Декабрь 16, 2022

Бухгалтерский учет в Узбекистане

Оглавление

1. Законодательство

2. Понятие бухгалтерского учета

3. Первичные учетные документы

4. Субъекты бухгалтерского учета

5. Объекты бухгалтерского учета

6. Организация бухгалтерского учета и отчетности

7. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности

8. Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

9. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов

10. Бухгалтерский учет и отчетность банков и иных кредитных организаций регулируется Центральным банком Республики Узбекистан

11. Финансовая отчетность

12. Новый порядок по предоставлению отчетности и хранению документов

13. Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

1. Законодательство

  • Бюджетный кодекс Республики Узбекистан
  • Гражданский кодекс Республики Узбекистан
  • Уголовный кодекс Республики Узбекистан
  • Налоговый кодекс Республики Узбекистан
  • Закон РУз от 13.04.2016 № ЗРУ-404 «О бухгалтерском учете»
  • Закон РУз от 22.04.2013 № ЗРУ-350 «Об органах самоуправления граждан»
  • Закон РУз от 05.11.2019 № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности»
  • Закон РУз от 11.11.2019 № ЗРУ-582 «О центральном банке Республики Узбекистан»
  • Закон РУз от 06.05.2014 № ЗРУ-370 «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»
  • Положение «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» утвержденное приказом Министерством финансов от 23.12.2003 г. № 131
  • Постановление Президента Республики Узбекистан, от 10.11.2022 г. № ПП-419 «О мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов»

2. Понятие бухгалтерского учета

Под бухгалтерским учетом в соответствии Законом Республики Узбекистан «О Бухгалтерском учете» понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности.

Бухгалтерский учет осуществляется методом двойной записи путем одновременного и взаимосвязанного отражения хозяйственной операции в денежной оценке на не менее двух счетах бухгалтерского учета.

Метод двойной записи-это способ бухгалтерского учета, при котором каждое действие с деньгами записывается в равной сумме по двум счетам- кредиту и дебету. Бухгалтер пишет, откуда поступили деньги, куда ушли, за счет чего образовались и к какому результату привели.

Бухгалтерская информация — это обработанные данные об объектах бухгалтерского учета, которые основаны на первичных учетных документах.

Основными принципами бухгалтерского учета являются непрерывность, достоверность, сопоставимость показателей.

3. Первичные учетные документы

Первичные учетные документы являются основанием для бухгалтерского учета и в них фиксируются факты совершения хозяйственных операций и распоряжения на их проведение.

Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале.

Примеры ХО:

  1. Снабжение (поступление сырья, перевод средств поставщику, ввод в производство сырья).
  2. Реализация (траты на реализацию продукции, поступление выручки, продажа товаров).
  3. Производство (выплаты зарплаты сотрудникам, амортизация основных средств, принятие работы подрядчика, перевод средств подрядчику).

Первичными учетными документами признаются также чеки платежных терминалов при оплате с использованием банковских корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса.

Первичные учетные документы составляются на момент совершения хозяйственных операций либо после проведения данных операций.

Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются:

-наименование субъекта бухгалтерского учета;

-наименование и номер документа, дата и место его составления;

-наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении);

-наименование должностей и подписи с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лиц (лица), совершивших хозяйственную операцию. (Положение «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» от 23.12.03 года)

Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, несут ответственность за своевременность, правильность и достоверность, а также за передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.

Первичные учетные документы могут составляться и представляться в виде электронного документа.

Записи в первичных документах осуществляются чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве.

Запрещается использовать для записей в первичных документах карандаш.

 Свободные строки в первичных документах и регистрах подлежат обязательному прочерку.

 Руководителем предприятия утверждается перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов и учетных регистров.

4. Субъекты бухгалтерского учета

Субъектами бухгалтерского учета являются:

-органы государственной власти и управления

-юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их дочерние предприятия, представительства, филиалы и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.

Органы государственной власти и управления ведут учет своей деятельности и представляют отчетность в органы государственной статистики и налоговой службы (Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан»).

5. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются:

-активы;

-обязательства;

-собственный капитал;

-резервы;

-доходы;

-расходы;

-прибыль;

-убытки;

-хозяйственные операции.

Данные объекты бухгалтерского учета подлежат синтетическому и аналитическому учету.

Под синтетическим понимается учет, который осуществляется путем обобщения информаций об объектах бухгалтерского учета по определенным экономическим признакам в порядке, определяемом законодательством.

Под аналитическим учетом понимается учет, который ведется в целях формирования детальной бухгалтерской информации об объектах бухгалтерского учета в порядке, определяемом субъектом бухгалтерского учета самостоятельно. (Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от 13.04.2016 года)

6. Организация бухгалтерского учета и отчетности

Организация бухгалтерского учета и отчетности проводится руководителем (далее-директор) субъекта бухгалтерского учета(далее-компания).

Права директора бухгалтерского учета:

-создавать службу бухгалтерского учета под руководством руководителя службы бухгалтерского учета (далее-главный бухгалтер) или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорной основе;

-делегировать на договорной основе ведение бухгалтерского учета специализированной организации (аудиторские организации, организации налоговых консультантов и другие организации, в уставе которых предусмотрено оказание услуги по ведению бухгалтерского учета);

 -самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Директор компании обязан обеспечивать:

-разработку учетной политики, системы внутреннего учета и отчетности;

-порядок внутреннего контроля;

-полный и достоверный бухгалтерский учет;

-сохранность учетных документов;

-подготовку и публикацию финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством;

-подготовку налоговой отчетности и других финансовых документов;

-своевременность расчетов

Руководителем службы бухгалтерского учета является главный бухгалтер или иное должностное лицо.

Главный бухгалтер компанииподчиняется непосредственно директору.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в службу бухгалтерского учета обязательны для всех работников компании.

При возникновении споров или разногласий между директором и главным бухгалтером касающиеся отдельных хозяйственных операций, документы связанные с данными операциями могут быть исполнены по распоряжению директора. Директор единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций).

Главный бухгалтер компании(за исключением банков и иных кредитных организаций), подлежащего обязательной аудиторской проверке, должен отвечать следующим требованиям:

-иметь высшее образование;

-иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финансовой отчетности либо аудиторской деятельностью, при наличии высшего экономического образования — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования — не менее 7 лет из последних 10 календарных лет.

Директор компании, подлежащего обязательной аудиторской проверке, обязан обеспечивать ежегодное прохождение повышения квалификации руководителя службы бухгалтерского учета. (Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях от 22.12.10)

7. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Регулированием бухгалтерского учета и отчетности, а также разработкой и утверждением стандартов бухгалтерского учета занимается Министерство финансов Республики Узбекистан.

Министерство финансов Республики Узбекистан для усовершенствования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, а также для регулирования аудиторской деятельности:

-утверждает формы финансовой отчетности;

-разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность;

— осуществляет в установленном порядке внешний контроль качества работы аудиторских организаций;

-согласует порядок и регламент проведения квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора, типовую программу повышения квалификации аудиторов, утвержденные республиканскими общественными объединениями аудиторов;

— ведет Реестр аудиторских организаций и Реестр аудиторов;

— обеспечивает совершенствование информационной системы программного комплекса «Аудит», предназначенного для электронного взаимодействия с аудиторскими организациями и республиканскими общественными объединениями аудиторов;

— осуществляет анализ развития аудиторских услуг.

(Положение «О Министерстве финансов Республики Узбекистан» от 18.03.2017 года).

8. Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Организацию бухгалтерского учета осуществляет руководитель(далее-директор) субъекта малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся организации имеющие среднегодовую численность работников от 6 до 270 человек, в зависимости от вида деятельности.

Вид деятельности и количество работников указывается в Приложение №1 к Постановлению Кабинету Министров Республики Узбекистан от 24.08.2016 г. N 275

Права директора субъекта малого предпринимательства:

-создавать службу бухгалтерского учета под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях;

-делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме;

-самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета выбирается субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

Субъект малого предпринимательства разрабатывает собственную учетную политику ссылаясь на свои потребности и специфики финансово-хозяйственной деятельности и ведет бухгалтерский учет в соответствии с основными правилами, определенными законодательством по бухгалтерскому учету.

