Март 2, 2022

Возобновляемая энергия в Узбекистане

Возобновляемая энергетика является неотъемлемой частью энергетики, развивающейся в Узбекистане в контексте общей национальной политики. А именно, Государство планирует увеличить к 2030 году долю возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ) до 25% и, тем самым, предпринимает активные меры в реализации перспективных проектов в данной отрасли. Мы рассмотрим:

1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ

2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

3.ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ И ИСХОДЯЩИЙ ИЗ НИХ БИЗНЕС ИНТЕРЕС ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА

1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ

Солнечная энергетика

На данный момент в направлении ВИЭ реализуется проект «Scaling solar ll» при участии Международной Финансовой Корпорации (МФК) по строительству солнечных (фотоэлектрических) электростанций (СЭС) в рамках программы государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, в 2019 году 4 октября при поддержке МФК был объявлен тендер на строительство первой СЭС мощностью 100 МВт в Навоийской области, который был выигран компанией «Masdar», одной из ведущих международных компаний по развитию ВИЭ в мире. По оценкам экспертов данная СЭС будет производить 260 млн КВт/час электроэнергии в год.

Более того, с начала 2020 года ведется организация второго этапа тендерных торгов по вышеупомянутому проекту. А именно, был объявлен тендер на строительство двух СЭС мощностью по 200 МВт в Самаркандской и Джизакской областях.

Кроме того, 1 февраля 2020 года Министерством энергетики при поддержке Азиатского Банка Развития (АБР) был объявлен запуск первого пилотного проекта по строительству СЭС в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Благодаря этому проекту, будет построена СЭС мощностью не менее 200 МВт, подстанция напряжением 220 кВ и линия электропередачи протяженностью 52 км. На текущий момент 54 компании подали заявки на участие в тендере, что указывает на высокий рост интереса инвесторов к реализации проектов в Узбекистане в сфере возобновляемой энергии.

Вдобавок, было подписано соглашение с французской компанией «Total Eren» на строительство СЭС мощностью 100 МВт в Нурабадском районе Самаркандской области.

Более того, канадская компания Sky Power Global планирует установить в Узбекистане несколько СЭС мощностью около 1 ГВт, в то время как общий объем инвестиций оценивается в 1,2-1,3 млрд долларов.

Стратегия государства заключается в доведении мощности СЭС до 2 ГВт, а мощность всей выработки солнечной энергии до 7000 МВт при поддержке МФК и АБР на основе механизма ГЧП.

Ветряная энергетика

Планируется проект по строительству ветровых электростанций общей мощностью 500 МВт рядом с Зарафшаном с участием компании «Masdar».

Кроме того, с компанией ACWA Power из Саудовской Аравии подписано соглашение на строительство ветряной электростанции мощностью 500-1000 МВт. Инвестиции по данному проекту составят 550-1,1 млрд долларов США и срок ввода в эксплуатацию ветряной электростанции намечается на 2023 год.

Наряду с вышеуказанным, подписан ряд соглашением между Узбекистаном и инвестиционным холдингом Mudabala (ОАЭ), из которого вытекает соглашение с вышеупомянутой компанией Masdar на строительство ветряной электростанции в Навоийской области  мощностью от 102-500 МВт.

Более того, на основании Меморандума о взаимопонимании от 14.01.2019 подписанного между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), Госкоинвестиции и АО «Узбекэнерго» заключены соглашения для осуществления консультационных услуг по снабжению первого проведения аукционных торгов на строительство ветряной электростанции мощностью 100 МВт в Республике Каракалпакстан.

Гидроэнергетика

В сфере гидроэнергетики в Узбекистане был построен ряд гидроэлектростанций (ГЭС), а именно, Чирчикская, Шамалдысайская, Ходжикентская, Тюямуюнская, Курпсайская, Кадырьинская, Головная, Андижанская, Туполангская, Ак-Кавакская ГЭС и др.

Помимо, согласно Концепции развития гидроэнергетической отрасли РУЗ на 2020-2024 годы, к 2025 году планируется сдать в эксплуатацию 4 ГЭС мощностью более 30 МВт и 16 малых ГЭС мощностью до 30 МВт. Общая стоимость всех проектов превысит $2,68 млрд, в том числе $2 млрд собственных и $643 млн кредитных средств.

