Январь 29, 2024
Виды и режимы упрощенных внешнеторговых операций в Республики Узбекистан.
- Внешнеэкономические сделки
В Узбекистане к внешнеторговым контрактам отнесены — экспортный контракт, импортный контракт, бартерный контракт, централизованный экспортный контракт, централизованный импортный контракт, импортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный консигнационный контракт, экспортный контракт на территории республики, контракт на переработку (на территории республики), контракт на переработку (за пределами республики), экспортные договоры на основании лизинга, импортные договоры на основании лизинга, контракт на ввоз, контракт на вывоз, контракт закупа, контракт реализации, соглашение о рекламе.[1]
- Основные виды контрактов
Импортный контракт — контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан на импорт товаров (работ, услуг);
Экспортный контракт — хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг), а также контракты, приравненные к экспортным в соответствии с законодательством (кроме бартерных контрактов);
Экспортный биржевой (ярмарочный) контракт — контракт, заключенный между экспортером и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров (работ, услуг) по итогам биржевых (ярмарочных) торгов;
Контракт на ввоз — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий приобретение товаров для помещения под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории и последующую реализацию товаров другому нерезиденту на основании контракта на вывоз;
Контракт на вывоз — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий помещение товаров, приобретенных на основании контракта на ввоз, под таможенный режим реэкспорта (в том числе экспорта товаров, подвергнутых достаточной переработке) с целью их реализации;
Контракт закупа — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на приобретение товаров без их ввоза на таможенную территорию или в случае провоза в порядке транзита;
Контракт на вывоз — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий помещение товаров, приобретенных на основании контракта на ввоз, под таможенный режим реэкспорта (в том числе экспорта товаров, подвергнутых достаточной переработке) с целью их реализации;
Контракт на переработку (на территории республики) — контракт, заключенный между экспортером и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий переработку на таможенной территории товаров и их вывоз в качестве продуктов переработки;
Контракт на переработку (за пределами республики) — контракт, заключенный между импортером и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий переработку товаров Республики Узбекистан за пределами таможенной территории и последующий обратный ввоз продуктов их переработки.
- Учет внешнеэкономических сделок в электронной базе данных налогового органа (ЕЭИСВО)
В Узбекистане существует система постановки на учет внешнеэкономических сделок в электронной системе ЕЭИСВО. Она охватывает сделки экспорта и импорта, но упускает из виду сделки совершаемые за пределами территории Узбекистана, включая сделки обработки на таможенной территории. Регистрации в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) подлежит любой экспортно-импортных контракт. К базе данных имеет доступ обслуживающий банк, налоговые и таможенные органы. Без учета контракта в ЕЭИСВО узбекский контрагент не сможет выполнить свои обязательства по контракту, в частности, оплатить и провести таможенную очистку товара
Правила учета учет внешнеэкономических сделок в ЕЭИСВО:
[…] Хозяйствующими субъектами в ЕЭИСВО должны быть внесены:
- сведения об экспорте и импорте выполненных работ или оказанных услуг — в течение 1 дня со дня составления акта;
- сведения о документах, подтверждающих получение и поставку товаров в рамках контрактов закупа и контрактов реализации, — в течение 1 дня со дня их заключения.
- Виды внешнеторговых операций, предусмотренные законодательством Узбекистана[2]
- внешнеторговые контракты — контракты на вывоз, контракты закупа, контракты на ввоз, контракты реализации, указанные в настоящем пункте Положения;
- контракт закупа — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на приобретение товаров без их ввоза на таможенную территорию или в случае провоза в порядке транзита;
- контракт реализации — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий реализацию товаров, приобретенных в рамках контракта закупа, другому нерезиденту.
- Упрощенные категории внешнеторговых сделок
Хозяйствующим субъектам разрешается экспортировать и импортировать товары (работы и услуги) на основании инвойсов, без заключения экспортных и импортных контрактов, а также осуществлять взаиморасчеты с иностранными партнерами через коммерческие банки на основании этих инвойсов, если сумма сделки не превышает 5 тыс. долларов США по одному инвойсу, без внесения информации в ЕЭИСВО.[3]
С 1 августа 2021 года разрешены операции:
- по переработке даже в случае отсутствия иностранного заказчика в требованиях таможенного режима;
- новые виды внешнеторговых контрактов на вывоз, ввоз, реализацию и закуп, позволяющие субъекту предпринимательства приобретать сырье из-за рубежа, реализовывать его любому иностранному партнеру после его переработки на территории республики без уплаты таможенных платежей (с мониторингом привязки контракта на ввоз к контракту на вывоз, а также привязки контракта закупа к контракту реализации — размер средств, поступивших по контракту реализации, не должен быть меньше размера средств, выплаченных по контракту закупа.);
- отечественным организациям-экспортерам приобретать продукцию за рубежом и реализовывать ее напрямую в третьи страны без импорта (см. пункт 5 ниже).
- Сроки, применяемые к ввозу и вывозу товаров и осуществлению платежей по внешнеторговым сделкам
- срок ввоза товаров по контракту на ввоз и оформления в таможенные режимы таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, а также возврата уплаченных за них денежных средств не может превышать 180 дней со дня осуществления платежей по контрактам;
- установить, что срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по контракту на вывоз не должен превышать 180 дней со дня оформления товаров в таможенный режим «реэкспорт» (в том числе экспорт);
- возврат средств, уплаченных по контракту закупа, или поступление средств по контракту реализации не может превышать 180 дней со дня осуществления платежа по контракту закупа.
