества;
- Товарищество может прекратить свою деятельность с уходом одного из участников;
- Каждый участник товарищества вправе без доверенности действовать от имени товарищества;
- вкладчики в коммандитном товариществе могут действовать от имени товарищества только на основе доверенности;
- вкладчики не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества;
- Убытки товарищества распределяется между его участниками на ряду с прибылью пропорционально их долям в уставном капитале товарищества.
1.2.7. Производственные кооперативы
Кооперативом является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на правах коллективной собственности имуществом. Главным отличием кооперативов от других форм является простая форма членства его участников. Земля и другие природные ресурсы предоставляются кооперативам в пользование. Собственностью кооператива являются основные фонды, оборотные средства, паевые взносы, а также иные ценности, которые отражаются в самостоятельном балансе кооператива. Деятельность производственного кооператива основывается на личном трудовом участии его участников и наемных рабочих. Кооператив имеет свой устав и коллективный орган управления. На данный момент такая организационно-правовая форма осуществления предпринимательской деятельности не используется на практике.
Фермерское хозяйство — субъект предпринимательства, занимающийся производством сельскохозяйственной продукции и другими видами деятельности, не запрещенными законодательством, с использованием земельных участков, предоставленных в аренду. Фермерское хозяйство является основным субъектом сельскохозяйственного производства в Республике Узбекистан. Учредителем фермерского хозяйства (Фермером) может быть только гражданин Республики Узбекистан, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий соответствующую квалификацию или опыт работы в сельском хозяйстве.
Фермерское хозяйство создается на землях сельскохозяйственного назначения и на землях запаса. Для создания фермерского хозяйства его глава должен получить земельный участок в установленном порядке. Многие вопросы деятельности фермерских хозяйств регулируется Постановлением Кабинета Министров РУз №476 от 30.10.2003 г. Для дополнительной информации о режиме земельных участков читайте в Приобретение земельного участка и иных объектов недвижимости.
2. Различия между организационно-правовыми формами субъектов предпринимательства
Предлагаем ниже сравнить наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций: АО, ООО, Товариществ, частных предприятий и (государственных) унитарных предприятия.
2.1. Ответственность учредителей (участников, акционеров и собственников) по обязательствам коммерческих организаций
Основное отличие вышеперечисленных организационно-правовых форм заключается в степени ответственности их учредителей (участников, акционеров, членов и собственников). По общему правилу, коммерческая организация (должник) обязана возместить своим кредиторам и контрагентам убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Однако, в соответствии с законодательством или условиями обязательства (договора), имеется возможность наложить на другое лицо (участника, собственника) субсидиарную ответственность, которая будет дополнительной к ответственности основного должника – коммерческой организации, например:
- Если банкротство общества вызвано неправомерными действиями акционера, который имеет право давать обязательные для общества указания, то на указанного акционера может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам;
- В случае банкротства общества по вине участника, на него может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам;
- Глава фермерского хозяйства несет субсидиарную ответственность по обязательствам фермерского хозяйства;
- Участники семейного предприятия несут субсидиарную ответственность по обязательствам семейного предприятия.
Также есть возможность ограничить ответственность основного должника:
- Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
- Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу;
- Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций;
Более того законодательством указаны случаи, когда учредители несут солидарную ответственность, при которой кредитор вправе требовать исполнения от всех должников (учредителей) совместно, так и от любого из них в отдельности. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет выполнено полностью:
- Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций;
- Учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием, до государственной регистрации;
- Участники ООО, не полностью внесшие вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества;
- Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации;
- Собственник частного предприятия в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность по обязательствам частного предприятия;
- Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам Государственного предприятия при недостаточности имущества последнего;
- Участники семейного предприятия несут субсидиарную ответственность по обязательствам семейного предприятия;
- Участники товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
2.2. Эмиссия (выпуск и размещение) акций АО
АО должен разместить акции первичного выпуска среди своих учредителей не позднее одного года с момента государственной регистрации в качестве юридического лица. При создании АО типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер, форма и порядок их оплаты, а также размер уставного капитала определяются учредительным договором о его создании или уставом эмитента с учетом требований законодательства. Также уставом АО должны быть определены типы, количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции).
По общему правилу, размещение акций можно осуществить путем открытой или закрытой подписки. Открытая подписка означает размещение акций среди неограниченного числа инвесторов с использованием рекламы, включая способом публичного предложения акций, а закрытая подписка означает размещение среди заранее известного ограниченного числа инвесторов без публичного объявления и проведения рекламной компании. Открытая подписка акций проводится исключительно на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг.
Функции учета прав на бездокументарные ценные бумаги (акции, облигации) АО по счетам депо осуществляют Центральный депозитарии ценных бумаг или инвестиционный посредник. Однако инвестиционный посредник ведет учет прав на бездокументарные ценные бумаги на счетах своих клиентов, суммарно учитываемых на его счетах в Центральном депозитарии ценных бумаг. Центральный депозитарий ценных бумаг является государственным унитарным предприятием.
Эмиссия акций состоит из следующих этапов:
- принятие и утверждение решения о выпуске ценных бумаг;
- утверждение проспекта (в случае публичного размещения акций);
- государственная регистрация выпуска акций;
- постановка на учет выпуска акций в Центральном депозитарии ценных бумаг;
- раскрытие информации о выпуске акций;
- размещение акций выпуска;
- представление в регистрирующий орган уведомления об итогах акций.
В случае размещения акций на биржевом рынке ценных бумаг, их выпуск признается состоявшимся, если объем размещения составляет не менее тридцати процентов от общего количества акций и иных эмиссионных ценных бумаг данного выпуска.
2.3. Порядок ликвидации коммерческих организаций
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной или принудительной (в случаях указанных в законодательстве). Признания юридического лица банкротом также влечет его ликвидацию.
Учредители (участники) или орган управления юридического лица принимают решение о ликвидации, установив порядок и сроки ликвидации. На основе данного решения также назначается ликвидатор (ликвидационная комиссия либо физическое лицо).
Ликвидатор публикует в средствах массовой информации объявление о ликвидации юридического лица. В объявлении указываются порядок и срок заявления требований его кредиторов. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2.3.1. Особенности ликвидации коммерческих организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность
При ликвидации коммерческих организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность срок, являющийся основанием для признания коммерческой организации не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, составляет девять месяцев. По представлению органа государственной налоговой службы коммерческие организации, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, переводятся регистрирующим органом (Агентством государственных услуг при Минюсте РУз) на бездействующий режим сроком на три года. Основанием перевода на такой режим является (1) непоступление денежных средств по финансово-хозяйственной деятельности в банковские счета в течении девяти месяцев и (2) непредставление налоговой отчетности в течении девяти месяцев.
Регистрирующий орган исключает коммерческие организации, переведенные на бездействующий режим из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства при невосстановлении деятельности в течение трех лет.