Май 31, 2023

Регулирование валютных операций в Республике Узбекистан

1. Введение

2. Нормативно-правовые акты

3. Понятие резидентов и нерезидентов в валютном законодательстве

4. Операции резидентов с движением капитала

4.1. Счета резидентов в банках за рубежом

4.2. Инвестиции резидентов за рубежом

5. Мониторинг

6. Регуляторная песочница в сфере финансовых услуг

7. Ответственность за нарушение законодательства о валютном регулировании


  1. Введение

Валютная политика — составная часть общеэкономической политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие бегству капитала за границу, привлечение иностранного капитала и укрепление национальной валюты. В настоящей статье мы опишем основные и самые важные аспекты валютного регулирования в Узбекистане

  1. Нормативно-правовые акты

Следующие акты законодательства регулируют валютные операции в Республике Узбекистан:

  • Закон Республики Узбекистан от 22.10.2019 № 573 «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании» (далее – «Закон о валютном регулировании»);
  • Закон Республики Узбекистан от 26.05.2000 № 77-II «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (далее – «Закон о внешнеэкономической деятельности»);
  • Закон Республики Узбекистан от 25.12.2019 г. № 598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» (далее – «Закон об инвестициях»);
  • Уголовный кодекс Республики Узбекистан;
  • Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности;
  • Приложение (Положение о порядке проведения отдельных валютных операций, связанных с движением капитала) к постановлению Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23.12.2013 № 2536 (далее – Постановление ЦБ № 2536);
  • Постановления правления ЦБ от 31.08.2020 №3281 «Об утверждении правил осуществления валютных операций в Республике Узбекистан» (далее – «Постановление-3281»);
  • Положение о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций (Приложение к Постановлению ГНК, ГТК, правления ЦБ) от 12.06.2013 № 2467 (далее – «Постановление № 2467»);
  • Положение о порядке введения Центральным банком Республики Узбекистан специального правового режима в области финансовых услуг (Приложение к Постановлению правления ЦБ) от 04.10.2022 г. № 3391 (далее – «Постановление № 3391»);
  • Положение о порядке уведомления о создании юридическими лицами Республики Узбекистан организаций за рубежом или о долевом участии в их уставных фондах (капиталах) (Приложение к Постановлению МВЭСИТ) от 17.05.2013 г. № 2457 (далее – «Постановление № 2457»).

 

  1. Понятие резидентов и нерезидентов в валютном законодательстве

Механизм валютного регулирования Республики Узбекистан (далее – «РУз») устанавливает отдельные правила для резидентов и нерезидентов. Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании, резидентами РУз  являются граждане РУз, включая находящиеся за границей, все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РУз, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в РУз и за ее пределами, дипломатические, торговые и иные официальные представительства РУз, в том числе находящиеся за пределами РУз. Также, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в РУз относится к категории резидентам. Что касается нерезидентов, то к ним относятся все лица не подпадающие под понятие резидента.

 

  1. Операции резидентов с движением капитала

Валютные операции осуществляются через валютные счета в банках Республики Узбекистан. Согласно ст. 19 Закона о валютном регулировании, покупка и продажа иностранной валюты резидентами и нерезидентами на территории Республики Узбекистан осуществляются исключительно через банки Республики Узбекистан. При этом, Закон о валютном регулировании разрешает резидентам открывать в счета в иностранной валюте банках Республики Узбекистан (https://azizovpartners.uz/ru/memos/osobennosti-otkrytiya-bankovskih-schetov-nerezidentami/).

Международные валютные операции подразделяются на текущие международные операции и операции движения капитала (https://azizovpartners.uz/ru/memos/valjutnoe-regulirovanie-v-uzbekistane/). Операции движения капитала осуществляются в соответствии с Постановлением ЦБ № 2536. В соответствии с этим Постановлением, коммерческие банки Узбекистана ведут учет валютных операций с движением капитала. Такой учет ведется банком, в котором открыт основный депозитный счет резидента (далее – «Основной обслуживающий банк»). Для осуществления таких валютных операций, резидент обязан предоставить Основному обслуживающему банку следующие документы:

  • заявление;
  • копия документа (договора, соглашения, сделки и (или) иного документа), предусматривающего осуществление валютной операции, а также вносимые в него изменения и дополнения (на русском или английском языках), если текст документа на другом языке, он должен быть легализован или апостилирован в установленном порядке и переведен на государственный или русский язык и перевод должен быть нотариальноудостоверен.