Срок оформления товаров в режиме экспорта (реэкспорта), выполнения работ или оказания услуг в режиме экспорта, по которым зарубежными партнерами произведена оплата, не должен превышать 365 дней со дня поступления денежных средств на счет экспортера (реэкспортера).
Срок перечисления денежных средств за импортированные товары (в том числе, при ввозе под таможенные режимы: таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории), выполненные работы и оказанные услуги, не должен превышать 365 дней с момента: (а) регистрации таможенного режима товаров, ввозимых в Республику Узбекистан иностранными партнерами под режимы: выпуск в свободное обращение, таможенный склад, свободный склад, свободная таможенная зона, переработка на таможенной территории в соответствии с контрактом на вывоз), а также (б) подписания актов выполненных работ или оказанных услуг.
- Торговые операции за пределами Республики Узбекистан (не на трансграничной основе) и вне ее таможенной территории.
Существующая экономическая политика в целом ограничивает экономическую деятельность резидентов Узбекистан за пределами территории Узбекистана.
В ограниченный перечень допускаемых сделок (экспорт и импорт) предполагает обязательность доставки товаров работ и услуг на территорию Узбекистана — при импорте, и также обязательный экспорт, исключительно с территории Узбекистана. Торговые операций резидентов за пределами территории Узбекистана могут совершаться в случае, если такие резиденты имеют статус экспортеров: отечественным организациям-экспортерам разрешено приобретать продукцию за рубежом и реализовывать ее напрямую в третьи страны без импорта только.[4]
- Сроки
Срок ввоза в республику и оформления товаров в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», а также выполнения работ или оказания услуг либо возврата уплаченных за них денежных средств не должен превышать 180 дней со дня осуществления платежей по импортным контрактам. Данный срок не применяется к торговым операциям резидентов осуществляемым за пределами Республики Узбекистан (не на трансграничной основе) и вне ее таможенной территории.
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан постоянно осуществляет мониторинг за определением таможенной стоимости товаров, кроме товаров, работ (услуг) приобретаемых и отчуждаемых в рамках внешнеторговой деятельности резидентов за пределами Республики Узбекистан (не на трансграничной основе) и вне ее таможенной территории.
- Реэкспорт
Реэкспортеры — резиденты Республики Узбекистан — юридические лица и индивидуальные предприниматели[5], помещающие под таможенный режим реэкспорта товары, ранее приобретенные на основании контракта на ввоз, с целью их реализации.[6]
Таможенный режим реэкспорта — режим, при котором ранее ввезенный на таможенную территорию Узбекистана товар либо продукт переработки товара, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории, вывозится из нее без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения к товару мер экономической политики, а в отдельных случаях — с возвратом сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при его ввозе.
Для помещения товара под таможенный режим реэкспорта в таможенный орган представляются грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы.
Товар, помещаемый под режим реэкспорта, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов[7].
При реэкспорте товара, ранее помещенного под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт), возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов производится в отношении фактически реэкспортируемой части товара.
- Другие упрощенные режимы
- Таможенный режим переработки на таможенной территории[8]
Таможенный режим переработки на таможенной территории — режим, при котором товар ввозится на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки.
Контракт в рамках этого режима заключается между экспортером и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий переработку товаров на таможенной территории Узбекистана и их вывоз в качестве продуктов переработки за пределы таможенной территории Узбекистана.
При ввозе товара в целях переработки на таможенной территории меры экономической политики не применяются.
Операциями по переработке товара на таможенной территории являются:
- непосредственная переработка или обработка ввезенного товара с изменением его первоначальных свойств и индивидуальных показателей, но с сохранением в продукте переработки таких характеристик товара, которые позволяют его идентифицировать;
- изготовление другого товара с использованием ввезенного товара, включая монтаж, сборку или разборку;
- ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей;
- использование в качестве сырья иных товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, в случаях, если эти товары полностью или частично употребляются в процессе переработки. Данная операция должна быть выполнена одновременно с одной из других операций, указанных в настоящей части.
Вывозимый продукт переработки, остатки и отходы освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также от применения к ним мер экономической политики.
С 1 мая 2022 года внедрен упрощенный порядок применения таможенного режима «переработка на таможенной территории», в соответствии с которым:
а) расфасовка, упаковка (в том числе переупаковка), сортировка, очистка товара, его подгонка к другим товарам и модернизация оборудования считаются операциями переработки на таможенной территории;
б) при помещении товаров под таможенный режим «переработка на таможенной территории» обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям нормативных актов в области технического регулирования и представление санитарно-эпидемиологического заключения не требуются.
[1] Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283)
[2] Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283)
[3] Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках» N УП-5564 от 30.10.2018 г.
[4] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.07.2021 г. N 429 «О дополнительных мерах по дальнейшему упрощению таможенного администрирования и процедур».
[5] Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
[6] Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283).
[7] Ст.35 Таможенного Кодекса Республики Узбекистан.
[8] Указ Президента Республики Узбекистан от 25.04.2022 г. N УП-115 «О дополнительных мерах по упрощению применения таможенного режима «переработка на таможенной территории».