Январь 23, 2020
Осуществление расчетов в Республике Узбекистан
1. Расчетные отношения в Республике Узбекистан
1.1. Формы безналичных расчетов
1.2. Расчеты платежными поручениями
2. Требования, предусмотренные подзаконными актами
2.1.1. Расчеты при экспортно–импортных операциях
2.1.2. Расчеты по импортным контрактам в иностранной валюте
2.2. Расчеты на внутреннем рынке
1. Расчетные отношения в Республике Узбекистан
Согласно статье 94 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее — ГК) платежи в Республике Узбекистан осуществляются только в виде наличных и безналичных расчетов. Расчеты между физическими лицами, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляются в наличной форме без ограничения суммы, а также в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, осуществляются только в безналичной форме. Безналичные расчеты, осуществляются только через банки.
1.1. Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты в Республике Узбекистан, осуществляются в следующих формах:
- расчеты платежными поручениями (денежно расчетными документами являются платежные поручения и платежные требования);
- расчеты по аккредитиву (денежно–расчетными документами являются заявление на аккредитив и товарораспределительные документы);
- расчеты по инкассо (денежно–расчетными документами являются инкассовые поручения и товарораспределительные документы);
- расчеты чеками (денежно–расчетными документами являются чеки).
1.2. Расчеты платежными поручениями
Представляют собой поручение клиента – банку о перечислении денежных средств (в сумме, указанной в самом поручении) на счет третьего лица. Содержание и форма платежного поручения должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством.
При расчетах по аккредитиву выплата средств получателю производится лишь
- при представлении им предусмотренных в аккредитиве документов, а именно (1) реестр счетов, (2) отгрузочные и (3) другие документы: и
- при выполнении других условий аккредитива, например, получение акцепта представителя плательщика.
Банк, производящий платеж, обязан проверить соответствие документов установленным требованиям, не проверяя фактической стороны. Срок действия аккредитива определяется договором между плательщиком и поставщиком. В самом аккредитиве необходимо указать банка-эмитента, вид аккредитива, способ его исполнения, способ извещения поставщика об открытии аккредитива.
В Республике Узбекистан аккредитивная форма расчетов, выступает в виде (1) покрытых и непокрытых, (2) отзывных и безотзывных аккредитивов. Однако, запрещается переуступка выручки узбекскими экспортерами путем применения трансферабельных аккредитивов и иных платежных документов, осуществляемых в пользу других юридических лиц.
Расчеты по инкассо направлены на получение кредитором платежей за предоставленные должнику товары (выполненные работы). При расчетах по инкассо поручение клиента считается выполненным не в момент списания денежных средств со счета плательщика, а лишь после поступления соответствующих средств на расчетный счет получателя платежа.Инкассовые поручения вправе выставлять как правила орган государственного управления, в частности:
- органы государственной налоговой службы (при взыскании налогов и сборов);
- таможенные органы (о взыскании неуплаченных в срок таможенных платежей и штрафов) и другие органы предусмотренные законодательством. (п.59 Положения о безналичных расчетах в РУз, утвержденного Постановлением ЦБ, зарегистрированным МЮ 03.06.2013 г. №2465).
Чек – ценная бумага, которая содержит ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж чекодержателю суммы, указанной в чеке. Чекодержателем может быть любое физическое или юридическое лицо. Чек не является платежным средством. Выдача чека не означает совершения платежа, а лишь указывает на замену предшествовавшего отношения на новое, которое возникает между чекодержателем и чекодателем или иными обязанными по чеку лицами. На практике чек принимается банком, только со стороны юридических лиц, при выдаче сумм на заработную плату работникам такого юридического лица.
2. Требования, предусмотренные подзаконными актами
Требования, предъявляемые подзаконными актами Республики Узбекистан в отношении расчетной системы, в основном направлены на следующие цели:
- сокращение внебанковского оборота наличных денег;
- осуществление расчетов строго в национальной валюте (узбекский Сум);
- недопущение возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;
- осуществление сильного валютного регулирования.
2.1. Требования, установленные законодательством для исполнения указанных целей в разделе втором (2) настоящего меморандума
2.1.1. Расчеты при экспортно–импортных операциях
Экспортно-импортные операции в Республике Узбекистан, находятся под особым контролем государства, о чем свидетельствует множество контрольных функций, осуществляемых коммерческими банками и налоговыми органами страны.
Согласно законодательству основными формами платежей по экспортно-импортным операциям в Республике Узбекистан, являются документарные аккредитивы, банковские переводы и инкассо. Расчеты по экспортным контрактам должны (по выбору сторон) осуществляться с соблюдением одного из следующих требований:
- предварительная оплата поставляемых на экспорт товаров;
- аккредитив;
- гарантия банка покупателя; или
- полис страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.
Законодательством также установлены предельные сроки поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям. Такие сроки, в зависимости от особенностей экспертной операции, не должны превышать:
- 180 дней со дня фактического экспорта товаров, вывозимых учредителями, резидентами Республики Узбекистан в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов),
- а также хозяйствующими субъектами – членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты;
- 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации – по экспортным операциям электротехнической и электробытовой продукции собственного производства ;
- 120 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для остальных экспортеров, в противном случае, экспортер уплачивают штраф;
При оформлении товаров на экспорт субъекты предпринимательской деятельности осуществляют ввод данных по внешнеторговым контрактам и инвойсам в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи.
2.1.2. Расчеты по импортным контрактам в иностранной валюте
Такие расчеты осуществляются путем банковского перевода, аккредитива или инкассо в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом.
Расчетные отношения при импорте, отнесены к исключительной подведомственности коммерческих банков Республики Узбекистан, так законодательством предусмотрено, что платежи по импортным контрактам, осуществляются только со счетов в коммерческих банках Республики Узбекистан. Не соблюдение данного порядка осуществления экспортно-импортных операций, будет являться административным правонарушением.
В случае, когда экспортеры, допустившие задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа, а также импортеры, не обеспечившие ввоз на территорию Республики Узбекистан и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения», выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства — 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в доход республиканского бюджета:
- в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), — при задержке до 180 дней от установленных сроков;
- дополнительно в эквиваленте 20 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), — при задержке от 180 до 365 дней от установленных сроков;
- дополнительно в эквиваленте 70 процентов от суммы непоступивших валютных средств или товаров, не оформленных в режим «выпуск для свободного обращения» (не выполненных работ, не оказанных услуг), — при задержке более 365 дней от установленных сроков.
В случае применения штрафных санкций, указанных выше, независимо от сроков взыскания просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям, повторные санкции по тому же предмету задолженности и объему фактического экспорта товаров (работ, услуг) к экспортеру не применяются.
2.2. Расчеты на внутреннем рынке
Законодательство в области расчетов на внутреннем рынке Узбекистана, предусматривает:
(a) Запрет хозяйствующим субъектам, имеющим долю государства в уставном капитале 50 и более процентов, отпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг потребителям и заказчикам без предварительной оплаты в размере не менее 15 процентов стоимости поставляемой продукции (работ, услуг), за исключением случаев, установленных законодательством, а также
(b) недопущение просроченной дебиторской задолженности, возникающей в случае непоступления средств за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы, по истечении 90 дней.
Просроченная дебиторская задолженность, влечет наложение на руководителя и главного бухгалтера предприятия, строгих мер административного или уголовного характера.
Кроме того, для всех категорий расчетов, в том числе и для внутреннего рынка, законодательством запрещено осуществление платежей в качестве зачета перед третьими лицами, с чем в республике значительно ограничена уступка права требования.