Субъект малого предпринимательства может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности.

При этом имеются требования, которые должны соблюдаться.

Требования:

-единая методологическая основа (принцип двойной записи);

-взаимосвязь данных аналитического и синтетического учет;

-сплошное отражение всех финансово-хозяйственных операций в регистрах на основании первичных документов;

-накапливание и систематизация данных первичных учетных документов в разрезе показателей, необходимых для управления, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также для составления финансовой отчетности. (НСБУ №20 ««Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства» от 14.08.2013)

Бухгалтерский учет разделяется на следующие этапы:

-документирование всех финансово-хозяйственных операций;

-регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;

-составление финансовой отчетности.

9. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов

Квартальные финансовые отчеты бюджетных организаций и получателей бюджетных средств составляются по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года.

Годовые финансовые отчеты составляются по состоянию на 1 января следующего отчетного года.

Финансовые отчеты бюджетных организаций и получателей бюджетных средств подписываются руководителем или уполномоченным им лицом и главным бухгалтером данных организаций.

Квартальные и годовые финансовые отчеты представляются по:

-распорядителям бюджетных средств (органы государственной власти на местах) — в Министерство финансов Республики Узбекистан;

-бюджетным организациям и получателям бюджетных средств, финансируемым из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, — в Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и города Ташкента;

-бюджетным организациям и получателям бюджетных средств, финансируемым из бюджетов районов и городов, — в финансовые отделы районных и городских хокимиятов.

Распорядители бюджетных средств составляют и представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан квартальные и годовые сводные финансовые отчеты на основе финансовых отчетов подведомственных им организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан.

Финансовые отчеты могут представляться в виде электронного документа, но при этом данный документ должен подтверждаться электронной цифровой подписью.

Право на подтверждение финансового отчета электронной подписью в бюджетных организациях и получателей бюджетных средств имеют:

-руководитель;

-главный бухгалтер;

-лицо, уполномоченное руководителем;

Министерство финансов Республики Узбекистан определяет порядок составления, утверждения и представления квартальных и годовых финансовых отчетов бюджетными организациями и получателями бюджетных средств.

10. Бухгалтерский учет и отчетность банков и иных кредитных организаций регулируется Центральным банком Республики Узбекистан

Согласно статье 70 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», банки организуют и ведут бухгалтерский учет в соответствии с внутренней учетной политикой, разработанной на основании правил, установленных Центральным банком.

Банки могут применять международные стандарты финансовой отчетности.

               Бухгалтерский учет в банках должен обеспечивать:

-достоверность управленческой, финансовой, налоговой, надзорной и иной отчетности, отражающей реальное финансовое состояние банка и результаты его деятельности;

-безопасность управления активами банка и возникающими рисками;

-возможность акционерам и наблюдательному совету банка контролировать финансовое состояние банка и работу его должностных лиц. (Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» от 5.11.2019 года)

11. Финансовая отчетность

Финансовая отчетность представляет собой систематизированную информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, а также данные финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Отчетным периодом финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря.

Отчетной датой для финансовых отчетов является последний календарный день отчетного периода. Так, для годового бухгалтерского баланса субъекта отчетной датой является 31 декабря, для годового отчета о финансовых результатах отчетным будет период с 1 января по 31 декабря (НСБУ №1 Учетная политика и финансовая отчетность)

Годовая финансовая отчетность включает:

-бухгалтерский баланс;

 -отчет о финансовых результатах;

-отчет о денежных потоках;

-отчет о собственном капитале;

-примечания, расчеты и пояснения.

бухгалтерский баланс — это форма финансовой отчетности, которая отражает имущественное положение организации.

 отчет о финансовых результатах- новое название отчёта о прибылях и убытках, формы №2 бухгалтерской отчётности.

 отчет о денежных потоках отражает все денежные поступления и платежи за отчётный период, а также остатки денег на начало и конец этого периода.

