Март 2, 2022

Импорт рабочей силы

1. Режим иностранной рабочей силы

2. Уполномоченный орган по выдаче отдельных документов разрешительного характера

3. Процедура подачи документов для получения Подтверждения

4. Документы, которые необходимо подать для получения Подтверждения

5. Требования и условия к заявителям при получении Подтверждения

6. Срок действия Подтверждения

7. Привлечение на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников

8. Местная рабочая сила

8.1. Представительный орган работников или профсоюз

8.2. Коллективный договор

8.3. Правила внутреннего трудового распорядка

8.4. Индивидуальные трудовые договоры

8.5. Наем узбекских сотрудников иностранными представительствами, аккредитованными в Узбекистане

8.6. Список документов, необходимых для приема на работу

1. Режим иностранной рабочей силы

Для иностранных граждан желающих трудоустроиться на территории Республики Узбекистан, и работодателей, преследующих цель нанять на работу иностранных специалистов в Республике Узбекистан, существует систематизированный порядок, приобретения подтверждение на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан (далее — Подтверждения).

Данная статья описывает порядок получения Подтверждения, а также иные процедуры, связанные с импортом рабочей силы на территорию Республики Узбекистан.

Основными нормативно-правовыми актами регулирующими импорт рабочей силы в Республике Узбекистане являются: 

  1. Закон Республики Узбекистан от 14.07.2021 года № ЗРУ-701 “О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах”;
  2. Указ президента Республики Узбекистан от 24.08.2020 года № УП-6044 “О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур”;
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 20.04.2022 года № УП-113 “О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг”;
  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 08.04.2022 года № УП-101 “Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора ”
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.11.2018 года №-4008 “О мерах по созданию благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан квалифицированными специалистами иностранных государств”
  6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.02.2022 года № -86 “Об утверждении единого положения о процедурах выдачи отдельных документов разрешительного характера через специальную электронную систему” (далее – «ПКМ №86«).

2. Уполномоченный орган по выдаче отдельных документов разрешительного характера

Компетентным органом в вопросах выдачи Подтверждения является Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений (далее – «Агентство«).

В марте 2022 года, в целях сокращения бюрократизма и установления единого порядка прохождения разрешительных процедур с использованием информационных систем, вступил в силу ПКМ  №86. В соответствии с данным постановлением, на данный момент Подтверждение можно получить следующими способами:

  • Посредством информационной системы “Лицензия” (https://license.gov.uz/); или
  • Через “Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан” (далее ЕПИГУ) ( https://my.gov.uz/).

Хотим отметить, согласно Указу Президента №113 от 20.04.2022 “О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государственных услуг”, с 1 июля 2022 года нерезиденты, осуществляющие свою трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан в онлайн режиме, находясь за рубежом, освобождаются от получения такого Подтверждения. То есть, они могут работать, дистанционно, без получения Подтверждения. 

3. Процедура подачи документов для получения Подтверждения

Заявления в уполномоченный орган, могут подавать:

  • Юридические лица (работодатели);
  • Физические лица (работодатели); и
  • Иностранный гражданин.

Для получения Подтверждения, заявители (работодатели и непосредственно сам или при помощи доверенного лица иностранный гражданин) посредством  электронной цифровой подписи должны:

  1. Подать в электронном формате через ИС “Лицензия” или ЕПИГУ заявление и прилагаемые к нему документы;
  2. Во время подачи заявления, заявитель должен подтвердить, что деятельность, которую он намеревается осуществлять, совместима и соответствует требованиям и условиям разрешения;
  3. Если заявитель обнаружит, что в заявлении указаны недостоверные сведения, он вправе изменить их до оплаты сбора и до направления заявления в компетентный орган;

Размер регистрационного взноса за рассмотрение заявления составляет 1 БРВ — 300.000 (триста тысяч) сум, приблизительно 28 долларов США. Оплата сбора подтверждается через информационные и коммуникационные системы;

Соответствующий документ, подтверждающий регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов, автоматически направляется заявителю через ИС “Лицензия” или ЕПИГУ;

Введенная в ИС “Лицензия” информация предварительно автоматически сравнивается и проверяется на основе информации, имеющейся в системах межведомственного взаимодействия. При обнаружении следующих фактов, заявление и все прилагающие к нему документы не будут приняты на рассмотрение;

