Апрель 29, 2022

Новые условия для развития частного сектора в Узбекистане

Президент Республики Узбекистан принял Указ № УП-101 от 08.04.2022 г. «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора» (далее — «Указ»). Ниже раскрываются основные нововведения данного Указа.

Льготы при приобретении государственных активов

Указом определяется, что для ускорения процесса приватизации и создания удобств для инвесторов, которые приобрели государственные активы (государственные доли, пакеты акций, объекты недвижимости):

  • Применить порядок оплаты в рассрочку до 3 (трех) лет, применяемый при реализации государственных активов и на процесс реализации земельных участков несельскохозяйственного назначения на основе права собственности через аукцион;
  • Предоставить право передачи в залог государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения, покупателям государственных активов и земельных участков несельскохозяйственного назначения, реализованных с условием оплаты в рассрочку, единовременно осуществившим первоначальный платеж в размере не менее 35 процентов.

Приобретение недвижимости

В Указе отмечается, что с 1 мая 2022 года предоставляется иностранным гражданам право внесения инвестиций в форме приобретения строящихся новых нижеследующих объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), перечень которых утверждается Кабинетом Министров, без истребования вида на жительство в Республике Узбекистан:

  • в Ташкентской области, городах Ташкенте и Самарканде — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 150 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 180 000 долларов США;
  • в других регионах — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 70 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 85 000 долларов США.

Нужно учитывать, что вышеуказанные покупки недвижимого имущества, не будут основанием для получения постоянной регистрации и вида на жительство в Республике Узбекистан.

Также, уменьшается сумма стоимости недвижимого имущества с 400 тыс. долларов США до 300 тыс. долларов США в городе Ташкенте и Ташкентской области, который требовался для получения вида на жительство в Республике Узбекистан иностранными гражданами. Данное уменьшение суммы применяется в том случае, если приобретение недвижимого имущества соответствует условиям приложения №6 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № УП-5611, где приводится список стран, граждане которых имеют право получать вид на жительство в Республике Узбекистан при условии приобретения недвижимого имущества.

Изменения в сфере налоговых и таможенных льгот

Согласно Указу, ставка налога на доходы физических лиц (кроме дивидендов, процентов и доходов от фрахта) для нерезидентов будут снижены до 12 % с 1 мая текущего года. Текущая ставка налога составляет 20 %. А для дивидендов и процентов – 10 % и для доходов от фрахта – 6 %.

Указом установлен новый порядок предоставления льгот по таможенным пошлинам, который вступает в силу с 1 июля 2022 г. В соответствии с новым порядком, льготы по таможенным пошлинам предоставляются только законами РУз. При этом будет необходимо получение заключения Совета по тарифному и нетарифному регулированию. А руководители отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах представляют отчеты об эффективности специальных налоговых и таможенных льгот для развития отрасли и (или) территории в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет до 1 марта каждого года.

В целях создания равных условий для субъектов предпринимательства, следующие налоговые и таможенные льготы, применяемые к определённым субъектам, теперь начиная с 1 мая текущего года распространяются на все субъекты соответствующей отрасли:

А также отменяются ряд таможенных и налоговых согласно утвержденному графику.

Дальнейшая приватизация государственных активов

Министерством финансов совместно с рядом иных государственных органов планируется:

  1. до конца 2022 года начать работу по приватизации АО «Узбекнефтегаз» (в том числе путем публичного размещения (IPO) акций в размере не менее 49%) и государственных акций в АО «Тепловые электрические станции» в размере 51% и более с привлечением опытного инвестиционного банка;
  2. до 1 сентября 2022 года разработать стратегию реформирования АО «Узбекгидроэнерго» на основании заключений международной консалтинговой компании.

При этом в процессе строительства новых гидроэлектростанций (малых и средних) приоритетными будут проекты с участием частного сектора (в том числе на основе условий ГЧП);

  1. до 1 сентября 2022 года начать работу по выставлению на торги государственных акций в размере 51% и более в уставном капитале АО «Uzbekistan airways» (в том числе путем IPO);
  2. до 1 августа 2022 года обеспечить IPO до 10% пакета акций АО «UzAuto Motors» с привлечением международного инвестиционного банка и консультантов. Кроме того, планируется разработка стратегии реализации стратегическим инвесторам остальной доли АО «UzAuto Motors», а также АО «UzAuto Motors Powertrain» и ООО «Samarqand Avtomobil zavodi».

Кабинету Министров в 2х месячный срок обеспечить:

  1. до конца 2023 года получение международного кредитного рейтинга со стороны АО «Национальные электрические сети Узбекистана», а до конца 2024 года — АО «Узтрансгаз»;
  2. до 1 сентября 2022 года усовершенствовать деятельность АО «Худудгазтаъминот» и АО «Региональные электрические сети» на основании заключений международных финансовых институтов и консультантов. При этом будет решаться вопрос о передаче частному оператору функций оптовой закупки и реализации природного газа и электрической энергии.

Также планируется:

  1. до 1 июня 2022 года разработать стратегию трансформации, развития и приватизации АО «Узбекистон темир йуллари» при содействии Всемирного банка;
  2. до 1 августа 2022 года разработать предложения о привлечении частного сектора к работе общественного транспорта (на основе условий ГЧП);
  3. до 1 сентября 2022 года разработать стратегии реформирования АК «Узбектелеком» и АО «Узбекистон почтаси»;
  4. в 2х месячный срок разработать проект постановления, предусматривающий передачу под управление частному сектору международных аэропортов при АО «Uzbekistan Airports» (на основе условий ГЧП);
  5. в 2х месячный срок разработать проект постановления о реформировании Комитета по автомобильным дорогам.

Изменения в антимонопольном законодательстве

В целях улучшения конкурентной среды Указом был внесен ряд изменений в антимонопольное законодательство. А именно:

  1. Теперь юридические лица или индивидуальные предприниматели, или группа лиц, выручка от реализации товаров (услуг) которых за последний календарный год не превышает 10’000 БРВ (около 240’000 долларов США) не признаются занимающими доминирующее положение на товарном или финансов рынке и, тем самым, к ним не могут применяться антимонопольные меры.[1]
  2. С 1 сентября 2022 г. к бизнес субъектам, совершившим нижеперечисленные антиконкурентные действия, будут применяться финансовые санкции:
  • Соглашения (согласованные действия) и координация экономической деятельности, приводящие к ограничению конкуренции;
  • Злоупотребление доминирующим или монопольным положением, а аткже превосходной переговорной силой, необоснованное завышение цен на стратегически важную продукцию, недобросовестная конкуренция;
  • Нарушение законодательства о конкуренции при слиянии, присоединении, а также заключении соглашений по приобретению акций (долей) в уставном фонде бизнес субъектов;
  • Совершение антиконкурентных действий на публичных торгах и нарушение антимонопольных требований.
  1. С 1 сентября 2022 г. усилится административная ответственность за:
  • Незаконное ограничение органами гос. власти свободного передвижения и реализации сырья, товаров и оказания услуг;
  • Принятие решений организациями и органами, наделенными полномочиями лицензирования, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений, ограничивающих конкуренцию
  • Непредставление необходимых документов и информации, а также представление ложной или недостоверной информации по требованию антимонопольного органа.
  1. Будут приняты меры по устранению действующих монополий путем привлечения частного сектора и отмены эксклюзивных прав в соответствии с Планом.
  2. С 1 января 2023 г. будет внедрен Индекс развития конкуренции.

[1] Исключение составляют субъекты естественных монополий, участники государственных закупок и биржевых торгов, а также хозяйствующие субъекты, цена продукции которых регулируется государством.