Иные проекты

Было подписано соглашение с компанией Mubadala о реализации проекта по приватизации существующих и строительству новых энергоблоков на базе тепловой электростанции АО «Талимарджанская ТЭС».

2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

 Государственное управление в использовании ВИЭ

Согласно Закону РУЗ от 21.05.19 No. 539 «Об использовании возобновляемых источников энергии» государственное управление в использовании возобновляемых источников энергии осуществляется Кабинетом Министров РУЗ, Министерством энергетики РУЗ, а также органами государственной власти на местах.

А именно, в полномочия Кабинета Министров входит:

  • Обеспечение реализации единой политики в сфере использования ВИЭ;
  • Утверждение государственных программ в данной области;
  • Создание условий для инновационных исследований и научно-технических достижений в области ВИЭ;
  • Координация международного сотрудничества.

Кроме того, Кабинет Министров принимает нормативно-правовые акты в сфере ВИЭ, которые устанавливают регламент подключения к единой электроэнергетической системе субъектами предпринимательства, порядок господдержки производителей энергии из ВИЭ, ценовую и тарифную политику в данной области, а также порядок ведения государственного учета ресурсов ВИЭ.

В свою очередь Министерство энергетики в сфере ВИЭ осуществляет:

  • единую государственную политику;
  • государственные и другие программы;
  • координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления;
  • разработку и утверждение технических регламентов в пределах своих полномочий;
  • мониторинг за реализацией государственных и других программ;
  • меры по повышению инвестиционной привлекательности;
  • международное сотрудничество;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Более того, Министерство энергетики:

  • вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по вопросам государственной поддержки;
  • ведет государственный учет ресурсов;
  • содействует внедрению инновационных технологий, научно-технических разработок.

В свою очередь, органы государственной власти на местах в сфере ВИЭ:

  • участвуют в разработке программ, разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы;
  • содействуют созданию и внедрению инновационных технологий;
  • кооперируются с производителями энергии;
  • принимают решения о предоставлении земельных участков для размещения установок ВИЭ.

Также, органы самоуправления гражданнегосударственные некоммерческие организации и сами граждане в сфере ВИЭ имеют право:

  • участвовать в разработке и реализации программ;
  • оказывать содействие в реализации мероприятий по использованию ВИЭ;
  • осуществлять общественный контроль.

Производители энергии из ВИЭ и установок ВИЭ имеют право:

  • участвовать в разработке и реализации программ;
  • пользоваться предоставленными льготами;
  • создавать локальную сеть;
  • заключать соглашения, как с юридическими, так и с физическими лицами для реализации энергии.

Также, производители энергии из ВИЭ и установок ВИЭ обязаны:

  • соблюдать законодательство, нормы, регламенты и правила в сфере ВИЭ;
  • вести раздельный учет энергии.

Особенности использования ВИЭ при производстве электрической энергии

Производители электрической энергии  из ВИЭ могут подключаться к единой электроэнергетической системе на условиях блок-станций, а также и на конкурсной основе. Расходы, необходимые до момента подключения к единой электроэнергетической системе производятся производителем энергии. Однако, расходы, необходимые для реконструкции уже действующих электростанций производятся владельцем установок ВИЭ. Примечательно, производителем энергии запрещается самовольно подключать установки ВИЭ к единой электроэнергетической системе.

  • i). Регламент подключения к единой электроэнергетической системе

Чтобы подключиться к единой электроэнергетической системе, производитель должен получить технические условия от организации, к электрическим сетям которой предполагается подключение (в некоторых случаях получение технических условий не требуется) (ПКМ от 22.07.19 No. 610). Далее, в соответствии с техническими условиями по заказу производителя разрабатывается проект подключения электроустановок к единой электроэнергетической системе. Подключение к единой электроэнергетической системе производится согласно пусковой схеме. Также, осуществляется проверка схемы и опломбирование приборов учета электрической энергии производителя.

