Март 2, 2022

Строительство автомобильных дорог в Узбекистане

На сегодняшний день по автомобильным дорогам осуществляется перевозка 98 процентов всех грузов и 88 процентов пассажиров. Соответственно, развитие автодорожной инфраструктуры является приоритетным. Инвестиционные проекты в сфере дорожного строительства финансируются такими крупными международными финансовыми институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития и Кувейтский фонд арабского экономического развития.  В данной статье представляем обзор по строительству в сфере автомобильных дорог.

  1. Нормативно-правовые акты
    • Градостроительный кодекс Республики Узбекистан;
    • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Комитете автомобильных дорог при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан» от 19 мая 2020 года № 295;
    • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положений о Министерстве строительства Республики Узбекистан, его структурных подразделениях, а также республиканском и территориальных архитектурно-градостроительных советах» от 31 июля 2018 года № 603;
    • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Комитете автомобильных дорог при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан» от 19 мая 2020 года № 295;
    • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Агентства гражданской авиации, Инспекции по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок и Инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан» от 19 апреля 2019 года№ 337.
  2. Органы регулирования сферы автомобильного строительства

Органами регулирования сферы автомобильного строительства являются Министерство строительства Республики Узбекистан и Министерство транспорта Республики Узбекистан, а также Комитет автомобильных дорог при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан.

Общий обзор строительной сферы в Узбекистане можно узнать здесь.

Общий обзор про лицензирование в Узбекистане можно узнать здесь.

Общий обзор про тендеры в Узбекистане можно узнать здесь.

  1. Орган контроля сферы автомобильного строительства

Инспекция по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (далее – «Уздоринспекция») является органом государственного управления, осуществляющим контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства о градостроительстве и нормативных документов в области технического регулирования в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций. Уздоринспекция осуществляет свою деятельность на основании Положения об Инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта Республики Узбекистан (ПКМ от 19 апреля 2019 года № 337), согласно которому оно:

осуществляет контроль принятых технических решений в проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, а также надзор за качеством их разработки;

обеспечивает контроль за соответствием вносимых изменений в проектно-сметную документацию в процессе дорожного строительства требованиям нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства;

обеспечивает контроль за качеством выполняемых строительно-монтажных работ, их соответствие требованиям нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства и проектно-сметной документации;

проводит контрольные испытания, замер дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, применяемых на объекте дорожного строительства;

проводит постоянный мониторинг технического и авторского надзора, а также испытательных дорожно-строительных лабораторий;

применяет меры административного воздействия при нарушении требований законодательства о градостроительстве и нормативных документов в области технического регулирования в сфере дорожного строительства, производства дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций;

вносит в уполномоченный государственный орган предложения о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий в сфере дорожной отрасли;

изучает полноту и качество выполненных строительно-монтажных работ согласно утверждённой проектно-сметной документации, а также их соответствие ведомостям объемов работ;

изучает соответствие исполнительной документации действующим нормативным документам;

при необходимости проводит дополнительные лабораторные испытания;

участвует в организации и развитии государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства;

проводит государственную экспертизу проектной документации в сфере дорожного строительства на договорной основе;

проводит лабораторные испытания на договорной основе;

проводит обследование, диагностику технического состояния существующих дорог и искусственных сооружений на договорной основе.

  1. Стандарты по строительству автомобильных дорог

При строительстве автомобильных дорог применяются следующие градостроительные нормы и правила:

  • ШНК 2.05.02-07 «Автомобильные дороги»;
  • O’zDSt 3074 «Смеси бетонных укатываемые и бетон укатанный для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог».

Однако согласно п. 1 Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан» от 13 марта 2020 г., № УП-5963 до 31 декабря 2028 года на территории Республики Узбекистан зарубежных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности (см. ниже) одновременно с национальными нормативными документами, в том числе на этапе проведения экспертизы проектной документации, при условии:

адаптации с привлечением местных проектно-изыскательских организаций проектной документации, подготовленной на основе зарубежных нормативных документов, с разработкой специальных технических условий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами;

покрытия со стороны заказчика (инвестора) расходов по оплате услуг независимых зарубежных специалистов и консультантов, привлекаемых, при необходимости, уполномоченным органом при рассмотрении адаптированной проектной документации, независимо от результата такого рассмотрения.

Перечень

зарубежных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности, которые допускаются к применению на территории Республики Узбекистан одновременно с национальными нормативными документами

Наименование нормативных документов Государства
1. Еврокоды (European Codes, EС) Европейский Союз
2. Британские стандарты (British Standards, ВS) Великобритания
3. Китайские национальные строительные стандарты (GB, CJ, JC, JG и др.) Китайская Народная Республика
4. Корейские строительные коды
(Korean building code, КВС)
Республика Корея
5. Строительные нормы и правила (СНиП) Российская Федерация
6. Международные строительные коды США (International building code, IBC) Соединенные Штаты Америки
7. НациональныестандартыЯпонии
(Japanese Industrial Standards, JIS)

Япония