При осуществлении валютных операций с движением капитала, резиденты должны соблюдать следующие требования:

  • производить все расчеты и платежи по одной валютной сделке через Основной обслуживающий банк в соответствии с условиями валютной операции;
  • уведомлять Основной обслуживающий банк при внесении изменений в условия валютной операции (продление договора, отсрочке платежного периода, изменении графика погашения долга, полном погашении долга или расторжении договора и т.п.).

4.1. Счета резидентов в банках за рубежом

Согласно статье 12 Закона о валютном регулировании, для физических лиц нет никаких запретов в отношении открытия банковских счетов за рубежом.

А юридические лица — резиденты могут открывать за рубежом только при наличии одного следущих документов, которыми предусмотрено открытие и цели использования счетов за границей:

  • решение Президента Республики Узбекистан;
  • решение Правительства Республики Узбекистан; или
  • международный договор Республики Узбекистан.

После открытия счетов за рубежом, юридические лица – резиденты обязаны уведомлять налоговые органы и Центральный банк о следующих действиях и фактах:

  • об открытии (закрытии) счетов;
  • об изменении реквизитов счетов; и
  • об остатках и оборотах на данных счетах ежеквартально.

Перевод денежных средств со счетов в РУз на счета за рубежом, и наоборот, считается операцией движения капитала. Закон о валютном регулировании не устанавливает ограничений на право резидентов перечислять иностранную валюту со своих счетов за пределами РУз на свои счета в банках РУз. Однако, есть некоторые ограничения, связанные с переводами денежных средств со счетов резидентов РУз в коммерческих банках РУз на счета (вклады) за рубежом. В соответствии с п. 6.1 Постановления ЦБ № 2536, перевод денежных средств со счетов резидентов РУз в коммерческих банках РУз на счета (вклады) за рубежом осуществляются при наличии решений Президента РУз, Кабинета Министров РУз или международного договора РУз.

Счета резидентов — юридических лиц с иностранным участием в банках за рубежом

Законодательством Республики Узбекистан не предусмотрен отдельный режим открытия и использования банковских счетов за пределами Республики Узбекистан. По этой причине, вышеуказанные требования также распространяются на юридических лиц с иностранным участием, зарегистрированных в Республике Узбекистан.

4.2. Инвестиции резидентов за рубежом

Осуществление инвестиционной деятельности за рубежом резидентами также является операцией движения капитала. В соответствии с Законом о внешнеэкономической деятельности, такое право юридических и физических лиц РУз может быть ограничено в силу требований законодательства о валютном регулировании. Например, вышеуказанное требование в отношении открытия счетов за рубежом о наличии решения Президента РУз или Кабмина РУз либо международного договора РУз также существует в Постановлении ЦБ № 2536 в отношении следующих валютных операций:

  • осуществление инвестиционной деятельности за рубежом на сумму более эквивалента 10 000 долларов США — перечисление денежных средств со счетов резидентов в банках Республики Узбекистан на формирование уставного капитала иностранных предприятий (или долевого участия), на пополнение оборотными средствами своих филиалов за рубежом;
  • предоставление резидентами Республики Узбекистан нерезидентам кредитов и займов в денежной форме либо в форме товаров (услуг) и объектов лизинга;
  • перевод денежных средств со счетов резидентов Республики Узбекистан в коммерческих банках Республики Узбекистан на зарубежные счета (во вклады) и на приобретение недвижимого имущества.

Необходимо обратить внимание на то, что из текста Постановления ЦБ № 2536 не ясно, распространяется ли такое требование на операции юридических и физических лиц или только юридических лиц. Кроме того, в отношении инвестиций свыше 10 000 долларов США также не ясно, применяется ли данное требование к каждой операции отдельно или к некоторым операциям в совокупности.

Согласно Постановлению № 2457, при осуществлении инвестиционной деятельности за пределами Республики Узбекистан путем создания юридических лиц или долевого участия в уставных фондах, резиденты должны в месячный срок уведомлять Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. При таком уведомлении, резиденты должны направить министерству утвержденные учредительные документы организации за рубежом, легализованные в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Узбекистан за рубежом.

 

  1. Мониторинг

Мониторинг валютных операций юридических и физических лиц в Республике Узбекистан осуществляется на предмет обоснованности таких операций в соответствии с постановлением № 2467. Такой мониторинг осуществляют Центральный Банк (в том числе, коммерческие банки и их филиалы) вместе с налоговыми и таможенными органами.