  • при обнаружении неверной или недостоверной информации;
  • при неуплате регистрационного сбора;
  • при несоответствии требованиям и условиям разрешения;
  • при наличии у заявителя документа доверительного характера, внесенного на тот же вид деятельности и действующего в реестре документов доверительного характера;
  • при приостановлении выполнения заявителем той же деятельности или действия на определенный срок;

После оплаты пошлины заявление и приложенные к нему документы будут автоматически отправлены в Агентство через ИС “Лицензия” или ЕПИГУ в зависимости, куда подал заявление заявитель;

Агентство рассматривает заявление заявителя и все приложенные к нему документы, в течение 15 рабочих дней. Затем, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче Подтверждения (далее решение) путем его утверждения электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Если заявитель подал заявление через ИС “Лицензия”, такое решение Агентства автоматически направляется в личный кабинет заявителя в режиме реального времени.

Стоит отметить, что заявитель также оплачивает сбор за выдачу документа разрешительного характера:

  • Для высококвалифицированных специалистов, а также учителей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентских школах и высших учебных заведениях, — в размере 1-кратного размера базового расчета (300.000 сум, приблизительно 28 долларов США);
  • Для квалифицированных специалистов — в размере 2-кратного размера базового расчета (600.000 сум, приблизительно 55 долларов США);
  • для граждан — в размере 2-кратного размера базового расчета (600.000 сум, приблизительно 55 долларов США);
  • для врачей, являющихся другими иностранными гражданами, — в размере 5-кратного размера базового расчета (1’500’000 сум, приблизительно 136 долларов США);
  • для иных иностранных граждан — в размере 30-кратного размера базового расчета (9’000’000 сум, приблизительно 818 долларов США).

После того, как заявитель оплачивает (в соответствии с категорией) сбор для выдачи документа разрешительного характера, в ИС “Лицензия” автоматически создается, Подтверждение с QR – кодом предоставляющее право на работу на территории Республики Узбекистан и направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя на ИС «Лицензия» или ЕПИГУ. С момента выдачи Агентством Подтверждения заявителю, его трудовая деятельность на территории Республики Узбекистан будет считаться законной.

Основаниями для отказа в выдаче Подтверждения являются:

  • Если необходимые документы для выдачи документа разрешительного характера, представлены заявителем в неполном объеме;
  • Если заявитель не соблюдает требования и условия разрешения;
  • При наличии неверных или искаженных сведений в представленных заявителем документах.

При обнаружении во время первого рассмотрения следующих недостатков, не допускается отказ в выдаче документа разрешительного характера без предоставления срока на их устранение:

  • когда документы, необходимые для выдачи документа разрешительного характера, представлены заявителем в неполной форме;
  • когда профессиональная квалификация работников не соответствует требованиям, установленным законодательством;
  • когда представленные документы и программы не соответствуют требованиям, установленным законодательством.

При обнаружении вышеуказанных недостатков, Агентство направляет заявителю уведомление с указанием срока их устранения в электронном виде через ИС “Лицензия” или ЕПИГУ в течение одного рабочего дня.

После устранения всех ошибок, указанных в уведомлении и оплаты сбора за выдачу документа разрешительного характера в ИС “Лицензия” автоматически формируется документ разрешительного характера с QR-кодом (матричный штрих-код) и направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя в ИС «Лицензия» или ЕПИГУ.

Заявления можно отправлять 24 часа в сутки, независимо от выходных и праздничных дней. С того момента, как заявитель загрузит заявление и прилагаемые к нему документы и осуществит оплату в ИС “Лицензия” или ЕПИГУ они считаются принятыми уполномоченным органом. Заявитель в зависимости от того, через какую электронную платформу подал заявление, может в режиме онлайн отслеживать его рассмотрение компетентным органом.

4. Документы, которые необходимо подать для получения Подтверждения:

  1. Заявление

В заявление должно быть указано следующее:

  • Ф.И.О. иностранного гражданина, также телефонные номера, электронная почта, адрес проживания на территории Республики Узбекистан;
  • Образование, специальность;
  • Ф.И.О. или наименование работодателя, вид деятельности, СТИР;
  • Предварительно обговоренная зарплата, регулярность, должность;
  • сроки постановки на учет в Главном управлении миграции и оформления гражданства (при наличии).
  1. паспорт иностранного гражданина;
  • Проект трудового договора, подтверждающий предварительную договоренность с работодателем о намерении и условиях привлечения иностранного работника на территорию Республики Узбекистан, с указанием заработной платы;
  1. фотография иностранного гражданина размером 3х4 см;
  2. Документы, подтверждающие квалификацию иностранного гражданина;
  3. Копия въездной визы граждан иностранных государств с визовым режимом (рабочая виза «Е», рабочая виза «В-1» и «В-2», служебная виза «С-3» или другие виды виз, предусмотренных для граждан);

С перечнем стран, для граждан которых установлен безвизовый режим в Республике Узбекистан, вы можете ознакомиться здесь.