Особенности использования ВИЭ при производстве тепловой энергии

Производителям  тепловой энергии запрещается подключать установки ВИЭ к территориальным и магистральным тепловым сетям. Также, строительство локальной тепловой сети, а также подключение к ней установок воспроизводится за счет производителя.

Особенности использования ВИЭ при производстве биогаза

Производителям биогаза из биомассы запрещается подключать установки ВИЭ к территориальным и магистральным газовым сетям. Строительство локальной газовой сети и подключение установок к ней воспроизводится за счет производителя.

Государственный учет и тарифы

Государственный учет ресурсов ВИЭ и энергии, производимой из данных источников, осуществляется Министерством Энергетики. Государственный учет энергии, производимой из ВИЭ, а также установок ВИЭ включает в себя данные о площадках фактического размещения установок, о производителях энергии и мощности установок.

Тарифы на электрическую энергию, производимую из ВИЭ, идентифицируются на основе конкурсных торгов.

Техническое регулирование и стандартизация

Законом обуславливается, что энергия, производимая из ВИЭ и установки ВИЭ (кроме тех, которые используются для собственных нужд) подлежат сертификации. Также, деятельность в области использования ВИЭ должна осуществляться согласно техническим регламентам, нормам и правилам, которые, в свою очередь, публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Минэнерго.

3.ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ И ИСХОДЯЩИЙ ИЗ НИХ БИЗНЕС ИНТЕРЕС ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА

Льготы и преференции

Производители энергии из ВИЭ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога сроком на 10 лет с момента начала эксплуатации установок ВИЭ.

Производители установок ВИЭ, в свою очередь, освобождаются от уплаты всех видов налогов (ЕНП, налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог на землю, акцизный налог, налог на пользование водными ресурсами, налоги и специальные платежи для недропользователей) сроком на 5 лет с момента их государственной регистрации.

Кроме того, не облагается налогом на имущество физических лиц сроком на 3 года имущество собственников, использующих ВИЭ в жилых помещениях с полным отключением от действующих энергоресурсов. Также, такие собственники освобождаются от земельного налога сроком на 3 года. Основанием для получения указанных в этом параграфе льгот служит справка об использовании возобновляемых источников энергии с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов.

Более того, до 1 января 2022 года государством введены таможенные льготы. От таможенных платежей освобождается оборудование, комплектующие, приборы, запасные части, технологическая документация, сырье и материалы, которые не производятся в РУз и ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.

Также, государством предоставляются компенсации физическим лицам в размере 30 процентов расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, а также энергоэффективных газогорелочных устройств.

Кроме того, за счет средств государственного бюджета предоставляются компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков на приобретение установок ВИЭ, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования. А именно:

  • физическим лицам — по кредитам, сумма которых не превышает 500 миллионов сумов в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов;
  • юридическим лицам — по кредитам, сумма которых не превышает 5 миллиардов сумов в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 5 процентных пунктов (ПП от 22.08.19 No. 4422).

Также государством оказывается такая поддержка как установление таможенных льгот, содействие в создании и применении инновационных технологий, обеспечения гарантированного подключения к единой электроэнергетической системе установок и другие. Ярким примером совокупности предоставляемой государством поддержки может служить поддержка, оказанная компании “SkyPowerGlobal” на основании соглашения между ней и АО “Узбекэнерго” о покупке электроэнергии из ВИЭ (ПП от 28.04.18 No. ПП-3687). А именно, государство на период действия соглашения освободило компанию от уплаты:

  • таможенных платежей при ввозе нового оборудования и материалов;
  • налога на прибыль юридических лиц;
  • налога на добавленную стоимость, обязательных отчислений и сборов;
  • налога на имущество по оборудованию и установкам.

Также, была определена гарантия, что в случае неплатежеспособности АО “Узбекэнерго” оплата за поставленную электроэнергию компанией будет осуществляться из средств Государственного бюджета. Более того, государством было поручено обеспечить оформление, выдачу и продление многократных и въездных виз, временную прописку, учет по месту пребывания иностранным специалистам, участвующим в проекте, без взимания консульских и других сборов и государственной пошлины. Также, государством обеспечена выдача и продление разрешений на привлечение трудовой силы проекта.