Валютные операции, имеющие любой из следующих признаков, подлежат мониторингу:

а) по договору осуществлен перевод денежных средств по импорту товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах (Перечень оффшорных территорий: https://lex.uz/ru/docs/2186012#5064954), а также на счета нерезидентов в банках, находящихся в оффшорных зонах;

б) выплата резидентами контрагентам-нерезидентам штрафа за неисполнение обязательств и несоблюдение сроков поставки или оплаты, предусмотренных экспортно-импортными контрактами;

в) выплата по импортным контрактам на выполнение работ или оказание услуг, роялти, а также перевод иностранным учредителям дивидендов или репатриации прибыли;

г) выплата нерезидентам за реализацию ими акций, доли (пая) в уставном капитале юридических лиц — резидентов Республики Узбекистан и недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Узбекистан;

д) выплата резидентом по кредитному договору (договору займа) в пользу нерезидента (за исключением кредитов (займов), выданных международными финансовыми институтами и иностранными банками);

е) перевод за границу на счета физических лиц денежных средств, осуществляемый физическим лицом — резидентом Республики Узбекистан, если сумма перевода в течение одного календарного года превышает в эквиваленте сто миллионов сумов;

ж) поступление денежных средств из-за границы на счета физического лица — резидента Республики Узбекистан от иностранного юридического лица.

В процессе проведения мониторинга меры правового воздействия не применяются и деятельность хозяйствующего субъекта не приостанавливается.

 

  1. Регуляторная песочница в сфере финансовых услуг

В 2022 году по предложению Центрального Банка РУз был внедрен режим регуляторной песочницы в сфере финансовых услуг. В рамках режима регуляторной песочницы отдельным субъектам разрешается не соблюдать нормы некоторых актов законодательства в ограниченный период времени (на срок, не превышающий трех лет). Таким образом, юридические лица, осуществляющие деятельность в области финансовых услуг, могут тестировать свои финансовые продукты, которые на данный момент не могут быть представлены клиентам из-за ограничений в законодательстве. Режим регуляторной песочницы может быть введен Центральным Банком РУз в отношении:

  • банков;
  • небанковских кредитных организаций;
  • операторов платежных систем;
  • платежных организаций;
  • кредитных бюро;
  • валютных бирж;
  • а также других юридических лиц, контроль за которыми осуществляется органом регулирования финансовой сферы (контролирующий орган).

Финансовые услуги, разрешаемые к апробации, должны соответствовать одному из следующих критериев:

  • финансовая услуга является новой для рынка финансовых услуг республики;
  • потребительские особенности финансовой услуги улучшены относительно существующих услуг;
  • в законодательстве имеются ограничения или неточности, препятствующие оказанию финансовой услуги.

Режим регуляторной песочницы вводится на основании заявления субъектов и перечень субъектов, которые предоставляют свои услуги в рамках режима регуляторной песочницы, размещается на веб-сайте Центрального Банка в целях обеспечения прозрачности.

 

  1. Ответственность за нарушение законодательства о валютном регулировании

Ниже приводим меры ответственности, которые могут быть применены к нарушителям законодательства о валютном регулировании в отношении уведомительных процедур, регистраций, валютных операций и т.д.

Субъект Административная ответственность Уголовная ответственность
Только юридическое лицо

Нарушение порядка и осуществления валютных и экспортно-импортных операций влечет наложению штрафа от 8 до 12 базовых расчетных величин (далее – БРВ) согласно ст. 171 КОАО РУз

Физические и юридические лица

Согласно ст. 1711 КОАО РУз, заключение сделки вопреки интересам РУз причинившей ущерб, в пределах от 100 до 300 БРВ интересам РУз влечет наложение штрафа от 75 до 100 БРВ.

 

Согласно ст. 175 УК РУз, заключение сделки вопреки интересам РУз причинившей ущерб, в пределах от 300 до 500 БРВ интересам РУз приводит применению уголовной ответственности в следующей форме:

  • Штраф от 30 до 50 БРВ
  • Ограничение свободы от 3 до 5 лет
  • Лишение свободы от 3 до 12 лет
  • Лишение прав
Физические и юридические лица

Согласно ст. 1793 КОАО РУз, нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения влечет наложение штрафа от 15 до 50 БРВ.

Согласно ст. 243 УК РУз, легализация доходов полученных от преступной деятельности наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет.

Физические и юридические лица

В соответствии ст. 165 КОАО РУз, нарушения законодательства о лицензировании, разрешительных и уведомительных  процедур влечет наложение штрафа от 3 до 25 БРВ.

Ст. 190 УК РУз устанавливает следующие санкции в связи осуществлению деятельности без лицензии, без документа разрешительного характера либо без направления уведомления:

  • Штраф от 25 до 100 БРВ;
  • Лишение определенных прав до 5 лет;
  • Обязательная общественная работа до 400 часов
Физические и юридические лица

Незаконная предпринимательская деятельность влечет наложению штрафа от 7 до 50 БРВ. Сумма штрафа зависит от суммы дохода полученное вследствие правонарушения.