5. Требования и условия к заявителям при получении Подтверждения:

  1. Соблюдение законодательства о труде, охране труда, государственной занятости, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя;
  2. Соответствие количества и специализации (должностей) запрашиваемых иностранных граждан фактической потребности в рабочей силе;
  3. Не совершение иностранными гражданами действий, противоречащих законодательству Республики Узбекистан, в том числе уголовной ответственности;
  4. Уведомление компетентных органов в течение одной недели об изменении информации, предоставляемой в уполномоченный орган (сведения об организации, заявления, анкеты, паспортные данные и т.п.);
  5. Непредставление документов для получения удостоверения иностранным гражданам, срок действия, визы которых истек или не состоящим на учете в Главном управлении миграции и оформления гражданства более 3 дней, пребывающих в Республику Узбекистан;

Работодатель в свою очередь, обязан расторгнуть трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, по истечении срока действия свидетельства, дающего право на работу на территории Республики Узбекистан, или в недельный срок уведомить компетентный орган в случае увольнения иностранного гражданина или ликвидации организации

6. Срок действия Подтверждения:

  1. Подтверждение на высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, а также на учителей и специалистов, привлекаемых для работы в Президентские школы и в высшие учебные заведения, выдается на срок действия трудовых договоров, но на срок не более трех лет, с возможностью бессрочного продления, но в каждом случае не превышающий одного года;
  2. Для остальных иностранных граждан – Подтверждение выдаются на срок действия трудового договора, но не более чем на один год, с возможностью неограниченного продления, но не более чем на один год в каждом случае.

7. Привлечение на работу высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников

Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, отвечающие следующим требованиям:

  1. Окончившие высшие образовательные учреждения, занимающие первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно-признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education, Academic Ranking of World Universities);
  2. имеющие опыт работы не менее 5 лет по заявленной специальности либо специальности по диплому; и
  • условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан, которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 60 тыс. долларов США в год;

Квалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, отвечающие следующим требованиям:

  • имеющие высшее образование;
  • имеющие опыт работы не менее 5 лет по заявленной специальности либо специальности по диплому; и
  • условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан, которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 30 тыс. долларов США в год;

Высококвалифицированным и квалифицированным специалистам предоставлены следующие условия работы в Узбекистане:

  • высококвалифицированные и квалифицированные специалисты имеют право работать по совместительству на территории Республики Узбекистан без получения подтверждения для работы по совместительству;
  • многократная рабочая виза высококвалифицированным и квалифицированным специалистам выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не свыше 3 лет;
  • продление срока действия выданных высококвалифицированным и квалифицированным специалистам рабочих виз осуществляется без необходимости их выезда с территории Республики Узбекистан на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на 3 года в каждом случае;
  • на срок действия трудового или гражданско-правового договора высококвалифицированным специалистам и членам их семей по желанию оформляется вид на жительство;
  • после досрочного расторжения договора с работодателем высококвалифицированные и квалифицированные специалисты вправе искать нового работодателя в течение 30 рабочих дней, в период которых действие ранее выданных им подтверждений, виз и видов на жительство сохраняется.
  • Налогообложение доходов иностранных высококвалифицированных специалистов

С 1 января 2019 года с высококвалифицированных специалистов взимается налог на доходы физических лиц в размере 50 % от его установленной ставки (ставка налога на доходы физических лиц в 2019 году составляет 12 %).

Необходимо отметить, что в соответствии с УП № 101 от 08.04.2022, с января 2023 года отменяется 50-процентная ставка налога на доходы высококвалифицированных специалистов.

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора по основаниям, связанным с виновными действиями работника, сумма налога, неуплаченная в связи с предоставлением вышеуказанной налоговой льготы, взыскивается с него в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

8. Местная рабочая сила

8.1. Представительный орган работников или профсоюз

Трудовое законодательство Республику Узбекистан предусматривает, что интересы работников могут быть представлены профсоюзами или других выборными органами работников. Выборы представительных органов работников осуществляется общим собранием работников (конференция).

Создание корпоративной профсоюзной организации не является обязательным.

В соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Узбекистана, право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем принадлежит профсоюзу в лице его уполномоченного органа, другого представительного органа, уполномоченного работниками, или непосредственно общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

8.2. Коллективный договор

В соответствии со статьей 31 Трудового кодекса, любая из сторон имеет право инициировать переговоры о заключении и изменении коллективного договора работников. В соответствии с частью первой статьи 177 Трудового кодекса Республики Узбекистан, работодатель обязан заключить коллективный договор. Однако, если работники не инициировали заключение коллективного договора, работодатель не обязан его заключить.

В то же время, трудовые органы Узбекистана считают, что заключение коллективного договора, желательно как для работодателя, так и работников, поскольку позволяет урегулировать ряд вопросов, которые не отражены в законодательстве. Но опять, же стороны не обязаны заключать его.

Несмотря на то, что коллективный договор зависит от особенностей труда, социально-экономических и профессиональных отношений конкретных организаций, тем не менее, он должен быть основан на следующих принципах, установленных законом:

  • соблюдение норм законодательства;
  • полномочность представителей сторон;
  • равноправие сторон;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
  • добровольность принятия обязательств;
  • реальность обеспечения принимаемых обязательств;
  • систематичность контроля;
  • неотвратимость ответственности.

8.3. Правила внутреннего трудового распорядка

Работодатель должен разработать:

  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка; и
  • некоторые другие корпоративные документы.

8.4. Индивидуальные трудовые договоры

Язык трудового договора

Трудовой договор должен быть оставлен на узбекском языке, а в случае, если большинство сотрудников не понимают по-узбекски, то он должен быть выполнен на двух языках: на узбекском языке и на соответствующем другом языке (включая английский).

Важное примечание: принуждение работника подписать трудовой контракт на языке, который он (она) не понимает может рассматриваться как нарушение трудовых прав работника.

Аналогичные требования распространяются на все уведомления и дополнения к трудовому договору.

Срочные трудовые договоры

Существуют общие ограничения в отношении срочных трудовых договоров.

В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса Республики Узбекистан трудовые договоры могут заключаться:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет;
  • на время выполнения определенной работы.

Трудовой договор, заключенный на срок выполнения определенной работы является срочным трудовым договором. Статья 76 Трудового кодекса предусматривает, что срочные трудовые договоры могут заключаться только в том случае трудовые договоры на неопределенный срок не могут быть заключены в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса.

Законодательство определяет такие обстоятельства, включая, но не ограничиваясь следующим:

  1. характер предполагаемой работы;
  2. условия выполнения работ;
  • интересы работника; и
  1. другие случаи, предусмотренные законодательством.

8.5. Наем узбекских сотрудников иностранными представительствами, аккредитованными в Узбекистане

Исполнение трудовых обязанностей сотрудниками представительства иностранной коммерческой организации аккредитованной в Узбекистане регулируется законодательством Республики Узбекистан. Узбекское законодательство устанавливает ряд требований к оформлению трудовых отношений.

При принятии на работу узбекского сотрудника, головная компания обязана выполнить следующие действия:

  1. проверить, имеет ли узбекский работник все необходимые документы (см. ниже);
  2. заключить трудовой договор с каждым узбекским сотрудником и хранить подписанные трудовые контракты в Представительстве;
  • получить от каждого узбекского сотрудника его трудовую книжку или справку о трудовых записях c предыдущего места работы или справку с основного места работы, если работник нанимается по совместительству. Каждый узбекский работник должен представить его / ее трудовую книжку в Представительство. Если узбекский сотрудник нанимается впервые, то Представительство должно оформить ему новую трудовую книжку;
  1. выдать каждому узбекскому сотруднику приказ о приеме его на работу;
  2. проинформировать каждого узбекского работника об условиях труда, рисках профессиональных или иных заболеваний, льготах и компенсациях, а также о средствах индивидуальной защиты;
  3. проинформировать каждого узбекского работника о правилах внутреннего трудового распорядка и о порядке приема на работу и собрать их подписи, подтверждающие факт такого ознакомления.

8.6. Список документов, необходимых для приема на работу

При приеме на работу работник, предоставляет следующие документы:

  1. Паспорт или заменяющий его документ;
  2. Трудовая книжка (за исключением лиц, принимаемых на работу впервые);
  3. Военный билет или приписное свидетельство (для военнообязанных);
  4. Диплом об окончании высшего или среднего специального, профессионального учебного заведения;
  5. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  6. ИНПС (индивидуальный накопительный пенсионный счет).