собственный капитал — это строка в балансе, в которой указывается величина, дающая реальную оценку текущего состояния дел фирмы

Требования к финансовой отчетности, составляемой по международным стандартам, определяются международными стандартами финансовой отчетности.

Субъект бухгалтерского учета при составлении финансовой отчетности должен включать бухгалтерские балансы и другие отчетные формы своих представительств, филиалов и иных структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс.

Финансовая отчетность составляется с нарастающим итогом с начала отчетного года.

Финансовая отчетность бюджетных организаций, получателей бюджетных средств и государственных целевых фондов составляется и предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Структура и содержание финансовой отчетности банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан.

12. Новый порядок по предоставлению отчетности и хранению документов

Согласно Постановлению Президента РУз «О мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов» предусмотрены следующие нововведения:

  1. Отменяется требование по хранению и передаче в государственные или негосударственные архивы:

—      архивных документов о начисленной юридическими лицами заработной плате и иных доходах физических лиц и суммах начисленных по ним налогов после 1 января 2022 г.;

—      финансовых, налоговых и статистических отчетов, представленных начиная с 1 января 2022 года в органы государственной налоговой службы и статистики в электронной форме, а также документов, оформленных в электронной форме через автоматизированные информационные системы налогового органа.

Также, с 1 января 2023 г. субъекты бухгалтерского учета не должны ежеквартально предоставлять финансовые отчеты в налоговые и статистические органы.

Отменяется требование по предоставлению годовых финансовых отчетов в налоговые органы субъектами предпринимательства, уплачивающим налог с оборота.

Кроме того, с 1 мая 2023 г. разрешается:

  • Субъектам предпринимательства, учредители которых являются резидентами РУз, дистанционно открывать банковские счета;
  • Юридическим лицам оформлять договоры по обеспечению электроэнергией, природным газом, горячей водой, питьевым водоснабжением, оказанию услуг канализации и телекоммуникации, отчеты по их потреблению, а также иные документы по договорной величине на очередной период в электронной форме.

С 1 января 2023 г. отменяются следующие виды статистической отчетности:

—      Форма 1 («Отчет о биржевой деятельности»);

—      Форма 1 мш («Отчет о состоянии условий труда»);

—      Форма 1 нх («Отчет о распределении численности работников по сумме начисленной заработной платы»);

—      Форма 1 («Отчет об услугах железнодорожного транспорта общего пользования»);

—      Форма 1 тб («Отчет о деятельности коммерческого банка»);

—      Форма 1 («Отчет о деятельности страховой организации»);

—      Приложение к форме 1 кб («Отчет об имеющихся строительных машинах и механизмах в малых строительных организациях и микрофирмах»);

—      Отчет о деятельности трубопроводного транспорта;

—      Форма 4 («Отчет о закупке плодоовощной продукции»).

Помимо этого, с 1 января 2023 г. отменяется требование о включении негосударственных архивов в реестр архивов. Кроме того, негосударственные архивы, которые оказывают услуги по электронному архивированию, не должны получать лицензию, а только уведомить уполномоченный орган.

13. Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

В кодексе об административной ответственности предусмотрена санкция за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

Неисполнение руководителем субъекта бухгалтерского учета и (или) службы бухгалтерского учета обязанностей, установленных законодательством о бухгалтерском учете, в том числе необеспечение правильности и достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также непроведение инвентаризации активов и обязательств:

-влечет наложение штрафа на должностных лиц от 3 до 7 базовых расчетных величин.(от 1 020 000 сумов до 2 380 000 сумов, что приблизительно от 82 долларов США до 192 долларов США)

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания,

-влечет наложение штрафа на должностных лиц от 7 до 10 базовых расчетных величин. (от 2 380 000 сумов до 3 400 000 сумов, что приблизительно от 192 долларов США до 274 долларов США)

Нарушение конфиденциальности бухгалтерской информации влечет уголовную ответственность. Согласно статье 191 Уголовного кодекса Республики Узбекистан за разглашение или использовании информации предусмотрена санкция в виде штрафа до ста (до 340 000 000 сумов, что приблизительно до 27 371 долларов США) базовых расчетных величин или обязательными общественными работами до 300 часов либо исправительными работами до 2 лет.